Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Вторжение колониальных держав. Китай в эпоху империализма
Этнография - Народы Восточной Азии

В результате маньчжурского завоевания Китай вновь оказался отброшенным назад. Но в отличие от ситуации, сложившейся в Китае в момент вторжения монголов, теперь главным явилось не разрушение производительных сил общества. Урон, причиненный кочевниками высокоразвитой земледельческой культуре, мог быть восстановлен довольно быстро. И действительно, феодализировавшаяся верхушка маньчжуров вскоре приняла меры к развитию земледелия и восстановлению традиционных форм хозяйства. Но маньчжурское господство смяло и заглушило ростки тех передовых производственных отношений, которые уже в XV—XVI вв. начали пробиваться сквозь косность средневекового китайского феодализма. В этом смысле деятельность цинского императора Канси (1662— 1772) была прямо противоположна мероприятиям его современника Петра I. Если Петр сумел «прорубить окно в Европу», покончить с вековой замкнутостью и отсталостью России, то Канси и его преемники потратили немало усилий на проведение последовательной политики изоляционизма. Разрушение связей между отдельными провинциями, сохранение наиболее отсталых форм феодальной эксплуатации, подавление каких бы то ни было ростков нового, — все это привело к тому, что Цин- ская империя в военном, экономическом и политическом отношениях продолжала оставаться отсталой страной, в то время когда в передовых странах Европы уже утвердился капитализм. Естественно, что Китай с его огромным населением, как резерв дешевой рабочей силы, как рынок сбыта, стал лакомым кусочком для капиталистических держав.

Изоляционистская политика династии Цин в 80-х годах XVIII в. дала трещину: для торговли с европейцами был открыт порт Гуанчжоу (Кантон). Купцы Ост-Индской компании, пользуясь продажностью и коррупцией чиновничьего аппарата, осуществляли в Китае торговлю опиумом; эта торговля должна была открыть путь для колониального порабощения. Опиум стал проникать во все уголки страны. Покупка опиума стоила цинскому правительству баснословного количества серебра — основной стабильной внутренней валюты. Увеличение налогового бремени не решало проблемы, и по настоянию передовых людей той эпохи Цины запретили торговлю опиумом. Правительственный комиссар Линь Цзэ-сюй уничтожил складские запасы опиума в Гуанчжоу, конфисковал его на пришедших судах. В 1839 г. англичане, не желая прекращать выгодную для них торговлю опиумом, начали войну против Китая («первая опиумная война»). Первые же выстрелы английской эскадры развеяли миф о могуществе богдыханов.

За первой опиумной войной последовала вторая, капиталистические державы Англия и Франция спешили захватить ключевые позиции на огромной территории с многомиллионным населением. Вслед за этими странами в Китай вторгаются капиталисты США. Опиумные войны открыли новую страницу в истории Китая, положив начало превращению его в полуколониальную страну. Они показали гнилость Цинской монархии, экономическую и политическую отсталость страны. Капиталистические державы получили права экстерриториальности, неограниченного ввоза своих товаров, обложили страну контрибуциями.

Народные движения 60—70-х годов XIX в. Тайпинское восстание Капитуляция монархии перед капиталистическим миром, ее беспомощность перед иностранцами побудили народные массы к новым активным действиям против Цинов.

В провинции Гуанси среди китайских и чжуанских крестьян и рабочих рудников развила активную пропаганду секта Хун Сю-цюаня. От религиозной проповеди всеобщего равенства и братства секта перешла к подготовке вооруженного антицинского восстания, которое вспыхнуло в 1860 г. и вскоре охватило почти весь юг страны. В восстании, продолжавшемся четырнадцать лет и провозгласившем создание «Небесного государства великого благоденствия» («Тайпин Тяньго»), приняли активное участие чжуан, мяо, яо и другие народы Южного Китая. Это была многонациональная антиманьчжурская и антифеодальная война широких народных масс. На первых порах, когда восстание имело прежде всего антиманьчжурский характер, к нему присоединились и некоторые помещичьи группы. Но по мере углубления антифеодальной направленности движения эти группы стали отходить от восстания, саботировать прогрессивные мероприятия и в конце концов перешли в лагерь реакции.

Тайпины захватили Нанкин, провозгласили его столицей нового государства. В планах повстанцев особое место занимала подготовка к походу на север для завоевания Пекина и свержения маньчжурской династии. Успехи тайпинов были столь внушительны, что западноевропейские державы, добившись существенных уступок со стороны цинского' двора, решили открыто поддержать прогнившую монархию. Благодаря помощи интервентов, оснащенных современным огнестрельным оружием, реакции удалось разгромить тайпинов.

