Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Колонизация Юго-Запада Северной Америки. Индейцы пуэбло
Этнография - Народы Америки

Испанская колонизация юго-западной части Северной Америки по-разному отразилась на судьбе местного индейского населения. Одних она едва коснулась (навахи), в других случаях не изменила существенно их обычного образа жизни (пима, апачи). Индейцам же пуэбло колонизация принесла, наряду с культурными новшествами, вызвавшими к жизни большие хозяйственные изменения, и неисчислимые бедствия.

Первыми испанцами на Юго-Западе были солдаты Коронадо (1540— 1542). Собственно колонизация этого района началась несколько позже. К концу 90-х годов XVI в. земли индейцев пима, папаго и пуэбло были объявлены владениями испанской короны, а сами индейцы — ее вассалами. Степень подчинения индейских племен испанским властям была, однако, различной. Пима и папаго до 70-х годов XVII в. с испанцами вообще не сталкивались. После 1678 г., когда иезуит Кино основал близ индейских деревень несколько миссий, пима были обращены в христианство. С этого времени они стали выращивать пшеницу и разводить скот, завезенный к ним миссионерами. Испанцы, а позже мексиканцы* из-зэ постоянных набегов апачей не часто появлялись на их землях.

Навахи и апачи также оказались в стороне от испанских миссий и фортов.

Более всего пострадали от испанской колонизации индейцы пуэбло, жившие по Рио-Гранде. Территория индейцев пуэбло, входившая в ка- питанство Новая Галисия (со столицей в Санта-Фе) вице-королевства Новая Испания, была поделена на округа. Во главе каждого округа был поставлен губернатор. Поблизости от индейских деревень возникли форты и миссии (к 1680 г. на территории индейцев пуэбло было 33 действующих миссии), а в самих деревнях индейцев — церкви. Традиционные обряды были строжайше запрещены, свирепствовала инквизиция. Индейцев обязали выплачивать натуральные налоги тканями домашнего производства и кукурузой и работать на постройке фортов, тюрем, церквей. Самым тяжелым был труд на свинцовых рудниках. Индейцев продавали в рабство, убивали за малейшие провинности. Завезенные испанцами болезни были не меньшим злом, чем бесчинства и насилия завоевателей.

В 1680 г. индейцы пуэбло, восстав, изгнали испанцев из ближайших фортов и миссий, и колонизаторы не смели вернуться обратно в течение 12 лет! Это восстание имело большое значение и для соседних народов. У навахов и хопи скрывались целыми семьями индейцы пуэбло из области Рио-Гранде, спасаясь от мести испанцев. И раньше навахи могли многое перенять от индейцев пуэбло, так как имели с ними постоянные связи. Теперь же культурный обмен получил самый широкий размах, тем более, что многие индейцы пуэбло, бежавшие с берегов Рио-Гранде, остались у навахов навсегда и передали им свои навыки в земледелии, скотоводстве, ремеслах, многие из своих религиозных обрядов, мифов и легенд.

Только в 1692 г. восстановилась власть испанцев в Санта-Фе. Новый губернатор использовал рознь между племенами. Индейцы были ослаблены многолетней борьбой и страшными голодовками вследствие засух, несколько раз повторявшихся за десятилетие. Однако страх, вызванный восстанием 1680—1681 гг., был настолько силен, что испанцам пришлось отказаться от эксплуатации труда индейцев на шахтах и других тяжелых работах, а деятельность миссионеров по «обращению язычников» стала менее бесцеремонной, более осторожной. За все время испанского господства только восточные пуэбло находились под действительным контролем испанских властей и миссионеров. Хопи не покорились испанцам и ушли в неприступные горные районы. Они так и не приняли христианства и изгоняли миссионеров и испанских чиновников, время от времени пытавшихся подчинить их своему влиянию.

