Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Танская империя и ее связи с другими государствами Восточной Азии. Династия Сун
Этнография - Народы Восточной Азии

Процесс этнических контактов, характеризовавший период Северйых и Южных династий, в немалой степени способствовал созданию условий для объединения страны. Добиться этого удалось Ян Цзяню, провозгласившему в 581 г. династию Суй. Сын Ян Цзяня и знатной сяньбийки, вошедший в историю под именем Суй Ян-ди, значительно расширил территорию своего государства. Однако крестьянское восстание, вспыхнувшее в стране, подорвало силы династии. В 618 г. к власти в стране приходит двоюродный брат Ян-ди по материнской линии Ли Юань — основатель династии Тан (618—906 гг.). С именем его сына и преемника Ли Ши-миня (Тай-цзуна) связано укрепление Танской империи, превращение ее в один из крупнейших политических и культурных центров Восточной Азии. Танский Китай, как, впрочем, и вообще все раннефеодальные империи, был чужд узконациональной замкнутости. В Чанане — столице династии — можно было встретить купцов и путешественников из многих стран мира. В столичной «Академии» обучались студенты из Кореи, Японии, Тибета. Тай-цзун с гордостью говорил о себе, что «в отличие от правителей прошлого, возвеличивших Китай и презиравших „варваров44, я люблю всех как равных, и поэтому племена и народы полагаются на меня, как на своего отца или мать». Конечно, обстоятельства, при которых китайцы сталкивались в процессе расширения своей этнической территории с другими этническими общностями и государственными образованиями Восточной Азии, были гораздо многообразнее и сложнее. Это относится прежде всего к тюркскому каганату, оформившемуся на Центрально-Азиатском плато к середине VI в. Поражение, нанесенное тюркам армией Суй, привело к их расколу на две части — западную и восточную. Восточнотюркский каганат к моменту провозглашения династии Тан усилился настолько, что Ли Юань вынужден был направить послов в ставку кагана и признать себя его вассалом. Положение изменилось лишь при Тай-цзуне, разбившем в 630 г. тюрков и переселившем часть их во внутренние районы. По свидетельству современников, около десяти тысяч тюркских семей поселилось в одной только столице.

Разгром тюркского каганата способствовал усилению одного из тюркских племен — хуэйхэ (впоследствии они вошли в состав уйгурской народности, и поэтому их нередко называют древними уйгурами). Расцвет государства хуэйхэ (уйгурского каганата) с центром на территории современной Монголии совпал по времени с переломным моментом в истории Танской империи — мятежом Ань Лу-шаня. Для подавления мятежа императору пришлось обратиться за помощью к уйгурам, направившим в Чанань свою конницу. Немало уйгуров осело в столице, образовав там свои кварталы. С уйгурским влиянием связано, между прочим, распространение в танском Китае манихейской религии.4

Династии Тан удалось восстановить свои былые позиции в Западном Китае, утраченные в период междоусобных войн IV—V вв. Вассалами Китая признали себя правители многих государств на этой территории. Здесь китайцы впервые сталкиваются с арабами: приходят в соприкосновение две крупнейшие империи раннего средневековья. В битве при Таласе (751 г.) арабы разбили китайцев и преградили им путь дальше на запад. Это не помешало, однако, установлению весьма оживленных связей Тан со Средней Азией, Ираном, Индией. На запад шел китайский фарфор, шелк, чай, бумага. В свою очередь из Индии через Западный край в Китай проникает способ варения сахара. Широкое распространение в танском Китае получают иранские мотивы в орнаментике тканей и кованых изделий из драгоценных металлов. Об оживленных торговых связях с сасанидским Ираном свидетельствуют многочисленные находки иранских серебряных монет в погребениях танского времени. Отметим попутно, что именно к танскому времени относится появление арабских купцов на юге Китая, близ современного Гуанчжоу. Осевшие здесь арабы-переселенцы были настолько многочисленны, что их смешение с местным населением привело к появлению особой этнической группы южных хуэй.

Период утверждения танской династии совпал с тем временем, когда на западных и юго-западных границах Китая (Цинхай и северо-восточный Тибет) консолидируется группа племен цянского происхождения, самоназванием которых становится бод. «Страна Бод» именуется в китайских источниках Тубот, или Тубо (позднейшее чтение — Туфань), в арабских — Тоббэт, откуда происходит европейское название Тибет. Племена туфань можно считать непосредственными предками современных тибетцев. В 638 г. туфань вторглись на территорию одного из китайских пограничных округов в Сычуани, но потерпели поражение. Между Китаем и туфань был заключен мир, закрепить который был призван династический брак правителя Тибета Сонгцзанганбо с танской царевной Вэнь-чэн. С ней в Тибет были направлены китайские ремесленники различных специальностей, посланы книги и даже семена культурных растений. Однако вскоре после этого союз между Тан и Тибетом распался. Два столетия ^с середины VII в. до конца правления Тан) были заполнены непрерывающимися войнами.

