Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Епоха неолита в Восточной Азии. «Хэнаньский Луншань»
Этнография - Народы Восточной Азии

Яншао В IV—III тысячелетии до н. э. в бассейне р. Хуанхэ сложился целый ряд высокоразвитых неолитических культур. В среднем течении Хуанхэ возникла культура Яншао (по названию стоянки в провинции Хэнань), ареал распространения которой охватывал современные провинции КНР: Хэнань, Шэньси, восточную часть Ганьсу и юг Шаньси. Поселения культуры Яншао находят, как правило, на невысоких лёссовых террасах в непосредственной близости от реки.

Основу хозяйства яншаосцев составляло мотыжное земледелие, а наносные почвы прибрежной полосы были наиболее удобны для возделывания. Археологические данные показывают, что основной культурой, выращивавшейся яншаосцами, была чумиза. Землю вскапывали мотыгами с каменными наконечниками. Для уборки урожая применялись каменные ножи прямоугольной формы, с одним или двумя отверстиями. Таким ножом нельзя было работать как серпом, срезая злак под корень, и поэтому приходилось ограничиваться отделением одних лишь метелок созревшей чумизы. Из домашних животных яншаосцы знали свиней и собак; мясо и тех и других употреблялось в пищу. Подсобное экономическое значение имели охота, рыболовство и собирательство. Находки костей диких животных в поселениях яншаоской культуры свидетельствуют о том, что охотились яншаосцы главным образом на оленя, кабаргу и бамбуковую крысу. Орудиями охоты были лук и стрелы с каменными и костяными наконечниками. Рыбу ловили на костяные крючки или били острогами. Применялся также и невод, о чем можно судить по находкам каменных грузил.

Из всех отраслей домашнего производства наиболее развитым было гончарство. Формовка сосудов производилась вручную, и гончарный круг еще почти не применялся. В зависимости от назначения сосуда для его изготовления применялись различные виды глиняного теста — из тонко- отмученной промытой глины или с добавлением песка и дресвы. Обжигалась глиняная посуда в специальных печах, не имевших свода, что обеспечивало свободный доступ воздуха в обжигательную камеру. В силу этого после обжига керамика приобретала специфический красноватый цвет. К формам сосудов, наиболее типичным для культуры Яншао, можно отнести плоскодонные горшки, служившие для приготовления пищи, амфорообразные остродонные сосуды для переноски воды и плошки с округлым дном, употреблявшиеся для еды. В некоторых стоянках изредка встречаются также специфические для культур китайского неолита трехногие сосуды, получившие в литературе название «дин». Глиняная утварь яншаосцев зачастую украшалась полихромным орнаментом, что явилось основанием для отнесения этой культуры к числу «культур крашеной керамики», широко распространенных в степной зоне Азии и Европы, от Хуанхэ до Дуная.

Другой важной отраслью домашнего производства было изготовление каменных орудий. Хотя в это время продолжали широко применяться грубо оббитые орудия, однако в целом для культуры Яншао были характерны полированные каменные орудия. Помимо каменных ножей и мотыг, о которых упоминалось выше, для яншаоской культуры типичны полированные каменные топоры, большей частью трапециевидной формы, овальные в поперечном сечении, с округлым лезвием. Значительного мастерства яншаосцы достигли в технике сверления. По-видимому, не менее важное значение имело производство орудий из кости и рога — мотыг, стамесок, проколок, наконечников и даже крохотных иголок с маленьким ушком, употреблявшихся для шитья.

О существовании ткачества говорят отпечатки тканей (по-видимому, из конопляного волокна) на днищах керамических сосудов, а также многочисленные находки каменных и глиняных пряслиц.

Об одежде яншаосцев у нас нет сколько-нибудь определенных сведений. Известно, что они носили украшения в виде керамических браслетов, костяных бус, подвесок из полудрагоценных пород камня. Волосы закалывали на макушке большой костяной шпилькой.

Раскопки последних лет позволяют составить определенное представление об облике яншаоских поселений. В центре поселения находилось большое четырехугольное здание, предназначавшееся, по-видимому, для общественных собраний и празднеств. Вокруг него в строго определенном порядке располагались жилища. Поселение окружал ров, а рядом с ним размещалось кладбище. Преобладающим типом яншаоского жилища была круглая или четырехугольная полуземлянка размером в среднем 15—20 м2. Стены сооружались из часто поставленных вертикальных шестов, которые с обеих сторон обмазывались глиной с примесью соломы. Коническая по форме крыша поддерживалась четырьмя столбами, стоявшими в центре жилища. Непосредственно перед входом, обращенным на юг, располагалась очажная яма.

