Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Племена плато
Этнография - Народы Америки

Непосредственными соседями равнинных индейцев на Западе до колонизации были племена шошонов и селишей, обитавших в области •североамериканского Плато, расположенного к западу от Скалистых гор, между бассейнами рек Фрейзера и Колумбии. Индейцы Плато составляли отдельную историко-этнографическую область. Район их расселения граничил с востока с территорией индейцев прерий, с запада—племен северо-западного побережья. Историю индейцев Плато можно разбить на три периода: первый — период речного рыболовства, охоты и собирательства; второй — период пушного звероловства, конной охоты на бизонов и коневодств и третий — резервационный период.

Первые письменные сведения о племенах Плато дала' экспедиция М. Льюиса и У. Кларка 1804—1806 гг.1 В это время на плато обитало до 25 индейских племен, говоривших на языках четырех лингвистических групп. Наиболее типичными из племен плато считаются племена селишей, языки которых сближаются теперь с алгонкинской группой индейских языков. К югу от них обитали племена сахаптинов, относимые к языковой группе пенути, и на самом юге — шошонские племена. Северная часть Плато была заселена атапаскскими племенами — такулли (или «носильщиков»), чилкотинов, талтанов и ныне вымерших цецаутов; с востока с селишами граничили кутене, сближаемые в языковом отношении с алгонкинскими племенами. В культурном отношении все эти племена распадаются на три группы: 1) племена верховьев р. Фрейзера, более близкие к индейцам северо-западного побережья; 2) индейцы среднего течения р. Колумбии и 3) верховьев ее, ближе стоявшие к индейцам прерий.

Археологические исследования в области Плато показывают, что этот район был обитаем в течение долгого периода, о чем свидетельствуют находки сандалий и кусочков плетения, относимые археологами к периоду за несколько тысячелетий до н. э. Предполагается, что в|период заселения Америки человеком через Плато пролегал первый миграционный путь переселенцев из Азии и что и в дальнейшем в этом районе происходили значительные перемещения народов.

По сравнению с северо-западными племенами культура индейцев Плато представляет собою более раннюю ступень развития. Основу их существования составляло рыболовство (весенний и летний лов лосося, подледный лов карпа), собирательство (добывание съедобных корней при помощи палки-копалки, сбор различных ягод и диких злаков) и охота на карибу, лося, медведя, бобра, суслика, горных козлов и баранов.

К середине XVIII в. индейцы Плато и главным образом среднего течения и верховьев р. Колумбии получили возможность пользоваться лошадьми, что коренным образом изменило их жизненный уклад. Многие племена плато перешли к жизни кочевников — охотников и коневодов. Старые занятия были оставлены. Охота стала общеплеменной, тогда как до этого охотились небольшими группами родственников. Жизнь индейцев Плато стала походить на жизнь индейцев равнин. Наряду со старым зимним жилищем,— круглой полуземлянкой с конической крышей и входом через дымовое отверстие, а на севере — прямоугольной хижиной, крытой еловой корой, появилась типи (в которой жили во время охоты в прериях), перенятая у племен прерий вместе с формой устройства лагеря в форме круга. Корзины и тканые мешки были вытеснены кожаными мешками и сумками. Одежду и мокассины стали изготовлять из бизоньих кож, тогда как раньше ее изготовляли из лубяной ткани и оленьих кож; одеяла-накидки, вытканные из шерсти диких коз, как у береговых племен, или связанные из полосок заячьего меха, так же как и у индейцев северной и восточной Канады, были заменены бизоньими шкурами.Появились воинские головные уборы из перьев, возникла система военных отличий. Вождей стали избирать за военные заслуги, а не за’ мудрость или происхождение. В этот период стала особенно активной торговля индейцев Плато с племенами северо-западного побережья. В Даллесе, где пороги прерывали лодочное сообщение по р. Колумбии, устраивались ежегодные ярмарки, на которых сушеное мясо бизонов и одежда из бизоньих кож обменивались на продукты побережья и прежде всего на рыбий жир и раковины.

Общественный строй индейцев Плато XVIII—XIX вв. носит черты распада родоплеменных связей. В XVIII—XIX вв. под влиянием колонизации, перехода к коневодству и верховой охоте на бизонов, активизации торговых связей как с европейцами, так и с племенами степей и Северо-Запада шел быстрый процесс формирования отношений, основанных на частной собственности.

Вслед за экспедицией Льюса и Кларка (1805) в районе Плато появились белые звероловы и скупщики мехов. Натурального характера охота на бизонов постепенно уступила место товарному промыслу на пушного зверя. На Грин-Ривере в Вайоминге в 1830-х годах был организован пункт по скупке мехов у белых трапперов и индейцев. С 40-х годов XIX в. начался период колонизации этой части Плато, сопровождавшийся захватом индейских земель и насильственным поселением индейцев в резервации. 1850—1880 гг. являются периодом ожесточенной борьбы индейцев Плато за свои земли. Племена Плато упорно сопротивлялись изгнанию с родных земель. Например, племя нумипу («проткнутые носы»), отказавшееся переселиться в отведенную резервацию и изгнанное со своей земли, с боями отступало к канадской границе, проделав героический путь в 1,5 тыс. км. Здесь они намеревались поселиться, но на них внезапно напал кавалерийский отряд правительственных войск Соединенных Штатов, захвативший всех их лошадей. После четырехдневного сопротивления и тщетного ожидания помощи от дакота Канады нумипу были вынуждены сдаться на милость врага. Остатки племени были этапом отконвоированы из Монтаны в Оклахому, а затем в резервацию Колльвиль в штате Вашингтон, в которой объединены в настоящее время остатки десяти племен Плато.

Вся история резервационного периода является периодом экспроприации индейских земель, обнищания и вымирания индейского населения. В настоящее время область Плато — это район горнодобывающей промышленности и ирригационного земледелия, в котором нет места его первоначальным обитателям.