Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Цветоводство, ирригация китайцев
Этнография - Народы Восточной Азии

Любовь к цветам характерна для китайцев. Выращивание декоративных травянистых, кустарниковых и древесных растении началось в глубокой древности, положив начало горшечному цветоводству и садово-парковому искусству. Культура карликовых деревьев для «миниатюрного пейзажа» возникла в Китае и распространилась в Японию. Цветы используют для украшения, в пищу, для лечения и т. д. Цветоводство развито в ряде районов, особенно в «городах цветов» — Фучжоу и Чэнду.

В Пекине, Шанхае и ряде крупных городов ежегодно устраивают выставки цветов, привлекающие массу посетителей. Среди более тысячи видов цветов наиболее любимы пеон, лотос, хризантема (выпущены почтовые марки с их изображением), слива, нарцисс, орхидея, камелия, магнолия и др. Их часто изображают в живописи и прикладном искусстве.

Китай — родина около 1000 сортов травянистого и древовидного пеона (мудань) красной, розовой, белой и других расцветок. Из Шэньси они распространились по всей стране и были вывезены за границу. Лоянские пеоны известны уже со времени династии Таи. За красоту, величину и разнообразие пышного цветка народ назвал его «царем цветов». Пеон — национальный цветок Китая, издавна символизирует богатство, достаток, почет, знатность, весну. Искусственный цветок красного пеона, раньше обязательный только на свадьбе, теперь украшает грудь передовика производства, героя труда.

Лотосы (лянъхуа) с крупными красивыми цветами белой, розовой и красной расцветок разводят в парковых прудах, во дворах (в керамических сосудах), на озерах и заливных полях. В их листья заворачивают мясо и рыбу. Лотос — символ чистоты и лета.

Хризантемы (цзюйхуа) выращивают около трех тысячелетий. Из Китая они разошлись по всему миру. Их красивые крупные или мелкие цветы хорошо переносит заморозки и являются символом осени. Среди более тысячи сортов различных расцветок и форм лепестков наиболее славятся хризантемы из Янчжоу и Ханчжоу (свыше 400 сортов).

Слива зимняя Prunus шише (мэйхуа) выращивается ради цветов и плодов (цинмэй) почти 3000 лет. Из бассейнов Чжуцзяна и Янцзы она распространилась на север Китая. Ее нежные белые цветы, обладающие тонким ароматом, выдерживают морозы и распускаются в конце зимы, не боясь снегопадов.

Раскрылась я сотней бутонов,

Алея по верхним побегам,

Встречаясь в холодную пору Со льдом и подтаявшим снегом.15

Ветка цветущей сливы является символом стойкости и зимы. Наиболее известны сливы из Ханчжоу и Сучжоу.

Нарцисс (шуйсянъхуа), особенно распространенный в Ханчжоу и Шанхае, стал традиционным новогодпим цветком. Цветки его выгоняются к этому времени из луковиц, помещенных среди гальки в низких керамических сосудах с водой.

Агротехника

В период Инь мягкие, илистые почвы в поймах рек обрабатывались вручную мотыгами и деревянным двузубым орудием (лэй), близким по типу к заступу и похожим на подобные же орудия (лайя) басков и индейцев Центральной Америки. Агротехника была примитивной. «Гадательные надписи» упоминают лишь вскапывание, сев и жатву.

В период Чжоу широко осваивалась целина. В песнях «Шицзина» подробно описано земледелие чжоусцев — подсечно-огневая и залежная система земледелия с регулярной прополкой и окучиванием посевов. Никаких данных о пахоте на животных, применении удобрений и ирригации нет, но зато часто встречаются просьбы о дожде:

Сладостный дождь, умоляю, на землю пролей,

Чтобы ячмень уродился и просо достать.16

Встречаются и описания засух и связанных с ними бедствий:

А засуха ужасна и грозна!

Ее не отвратить и смерть кругом.

