Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Индейцы юго-запада Северной Америки: история
Этнография - Народы Америки

Обычно в американской, литературе под Юго-Западом подразумевают большую территорию, включающую нынешние штаты США,— Нью-Мексико, Аризону, части штатов Невада, Юта и Колорадо (на севере) и северные области Мексики (на юге). Юго-Запад, наряду с Северо-Западом, принадлежит к числу областей наиболее высокой аборигенной культуры североамериканского континента. Индейское насе ление этого района развило ирригационное земледелие, создало сложную строительную технику, знало ткачество и гончарство.

Ранняя история

Археологические исследования позволяют заглянуть довольно далеко в историческое прошлое этой части Америки. Находки в пещере Сандия (Нью-Мексико) и на других палеолитических стоянках свидетельствуют о том, что область была обитаема человеком — бродячим охотником за колумбийским слоном (Parelefas columbi)— может быть, уже 20 тыс. лет назад, а возможно, и еще ранее, судя по данным радиокарбонного анализа1.

Через территорию Юго-Запада в течение многих сотен лет отдельными волнами проходили теснившие друг друга племена и народы, потомки которых впоследствии заселили Центральную и Южную Америку. Частично они оседали на Юго-Западе, смешиваясь с самыми различными этническими группами. Издавна эта область была широко связана самыми различными отношениями с индейцами Северной Америки, в том числе с народами, населявшими прерии. Еще более постоянными были связи с северной Мексикой. Все это не могло не отразиться благоприятным образом на экономическом и культурном развитии местного населения.

Полагают, что земледелие появилось на Юго-Западе гораздо раньше, чем в других областях Северной Америки. Новейшие методы радиокарбонного анализа позволяют предполагать, что культура кукурузы появилась здесь не менее 3 тыс. лет назад2. Именно этим временем датируется относящаяся к культуре кочизи стоянка в пещере Бэт близ мексиканской границы, где были обнаружены вместе с каменными орудиями и костями убитых животных, зерна и шелуха кукурузы.

Первые земледельцы Юго-Запада (люди времени кочизи) жили в землянках, носили одежду, сплетенную из растительных волокон, плетены* сандалии; делали накидки из полосок шкурок кролика вперемежку с кед ровой корой. Их гончарные изделия были примитивны, а кукуруза, уж( тогда составлявшая основу их. питания, была полудиким растением.

Вслед за периодом кочизи наступило время господства более высоки? земледельческих культур хохокам и могольон. Люди хохокам, наследо вавшие культуру кочизи, жили в жарких, поросших кактусом равнинам южной части Аризоны и в Мексике.

В северной части этого района, в долине р. Хилы, развилось ирригационное земледелие. К 900—1000 гг. н. э. здесь были сооружены большие (до 16 км в длину) каналы. Близ полей, засаженных кукурузой, располагались полуподземньш жилища земледельцев. Материалом для изготовления одежды служила уже не древесная кора, а хлопчатобумажная материя, которую ткали на горизонтальном ткацком стане. Большие успехи были достигнуты и в гончарстве — на смену грубым глиняным горшкам пришла расписная керамика, появились глиняные статуэтки.

Американские археологи полагают, что на территорию, где развилась .культура хохокам, вторгся соседний народ (носитель культуры могольон). Имеются данные о близости антропологического типа людей культуры могольон к современным индейцам пуэбло1. Люди культуры могольон -строили большие общинные дома из глины и камня. Руины подобного дома сохранились около г. Финикса, столицы штата Аризона. Полагают, что вместе с культурой могольон в область распространения культуры хохокам пришли новые сорта кукурузы2. Можно полагать, что народы, создавшие культуры хохокам и могольон, стояли на довольно высокой ступени развития первобытнообщинного строя, связанной с ирригационным земледелием, строительством больших общинных домов, оседлостью, развитой керамикой и др. При данной степени изученности этого вопроса .ничего более определенного в отношении их социального строя сказать нельзя. К 1400 г. люди культуры могольон ушли, как можно предполагать, под натиском кочевых племен, скорее всего атапасков. Оставшееся население смешалось с пришельцами; от этого смешанного населения и. недут свое происхождение современные индейцы пима и папаго.

Другая группа земледельцев обосновалась в северной части юго-западной области на пустынном плато, которое проходит по диагонали через Аризону и Нью-Мексико с северо-востока на юго-запад. Здесь получила развитие культура анасази (от навахского слова, обозначающего «древний народ»).

