Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Алгонкины: общие сведения. Восточно алгонкинская группа. Центрально алгонкинская группа
Этнография - Народы Америки

Ко времени открытия Америки племена алгонкинскоп группы индейцев населяли огромное пространство от Атлантического океана на востоке до Скалистых гор на западе. Восточные (прибрежные) алгонкинские племена были первыми, на землях которых обосновались ранние колонисты — французы, голландцы и англичане, и они первыми испытали па себе все «блага» европейской цивилизации; на костях алгоикинов возникли штаты Новой Англии, ставшие ядром крупнейшего капиталистического государства наших дней; алгонкинам обязаны ранние европейские колонисты тем, что они выжили в новой стране, так как не раз индейцы спасали их от голодной смерти, снабжая продуктами своего земледелия, главным образом кукурузой; от алгонкинских племен усвоили иоселеньыкультуру кукурузы, переняли кушанья из нее, ставшие любимыми блюдами современных американцев, от них же научились приготовлять сахар из кленового сока и т. д.

Целый ряд алгонкинских слов, обозначавших новые для поселенцев понятия, вошли в английский язык, а оттуда перешли во многие культурные языки мира, став, таким образом, интернациональными словами, как-то: карибу, пеммикан, вигвам , мокассины, тобогган, томагавк, са- хем, тотем, вампу м, вапити и др.

Прибрежные алгонкинские племена давно исчезли с лица земли (вспомним хотя бы вошедших в поговорку могикан); жалкие остатки немногих из них живут в резервациях, но память о них осталась в топонимике при- атлантических районов, да и вообще всей восточной половины США, где алгонкинские названия носят не только реки, озера и заливы, но даже города и штаты. Из наиболее известных примеров алгонкинских названий можно указать Миссисипи (река и штат того же наименования), Миссури (река и штат), Иллинойс (река и штат), Чикаго и Милуоки (города), Массачусетс, Коннектикут, Висконсин, Делавэр (штаты), Манхаттан (остров, на котором расположен Нью-Йорк), Чесапикский залив, Аллеганские горы, по-видимому также и Кентукки (штат). За отдельными североамериканскими народностями и племенами прочно закрепились названия, которые дали им алгонкииы и под которыми впервые узнали их европейцы: эскимосы, ирокезы, могауки, сиу, атапаски, ассинибойны и др.

Восточно алгонкинская группа

От сплошной цепи племен восточно-алгонкинской группы, населявшей некогда атлантическое побережье от п-ова Вовой Шотландии до Новой Каролины, здесь уцелело лишь несколько жалких остатков племен Новой Англии, почти совершенно американизированных, утеряв- ших даже родную речь и говорящих на английском языке. Это — пеноб- скоты и пассамакоды в штате Мэн, вампаноаги в штате Массачусетс и нарра- гансеты в штате Род-Айленд.

Среди восточных алгонкинских племен выдающуюся роль играли делавары1, в период колонизации занимавшие обширную территорию' штатов Нью-Джерси и Делавэр, южную часть штата Нью-Йорк и восточную Пенсильванию.

По материальной культуре делавары во многом были близки к ирокезам; но, в отличие от последних, основные занятия делаваров, как и почти всех алгонкинских племен, составляли охота и рыболовство, а земледелие имело лишь подсобное значение.

Делавары, подобно могаукам и онейда, делились на три основных рода пли фратрии: Волка, Черепахи и Индюка. Во время разгрома всего племени род Волка почти целиком ушел в Канаду, большая часть рода Черепахи после долгих странствований осела в Оклахоме, а род Индюка постепенно растворился среди других алгонкинских племен.

Алгонкинские племена называли делаваров почетным титулОхМ «дедов». Это объяснялось широко распространенной среди этих племен легендой, что страна делаваров была прародиной алгоикинов; в силу этой легенды признавалось старшинство делаваров. Сами себя делавары называли лени ленапе (настоящие люди).

Делавары прославились своим замечательным пиктографическим (образным) письмом, которым изложена легендарная история племени — «Валам олум», открытая в 1820 г. и содержащая интереснейшие предания л мифы.

«Валам олум» (в переводе «красная запись») состоит из 184 знаков, изоб- браженных красной краской на древесной коре, каждый знак обозначает определенное событие или законченную мысль. Все в целом передает основные космогонические мифы алгонкинских племен (миф о мироздании, борьба доброго духа с гигантской водяной змеей, стремившейся утопить весь человеческий род, спасение людей на твердой земле) и предания об истории их племени: жизиь в холодной северной стране, долгие странствия на юг, на запад, обратно на восток, оседание у берегов океана, знакомство с возделыванием кукурузы, перечень главных делаварских вождей, союз и борьба с другими племенами, войны с ирокезами, слухи о появлении белых людей. Запись заканчивается приходом белых на р. Делавэр, одновременно с севера и юга, иначе говоря, доходит до начала XVII в. Все это поется в виде отдельных строф, в порядке развития событий, с соблюдением силлабического ритма, с ударением на одинаковых гласных (гомофония).