Гора иссохла, и иссяк поток,

И всюду сеет пламя и пожар,

Свирепый демон — засух грозный бог.17

Необходимость глубокой вспашки и сохранения влаги на полях вызвала появление деревянного ручного орудия сы и гребнисто-грядковой

системы возделывания почвы. Раннечжоуские песни упоминают орудия сы, работая с которыми крестьяне объединялись в пары оу.                                                                          ';

Внедрение плуга (ли), пахота на быках и распространение железных земледельческих орудий в период Чжаньго позволили перейти от залежной системы земледелия к различным формам паровой, в том числе к чистым парам.

Крупнейшими достижениями этого периода было применение искусственного орошения и органических удобрений. Об этом упоминают источники IV—III вв. до н. э. «Люйши чуньцю», «Сюньцзы»: «Когда народ богат, то удобрены и поля, удобренные поля дают двойной урожай». Крупные ирригационные работы дали возможность орошать большую площадь полей и получать высокие урожаи, особенно риса.

Интересны агротехнические усовершенствования периода династии Хань. В I в. до н. э. некий Чжао Го создал двухлемешный плуг для обработки тяжелых почв с помощью быков, что увеличивало урожай почти вдвое. Он также предложил новую систему «переменных полей» (дай тянъ), основанную на гребнисто-грядковом полеводстве, когда параллельные борозды с засеянным зерном по мере роста всходов окучивались землей с гребней гряд и таким образом ежегодно менялись местами. В это же время появилась одно- или двухсошниковая сеялка лоучэ, разновидности которой дошли и до наших дней.18 Ящик наверху сеялки наполнялся семенами, смешанными с удобрением, на выводные трубки, имевшие вверху клапаны, надевались сошники, что давало возможность при сотрясении лоучэ равномерно высевать зерно в борозду вместе с удобрением.

Наряду с этим в районах к югу от Янцзы, где оставалось много нетронутых земель, крестьяне еще долго продолжали применять прежнюю систему—«огонь пашет, вода пропалывает».

В период Южных и Северных династий Цзя Сы-се в обширном труде «Циминь яошу» («Энциклопедия для простого народа») собрал сведения по агротехнике этого времени из более чем 180 источников.

При династии Суй гребнисто-грядковое полеводство продолжало распространяться. Улучшилась система полива благодаря изобретению колеса с глиняными кувшинами для подачи воды на поля.

В средневековом Китае ввиду неоднократного массового падежа рабочего скота широко применялась пахота на людях.

Для земледелия китайцев характерен накопленный в течение многих веков богатый опыт выращивания и выведения лучших сортов полевых культур, террасирования склонов гор для богарных и заливных полей и использования каждого клочка земли, а также специализация орудий. Вместе с тем социально-экономическая система старого Китая привела к застою и деградации сельского хозяйства в целом.

Если в XV—XVI вв. китайское земледелие было передовым по сравнению с многими странами мира, то с развитием сельскохозяйственной техники в капиталистических странах оно резко отстало, сохранив основные черты, присущие ему уже сотни лет. В старом Китае главными пахотными орудиями были разновидности деревянного плуга и мотыги. Отсюда низкий уровень агротехники, удовлетворявший, однако, нищие парцеллярные хозяйства крестьян. Пахали мелко, на 8—10 см; это объяснялось отсутствием тяглового скота. Даже в XX в. иногда пахали на людях, а сев вели вручную или с помощью простейших приспособлений. Безземельные крестьяне не могли повышать плодородие полей, улучшать оросительную систему, совершенствовать земледельческие орудия. Помещик, сдавая землю в аренду, тоже не заботился о повышении культуры земледелия.

Широкое применение монокультуры (рис, соя и др.) привело к размножению сельскохозяйственных вредителей и распространению болезней полевых культур, что снижало местами урожай на 50% и более. В иные годы это становилось стихийным бедствием. Большой ущерб приносили ежегодные наводнения и частые губительные засухи. Все это приводило к гибели от голода миллионов людей. Хищническое использование богатств страны вызывало усиление эрозии почвы, снижение ее плодородия, исчезновение леса, ухудшение оросительной системы и т. д.

Удобрение

Крестьяне, давно зная пользу удобрений, очень изобретательны в повышении плодородия полей.

