Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Колонизация прерий североамериканских степей и плато
Этнография - Народы Америки

Передовым отрядом колонистов были толпы белых охотников, устремившихся в степи с 30-х годов XIX в., когда англо-американские торговые компании на востоке Соединенных Штатов объявили о покупке бизоньих шкур. Белым охотникам нужны были только шкуры, мясо они оставляли гнить в степи. Это была хищническая охота, массовое истребление бизоньих стад. Первоначально скупщики ценили лишь шкуры маток; в 1846 г. около 100 тыс. шкур маток были скуплены меховыми факториями на реках Арканзасе и Канаде. Уже в 1855 г., по сообщению индейского агента Джона Уайтфилда, в районах обитания команчей, кайова, кайова- апачей, арапахо и чейеннов бизоны почти исчезли, и индейцы были вынуждены жить мясом своих лошадей и мулов, численность которых упала ниже необходимой нормы1. После окончания гражданской войны в Сое- единенных Штатах убой бизонов принял такие размеры, что «предыдущий период выглядел детской игрой»,— пишут американские этнографы Е. Уоллес и А. Хобель2. Даже неисчислимые стада бизонов не могли устоять перед резней такого масштаба, когда миллионы килограммов мяса гнили на солнце. В 1881 г. был убит последний бизон, что поставило равнинных индейцев перед катастрофой, так как охота на бизонов составляла основу их существования.

Одновременно с истреблением бизонов шел вооруженный захват индейских земель. В течение XIX в. наступление колонизаторов постепенно сметало на своем пути племя за племенем. Раньше всего оно коснулось племен восточных прерий. Захват земель пауни начался в 1800 г. Он сопровождался катастрофическим падением численности пауни, которых насчитывалось около 25 тыс., а в 1833 г. только 12 500. В 1848 г. численность пауни сократилась до 6 400, в 1856 г. их стало 4600 человек, в 1879 г.— 1440. В 1955 г. в отчетах Бюро по индейским делам США пауни насчитывается 1149, из них 483 человека метисы. Первый; договор пауни с США был заключен в 1825 г. К 1857 г. все земли пауни в штате Небраска были захвачены, им было оставлено 288 тыс. га под резервацию. В 1893 г. пауни вообще были выселены из мест своего обитания в Оклахому. Экспроприация земель пауни приводится в качестве яркого примера политики американского правительства в отношении индейцев3. Данные Бюро по индейским делам показывают, что в настоящее время пауни принадлежит 37 434 га земли, фактически же они пользуются 5700 га, что составляет 15% этого количества.

История захвата исконных земель дакота и поселения их в резервации начинается с 1837 г., когда у них была впервые взята земля к востоку от Миссисипи. В 1851 г. дакота вынуждены были отказаться от своих прав на большую часть земли к западу от Миссисипи, вплоть до оз. Траверса, получив вместо этого резервацию в верховьях р. Миннесоты. Это была первая резервация дакота, в ней они прожили до 1862 г., когда восстали — под предводительством Маленького Ворона — против тирании белых колонизаторов. Это восстание было жестоко подавлено правительственными войсками. Более тысячи индейцев было убито, остальные выселены за пределы Миннесоты, часть бежала в Канаду.

В 1867 г. дакота был навязан договор, согласно которому они «уступали» правительству США большую часть своих земель к западу от Миссури и переселялись в резервацию, охватывавшую современный штат Южная Дакота. К ним были назначены агенты, на их территории и вокруг нее установлены военные посты. «Одним ударом,— пишет историк индейцев Дж. Муни,—они были превращены из свободной нации в зависимую, опекаемую государством»4. Вскоре на их земле была построена железная дорога, которая привела в страну множество охотников за бизоньими шкурами и иммигрантов. Затем в резервации было найдено золото, привлекшее в нее множество золотоискателей и разных подонков общества. Это еще больше ухудшило и без того бедственное положение дакотов. «Трудно представить себе,— писал уполномоченный по индейским делам Морган,— размеры того бедствия, в котором оказался этот народ в результате внезапного исчезновения бизонов и уменьшения числа оленей и других животных»1.

В 1872 г. дакота вторично восстали, это восстание было подавлено генералом Кэстером с неслыханной жестокостью и вошло в историю под названием «Кэстеровской бойни» («Custer massacre»). Подавив восстание, колонизаторы в 1876 г. навязали дакотам новый договор, по которому отрезали у них треть территории, представлявшей лучшую землю их резервации. В качестве платы за эту землю дакота был установлен нищенский государственный паек, состоящий из предметов питания (мука, лярд). А в 1882 г. у дакот стали требовать новые земли, представлявшие центр резервации. Индейцы сопротивлялись, но комиссии под руководством генерала Крука удалось навязать индейцам договор, согласно которому индейцы опять «уступили» половину своей резервации. Вследствие этого их некогда обширная резервация оказалась разрезанной на пять маленьких, разрозненных кусков. Таким образом, в течение пятидесяти лет у дакота была отобрана их исконная территория, а сами они поселены на клочках неудобных земель. Лишенные возможности охотиться на бизонов, они вынуждены были заняться сельским хозяйством на не пригодных для этого землях. Пайки, выдававшиеся правительством за отобранную землю, были почти единственным устойчивым источником питания индейцев. Но они выдавались неаккуратно и постоянно урезывались. Повторявшиеся несколько лет подряд неурожаи, скудость пайков, а временами полное лишение дакот этих пайков привели их в 1890 г. к новому восстанию.

В этом году на западе континента к северу от Мексики распространилось религиозное движение, известное под названием «Пляска духов». Оно было реакцией против бедственного положения индейцев, загнанных в резервации. У дакотов это движение вылилось в форму восстания, жестоко подавленного властями. Памятно в этом отношении побоище у Вундед-Ни 29 декабря 1890 г., когда жители индейских селений поголовно уничтожались отрядами американских солдат. Это восстание было последней попыткой дакот бороться с оружием в руках за свою независимость. Не менее трагична история чейеннов, экспроприация земель которых начинается с 1865 г. Они также мужественно боролись за право жить на своих землях.

С образованием двух государств на североамериканском материке равнинные индейцы оказались разделенными государственной границей между США и Канадой. Сарси, черноногие, почти половина ассинибойнов оказались в резервациях Канады. В 1876 г. в Канаду, во главе с вождем Сидящим буйволом, переселилась часть дакота, потомки которых живут сейчас в резервациях провинции Манитоба. Остальные племена равнинных индейцев на территории США были насильно переселены в Оклахому и другие резервации на западе страны, где потомки их живут и по сей день.