Постоянные войны между делаварами и ирокезами окончились победой последних, в результате чего делавары, теснимые как ирокезами, так и колонистами, должны были отодвинуться на запад, сначала в бассейн Сас- куиханны, потом в долину Огайо, где они и осели в середине XVIII в. После разгрома общего восстания алгонкинских племен под предводительством вождя Текумсе в 1811 г. остатки их, в том числе и делавары, были вытеснены американцами за Миссисипи. В настоящее время делавары, в количестве 1900 человек, рассеяны по резервациям других племен.

Центрально алгонкинская группа

К этой группе относятся племена саук, фокс, ки- капу, меномини, иллиноис, оджибве (чиппева), оттава, потаватоми.

На основании исторических и лингвистических данных можно считать, что эти племена распадаются на четыре группы: 1) ил- линойс (племена майями, пеория, кискаския и др.); 2) меномини (стоят обособленно); 3) племена саук, фокс и кикапу (согласно племенным традициям, саук и фокс некогда составляли одно племя, в языковом отношении они близки к меномини); 4) племена оджибве, оттава и потаватоми. Существует предположение, высказанное JT. Г. Морганом, и затем Дж. Муни и Дж. Хьюитом1, что последние три племени некогда были одним народом, пришедшим в район Больших озер с севера. В пользу этого мнения приводятся лингвистические сходства и племенные традиции.

Древнейшими насельниками района Великих озер считаются потаватоми* в культуре которых археологи находят черты преемственности древних археологических культур, стоянки которых открыты в северной части района Великих озер и датируются V—VI вв. н. э. Несколько позже здесь появились оджибве, оттава и меномини.

Между 1660 и 1760 гг. в этом районе локализовались: гуроны, оттава* дотаватоми, оджибве, меномини, майями и виннебаго (из группы сиу)-

Посещали район для сезонных сборов дикого риса племена дакота (сиу), кри, кикапу, саук и фокс.

В хозяйстве племен, населявших район Великих озер, огромное значение имело собирание дикого риса (Zizania aqimiica), в больших количествах росшего в озерах и тихих реках области. Название племени меномини значило «люди дикого риса»; так называли их оджибве, потому что это племя больше других зависело от сбора риса. Между оджибве и дакота постоянно вспыхивали войны из-за рисовых угодий.

Ко времени колонизации в этом районе сложился своеобразный тип собирательного хозяйства на его высшем этапе — этапе перехода к земледелию. Здесь выработались специальные приемы ухода и обработки риса, очень схожие со способами возделывания и обработки кукурузы у соседних земледельческих племен ирокезов. Хотя рис собирался в дикорастущем виде и посевы его были спорадическими, но уже практиковались некоторые приемы ухода за этим злаком. Например, когда рис достигал молочной спелости, верхние части стеблей растения связывали в пучки, а колоски пригибали книзу, чтобы сохранить их от поклева птицами.

Уборка урожая начиналась с конца августа — начала сентября, еще до окончательной спелости зерна, чтобы не дать ему осыпаться в воду.

Сбор уролчая производился с лодки, нак которой обычно работали две женщины. Зерно сбивали палкой с наклоненных над бортом лодки пучков растения. Затем рис выгружали на разостланные на земле или на специальных помостах куски коры или циновки, на которых он сушился и доводился до состояния спелости аеплом костра, разводимого под помостом.

С появлением железных и медных котлов зерна риса начали подсушивать, на медленном огне.

Затем начинался обмолот зерна, выполнявшийся мужчинами. Существовало два основных способа обмолота. Первый способ: вырыв небольшую яму, выстилали ее лосиной или оленьей шкурой и насыпали в нее рис; человек в новых мокассинах топтал его, ступая прямо по зерну (как вариант—рис завязывали в шкуру,и этот узел топтали ногами). Более новый способ обмолота: на дно ямы клали деревянную плашку, а стенки обставляли, клепкой. Иногда рис околачивали пестами в деревянной ступе, причем подчас в работе одновременно принимало участие несколько человек. Когда шелуха отделялась от зерна, женщины отвеивали ее на легком ветерке, употребляя для этого плоские берестяные лотки. Хранили зерно в мешках из шкур, а также в мешках из кедрового лыка и других растительных волокон. Из риса приготовляли различные кушанья, главным образом в виде похлебки, варя его с мясом, рыбой, черникой, кленовым сахаром и пр. Для маленьких детей растирали рис между двумя камнями в муку и варили с кленовым сахаром.

Участки для сбора риса находились в пользовании отдельных семей, в распоряжении которых оставался и собранный урожая. Но в периоды нехватки продуктов все запасы становились общей собственностью. Однако засеваемые участки считались уже частной собственностью.

Со сЬором риса были связаны обряды и праздники, схожие с празднествами и обрядами земледельческих народов. Начало сбора риса отмечалось специальным праздником, и до праздника никому не разрешалось этим заниматься. Отмечался праздник первых пожинок. По окончании уборки устраивался большой праздник урожая, после которого индейцы обычно покидали места сбора риса и уходили на свои охотничьи угодья, оставляя запасы риса в ямах-зернохранилищах.