Большой интерес для характеристики духовной культуры и общественного строя яншаосцев представляет изучение их погребального обряда. Яншаоские погребения — это, как правило, трупоположения в прямоугольной могильной яме головой на запад, лицом вверх. Покойника сопровождали предметы обихода — глиняные сосуды, иногда — мелкие орудия труда. Погребения располагались на общественном кладбище очень компактно, в определенном порядке. В одной могиле погребалось зачастую несколько умерших, причем центральное место в таких погребениях обычно занимает женщина. Инвентарь женских погребений также богаче, чем мужских. В этих фактах можно видеть свидетельство существования у яншаосцев материнского рода. В отличие от взрослых дети хоронились не на общественном кладбище вне поселения, а вблизи домов, в больших глиняных сосудах. Быть может, это является отражением того, что в яншаоском обществе человек становился полноправным членом рода (и в силу этого мог быть похоронен на родовом кладбище) только после своего совершеннолетия.

Отражение тотемной родовой организации мы находим в яншаоской орнаментике. Многие сосуды яншаосцы украшали не геометрическим, а зооморфным орнаментом. При этом интересно, что, во-первых, изображения одних и тех же животных встречаются лишь в одном поселении или в нескольких близлежащих поселениях (в Баньпо найдены изображения оленей и рыб, в Мяодигоу — ящерицы и черепахи, в Хуасянь и Хуаинь — птицы); во-вторых, в некоторых из этих изображений можно усмотреть идею происхождения данного рода от животного-тотема, что вообще характерно для первобытных тотемистических верований. В частности, изображения рыбы на сосудах из Баньпо имеют ясно выраженные антропоморфные признаки.

«Хэнаньский Луншань»

Все перечисленные выше черты, характеризующие облик культуры Яншао в целом, не оставались на протяжении длительного времени неизменными.

Постепенная трансформация этих черт на каком-то определенном этапе становится настолько очевидной, что археологи говорят даже о том, что на смену Яншао на всей территории ее распространения приходит во второй половине III тысячелетия до н. э. другая культура, получившая в последнее время наименование культуры «хэнаньского Луншаня». Однако раскопки целого ряда поселений этой культуры, например стоянки Мяодигоу в Хэнани, неоспоримо доказывают, что «хэнаньский Луншань» генетически восходит к позднему Яншао и что поэтому можно говорить о несомненной преемственности между двумя этими неолитическими культурами. По сравнению с предшествующим периодом в образе жизни и занятиях насельников культуры Луншань не произошло сколько-нибудь значительных качественных изменений. Развитие земледелия несколько увеличило его удельный вес в совокупном общественном производстве. Появились новые земледельческие орудия. Во время раскопок археологами обнаружены отпечатки двузубого деревянного орудия, известного в Китае более позднего времени под названием лэй. Вместо малоэффективных жатвенных ножей прямоугольной формы начали применяться каменные серпы, которые, правда, еще не насаживались на рукоятку, но уже позволяли срезать созревший злак вместе со стеблем. Одной из отличительных особенностей культуры «хэнаньского Луншаня» является широкое применение орудий из раковин. Важным нововведением в технике сооружения жилищ явилось применение известковой обмазки, которой покрывали теперь земляной пол и стены полуземлянок. Значительный прогресс имел место в гончарном деле. Все более широко начинает применяться гончарный круг. Совершенствуется конструкция печей для обжига керамики. После загрузки обжигательной камеры свод ее замазывается глиной, что резко повышает температуру внутри печи. Поскольку обжиг происходил теперь в закрытой камере, то это нововведение сказалось на внешнем виде керамики: из печи она выходила не красноватой, как раньше, а темно-серой. Изменяется и характер орнамента. Полихромная роспись постепенно выходит из моды и заменяется вдавленным веревочным, шашечным и плетеным орнаментом. Наибольшее распространение получают сосуды с цилиндрическим поддоном и триподы. В это время наряду с сосудами типа дин, известными еще со времени Яншао, получают широкое распространение триподы с полыми ножками типа ли, цзя и — гораздо реже — гуй. Многие из этих особенностей культуры «хэнаньского Луншаня» сближают ее с ранними вариантами культуры эпохи Шан-Инь, древнейшей в бассейне Хуанхэ культуры бронзового века. За последние годы в провинции Хэнань китайскими археологами открыты стоянки, в которых между луншаньским и иньским культурным слоем присутствует еще один — промежуточный — слой. По характеру инвентаря он сходен с этими обоими слоями, но тем не менее не может быть отожествлен с ними. Китайскими учеными высказана гипотеза о том, что в данном случае мы имеем дело с культурой эпохи Ся, которая была известна до сих пор только по письменным (притом в значительной мере полулегендарным) источникам.4

