Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Создание партии рабочего класса. Политика гоминьдана. Образование Китайской Народной Республики
Этнография - Народы Восточной Азии

Великая Октябрьская социалистическая революция ознаменовала новую эру в истории человечества. Она оказала решающее влияние и на судьбы революции в Китае. Мощной антиимпериалистической демонстрацией рабочих и студентов Пекина 4 мая 1919 г. начался новый период развития революции в стране, когда китайский рабочий класс выходит на политическую арену в качестве самостоятельной антиимпериалистической и антифеодальной силы.

Распространение в Китае марксистских идей, стачечная борьба китайского пролетариата привели к созданию в 1919 г. марксистских кружков в ряде городов страны. 1 июня 1921 г. в Шанхае состоялся I съезд Коммунистической партии Китая. Революционная ситуация в стране способствовала созданию широкого единого фронта антиимпериалистических сил. Сунь Ят-сен принимает решение реорганизовать гоминьдан, с тем чтобы вести вооруженную антиимпериалистическую борьбу, опираясь на массы. В связи с этим КПК на III съезде (1932 г.) постановила осуществлять широкое сотрудничество с гоминьданом в интересах развертывания революционного движения в стране. Решение о вступлении коммунистов в индивидуальном порядке в гоминьдан при условии сохранения политической и организационной самостоятельности компартии значительно укрепило революционные силы на юге. Была создана народно-революционная армия; КПК и гоминьдан получили широкую поддержку трудящихся города и деревни. 12 марта 1925 г. скончался Сунь Ят-сен, завещавший своей партии союз и дружбу с СССР, коммунистами Китая, с рабочими и крестьянами. Однако буржуазно-компрадорские силы, оказавшиеся во главе гоминьдана после смерти Сунь Ят-сена, предательски нарушили его завещание. В апреле 1927 г. Чан Кай-ши, бывший тогда главнокомандующим революционной армией, предал революцию и перешел на сторону ее врагов, потопив в крови восстание шанхайского пролетариата. Чанкайшистский гоминьдан в союзе с империалистами и феодально-помещичьей кликой установил в стране диктатуру.

Два десятилетия гоминьдановского господства в Китае завершили превращение страны в полуколонию. Изменившееся соотношение сил на мировой арене нашло свое отражение и во внутренней жизни Китая. Империалисты США, опоздавшие во второй половине XIX в. к разделу сфер влияния в Китае, заняли теперь монопольное положение в экономике страны. «Американизация» образа жизни состоятельных кругов буржуазии уродливо сочеталась с сохранявшимися пережитками феодальных обычаев. Обнищание подавляющего большинства населения происходило одновременно с обогащением кучки компрадоров, вошедших в историю Китая под названием «четырех семейств».

Политика гоминьдана по отношению к различным народам Китая

Свержение маньчжурской династии, не разрешив основных задач демократической революции в Китае, не принесло национального освобождения и народам страны. В гоминьдановском Китае официально проповедовалась теория о том, что Китай издавна существует как государство, созданное одной нацией. Хотя официально признавалось, что в Китае помимо китайцев (хань) живут также маньчжуры, монголы, тибетцы и мусульмане (поэтому флаг Китайской Республики был пятицветным — каждый цвет символизировал один народ), однако столь же категорически подводилась «научная» база под тезис об         однонациональном характере китайского государства: декларировалось, что все пять народов происходят от общих предков и, таким образом, родственны друг другу. Отрицая многонациональный характер страны, гоминьдановские правители (и в первую очередь сам Чан Кай-ши в своей книге «Судьбы Китая») призывали к насильственной :китаизации народностей. Теоретическим основанием ассимиляторской политики гоминьдановского правительства служила теория гоцзу (т. е. государственной нации). В период гоминьдановского господства национальные меньшинства Китая продолжали подвергаться унизительной дискриминации. Местному населению Южного и Юго-Западного Китая запрещалось носить свою национальную одежду и типы причесок, следовать своим обычаям, отмечать свои праздники и т. д. Стремясь ослабить анти- китайские настроения среди национальных меньшинств, гоминьдановские власти поощряли и провоцировали межнациональные столкновения.

Народы Китая подвергались самым жестоким формам эксплуатации. В районах их расселения, как и по всему Китаю, была введена система баоцзя, отвечавшая интересам эксплуататорского класса, так как она обеспечивала взимание высоких налогов, выполнение повинностей со стороны крестьян. Вследствие усилившейся полуфеодальной эксплуатации значительно углубился процесс классовой дифференциации, причем масса крестьянства нищала и разорялась, прослойка безземельных и малоземельных быстро увеличивалась. Феодальные пережитки сильно тормозили развитие промышленности и формирование рабочего класса. В условиях полуфеодального, полуколониального Китая, тяжелого национального гнета подавляющее большинство народов Китая не завершило процесса консолидации в нации.

Этнические процессы накануне создания КНР

С момента образования КПК китайские коммунисты связывали задачи антиимпериалистической и антифеодальной борьбы с задачей завоевания полного равноправия всех народов, населяющих страну.

