Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



История развития ремесла китайцев. Плетение и изготовление бумажных изделий
Этнография - Народы Восточной Азии

Китайское ремесло имеет многовековую историю, замечательные национальные традиции и глубоко народный характер, будучи тесно связано с жизнью и бытом простого народа. Основными отличительными чертами китайского ремесла является наличие множества отраслей, большое многообразие форм изделий и высокая техника исполнения. Зародившись в далеком прошлом, китайское ремесло, в том числе художественное, на протяжении многих тысячелетий развивалось и обогащалось трудами талантливых народных мастеров, создавших традиционные виды ремесла и своеобразный национальный стиль. С незапамятных времен изделия китайских ремесленников славятся на весь мир. Уже с III тысячелетия до н. э. древние китайцы умели создавать замечательные изделия из глины, а позднее из бронзы и слоновой кости.

История развития ремесла

Во II тысячелетии до н. э. иньским ремесленникам было известно производство шелка, лаковых изделий, однако большего совершенства достигли они в производстве черной и белой керамики, а также в технике отливки бронзы. О высоком развитии ремесла свидетельствует и факт производственной специализации отдельных областей еще в период формирования централизованного китайского государства (V—III вв. до н. э.).

Дальнейшее более быстрое развитие получило ремесло с утверждением в Китае феодальных производственных отношений. Тогда такие продукты тРУДа ремесленников, как шелк, парча, железо, белая керамика и лакированные изделия, Китай начал вывозить по Великому шелковому пути далеко на запад, ведя торговлю ими даже со странами Средиземноморья. В VII — IX в. было уже много крупных городов, ставших центрами феодального ремесленного производства.

Расцвет ремесленного производства падает на XIV—XVII в., когда оно стало играть преобладающую роль в производстве промышленных товаров. В это время возникли новые отрасли производства, большого совершенства достигло художественное ремесло. Тогда в Китае насчитывалось уже свыше 50 городов с населением более 100 тыс. человек, а такие города, как Чанъань (ныне Сиань), Лоян, Пекин, Нанкин, Кайфын, Ханчжоу, имели свыше миллиона жителей.

Со второй половины XIX в. начинается кризис китайского ремесла, вызванный ввозом дешевых промышленных товаров из капиталистических стран, появлением капиталистических предприятий и превращением Ки< тая в полуколониальную страну.

Во время господства реакционного гоминьдановского режима ремесла Китая все больше приходили в упадок, многие замечательные мастера вынуждены были менять профессию и заниматься случайной работой. Однако ремесло и домашняя промышленность продолжали существовать наряду с капиталистическим производством. Почти все предметы широкого потребления и домашнего обихода, а также примитивные орудия труда для сельского хозяйства, охоты, рыболовства и средства передвижения являлись продуктами ручного труда многочисленных ремеслен- ников-кустарей.

Если после первой мировой войны индустриальных рабочих насчитывалось около 2 млн человек, то в кустарно-ремесленных предприятиях рабочих было 8—12 млн человек. Даже в таких индустриальных городах* как Шанхай, Гуанчжоу, ремесло уживалось рядом с технически превосходящей его крупной промышленностью. Еще больший удельный вес имело ремесло в районах, удаленных от центров крупной промышленности. Во многих провинциях Китая более 50% китайских крестьян для повышения своих доходов занимались кустарными ремеслами. Наиболее распространенными подсобными занятиями являлись ткачество и плетение.

Даже в экспорте товары ремесленного производства составляли значительный процент. Большую роль играл вывоз циновок, соломенных шляпг волосяных сеток для причесок, кружевных изделий, вышивок, вееров и других кустарных изделий.

Цехи и гильдии. Организация ремесленного производства в прошлом

Основной формой объединения ремесленников были цехи. Возникновение гильдий и цеховых организаций ремесленников по традиции относят к середине или концу I тысячелетия до н. э. Однако письменные уставы цехов и гильдий сохранились только с танского времени (VII—X вв).

Для цехового ремесленного производства было характерно детальное разделение труда. Ему была присуща сложная иерархия: низший слой составляли подсобные рабочие и ученики; затем шли подмастерья, мастера низшей категории и, наконец, мастера высшей категории, хранители производственных секретов; в последнее время до победы революции значительная часть их фактически превратилась в хозяйчиков.

Условия работы ремесленника и организация сбыта его изделий имели в старом Китае несколько форм. Наиболее распространенной формой была мастерская-лавка, в которой изготовлялись изделия для продажи. Другой формой была работа на заказ, при которой требовалось приспособление ремесленника к индивидуальным потребностям заказчика. В данном случае ремесленники, например портные, ювелиры, граверы, работали или у себя в мастерской, или на дому у заказчика. Работая на дому, они чаще всего получали весь необходимый материал от заказчика, а труд оплачивался частично натурой, частично деньгами. Третьей формой являлась работа странствующих ремесленников, занимавшихся в основном починкой. Неся на коромысле свою крошечную мастерскую, они ходили по улицам сел и городов, привлекая внимание населения либо разнообразными выкриками, либо звуками музыкальных инструментов. В числе бродячих ремесленников были сапожники, починщики фаянсовой и фарфоровой посуды, точильщики, уличные парикмахеры, слесари и столяры.

Иной характер носило домашнее деревенское ремесло. В силу того, что сельское хозяйство давно уже не могло полностью обеспечить средств к существованию для преобладающего большинства крестьянства, значительное развитие получили домашние ремесла.