Характерное для китайцев малое использование навоза связано с нехваткой скота в деревне. Основное удобрение — фекалии; заготовке и хранению их уделяется много внимания. Свежие фекалии хранят в глубоких цементированных хранилищах, а разложившиеся вывозят на поля и вливают в мелкие цементированные ямы или обливные гончарные сосуды емкостью 75 л, размещая их при оросительных каналах или по краям полей. Растения, особенно овощи, подкармливают при орошении, понемногу добавляя фекалии черпаками в воду, с которой они разносятся по всему полю. Иногда раствор в деревянных бадьях на коромыслах разносят по участку, разливая черпаками между растениями. Из городов фекалии перевозят в специальных ручных тележках и арбах-фекалевоз- ках, а по воде — в сампанах.

Для удобства хранения и перевозки фекалии сушат, превращая в брикеты или пудрет, упаковываемый в мешки. Этим занимаются госхозы, производственные бригады в народных коммунах и санитарные отделы в городах. Фекалии вносят как основное удобрение при вспашке, перемо- тыживании, разливая по взрыхленному полю. Как только они впитаются и почва подсохнет, перепашку или мотыжение повторяют. Под овощи вносят до 80—90 т на 1 га. Навоз, печную золу и фекалии компостировали с землей уже с периода Чжаньго. Компосты и пудрет вносят в почву при перепашках, но чаще во время роста растений в виде жидких подкормок до 20—30 т на 1 га. Удобряют также илом из рек, прудов и каналов. Иногда специально снимают верхний слой почвы и ссыпают в водоем, а через некоторое время землю, обогащенную микроорганизмами, достают в виде ила и разбрасывают на том же поле.

Овощеводы высоко ценят как удобрения перо птицы и стружку копыт домашних животных, применяя их только в парниках и теплицах. Пух и перо подстилают под основание узкой гряды-гребня, на которой высаживают рассаду. Стружку копыт ссыпают в гончарный сосуд и заливают водой. С началом брожения жидкость вычерпывают и, разбавив водой, подкармливают ею растения. Ведут подкормку и размельченным жмыхом — соевым, хлопковым, рапсовым и др. (2—5 т на 1 га), сочетая их внесение с орошением.

Минеральные удобрения — аммиачная селитра и суперфосфат — применяются очень мало.

Ирригация

Особенности условий климата и рельефа страны, а также рост потребностей в зерне вызвали появление в I тысячелетии до н. э. ирригационных сооружений. «Вода — мать полей» — этой пословицей китайский народ подчеркнул исключительно важное значение ирригации для земледелия.

В Южном Китае при обилии влаги — главном условии успешного рисоводства — основная задача состоит в своевременной подаче воды на поля ж правильном ее распределении, а также в отводе с них ее избытка. На террасированных склонах гор для этого устраивают специальные водосбросы и водоспуски во избежание размыва стенок террас в период дождей. В горных долинах и на равнинах воду подают на поля из рек по арыкам, головные сооружения которых расположены выше по течению, а также из озер и водохранилищ. Самотечная вода на террасовые поля подается из выше находящихся родников и водоемов, иногда по акведукам с трубами из бамбуковых стволов. На поля, расположенные не очень высоко, вода подается с помощью черпаков, водоподъемных устройств и механических насосов.

В Северном Китае и на юге северо-восточной части Китая, где естественное увлажнение недостаточно и неустойчиво, орошение повышает урожайность и спасает посевы от частых засух. На крайне засушливом северо-западе — это основа ведения хозяйства. Полив большей части земель обеспечивают небольшие оросительные системы, берущие воду из речек и ручьев, озер и прудов, водоемов и колодцев. Крупные оросительные системы, забирая воду из больших рек, орошают сотни тысяч гектаров. Из древних до сих пор действующих систем крупнейшими являются Ду- цзяньянь в Сычуани, построенная в 250 г. до н. э., Циньцюй в Ганьсу и ряд других; из современных, где подъем воды электрифицирован, — Ин- хуан на Хуанхэ, Эрлин в Цзянсу и др. В провинциях Хэбэй, Шаньдун и других овоще-бахчевые культуры поливают из колодцев, каждый из которых в среднем орошает 1 га. Воду поднимают с помощью лошади или мула железным чигирем или вручную плетеной бадьей и подают на поле по керамическим или бамбуковым трубам, деревянным желобам и канавкам.