Одновременно с тайпинами (а в ряде случаев под их непосредственным влиянием) на борьбу с маньчжурским правительством поднялось население других районов Южного Китая. Исключительный размах приобретает антиманьчжурская и антифеодальная борьба в Юньнани. В горном районе Айлаошань в 1856 г. вспыхнуло восстание, в ходе которого объединились представители различных групп ицзу, мяо, хани, лису, хуэй. Восставшие выдвинули лозунг «искоренить маньчжурских чиновников, уничтожить китайских помещиков». Власть повстанцев распространилась на значительную территорию. Примерно в это же время вспыхнуло восстание во главе с Ду Вэнь-сю. В нем приняли участие хуэй, китайцы, бай, ицзу, наси, цзинпо и др. Захватив район г. Далиг повстанческая армия создала здесь мощный очаг сопротивления маньчжурской армии. В Гуйчжоу поднялись мяо, объединившиеся с буиг дун, шуй и китайцами. Восстания национальных меньшинств на юге Китая были зверски подавлены, хотя это удалось Цинам лишь спустя два десятка лет после начала восстания. Не менее жестоко расправились маньчжуры и с участниками мусульманского восстания на северо-западе империи. В подавлении многих восстаний «отличился» палач тайпинов Цзэн Го-фань — первый китаец, получивший от маньчжурского императора высокие государственные и военные должности. Пример Цзэн Го- фаня в высшей степени символичен: маньчжуры-завоеватели убедились в том, что закрепить свое господство в Китае они могут только путем союза с китайской феодальной верхушкой. Так сложился блок реакционных сил — маньчжурской монархии, китайских феодалов и западноевропейских интервентов. Тайпинское восстание и другие выступления народных масс 60—70-х годов XIX в. были подавлены, но они подготовили начало нового этапа борьбы народов Китая против ига феодалов и чужеземцев..

Китай в эпоху империализма

Эта борьба начиналась уже в новых социальных и политических условиях, сложившихся к концу XIX столетия. Японо-китайская война 1894—1895 гг. положила начало периоду империалистического разбоя в Китае. Перед угрозой расчленения Китая европейскими державами, США и Японией, перед лицом новых выступлений народных масс цинское правительство и крупные китайские феодалы решили проводить политику «самоусиления» и подражания Западу. Правящие круги династии Цин не ставили задачу преобразования власти. Напротив, они рассчитывали путем заимствования западной техники укрепить положение монархии и феодальный строй.

Проникновение иностранного капитала в страну и создание иностранных концессий способствовали сложению капиталистического уклада в Китае, но придавали ему однобокое, прежде всего феодально-бюрократическое, компрадорское направление. Только в отдельных, неосновных видах промышленного производства, в частности в легкой промышленности, появился национальный капитал и образовалась национальная буржуазия. В этих условиях возникают новые политические идеи, отражающие всю сложность, всю однобокость экономического развития страны.

Представители опозиционно настроенной китайской интеллигенции во главе с Кан Ю-вэем настоятельно требовали осуществления реформ! сверху — демократизации монархического строя, проведения мирной ассимиляции маньчжуров с китайцами, китаизации органов власти, т. е. ликвидации мирным путем маньчжурской деспотии. Сторонники умеренных реформ призывали сверху расчистить путь капитализму в Китае.

Более решительных действий против маньчжуров, активного вооруженного выступления требовала левая группа реформаторов во главе с Тань Сы-туном. Но ни тем, ни другим не удалось осуществить своих целей. В 1898 г. в Пекине произошел дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла наиболее реакционная клика маньчжурского императорского дома, возглавлявшаяся императрицей Цы Си.

Однако движение реформаторов не прошло бесследно. Оно явилось выражением новых тенденций в этнической истории развития китайцев — начала формирования китайской буржуазной нации. В то же время это движение показало, что в условиях, когда империалистические державы постепенно захватывали ведущие экономические позиции в стране, формирующаяся национальная буржуазия была крайне слаба и не могла стать подлинно революционной силой. Кульминационным моментом этих движений явилось в 1900 г. антиимпериалистическое восстание «ихэтуа- ней». Только объявлением о поддержке движения «ихэтуаней» цинскому двору удалось ликвидировать его антиманьчжурскую направленность. Восставшие заняли Пекин, блокировали посольский квартал и требовали изгнания всех иностранцев. Объединенная интервенция европейских держав, США и Японии нанесла поражение восставшим. Был сделан еще один шаг к империалистическому закабалению Китая, который был вынужден платить огромную контрибуцию, предоставить всем иностранцам политические и экономические привилегии, дать право на новые разработки природных богатств в интересах иностранных монополий. Цинское правительство безоговорочно подписало этот позорный акт.