Индейцев юго-запада Северной Америки в отношении развития культуры можно разделить на три группы: земледельцев, применявших искусственное орошение (пуэбло, пима, папаго, опата), близких к ним охотников и земледельцев (навахи, юма) и кочевых охотников, у которых земледелие играло незначительную роль (апачи). Наиболее интересны из всех трех групп, да и лучше изучены индейцы пуэбло, навахи и апачи.

Индейцы пуэбло

Обычно различают восточных (или речных) индейцев пуэбло, чьи селения расположены по р. Рио-Гранде, и западных (или пустынных). Пустынные пуэбло живут между реками Литл:-Колорадо и Рио-Гранде. Как те, так и другие не представляли языкового единства: часть восточных, или речных, пуэбло говорила на языках юта-ацтекской семьи (тева, тигуа, таньо и др.), часть—на языках керес (жителн селений Сан-Фелипе, Санта-Ана, Санто-Доминго). И среди пустынных (западных) индейцев пуэбло часть говорит на языках большой юта-ацтекской лингвистической семьи (хопи, входящие в более мелкое языковое объединение шошонов, а также зуиьи), часть — на языках керес (жители селений Акома, Лагуна). Восточные пуэбло находились в постоянном общении с испанскими поселенцами из Мексики, что отразилось в культуре и тех и других. Индейское влияние можно проследить в церковной архитектуре и в строительстве жилых домов, в ремеслах и в фольклоре местного испаноязычного населения.

Индейцы пуэбло раньше своих соседей заимствовали у европейцев разведение домашних животных, главным образом овец, в хозяйственных целях. Разводили они также рогатый скот, свиней, кур. От пуэбло овцеводство перешло к другим индейцам и, в частности, к навахам. В производстве тканей у индейцев стала применяться овечья шерсть. Индейские одеяла получили широкий спрос среди испанцев, а позднее — мексиканцев, благодаря прекрасному качеству тканья и красоте красок.

Индейцам, находившимся в непосредственном подчинении у испанских властей, держать лошадей не разрешалось. Поэтому пуэбло в качестве тягловой силы использовали ослов, в то время как навахи добывали себе лошадей в набегах и очень скоро стали «конным» народом. Индейцы пуэбло научились выращивать пшеницу, фруктовые деревья, перец, получаемый ранее в обмен от индейцев Мексики.

Культура западных индейцев пуэбло, менее подвергшаяся влиянию европейцев и сохранившая больше самобытных черт, представляет особый интерес как конкретный пример общества, пережившего на глазах истории переход от матриархальных отношений к патриархальным и в то же время во многом отличного от других индейских обществ — ирокезского, мускогского и пр., которые в XVI—XVIII вв. находились на несколько более ранней стадии общественного развития.

Как и речные пуэбло, индейцы хопи, зуньи, акома и лагуна, причисляемые к пустынным индейцам пуэбло, издавна были земледельцами, А так как в области их обитания занятие земледелием затруднялось скудостью осадков, то индейцы использовали для орошения полей естественные разливы рек, сооружали отводные каналы (индейцы зуньи), либо выбирали под посевы участки, богатые подпочвенными водами (индейцы хопи). Старинными культурами являются кукуруза1, бобы, тыква; с появлением в Америке европейцев — некоторые новые овощи (чилийский перец, лук) и фрукты, в особенности персики, которые индейцы очень любят. Индейцы хопи, а в небольших количествах и индейцы пуэбло, живущие по Рио-Гранде, разводили хлопок (Gossipinm hopi); все индейцы пуэбло разводили табак. В земледелии были заняты и мужчины, и женщины. На обязанности первых лежала расчистка участков, взрыхление земли; женщины занимались собственно посевом и уборкой урожая.

Хопи, зуньи и другие жители пустынь, как и восточные пуэбло, после европейской колонизации успешно разводили овец и коз. Тех и других пасли в одном стаде, загоняя на ночь в огороженные каменной изгородью коррали близ селений. Обязанности пастухов выполняли женщины и дети. Занятие скотоводством давало индейцам обильную мясную пищу, кожи и шерсть, из которой они ткали материал для одежды. Это было тем более ценно, что область индейцев пуэбло никогда не изобиловала дичью (основным объектом их охоты были кролики).