В рисовых районах воду поднимают на высоту 1—2 м и выше, применяя со времени династии Тан несложные деревянные чигири, приводимые в движение животными или людьми (вручную или ногами). Наиболее распространен наклонно устанавливаемый водоподъемник. Его длинный (до 6 м) и широкий (до 20 см) деревянный открытый желоб имеет высокие (до 30 см) борта. Поперек верхнего конца желоба между двумя врытыми столбами помещают свободно вращающийся толстый и длинный деревянный вал, у нижнего — короткий, погруженный в воду. Валы соединены бесконечной передачей с перпендикулярно стоящими поперечными планками-лопастями. В верхний вал с одной или обеих сторон желоба вделывают накрест четыре педали. Наступая на них, один, чаще два человека, держась за поручень, вращают вал, приводя в движение передачу. Лопасти загребают воду и гонят вверх по желобу. Если воду надо поднять выше, то ставят одно выше другого 2—3 таких устройства, устраивая между ними водоемы. Водоподъемники сходной конструкции иногда приводятся в движение силой животных, воды или ветра (провинция Цзяпсу). Очень распространены водоподъемные бамбуковые колеса различного диаметра, приводимые в движение течением. Черпаки этих колес, широко распространившихся при династии Тан, делают из отрезков толстых стволов бамбука. Нередко воду поднимали на поля в одиночку или вдвоем большим плетеным или глиняным черпаком, подвешивая его на веревке к трем соединенным вверху шестам, поставленным над водоемом или канавой.

Наряду с орошением крестьяне с давних пор старались обезопасить свои поля от опустошительных наводнений. Для этого уже в древности сооружали искусственные озера -- водохранилища (наиболее значительное из них Хунцзэху в провинции Цзянсу), каналы, водосбросы, водоспуски и дамбы. Наиболее древним и простейшим, а потому и самым распространенным видом гидротехнических сооружений являются дамбы — земляные валы различной высоты и ширины, насыпанные вдоль берегов рек и озер. Длина основных дамб, построенных по низменным берегам Хуанхэ, составляет 1300 км и с внешними дополнительными дамбами доходит до 1800 км. Дамбы по берегам Янцзы, Хуанхэ, Ляохэ, Сунгари и др., защищая прибрежные низменности от паводков, держат реки в определенном русле, где все время отлагаются лессовые наносы, повышающие уровень рек. Поэтому дамбы приходится постоянно наращивать. В некоторых районах реки, огражденные дамбами, текут выше уровня прилегающей местности, особенно во время паводков. Так, возле города Цзинань река Хуанхэ в паводок превышает этот уровень на 8—10      м. Прорыв таких дамб, обычно возведенных в густонаселенных районах, вызывает разрушительные наводнения на огромных пространствах. Имеются также дамбы против морских приливов. Наиболее известна каменно-земляная дамба, построенная в III в. на побережье Восточно- Китайского моря, между городами Ханчжоу и Цзиныпэньвэй. Ее протяженность 150 км, высота 10—12 м. Общая протяженность дамб в КНР превышает 120 тыс. км.

Большая часть страны находится в зоне выпадения муссонных дождей часто имеющих характер ливней и вызывающих сильные разливы рек. Для борьбы с наводнениями наряду с дамбами создаются специальные водохранилища. Они позволяют собирать паводковые воды в период подъема воды в реках, регулировать их сток и режим, предотвращать-катастрофические наводнения, улучшать судоходство и использовать накопленные воды для орошения полей, водоснабжения городов и получения гидроэлектроэнергии. Строительство водохранилищ в основном началось после 1949 г. Методом народной стройки создано много водохранилищ и прудов для орошения, которые на ряде средних речек почти вполовину снизили паводки. Наибольшее значение имеют водохранилища Гуаньтин и Шисаньлин в Хэбэе, Дахофан в Ляонине, Фоцзылин и Мэй- шань в Аньхуэе, Байша, Баньцяо и Наньвань в Хэнани и др. Несмотря на довольно большое количество и емкость водохранилищ, общая их эффективность в борьбе с наводнениями пока невелика, но растет по мере ввода в действие новых сооружений.