Огромная армия кустарей и ремесленников была всецело во власти торгово-ростовщического капитала, перекупщиков и спекулянтов. Широкие массы ремесленников находились в крайне тяжелом положении. Продолжительность рабочего дня в ремесленных мастерских, где царила губительная для здоровья антисанитарная обстановка и ремесленнику приходилось не только работать, но есть и даже спать, составляла от 12 до 14—16 час. в сутки. Большая часть ремесленников работала от восхода до заката солнца, не имея выходных дней. Отдыхали они только во время больших национальных праздников, в общей сложности около двух недель в году. Заработная плата ремесленников нередко была ниже среднего прожиточного минимума.

Кооперация ремесленников в КНР

После образования КНР сельские и городские ремесленники были объединены в различного рода кооперативы.

В кооперативном движении кустарей и ремесленников Китая существовали три организационные формы. Простейшей формой были снабженческо-сбытовые производственные группы, где средства производства оставались в частной собственности членов группы, но они уже получали поддержку от государства. Наряду с этим создавались сбыто-снабженческие артели, которые организовывались ремесленниками для совместной закупки сырья и сбыта продукции. Высшей формой кооперативного строительства были производственные кооперативы, носившие социалистический характер, где средства производства являлись коллективной собственностью его членов. Доходы распределялись в таких кооперативах в зависимости от количества и качества затраченного труда.

В 1955 г. насчитывалось около 20 млн человек, занимавшихся кустарно-ремесленным трудом (из них 10 млн составляли крестьяне) и объединенных в кооперативы различных типов; для них ремесло, как и промыслы, являлось главным занятием.

Существующие в настоящее время кооперативы подразделяются на три основных типа. К первому типу относятся кооперативы, вырабатывающие промышленную продукцию. Как правило, они технически лучше оснащены, чем остальные, и по возможности механизируются. Ко второму типу относятся кооперативы, производящие ремонтные работы. Из них одни представляют собой стационарные мастерские, осуществляющие сложный технический ремонт, другие — мелкие передвижные мастерские, обслуживающие население на дому. Работники этих мастерских обычно переходят с места на место по улицам городов и деревень, как например точильщики, реставраторы посуды, сапожники. К третьему типу относятся кооперативы, изготовляющие предметы прикладного искусства. Продукция их очень разнообразна и носит массовый характер. Работники таких кооперативов территориально разбросаны, и в них широко применяется труд на дому. Изделия, изготовляемые в этих кооперативах, представляют собой большую художественную ценность.

Определенное значение для развития кустарного производства имело создание Центрального совета кустарной промышленности. Центральный совет провел большую работу по розыску старых мастеров и восстановлению ряда производств. Старые мастера, прежде ревниво сберегавшие секреты производства, сейчас стали охотно передавать свой опыт и секреты ученикам. Центральный совет периодически организует выставки кустарной продукции. Советом созданы художественные лаборатории, в которых обобщаются и развиваются традиционные методы работы китайских мастеров.

Начиная с 1958 г. подавляющая часть производственных кооперативов, укрепляясь путем объединения с родственными производствами, стала государственными предприятиями местного подчинения. Это движение охватило в основном кооперативы, занимающиеся резьбой по камню, дереву, слоновой кости и лаку, а также предприятия, изготовляющие перегородчатую эмаль, ювелирные изделия и др. Так, например, Пекинское государственное предприятие нефритовых изделий было создано в ноябре 1958 г. путем объединения трех производственных кооперативов и одной государственно-частной фабрики.

В шелкоткацком и ковровом производствах можно было наблюдать другой путь объединения, когда мелкие частные мастерские, объединяясь, становились смешанными государственно-частными предприятиями. Так, например, Тяньцзинская государственно-частная ковровая фабрика образовалась путем объединения 53 мелких частных предприятий. Одновременно шел процесс превращения государственно-частных предприятий в государственные. Только незначительная часть ремесленных производств, как например мастерские, изготовлявшие бумажные и шелковые цветы, вырезки из бумаги, вышитые скатерти, чехлы для диванов, наволочки и пр., до сих пор являются производственными кооперативами.

Плетение и изготовление бумажных изделий

Хотя невозможно хронологически точно определить появление плетения, несомненно, оно относится к числу древнейших китайских ремесел. Плетение и в настоящее время очень широко распространено по всему Китаю. Умело используются самые разнообразные местные материалы: бамбук, солома, камыш, тростник, листья пальмы. Многие ремесленники занимаются и художественным плетением, особенно в провинции Сычуань (центр этого вида ремесла — г. Цзыгун).Это изумительно тонкой работы плетения — полотна из волокон бамбука, на которых пишутся традиционные китайские картины, веера, подстаканники, коробочки, сумочки, корзины для цветов, судки для пищи и т. д. Из одного и того же материала мастер делает самые различные вещи. Широко используют цветную соломку. Из травы хуанцао изготовляют более 200 видов изделий: веера, подстаканники, тарелки для фруктов, сумки, шляпы, тапочки* корзинки. В уезде Енань провинции Шаньдун из соломенной тесьмы делают более 100 разных видов продукции (шляпы, веера и другие предметы). .Плетеные изделия находят широкий сбыт как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Ко II в. до н. э. относится изобретение бумаги. Бумагу изготовляли из отходов коконов шелкопряда, а также из волокнистого материала растительного происхождения (соломы, стеблей бамбука, древесной коры и т. д.). Используя подобные материалы, применяя своеобразные методы переработки, китайские мастера-бумагоделы достигли большого совершенства, особенно в изготовлении художественно выделанной бумаги, конвертов, пригласительных карточек, книжных заставок и т. д.