По технике изготовления орудий индейцы пуэбло стояли на стадии неолита. В их хозяйстве каменные орудия находили самое широкое применение (топоры, молотки, ножи; каменными были рабочие части мотыги; из камня делали зернотерки).

Одним из основных видов оружия индейцев пуэбло, жителей пустынь, была вырезанная из дуба плоская гнутая дубинка, подобие бумеранга, которая имела на одном конце рукоятку; другой ее конец был утолщен. Такой бумеранг обладал довольно большой ударной силой, но, в отличие от австралийского, не возвращался обратно. Были у них и луки — простые, менее мощные, чем луки апачей, навахов и других кочевых племен.

Индейцы пуэбло издавна развили гончарное мастерство. Их глиняную посуду, красиво раскрашенную и разнообразную по форме и назначению, охотно принимали в обмен соседние племена. Гончарством занимались женщины. Женщины племени хопи изготовляли из белой глины чудесные сосуды, хотя техника была все такой же примитивной, как несколько веков назад. Поверхность сосуда шлифовали камнем. Старинные сосуды хопи имели желтый, оранжевый и кремовый цвет и причудливый черный геометрический орнамент. 1

Не менее искусны были индейцы пуэбло и в плетении. У всех этих народов было развито ткачество, которым раньше занимались мужчины. На вертикальном стане ткали неширокие накидки, свадебные белые с черной каймой одеяла-накидки, обрядовые пояса.

Костюм индейцев пуэбло был несложен, мужчины носили кожаный фартук, зимой — плащ из тканого материала или из кроличьих шкурок; женщины — доходящую до колен накидку, перекинутую через правое плечо. Те и другие носили ноговицы и мокассины, причем женщины обертывали.ноги от колен до щиколоток обмотками из длинных полосок кроличьих шкурок (для утолщения ноги).

Между различными племенами индейцев Юго-Запада происходил весьма оживленный торговый обмен. Часто отдельные племена поставляли какой-нибудь определенный продукт. Так, индейцы зуньи поставляли соль, таньо — бирюзу, индейцы селения Сан-Фелипе — минеральную краску для гончарных изделий, жители селения Акома — хлопчатобумажные плащи, юта — плетеные изделия и шкуры, навахи одеяла и оленьи шкуры и т. д. С XVII в. индейцы были вовлечены в неэквивалентную, полуграбительскую торговлю с испанскими колонистами, селения которых сосредоточивались главным образом по берегам Рио-Гранде, а с XIX в. — с мексиканцами.

Индейцы пуэбло издавна живут оседло. У них различают три типа поселений1. В первом случае дома представляют собой ряд правильных поставленных один на другой террасообразно этажей. Попасть в первый этаж можно только по лестнице через крышу. Подобные поселения бывают вытянутые в одну линию и замкнутые в виде двора. Первый вид поселения состоит из нескольких рядов террас, поставленных параллельно. Террасы или обращены все в одну сторону (как в селениях индейцев хопи — Ораиби, Вальпи и Акома), или поставлены по обе стороны улицы (Санто-Доминго, Сан-Хуан, Санта-Ана); они имеют П-образную форму (селения Тесукве, Сан-Ильдефонсо, Сан-Фелипе, Емец и Санта-Клара) или построены в форме замкнутого четырехугольника (селение Пекос), так что первое этажи обращены внутрь двора. Селения индейцев племени зуньи — Тусаян и Сибола представляют смешение этих двух типов.

Сооружение селения в виде замкнутого двора вызывалось необходимостью защиты и делалось либо на равнинах, либо на высоких плоскогорьях (меса). Поселения этого типа на месах относят к позднему времени, так как обычно на плоскогорьях поселения были вытянуты в одну линию.