В XX столетие Китай вступал не могущественной Небесной империей, а страной, поделенной на сферы влияния крупнейшими империалистическими державами. Еще сто лет тому назад император Цяньлун требовал от посла английского короля Георга II совершения земных поклонов в знак признания вассалитета Англии по отношению к маньчжурскому двору. Ныне фактическим правителем Китая, распоряжавшимся его национальными богатствами, стал англичанин Роберт Харт, генеральный инспектор таможен. Европейские империалистические державы получили право «аренды» ряда территорий в приморских районах страны. От Китая был отторгнут Сянган (Гонконг), ставший колонией Англии, и Аомынь, захваченный Португалией еще в XVI в. Упрочил позиции в Китае и молодой империалистический хищник — Япония, обосновавшаяся на Тайване и претендовавшая на гегемонию в Маньчжурии. В отличие от середины XIX в., когда основной формой закабаления Китая иностранцами было открытие портов для сбыта внутри страны своей промышленной продукции, теперь основная ставка делалась ими на захват сфер влияния и ввоз капитала, направляемого на строительство железных дорог и предприятий перерабатывающей промышленности. Одно за другим возникают иностранные текстильные, сахарные, табачные предприятия в Шанхае, Гуанчжоу и других городах. Естественно, что наибольшие прибыли сулило иностранцам «освоение» приморских районов Китая. Именно здесь возникают к концу XIX в. различные международные сеттльменты. По западноевропейскому образцу перестраиваются города Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Меняется не только внешний облик этих форпостов экономической экспансии иностранных держав: здесь складывается принципиально иной (по сравнению с такими крупными городами, не испытавшими влияния западноевропейского капитала, как Пекин, Кайфын и др.) социальный состав населения. Разорение крестьян и ремесленников-кустарей создает рынок дешевой рабочей силы, пополняющей население приморских городов. Все более определенно вырисовывается разрыв в уровне развития приморских и внутренних районов Китая.

Китай стал полуколониальной страной, сохранившей феодальные основы производства в деревне. В этих условиях задачи антифеодальной борьбы неизбежно должны были сомкнуться с задачами борьбы за национальную независимость страны.

Революционная деятельность Сунь Ят-сена

Во главе революционных сил в стране становится в эти годы революционер-демократ Сунь Ят-сен. Революционные события 1905—1907 гг. в России, Иране, Турции, Индии позволили ему по-новому взглянуть на судьбы Китая. В конце 1905 г. Сунь Ят-сен реорганизует созданное им тайное общество в революционную организацию «Тунмынхой» («Союзная лига»). На митинге китайских эмигрантов-ре- волюционеров в Токио, состоявшемся 16 января 1907 г., Сунь Ят-сен обнародовал сформулированные им «три народных принципа»: национализм, народовластие, народное благосостояние. На первое место Сунь Ят-сен поставил принцип «национализма», который он понимал как задачу борьбы за свержение ненавистной маньчжурской династии. Программа, изложенная Сунь Ят-сеном, была высоко оценена Лениным. «Перед нами, — писал Ленин, — действительно великая идеология действительно великого народа, который умеет не только оплакивать свое ззековое рабство, не только мечтать о свободе и равенстве, но и бороться с вековыми угнетателями Китая».9 Вождь российского пролетариата предсказывал, что переход «старых китайских бунтов» в сознательное демократическое движение неизбежен. Действительность подтвердила предвидение Ленина. Массовые революционные выступления 1906— 1908 гг., организованные «Союзной лигой» на юге страны, подготовили вооруженное восстание, в результате которого в 1911 г. монархия Цинов была свергнута. Китай был провозглашен республикой. Первым президентом Китайской Республики стал Сунь Ят-сен, который, однако, в дальнейшем отказался от поста в пользу Юань Ши-кая. В августе 1912 г. была создана партия гоминьдан, получившая на первых выборах в 1913 г. большинство голосов и соответственно мест в парламенте.

Свержение маньчжурского ига не принесло подлинного освобождения народам Китая. Слишком слаб был национальный рабочий класс, слишком сильными были позиции буржуазно-помещичьих либералов, стремившихся к компромиссу с прежней династией и с капиталистическими державами. Юань Ши-кай не считался с властью парламента и стремился к установлению военной диктатуры. Это вызвало протест Сунь Ят-сена, который организовал на юге в мае 1913 г. восстание против Юань Шикая. Восстание закончилось поражением, Сунь Ят-сен эмигрировал за границу. Наступила военная диктатура Юань Ши-кая, который в декабре 1915 г. объявил себя императором. И хотя вскоре Юань Ши-кай умер (1916 г.), власть по-прежнему удерживали в своих руках северные милитаристы. В 1917 г. Сунь Ят-сен создает на юге Китая самостоятельное правительство, противостоящее милитаристскому прояпонскому правительству Севера.