Цюйцзялин

В непосредственной близости от района распространения культур Яншао и Луншань, в провинции Хубэй ( в бассейне р. Ханьшуй), примерно в тех же хронологических рамках существовала другая неолитическая культура, получившая название Цюйцзялин. В отличие от яншаосцев насельники этой культуры занимались рисосеянием. У цюйцзялинцев было развито ткачество. Пряли они на веретенах с плоскими глиняными пряслицами, обычно покрытыми затейливым цветным орнаментом. Раскрашивали цюйцзялинцы и свою глиняную посуду, но орнамент значительно отличается от яншаоского как по рисунку, так и по способу его нанесения. Вопрос о взаимоотношениях между культурами Цюйцзялин и Яншао остается пока открытым. Результаты раскопок позволяют, однако, установить, что ареалы распространения этих двух культур смыкались между собой в северной части провинции Хубэй. В частности, в районе Юньяна (среднее течение р. Ханьшуй) раскопана трехслойная стоянка: нижний ее слой представлен культурой Яншао, средний — Цюйцзялин, верхний — одним из местных вариантов «хэнаньского Луншаня». В то же время отдельные элементы цюйцзялинской культуры позволяют предполагать ее контакты с другим неолитическим комплексом, локализуемым в прибрежных районах междуречья Хуайхэ—Янцзы.

Цинляньган

Наиболее ранняя культура этого комплекса, открытая раскопками в провинциях Цзянсу и Чжэцзян, получила наименование Цинляньган. Она принадлежала оседлым племенам, знавшим развитое мотыжное земледелие. Подобно цюйцзялин- цам, насельники Цинляньгана в качестве основной сельскохозяйственной культуры выращивали рис. Каменные орудия цинляньганцев представлены плоскими топорами с округлым лезвием, мотыгами трапециевидной формы и длинными, узкими ножами с рядом небольших отверстий. Применялись также плечиковые топоры и ступенчатые тесла. Охота и рыболовство были важным подсобным промыслом, особенно вблизи рек и многочисленных озер. Известны были свайные постройки. Весьма своеобразна глиняная посуда цинляньганцев. Здесь преобладала грубая красная керамика. Поверхность сосуда нередко покрывалась ангобом. Основным сосудом для варки пищи был треножник дин. Умерших цинлянь- ганцы хоронили на общественных кладбищах (исключение составляли только дети). Покойника укладывали в неглубокую яму в вытянутом положении лицом вверх, головой на восток. В отличие от Яншао в инвентаре цинляньганских погребений преобладают орудия труда. Нередки находки украшений из нефрита. Специфической особенностью погребального обряда было то, что в могилу с умершим клали обычно нижнюю челюсть свиньи.

Люлинь

К северу от района распространения культуры Цинляньган, на стыке провинций Цзянсу и Шаньдун, в результате археологических исследовании последних лет все более отчетливо вырисовывается ареал другой родственной ей неолитической культуры — Люлинь. Правда, поселений этой культуры найдено пока очень мало и наши представления о ней основываются главным образом на материалах погребений. Основным занятием люлиньцев были, по-видимому, рыболовство и охота, о чем свидетельствуют многочисленные находки костяных острог и каменных грузил для сетей. В то же время специализированных орудий земледельческого производства тут вообще не обнаружено. Правда, среди археологов идет спор по поводу того, не мог ли употребляться в качестве жатвенного орудия загадочный предмет, часто присутствующий в инвентаре люлиньских погребений. Предмет этот представляет собой круглую костяную рукоятку, в верхней части которой имеется прорезь со вставленными в нее под тупым углом обточенными зубами кабарги. Представляется, однако, более вероятным, что мы имеем здесь дело не с орудием труда, а с предметом культового назначения. Штрихом, характеризующим охотничий быт люлиньцев, является то, что в ногах у погребенного мужчины почти всегда находят скелет собаки.