Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Керамика, фарфор китайцев. Изделия из металла. Ткани, вышивка и ковры
Этнография - Народы Восточной Азии

Одним из самых древних видов художественного ремесла китайцев, существование которого насчиты вает 5—о тыс. лет, является керамика. Археологические раскопки обнаружили существование уже в эпоху неолита очень развитого производства расписной керамики. Найденные глиняные сосуды, украшены снаружи многокрасочной росписью в виде спиралей, сеток, волнистых линий. Несколько позже появилось производство черной полированной керамики, почти лишенной росписи. Во II тысячелетии до н. э., в эпоху Инь, при изготовлении керамических изделий уже применялась полива. Найдены относящиеся к этому же времени сосуды из каолина — высококачественной белой глины.

Древние китайцы (по крайней мере начиная с XI в. до н. э.) уже освоили производство разнообразной посуды и утвари (треножники, кувшины, чайники, чашки, курильницы), измерительных приборов и пр. Изготовление кирпича и черепицы известно также очень давно. Кирпич был использован и при облицовке Великой китайской стены. Как известно, у древних китайцев широко были распространены керамическая ритуальная утварь, погребальные сосуды, фигурки людей, животных, модели домов. Древнее происхождение имеет и китайская народная керамическая игрушка.

Развиваясь на протяжении нескольких тысячелетий, китайское керамическое производство достигло многообразия форм и богатства декоративного оформления.

Издавна сложились многочисленные центры керамического производства. Около 2 тыс. лет существует г. Исин — центр гончарного ремесла. Здесь из местных глин исинские мастера изготовляют разнообразные изделия свыше 3 тыс. видов, начиная от цветной глазированной черепицы ж кончая изящными чайными сервизами.

Крупным центром керамики в провинции Гуандун является поселок Шивань, который славится своими замечательными скульптурами малых форм. Художественные керамические изделия мастерских других городов и провинций различаются по ассортименту выпускаемой продукции, по цвету глины и глазури, а также по технике и тематике росписи.

С гончарным производством тесно связано изобретение фарфора. Уже в период Хань керамические изделия по своим качествам приближаются к фарфору. Но первые фарфоровые изделия появляются в Китае в VI—VII вв.

Первое место в стране по производству фарфора с давних пор занимает г. Цзиндэчжэнь (провинцияЦзянси). Уже в эпоху Тан (VII—X вв.) в Цзиндэчжэне были созданы две фарфоровые мастерские. Ко времени династии Сун (X—XIII вв.) значительно совершенствуются процессы производства фарфора, техника обжига, особенно развивается техника его художественного оформления.

Веками совершенствуя производство фарфора, талантливые народные умельцы достигли высокого мастерства ^селадон, применение красной глазури «бычья кровь», разнообразные подглазурные и надглазурные росписи, кракле и т. д.).

В начале XI в. большого совершенства достигло изготовление фарфоровых изделий с синей подглазурной росписью. В это время фарфор стал одним из важнейших предметов экспорта.

В настоящее время на государственных фабриках в Цзиндэчжэне работает свыше 14 тыс. рабочих и 3 тыс. художников, создающих превосходные произведения искусства. Здесь выпускается тонкая, просвечивающая чайная и столовая посуда, декоративные тарелки, вазы различных форм,, табуреты, подушки, чаши и статуэтки, покрытые высококачественной разноцветной глазурью.

Изготовляют фарфор и в других провинциях Китая: Хунань, Фуцзянь,. Гуандун, Цзянсу и Чжэцзян.

Изделия из металла

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. начинается в Китае эпоха бронзы, а в период Шан-Инь (XIV—XI в. до н. э.) техника отливки бронзы и выделка бронзовой утвари достигли значительного развития. На многих бронзовых сосудах этого времени имеются изображения животных и представляющие большую ценность ранние иероглифические надписи (цзинь- вэнъ).

Временем высшего расцвета бронзы является эпоха Чжоу (XI—III вв. до н. э.). Бронзовые изделия этого времени украшались уже золотом к инкрустациями из драгоценных камней. Из бронзы выделывались сельскохозяйственные орудия, но главным образом оружие: длинные мечи, кинжалы, тяжелые секиры и копья с длинными наконечниками, а также предметы, имеющие отношение к культу: жертвенные сосуды, курильницы, колокола и др.

Свыше 2 тыс. лет назад вошло в употребление железо, получившее широкое распространение; оно шло в основном на изготовление орудий производства.

Во время ханьской династии (III в. до н. э.—III в. н. э.) бронзовое литье все более совершенствуется: на сосудах, украшенных золотом и серебром, и на орнаментальной поверхности бронзовых зеркал появляются многофигурные рельефные изображения животных и людей.

С проникновением в Китай буддизма китайские литейщики стали изготовлять из бронзы и меди скульптурные изображения буддийских богов и предметы культа. Изделия из бронзы становятся значительно более разнообразными по форме, более изящными и легкими; совершенствуется техника отливки и ковки металла.