На юго-востоке от владений туфань (в пределах современной провинции Юньнань) в середине VII в. сложилось государство Цаньчжао. Этнический состав населения Наньчжао был неоднороден и включал, по- видимому, предков различных народов тибето-бирманской и чжуан-дунской групп.

Достаточно сказать, что сам термин «чжао», входящий в наименование этого государства, — тайского происхождения. В то же время исторические памятники (в том числе дошедшие до наших дней каменные стелы с надписями) говорят о том, что во главе государства Наньчжао стояла династия, основанная предками народов группы ицзу. В 750 г. вспыхнула война между Наньчжао и танским Китаем, продолжавшаяся несколько десятилетий. Правитель Наньчжао установил связь с тибетцами и представил в их распоряжение свое войско. Вскоре, однако, выяснилось, что тибетцы не намерены довольствоваться ролью старшего партнера и пытаются поставить Наньчжао в положение вассала. В этих условиях Наньчжао предпочло восстановить мир и союз с Китаем. Войны в Юньнани дорого обошлись Танской империи. Именно после неудачного похода против Наньчжао в 754 г. вспыхнул мятеж Ань JIy-шаня, знаменовавший начало упадка Тан. Хотя в VIII—X вв. зависимость от Китая признают несколько государств, возникших на территории Восточной Азии, однако в целом могущество династии было подорвано. Усилились сепаратистские устремления феодальной знати. Наместники областей фактически выходят из-под контроля центрального правительства. Решающий удар по танской династии нанесло крестьянское восстание под предводительством Хуан Чао, вспыхнувшее в 874 г. в Шаньдуне и Хэнани. Повстанцы взяли столицу, но не смогли закрепиться в ней. В 884 г. армия Хуан Чао была разбита, но и танская династия вскоре перестала существовать. Страна вновь распалась на самостоятельные государства. С 907 по 959 г., т. е. на протяжении всего лишь 53 лет, на севере Китая сменяют друг друга пять династий, три из которых были основаны тюрками, а на юге возникает десять независимых царств.

В эпоху «Пяти династий», воспользовавшись внутренней слабостью Китая, его безрезультатной борьбой с Наньчжао, жившие на территории Западной Маньчжурии древнемонгольские племена киданей5 объединяются в независимое государство. Киданьский вождь Абуги в 907 г. принимает титул императора. Его сын в 947 г. назвал свою династию Ляо. Кидани устремили свои силы против Китая. Началась длительная полоса военных столкновений. Во время одного из походов против киданей китайский военачальник Чжао Куан-инь был провозглашен своими воинами императором, и в 960 г. он объявил о создании новой династии Сун. Его обещания продолжать борьбу с захватчиками, ограничить права буддийской церкви и наместников, облегчить положение крестьян встретили широкую поддержку.

Династия Сун

Однако с самого начала положение сунской династии было крайне тяжелым. Территория, объединенная под ее эгидой, охватывала бассейны Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян; на границах империи возникли к этому времени многочисленные государственные образования, причем некоторые из них представляли для Сун серьезную опасность. На севере Сунская империя граничила с Ляо, территория которого простиралась от Желтого моря до северо-западной Монголии. На северо-западе сложилось тангутское государство Си Ся («Западное Ся»), основанное потомками цянов и занимавшее провинции Цинхай, Ганьсу и часть Шэньси,6 на юго-западе государство Дали, возникшее на месте Наньчжао и граничившее с Сун по р. Дадухэ. Основным и наиболее опасным противником Сун были кидани. Противостоять их постоянным набегам было невозможно, и в 1004 г. император был вынужден заключить с Ляо унизительный мирный договор, обязавшись ежегодно выплачивать правителю киданей 100 тыс. лянов серебра и 200 тыс. кусков шелка. Воспользовавшись прекращением военных действий на севере, китайцы попытались подчинить своему влиянию тангу- тов. Между Сун и Си Ся были установлены договорные отношения, согласно которым Си Ся признавало себя вассалом Китая, однако должно было получать от сунского императора ежегодные «подарки» в виде серебра, шелковых тканей и чая. Заключение этого договора подтолкнуло киданей на пересмотр условий перемирия с Сун. Они потребовали вдвое увеличить количество ежегодно выплачиваемого серебра и отныне официально именовать это данью. Сунский двор вынужден был пойти на это новое унижение, равносильное признанию вассальной зависимости от Ляо. Все это крайне обострило внутренние противоречия сунского общества.

Нужно отметить, что объединение страны династией Сун и ликвидация внутренних преград, мешавших хозяйственному обмену между отдельными районами, явилось толчком для дальнейшего развития производительных сил. Сунская эпоха ознаменовалась выдающимися научно- техническими достижениями: использованием пороха в военных целях, применением компаса в мореплавании, книгопечатанием подвижным шрифтом, выпуском в X в. бумажных денег, способствовавших расширению торговли.