Поселения второго типа также состоят из нескольких этажей, поставленных один на другой уступами — террасами, но так, что середина всего сооружения является его самой высокой частью (селения Таос, Вальпи).

И, наконец, поселения третьего типа состоят из большого числа одно- и двухэтажных домов. Чаще всего они соединяются в одно целое об щими стенами (у индейцев зуньи). В двухэтажном доме крыша нижнего этажа или нижнего дома служит улицей, кухней, местом для игр детей и отдыха для жителей деревни. Жилыми помещениями обычно служат постройки второго этажа; в холодное время индейцы уходят в первый этаж, не имеющий иного выхода, кроме отверстия в крыше.

В трех-четырех клетушках-комнатах жило несколько семей, родственников по материнской линии. Когда-то подобная семейная группа имела общий очаг (на террасе), общие зернотерки и зернохранилища. Когда родственная группа разрасталась, для парных семей делали надстройки над прежним помещением или боковые пристройки.

Материалом при постройке жилища служил либо песчаник, либо сырцовый кирпич. Тщательность отделки построек со времени колонизации утрачена. Вместо хорошо пригнанных и отшлифованных каменных плит для возведения стен стали употреблять грубо обработанные куски серого песчаника, скрепленные сырой глиной. При устройстве потолка между горизонтальными рядами балок прокладывали хворост. Затем все строение обмазывали глиной. Стены изнутри белили и часто украшали цветным орнаментом, вверху и внизу.

Строительство общинных домов по-прежнему носило общественный характер и было подчинено строгим правилам и дисциплине, выработанном издавна. Существует мнение, что при возведении их применялся рабский труд. Но представляется сомнительным, чтобы рабство у индейцев пуэбло существовало в больших размерах.

В домах селения жили большие коллективы людей, связанных родственными узами и общими экономическими интересами.

Поселение, состоявшее из одного или нескольких домов со своим святилищем (и в то же время залом для собраний общины), являлось самоуправляющейся общиной. В поселении жили члены различных родов, образуя большие домохозяйства, в свою очередь распадавшиеся на парные семьи. У хопи и остальных западных индейцев пуэбло родовую общину составляла группа родственников по материнской линии. Состояла она из женщины — главы группы, ее мужа, ее несовершеннолетних детей, холостых и вдовых ее братьев, замужних дочерей с мужьями и детьми и сыновей, вдовых или разошедшихся со своими женами. Такая родовая община вела хозяйство сообща. Входившие в нее парные семьи экономически не были самостоятельными. Мужья женщин данной группы оставались связанными с людьми своего рода. Они помогали своим сородичам в хозяйстве, участвовали в обрядах рода своей матери. Хозяй- кой-распорядительницей той части дома, которая была отведена в общинном селении отдельному домохозяйству, была старшая замужняя женщина. Домохозяйство пользовалось отведенным ему участком родовой земли, а также огородными и садовыми участками и зернохранилищем. После смерти женщины ее личная собственность наследовалась ее дочерьми. В случае их несовершеннолетия опека поручалась дяде со стороны матери или другому какому-нибудь родственнику по материнской линии.

Мужчина у индейцев пуэбло считался собственником овец, лошадей, рогатого скота, охотничьего снаряжения, рабочих инструментов и своей обрядовой и домашней одежды. У хопи в случае смерти мужчины его собственность, состоявшая из стада овец и наличных денег, обычно наследовалась его сородичами по материнской линии. Собственностью женщин считалась домашняя утварь.

Забота о воспитании ребенка и обучение его приемам и способам охоты, земледельческим работам и ремеслам ложилась на одного из родителей, в зависимости от пола ребенка. У хопи выбор обрядового «отца» для подготовки к инициации принадлежал отцу, хотя оплачивала обряд мать ребенка.