Индейские названия месяцев связаны со сбором риса. Так, у некоторых алгонкинских племен и у дакота сентябрь называется «месяц созревания риса, месяц сбора риса», октябрь —«месяц сушки риса», «месяц уборки риса на зиму».

Хотя в наше время дикий рис для большинства племен утерял свое былое значение, но в отдельных селениях и городках Миннесоты и Висконсина в хозяйстве оджибве он до сих пор имеет важное значение в питании и как предмет оптовой и розничной торговли. Объявления о продаже дикого риса можно найти даже в прейскурантах фирм городов Миннеаполиса, Милуоки и Сент-Поля. Особенно охотно покупают его для лесорубов и исследовательских партий, так как он разваривается быстрее других круп; охотничьи клубы сеют его в небольших озерах в качестве корма для водяной птицы. Интересный документ хранится в Государственном архиве США в Вашингтоне — это прошение вождей нескольких селений оджибве на Верхнем озере о предоставлении в их пользование рисовых озер (подано 7 февраля 1849 г.; оно представляет образное письмо, выполненное красками на нескольких кусках бересты). На огромной территории между озерами Верхним и Гуроном с одной стороны и реками Миссисипи и Огайо с другой, дикий рис оставил большой след в топонимике: в этой области, занятой шестью штатами (Миннесота, Висконсин, Мичиган, Иллинойс, Индиана и Огайо), реки, речки и озера, селения и- железнодорожные станции, свыше двухсот пунктов в общей сложности носят названые дикого риса на алгонкинском, французском лли английском языках.

Наряду с собиранием дикого риса большое значение в хозяйстве индейцев имела охота на оленей, медведей и даже на бизонов; довольно развито было рыболовство; добывали сок сахарного клена. Некоторые группы выращивали кукурузу, но занятия земледелием у этих племен датируются периодом колонизации.

Жилищем служили легкие палатки, зимой — куполообразные, крытые корой и циновками вигвамы, летом — покрытые берестой конические шалаши.

Одежду изготовляли из замши, орнаментируя ее вышивками из игл ди- кобр^та и шерсти мускусного быка, а позже — вышивками из бисера.

На основе разнообразия пищевых и других ресурсов у различных охотничьих, земледельческих и рисособирающих племен в описываемой части Северной Америки очень рано началось развитие межплеменного обмена.

О наличии широких торговых связей в этом районе свидетельствуют археологические находки. В открытых в района Валких озер погребениях найдены, иаиример, раковины, которые могли лопасть сюда с берега моря за 1000 км. Уже с XVI в. племен л этого района начали втягиваться в орбиту европейской колонизации. На их территории первые европейские скупщики мехов появились с 60-х годов XVII в. Пушная торговля па первых порах вызвала оживление индейской торговли, индейцы оказались вовлеченными в европейскую маховую торговлю. Это выдвинуло пушной промысел на передний план. Естественным следствием развития торговли было проникновение в экономику индейцев товарных отношений и развития имущественного неравенства. Под влиянием этих факторов в общественном устройстве индейцев произошли коренные изменения. К середине XIX в., когда эти племена изучал JI. Г. Морган, у них уже сложился отцовский род. Счет родства велся по отцовской линии, и сын считался преимущественным наследником умершего индейца. Установление патриархальных отношений Морган справедливо объясняет длительным влиянием на индейцев европейской колонизации, считая, что в прошлом у них существовал материнский род, еще сохранявшийся у других алгонкинских племен. Морган приводит названия 23 родов оджибве, допус- ская, что их могло быть и больше, так как это было многочисленное и широко расселенное племя. Исследования социальной организации оджибве после Моргана1 показали, что все роды этого племени были подразделениями первоначальных пяти родов. Роды были экзогамны, названия их носили тотемный характер. Интересно отметить, что сам термин «тотем» вошел в науку из языка оджибве. Тотемами их родов были орел, олень, выдра, бобр, медведь, белый дуб и др. Изображение их считалось священной эмблемой рода. Как видим, у оджибве Морган застал род на более позднем этапе, чем у ирокезов. На это указывает и некоторое отклонение системы родства оджибве от таковой у ирокезов.

Отцовский род Морган зафиксировал и у потаватоми. Он перечисляет 15 родовых названий этого племени, носивших также тотемный характер. Тотемами родов считались животные, птицы и рыбы. Отцовский род был отмечен также у оттава. Меномини делились на три фратрии (хотя ранние источники говорят о двух): хМедведя, Волка и Большого Грома, распадавшиеся в свою очередь на экзогамные тотемные роды. Счет родства у них тоже велся по отцовской линии, хотя сохранялись некоторые нормы материнского рода, в частности — в порядке наследования, что было отмечено Морганом1.

Оджибве, оттава и потаватоми были объединены в союз племен, называвшийся «Советом трех костров». Оджибве в этом союзе титуловались «старшим братом», оттава — «средним», потаватоми — «младшим братом».