История населения этой части юго-западной области прослеживается от так называемых «корзинщиков», получивших свое название по развитой у них технике плетения. Первые следы земледельческой культуры обнаружены здесь в слоях 200 г. н. э., т. е. тысячелетиями позже, чем в культуре кочизи. У «корзинщиков» не было ни таких больших каналов, как у предков индейцев пима, ни их обширных кукурузных полей.

Расцвет культуры анасази падает на 900—1300 гг. н. э., когда строились скальные жилища («cliff dwellings») и террасовые дома, в которых иногда помещалось целое селение. Дома эти получили впоследствии от испанцев название «пуэбло» (по-испански «селение»), перенесенное и на индейцев, живших в этих домах-селениях. Этот период в свою очередь подразделяется археологами на два периода — «развитых пуэбло» (VII— X вв.) и «великих пуэбло» (XI—XIII вв.). Индейцы «развитых пуэбло» занимались земледелием, выращивали кукурузу, а также тыкву и бобы. Кукурузу размельчали и растирали в муку на каменных зернотерках. В этот период появилась новая в этой области сельскохозяйственная культура — хлопчатник, на разведении которого впоследствии специализировались индейцы племени хопи.

Большое значение вместе с тем имела охота. Мясо лосей, бизонов, горных коз, оленей и кроликов шло в пищу; шкуры, сухожилия, медвежий жир широко использовались в хозяйстве. Охотились при помощи лука и стрел. Каменные орудия индейцев были тщательно отшлифованы. Гончарные изделия, представленные небольшими сосудами, горшками, имевшими ручки, изготовлялись налепом (именно в этот период распространилась по юго-западной области керамика с черным геометрическим орнаментом на белом фоне или красным — на оранжевом); они уже с успехом заменяли многочисленную плетеную домашнюю утварь, столь обильную в предыдущий период. В текстильной технике появилось нововведение — примитивный ткацкий стан. Одеяла и одежда из домотканой материи постепенно вытеснили накидки из перьев и кроличьих шкурок.

Устройство деревень индейцев периода «развитых пуэбло» свидетельствует о крепких общинных связях. Появляются большие дома в 6—14 смежных комнат (юго-восточная часть штата Юта, VIII в.). Стены этих жилищ сложены из каменных плит или сырцового кирпича (последний как строительный материал типичен для более позднего периода). Это уже наземные строения, старые же подземные жилища стали местом сборищ мужчин для совершения обрядов (кива). Кива — круглые в основании колодцеобразные сооружения со стенами каменной кладки. Внутри их пз стен выступали каменные скамьи, идущие по кругу. Попасть в киву можно было через отверстие в крыше по деревянной лестнице.

В период «великих пуэбло» индейцы строили огромные жилища, вмещавшие сотни людей. Если в предыдущий период появилась тенденция к объединению однокамерных жилищ в многокомнатный дом, то теперь это вошло во всеобщий обычай. Комнаты пристраивались к основному массиву строения по мере роста населения деревни. Наиболее известной из построек такого типа является пуэбло Бонито, один из удивительных памятников индейской архитектуры XII в. Развалины его находятся у стен каньона Чако (Нью-Мексико). Все строение, представляющее один дом, образовывало замкнутый полукруг, внешние стены которого были глухими. Жилые помещения шли по полукругу параллельными концентрическими рядами, спускающимися уступами внутрь замкнутого двора. Г> таком «доме-селении» было около 600 комнат. В центре двора стояло несколько помещений обрядового назначения. В пуэбло Бонито сочетались прочность и солидность постройки со строгостью и изяществом форм. Стены, массивные в нижних этажах, становятся значительно тоньше в верхних. Комнаты сравнительно велики; те из них, которые не имели окон и дверей, служили хранилищами. В комнатах, где помещались отдельные семьи, чаще не было очага: вся хозяйственная жизнь проходила на крышах.

Другой тип строений этого времени — пещерные жилища. Руины их группируются главным образом в каньонах рек Колорадо и Сан-Хуан и по их притокам. Южнее р. Сан-Хуана они встречаются реже, за исключением каньона Челли. Под огромными навесами скал расположены дома, тоже с террасами, как и в селениях на равнинах, но стройность плана утрачена, так как строители зависели от расположения пещер. Типичный образец их — «Скальный дворец» (Cliff palace) в юго-западной части каньона Колорадо, датируемый серединой XI в. Во «дворце» до 200 комнат, 32 помещения обрядового назначения (кивы) и большие каменные башни. Часть комнат служила амбарами, где хранили припасы, в некоторых комнатах найдены зернотерки. Для периода «великих пуэбло» характерно строительство башей. Назначение их объясняется по-разному: существует предположение, что это дозорные башни или башни для наблюдения за небесными светилами. Однако только башни, расположенные на открытой местности, а не под навесами скал, как например, в «Скальном дворце», могли служить индейцам своего рода обсерваториями.