Во главе каждого селения индейцев пуэбло стоял вождь (щсик). Должность его была пожизненной и очень почетной. Сам он не участвовал в производительном труде. Его землю обрабатывали члены общины, мясную пищу поставляли те же общинники. Касик — участник всех общественных и религиозных обрядов. Несколько менее почетными, но еще более важными практически были должности двух вождей, назначаемых каси- ком на год. Они — начальники на войне и руководители важнейших обрядов, охотничьих экспедиций и общественных работ в пользу касика. В их обязанности, наряду с руководством военными походами, входило следить за соблюдением обычаев и обрядов. Они имели в своем распоряжении восемь помощников, также назначаемых касиком, которые ведали полевыми работами и уходом за скотом общины, обрядовыми танцами и пр.

Большим влиянием пользовались лица, чья деятельность была связана с культом предков. Эти лица — руководители всей религиознообрядовой жизни рода, хранители фетишей; их назначал один из вождей.

Для индейцев пуэбло характерно наличие большого числа тайных обществ или братств. В каждом племени число братств было различным, как и их назначение. Почти все общества были в той или иной мере связаны с культом животных и лечением болезней. У индейцев зуньи было 13         братств, в селении Сан-Фелипе — семь. В наиболее чистом виде эти братства сохранялись у индейцев хопи, где были тесно связаны с материнско-родовой организацией. Только военное тайное общество индейцев хопи не было связано с принадлежностью к определенному роду. У восточных пуэбло тайные общества и сейчас играют очень важную роль в жизни селения. Это межродовые организации, которые постепенно захватили в свои руки контроль над всей жизнью общины. Касиком у этих индейцев может быть только глава самого влиятельного из тайных «лечебных» обществ — общества кремня. То же относится и к другим должностным лицам.

История братств рисуется примерно в следующих чертах. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел, обмена и накопление материальных благ способствовали разложению сохранившегося в той или иной степени материнского рода.. Зарождение патриархальных отношений сопровождалось появлением тайных мужских союзов, или братств, которые становились орудием борьбы с традициями матриархальной системы. Одновременно они служили для обогащения родо-племенной верхушки. Брат- ства постепенно превращались в экономические объединения. Обязательства участвовавших в обществах «братьев» первоначально, очевидно, сводились к преподнесению подарков друг другу и к участию в коллективных работах в пользу «брата». На членов братства и их родственников распространялось фиктивное родство. Хопи не мог жениться на сестре «брата», не мог торговать с ним, так же как и с родным братом. Впоследствии коммерческие сделки в общинах совершались через братства богатой верхушкой рода. Бедный ремесленник «давал» изделия своего ремесла ближайшим родственникам или членам своего братства и получал от них пищу и одежду. Обмен «подарками» приурочивался к праздникам и облекался в обрядовую форму. Членов братства обслуживал специальный посредник-скупщик. За каждый совершенный обмен он брал с ремесленников, вознаграждение, хотя и без того получал значительную выгоду, перепродавая в лавки по более высокой цене полученные товары.

В религиозных представлениях индейцев пуэбло преобладал культ, характерный для земледельческого народа: вся их обрядовая деятельность была связана с вызыванием дождя, почитанием матери-земли и отца- неба. Большое место занимали тотемистические представления и в связи с этим почитание животных.

Индейцы пуэбло — единственный народ в Северной Америке, который имел культ предков, так называемых качин. Изображения качин (деревянные фигурки, раскрашенные и наряженные в обрядовые костюмы, украшенные перьями), так же как и маски, изображающие предков, были непременным атрибутом обрядовых плясок индейцев пуэбло. Религиозные обряды обязательно сопровождались плясками — «пляской огня», «змеиной пляской» и др., и даже в период колонизации их так и не вытеснила католическая обрядность. Более того, подобно другим «обращенным», индейцы пуэбло вносили в католические обряды, которые их заставляли исполнять испанские патеры, черты своих древних религиозных представлений.

После перехода юго-запада Северной Америки под власть США лучшие земли были отобраны у индейцев пуэбло и их исконным занятиям — земледелию и скотоводству — был нанесен сильнейший удар