Высокого уровня техники литья и художественной отделки бронзовых изделий китайские мастера достигли в XV—XVII вв. Среди современных произведений прикладного искусства необходимо отметить высокое мастерство народных умельцев, изготовляющих ажурные изделия из кованого железа, так называемые «железные цветы» (техуа), появившиеся впервые как новый вид художественных изделий из металла в период Тан (VII—X вв.), а также всевозможные пейзажи, вырезанные из тонкого листового железа. Города Пекин и Уху являются центрами изготовления этого вида изделий.

Большими художественными достоинствами отличаются китайские ювелирные изделия, создаваемые в Гуанчжоу, Шанхае, Пекине и Чэнду.

Ювелирные изделия и эмаль

Возникшее в глубокой древности ювелирное искусство Китая уже издавна знало такие художественные приемы, как гравировку, чеканку, инкрустацию. До XX в. преобладающими ювелирными изделиями были всевозможных форм шпильки, заколки, большие булавки с длинными подвесками для женских причесок, а также диадемы, серьги с подвесками и браслеты. Любопытно, что ювелиры того времени при отделке своих изделий часто использовали в качестве инкрустаций яркое голубое перо зимородка (фэйцуй). Современные мастера изготовляют кофейные сервизы, курительные приборы, оригинальных форм вазы для цветов, приборы для вина, несессеры, блюда, пудреницы, всевозможные туалетные коробки и др. Значительного совершенства достигли ювелиры в изготовлении филигранных изделий: брошек, серег, браслетов, колец, ожерелей, поясов. За последние полвека художественные изделия из эмалей вытеснили очень популярные в старом Китае художественные изделия из бронзы, меди и олова.

Производство эмалей проникло в Китай с Запада в XIV в. и, постепенно совершенствуясь, приобрело национальные особенности и достигло высокого уровня развития. Расписные эмали, отличающиеся нежной гаммой красок, получили с XVII в. большое распространение в Гуанчжоу. Наибольшей популярностью пользуется перегородчатая эмаль, расцвет производства которой относится к XVII—XVIII вв. В КНР это производство, отличающееся высокой техникой изготовления, сосредоточено в Пекине, где изготовляют самые различные предметы: вазы, декоративные тарелки, кофейные сервизы, пепельницы, настольные электрические лампы и многое другое. Характер орнаментации этих изделий весьма разнообразен.

Ткани, вышивка и ковры

Ткачество зародилось у предков китайцев много тысячелетий тому назад. До самого последнего времени значительная часть населения Китая одевалась в ткани местного производства (хлопчатобумажные, конопляные и др.)*

Китай является колыбелью шелководства. В китайском прикладном искусстве изготовление шелковых тканей занимает значительное место (ханчжоуское шелковое полотно, сучжоуские и пекинские атласы, сычуаньская парча, хунаньские крепы и т. д.).

Города Нанкин и Чэнду издавна славятся как центры по изготовлению лучшей в стране парчи, которая наряду с шелком на рубеже нашей эры ценилась на вес золота.

К X в. относится появление шпалер типа кэсы, техника изготовления которых сложна и чрезвычайно трудоемка. Благодаря трудам многих поколений талантливых китайских мастеров производство кэсы достигло большого совершенства. В настоящее время наиболее крупным центром производства кэсы является город Сучжоу. Производство хлопчатобумажных тканей и нанесение набивных рисунков на них синей краской издавна является подсобным занятием для многих китайских крестьян. Из такой ткани, пользующейся большой популярностью в сельских районах, шьется женская одежда и головные платки. Производство домотканной набойки широко распространено по всей стране, причем каждый район отличается своим специфическим рисунком. Среди китайцев южных районов распространено батикование ткани. Китайская вышивка издавна славится своими художественными достоинствами, отличаясь живописностью, богатством художественных приемов, тонкостью сочетания тонов, свежестью и богатством красок. Среди различных видов вышивки наибольшей популярностью пользуются сучжоуская, гуанчжоуская, хунаньская и сычуаньская. Вышивкой украшают обычно одежду, обувь, предметы быта и очень широко используют ее для создания декоративных панно.

Вышивкой, имеющей многовековые традиции, в настоящее время занимаются профессионалы, крестьянки и домашние хозяйки, используя для этого не только шелковые, но и шерстяные нитки.

Производство ковров является одной из старинных отраслей китайского ремесла, восходящей к первым векам нашей эры. Наибольшего развития ковровое производство достигло в XVII—XVIII вв. и сосредоточено главным образом в Пекине и Тяньцзине. Здесь вырабатываются длинноворсовые, чаще всего монохромные, ковры с рельефной стрижкой, на которых воспроизводятся в светло-коричневой гамме либо цветочный, либо сюжетный рисунок.