Пуэбло на равнинах и пуэбло в скалах построены примерно в одно время, и племена, строившие их, стояли на одной стадии развития культуры. Жители пуэбло были земледельцами, применявшими орошение. Они рыли канавы, выкладывали их каменными плитами, накапливали дождевую воду в особых резервуарах, устраивали дамбы для орошения полей. Земледелие с применением искусственного орошения требовало усилий больших коллективов — отсюда объединение индейцев в большие общины.

О сравнительно высокой культуре индейцев пуэбло свидетельствует Уровень их гончарного мастерства. Гончарные изделия отличались изяществом формы и рисунка, разнообразием назначения — чаши, горшки, тарелки, украшенные снаружи или изнутри; особенно хороши найденные в каньоне Чако плоскодонные горшки с узким горлышком и широкие в поясе, с разрисовкой черным по белому фону.

Индейцы приручали собак и индеек. Иных домашних животных у них не было, да и практическое значение этих было не очень велико. Стада индеек разводили лишь ради перьев, которые шли на украшения и для обрядовых целей.

С X в. юго-западная область неоднократно подвергалась нашествиям (в 900, 1294 гг. и т. д.1). Очевидно, это было одной из причин, почему земледельческие народы северной части области стягивались в большие общины, строили крепости в скалах. Затем жители пуэбло под натиском кочевников стали постепенно отходить к югу. К XV в. и предки современных пима покинули свои большие дома.

Предполагают, что отдельные группы атапасков (кочевых народов, пришельцев с севера) появились на Юго-Западе в 1000 г. Они были хорошо вооружены (усиленный лук) и подвижны. Атапаски переселялись с севера в течение многих сотен лет и на своем пути оставили отдельные группы в прериях (сарси, кайова-апачи), на тихоокеанском побережье вплоть до Калифорнии (умпква, толова, лассик и др.). Та часть атапасков, которая дальше других продвинулась на юг, получила наименование апачей, что на языке индейцев пуэбло из группы тева означает враги.

Jвскоре апачи разделились на несколько групп. Та из них, которая поселилась около индейцев пуэбло на севере центральной части Нью-Мексико л восприняла многие обычаи этих земледельческих народов, стала известна под именем навахов. За остальными группами южных атапасков, которые не осели на земле, как навахи, осталось название апачей. Сами себя все племена, говорящие на атапаскских языках, называли дене (людьми).

Ко времени колонизации Северной Америки европейцами на Юго-За- иаде жило несколько индейских народов, различных по языку и культуре:

1)         индейцы пима (вместе с папаго) и опата, чьи языки входят в сонорскую группу большой лингвистической семьи юта-ацтеков. Пима жили в предгорьях, опата — в горных долинах или в горах Сьерра-Мадре. Выращивание кукурузы было их основным хозяйственным занятием, которое они сочетали с сезонной охотой;

2)         индейцы пуэбло, также земледельцы. Они принадлежат к различным языковым группам, в основном входящим в юта-ацтекскую семью языков: это языки индейцев хопи и зуньи, которые живут в пустынных областях Аризоны, и языки таньо — с диалектами тева, тигуа, эме — индейцев, живущих по Рио-Гранде. Часть индейцев из селений по Рио-Гранде говорит на языках керес, которые в последнее время относят к большой сиу-ирокезской лингвистической семье;

3)         сравнительно недавние пришельцы с севера, атапаски по языку — апачи и навахи. Апачи были разбросаны на большой территории, обра- луемой нынешними штатами США — Аризона, Нью-Мексико, Техас и штатом Чиуауа в Мексике. Американский ученый, специалист по индейским языкам и этнографии индейцев Северной Америки, Г. Хойджер разделяет языки южных атапасков на две группы. В первую он включает языки наваховти восточных апачей (сан-карлос, чирикахуа и мескалеро), во вторую —языки западных апачей (хикарилья, липан, кайова-апачей)1;

4)         в северо-западной Аризоне и в бассейне р. Колорадо жили охотники и земледельцы, говорившие на языках юма (явапаи, валапаи, га- васипаи, кокопа. марикопа, собственно юма, и другие небольшие племена).

Ко времени перехода Юго-Запада под власть США (середина XIX в.) местное индейское население создало своеобразную культуру, в которой сочетались древние традиции с целым рядом воспринятых от испанцев достижений европейской культуры. Сочетание это было не одинаковым для индейских народов, до прихода европейцев стоявших на различных ступенях первобытно-общинного строя.