Национальный вопрос стал неотъемлемой частью народно-демократической революции. В январе 1924 г., на I конгрессе гоминьдана, проходившем при активном участии коммунистов, впервые в истории было торжественно провозглашено полное равенство всех народов Китая.

После поражения революции 1925—1927 гг. КПК, создав Красную Армию Китая, переходит к политике организации революционных опорных баз. На территории этих баз в провинциях Цзянси и Хунань создается власть Советов.

В 1931 г. империалистическая Япония, являвшаяся основным соперником США в борьбе за рынки в бассейне Тихого океана, начинает вооруженную интервенцию в Китае. Захватив северо-восток страны, японцы создают там марионеточное государство Маньчжоу-го, правителем которого был объявлен последний представитель цинской династии Пу И. При этом всячески подчеркивалось, что правители Маньчжоу-го являются преемниками цинских императоров, некогда правивших Китаем. Маньчжоу-го представлялось японским милитаристам удобным трамплином для захвата всего Китая.

Перед лицом национальной угрозы компартия Китая принимает решение вывести свою армию с юга на север для непосредственной борьбы с японскими захватчиками и их марионетками. В октябре 1934 г.—октябре 1935 г. главные силы Красной Армии Китая совершают Великий поход, с боями пройдя через провинции Цзянси, Хунань, Гуйчжоу, Сычуань, Шэньси. После завершения похода на северо-западе страны была- создана основная революционная база — Пограничный район Шэньси — Ганьсу—Нинся.

Во время Великого похода китайским коммунистам впервые пришлось вести работу среди представителей различных национальностей. Путь Красной Армии пролегал через районы, населенные многими национальными меньшинствами. В тибетских районах провинции Сычуань была создана Советская власть. Бойцы Красной Армии показывали пример равноправных и дружеских взаимоотношений между представителями различных национальностей, помогая местному населению всем, чем: могли, хотя положение частей Красной Армии было в этот период исключительно трудным. В свою очередь помощь местного населения, дававшего красноармейцам переводчиков и проводников, снабжавшего их продовольствием, в значительной мере способствовала успешному продвижению Красной Армии. После создания Пограничного района Шэньси-Ганьсу-Нинся монголы, хуэй и другие группы нацменьшинств впервые получили равные права с китайцами. Создание народной власти на северо-западе Китая стимулировало повышение революционной активности национальных меньшинств, вовлечение их в борьбу за демократические преобразования.

7 июля 1937 г. японская военщина спровоцировала инцидент на мосту Лугоуцяо близ Пекина, использованный ею для развязывания военных действий в Северном и Центральном Китае. Под давлением широких народных масс гоминьдан был вынужден принять предложение КПК о  создании единого антияпонского фронта. Шанхай и Пекин были оккупированы японцами. Столица республики была перенесена из Нанкина в Чунцин.

Героическая 8-я армия (как стала называться Красная Армия Китая после создания антияпонского фронта) вынесла на себе основную тяжесть борьбы против японских захватчиков. Разгром в 1945 г. японской военщины Советской Армией, капитуляция Японии и изгнание оккупантов с территории Китая создали необходимые условия для развития страны как независимого демократического государства. Однако чанкай- шистский гоминьдан, поощряемый военными и финансовыми кругами США, развязал гражданскую войну в стране с целью захватить районы, контролируемые коммунистами. По призыву китайских коммунистов все передовые силы страны объединились для отпора проимпериалистиче- ской реакции. К концу 1949 г. гоминьдановцы были изгнаны с континента и окопались на островах Тайвань и Пэнхуледао под защитой флота и авиации США.

Победа китайской революции. Образование Китайской Народной Республики

1 октября 194У г. в Пекине, вновь ставшем столицей Китая, было торжественно провозглашено образование Китайской Народной Республики. Многовековая борьба китайского народа за свое освобождение завершилась победой. Выполнение задач буржуазно-демократической революции означало в то же время начало нового этапа — социалистической революции в Китае. Социалистические преобразования в КНР начались в неизмеримо более благоприятных условиях, чем те, в которых оказался рабочий класс России после Октябрьской революции. Китайской Народной Республике оказал моральную и материальную помощь и поддержку весь социалистический лагерь, насчитывавший к этому времени уже 12 стран Европы и Азии, и прежде всего Советский Союз. Успешное проведение аграрной реформы, а затем и социалистических преобразований в сельском хозяйстве, промышленности и торговле заложило надежные основы для победы социалистических отношений в Китае.

В 1954 году была принята Конституция КНР, законодательно закрепившая успехи народной революции. Первым председателем КНР, избранным в соответствии с конституцией, стал председатель ЦК КПК Мао Цзэ-дун, заместителем председателя — Чжу Дэ,10 председателем Постоянного Комитета Всекитайского Собрания народных представителей —Лю Шао-ци.11 На пост главы правительства — премьера Государственного Совета был избран Чжоу Энь-лай.