Лак и резные изделия

Производство лаковых изделий, пользующихся заслуженной славой во всем мире, зародилось во II            тысячелетии до н. э. Большое распространение имеют расписные лаковые изделия, изготовлением которых славятся провинции Фуцзянь и Сычуань. Другой разновидностью этих изделий является резной многослойный красный лак, изготовляемый главным образом в Пекине. Часто лаковые изделия украшаются инкрустацией: перламутром, слоновой костью и полудрагоценными камнями. Такие лаковые изделия производятся мастерами провинции Цзянсу. Провинция Фуцзянь известна лаковыми изделиями типа тотай, процесс изготовления которых весьма сложен и длителен. Изделия тотай чрезвычайно легки, прочны и красивы. Китайские лаковые изделия не боятся высоких температур, кислот и необычайно долговечны. Об их прочности можно судить по тем лаковым изделиям, которые найдены при раскопках гробниц, где они пролежали более двух тысяч лет и сохранили свою свежесть.

Искусство художественной резьбы по камню уже во II тысячелетии до н. э. достигло большого совершенства, о чем убедительно свидетельствуют обнаруженные при раскопках иньских могил многочисленные изящные каменные статуэтки. Китайские резчики славятся своим умением использовать самые разнообразные материалы и создавать прекрасные изделия прикладного искусства.

Художественная обработка драгоценных и полудрагоценных камней: нефрита, яшмы, горного хрусталя, агальматолита и бирюзы — широко применяется китайскими камнерезами. Из камня вырезают самые разнообразные изделия декоративного и бытового назначения: фигуры людей, птиц, животных, вазочки, чаши, печати, экраны, бусы, серьги и ожерелья. Резьба по камню сосредоточена главным образом в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу.

Искусство резьбы по кости, зародившееся у предков китайцев во II тысячелетии до н. э., достигает наивысшего расцвета в XIV—XVII вв. Изделия резчиков по кости очень разнообразны и высокохудожественны: статуэтки, скульптурные группы, настольные украшения, выполняются они в технике высокорельефной объемной и ажурной резьбы. Некоторые изделия из слоновой кости для усиления впечатления подкрашиваются цветными красками. Центрами резьбы по слоновой кости являются Пекин, Шанхай и Гуанчжоу.

Китайские резчики по дереву славятся своим умением использовать самые разнообразные породы деревьев: красное и черное дерево с плотной, твердой и тяжелой древесиной, сандаловое, с приятным пряйым запахом, тополь с мягкой и легкой древесиной, грушевое, камфарное, пробковое и бамбук. Нередко материалом для резьбы служит корень дерева; умело используя естественные неровности и наплывы его, мастера создают замечательные скульптуры. Творчески претворяя лучшие традиции прошлого в сочетании с прекрасным знанием физических свойств различных пород деревьев, современные мастера создают изумительно красивые деревянные резные изделия.

Китайские резчики изготовляют из дерева разнообразные предметы, украшенные красивой резьбой: мебель, настенные украшения, архитектурные детали, скульптуры, шкатулки, туалетные коробки, а также резные деревянные подставки для различных изделий прикладного искусства.

Производством изящной мебели из ценных твердых пород деревьев в настоящее время славятся города Сучжоу и Гуанчжоу, а также уезд Нинбо в провинции Чжэцзян.

Центрами резьбы по дереву являются провинции Чжэцзян, Гуандун, Фуцзянь и Шаньдун. Провинция Шаньдун славится изделиями из дерева, украшенными серебряными и медными инкрустациями.

Картины из тонких, ажурных срезов пробкового дерева создаются главным образом в провинции Фуцзянь, а китайцы о. Хайнань известны изготовлением изделий из скорлупы кокосовых орехов.

Сюжеты для деревянных скульптур и многоплановых горельефов китайские резчики заимствуют из народных сказаний, легенд и классической литературы. Замечательные деревянные погребальные фигурки, обнаруженные при раскопках могил V—III вв. до н. э., свидетельствуют о том, что искусство художественной резьбы развивалось у китайцев также с глубокой древности.

Уезд Наньян провинции Хэнань славится художественным выжиганием всевозможных узоров на изделиях из падуба, обладающего прочной, красивой древесиной, внешне напоминающей слоновую кость. Здесь изготовляются ширмы с выжженными рисунками, настенные украшения и палочки для еды.

Веера из сандалового дерева, надолго сохраняющего приятный запах, изготовляются в настоящее время в Сучжоу и Гуанчжоу. Фабрика сандаловых вееров в Сучжоу, работающая на древесине, ввозимой из Индии, в 1959 г. выпустила 500 тыс. вееров 200 различных видов.

Наконец, из мягких пород дерева — груши, липы — вырезаются деревянные гравировальные доски, с помощью которых печатают новогодние лубки, плакаты и гравюры.