Происходила дальнейшая специализация ремесла и его отделение от сельского хозяйства. Прежде всего создавались «ткацкие дворы» в деревнях, укреплялись цехи и появлялись казенные мануфактуры. В мастерских существовало разделение труда по операциям и на ряде мануфактур использовался наемный труд при сдельной оплате натурой и деньгами. Однако господство феодальных отношений в деревне, дальнейшее закрепощение крестьянства становились тормозом для развития производительных сил. Усиливалась антифеодальная борьба крестьянства. Положение в стране усугублялось тем, что перед лицом постоянной угрозы со стороны киданей правительство Сун вынуждено было содержать огромную армию, отвлекать почти 5/б национального дохода на военные нужды.

Сунская династия, несмотря на попытки верхушечных реформ со стороны феодальных правителей, не могла разрешить внутренние противоречия. С 1069 по 1085 г., пользуясь покровительством императора, видный сановник Ван Ань-ши предложил и начал вводить в жизнь «новые законы». По этим законам барщина на казенных полях заменялась денежным налогом, взимавшимся в зависимости от достатка. На эти деньги предполагалось нанимать работников для выполнения обязанностей, возлагавшихся прежде на барщинников. Для земледельцев вводился земельный налог с учетом количества и качества земли; этим урезались доходы крупных поместий. Осуществлялась военная реформа: наемные войска заменялись ополчением, что увеличивало численность воинов и сокращало расходы. Были приняты некоторые меры и в области культуры с целью поддержать традиции первого гуманиста танского Китая Хань Юя, который еще в VIII—IX вв. выступил против засилия буддийской церкви, ханжества и лицемерия императорского двора и призывал «возродить древность». К эпохе, когда были провозглашены «новые законы» Ван Ань-ши, для подобного культурного и идеологического движения уже созрели и определенные экономические условия. После смерти императора, открыто поддерживавшего Ван Ань-ши, «новые законы» были отменены, а их автор подвергся гонениям. Господствующие классы, неспособные даже на верхушечные реформы, оказались также неспособными противостоять нашествиям завоевателей.

В начале XII в. усилились северо-восточные племена чжурчжэней (нюйчжэнь), принадлежавших к тунгусо-маньчжурской языковой группе и ранее входивших в империю Ляо. Намереваясь использовать сложившуюся обстановку для возвращения занятых киданями земель, сунские правители заключили в 1120 г. военный союз с чжурчжэнями против Ляо. Согласно условиям договора, взаимоотношения между сторонами должны были строиться на основе равноправия, однако Китай обязывался выплачивать чжурчжэням то же количество серебра, которое он до этого платил Ляо. Но союз с чжурчжэнями обошелся Китаю гораздо дороже. Разбив своих соперников в центральноазиатских степях, чжур- чжэни провозгласили создание независимой империи Цзинь (1125—1234) и обратили оружие против своих недавних союзников. Вторжение чжурчжэней в пределы Китая завершилось взятием столичного города Кай- фына, и весь Северный Китай оказался в их руках. Юго-западные границы государства чжурчжэней доходили до провинции Сычуань. Сунский император был вынужден перенести столицу на юг, в г. Ханчжоу. Начался период Южно-Сунской империи.

Территория Китая в это время уменьшилась более чем на 7з по сравнению с первым периодом правления Сун.* Однако в экономическом развитии юга этот период имел исключительно важное значение. Именно в сунское время юг не только догоняет, но и опережает Север по общему уровню хозяйства. В последующие века экономический центр страны окончательно перемещается в приморские районы бассейна Янцзы. XII— XIII века были отмечены бурным развитием ремесленного производства

в этих районах. Особенно важное значение имело распространение здесь культуры хлопка и хлопкоткачества. Выше уже упоминалось о том, что один из путей проникновения хлопка проходил через современный Синьцзян. Культура хлопка была распространена и на юге Китая, у аборигенного населения провинций Фуцзянь, Гуандун, включая о. Хайнань. Большим спросом у китайцев пользовались хлопчатобумажные ткани яо и ли (отметим попутно, что эти этнонимы впервые появляются в источниках сунского времени). Сохранились подробные описания техники ба- тикования тканей, употреблявшейся у яо и других народов Южного Китая. Хлопкоткацкая техника постепенно получает распространение среди китайского населения Южного Китая.

Значительное развитие получает в XII—XIII вв. производство огнестрельного оружия и судостроение. Китайские мастера научились уже строить двух- и трехпалубные корабли. Приморский город Цюаньчжоу превращается в крупный торговый порт. К этому времени относится начало освоения китайцами о. Тайвань и близлежащих Пескадорских островов (Пэнхуледао).