В ходе социалистических преобразований завершилось сложение китайцев (хань) в этническую общность нового типа — социалистическую нацию. Победа китайской народной революции ускорила процесс национальной консолидации других народов Китая. Ко времени образования КНР уровень развития национальных меньшинств Китая был весьма различен: некоторые народности (дулун, ну и др.) сохраняли значительные пережитки первобытнообщинного строя, другие, как например ицзу района Даляншань, жили в условиях сохранения значительных пережитков рабовладельческого строя, у третьих, как например у тибетцев, был феодально-крепостнический строй в теократической форме, четвертые по уровню социально-экономического развития не отличались от китайцев (чжуан, уйгуры). В связи с различиями в уровне социально-экономического развития народов Китая вопрос о времени и формах осуществления у них демократических, а затем и социалистических преобразований решался дифференцированно. В районах расселения национальных меньшинств, которые по уровню социально-экономического развития не отличались от основных китайских районов, демократические преобразования проводились такими же методами, что и у хань. В тех же районах, где классовое расслоение было выражено недостаточно четко и определенно или, несмотря на развитые формы эксплуатации, условия в таком обществе были чрезвычайно специфичны (как у народности ицзу в Сычуани), демократические преобразования осуществлялись мирными средствами, т. е. методами убеждения и мирного соглашения. У ряда народов КНР жестокие формы эксплуатации существовали сравнительно долго: у народности ицзу в Сычуани до 1956—1958 гг., а у тибетцев в собственно Тибете до 1959—1960 гг. Осуществление демократических, а затем и социалистических преобразований на всей территории, занимаемой национальными меньшинствами, за исключением ряда уездов в Тибете, было направлено на преодоление разрыва в уровне развития производственных отношений по сравнению с основными районами КНР. Социалистические преобразования в китайской деревне, в том числе и в районах расселения национальных меньшинств, создали условия для всестороннего развития и подъема материального благосостояния. Важнейшим моментом являлось также развитие промышленности в районах проживания национальных меньшинств. Некоторые народы впервые получили письменность. У ряда народов (например, у чжуан) вновь созданная письменность получила большое распространение, хотя преподавание в основном ведется на китайском языке. Впервые у отсталых в прошлом, бесписьменных народов появилась своя интеллигенция. Возросло количество учащихся начальной и средней школы, студентов вузов. Резко повысился процент грамотности. Определенные успехи достигнуты в районах расселения малых народов в области здравоохранения. Созданы новые больницы и поликлиники, врачебные пункты, в которых работают молодые врачи, в том числе представители национальных меньшинств.

В осуществлении мероприятий по преодолению социально-экономической отсталости национальных меньшинств КНР большое значение имел опыт разрешения национального вопроса в СССР. В Советском Союзе сложились и развились в социалистические нации таджики, узбеки, киргизы, татары и другие народы, группы которых живут также ir в КНР.

КНР сложилась не как федеративное, а как унитарное многонациональное государство.

Основным содержанием национальной политики является осуществление принципов национальной (областной) автономии. Статья 3 Конституции КНР гласит: «Китайская Народная Республика есть единое многонациональное государство. Все национальности равноправны. Запрещается дискриминация и гнет в отношении любой национальности, запрещаются действия, направленные на подрыв сплоченности национальностей. Все национальности свободны в использовании и развитии своего языка и письменности, в сохранении или изменении своих нравов и обычаев. Во всех районах, где национальные меньшинства живут компактно, осуществляется районная автономия. Районы национальной автономии являются неотъемлемой частью Китайской Народной Республики».

В настоящее время в КНР существует 4 автономных района: Внутренняя Монголия (1947 г.), Синьцзян-Уйгурский (1955 г.), Гуанси-Чжуан- ский( 1958 г.), Нинся-Хуэйский (1958 г.). В 1956 г. создан подготовительный комитет по образованию Тибетского автономного района. Образовано 29 автономных округов, свыше 50 автономных уездов, т. е. территориальную автономию получили около 40 национальных меньшинств, насчитывающих вместе около 30 млн человек.

Обозревая исторический путь чжуан или китайцев, маньчжуров или уйгуров, со всей очевидностью можно констатировать его связь со всемирно-историческим процессом. Ни история культуры, ни этническая история народов Китая с древнейших времен до наших дней не была отгорожена, изолирована от исторических судеб их близких и далеких соседей.

Обогащаясь достижениями в области культуры и производства жителей Средней Азии или Индии, Европы или Сибири, народы Китая в свою очередь делились своими техническими открытиями и созидательными навыками.

В многонациональном Китае во все исторические периоды велика была роль в общественной и культурной жизни коренного некитайского населения страны — активного участника формирования той культуры, которую обобщенно называют китайской культурой, подразумевая куль- туру собственно китайцев (хань).

В ходе этнической истории, в результате длительных контактов (имевших своим последствием и частичную ассимиляцию и дробление крупных общностей) сложилось современное многонациональное государство КНР.