Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Ирокезы: собирательство, охота, ремесла
Этнография - Народы Америки

Собирательство,которым занималисьженщины и дети, имело когда-то большое значение в питании ирокезов, внося разнообразие в их повседневную пищу.Собирание всевозможных ягод начиналось в июне,когда поспевала земляника,и продолжалось до поздней осени, заканчиваясь сбором клюквы; употребляли в пищу свыше 20 видов лесных и болотных ягод, как в свежем виде, так и заготовляя их на зиму разнообразными способами; часто сушеные ягоды брали с собой во время зимней охоты. Этот вид собирательства пережил все остальные и применяется до сих пор. Не меньшее место в хозяйстве занимает собирание различных орехов, каштанов, желудей и т. п., из которых раньше приготовляли муку, молоко, вываривали масло, клали в различные кушанья. Теперь же ирокезы, как и европейцы, едят их лишь в качестве лакомства зимой.

Из съедобных кореньев и клубней, потреблявшихся ирокезами, на первом месте следует упомянуть земляной apex (Arios tuberosa), когда-то очень любимый ирокезами1, и дикий картофель (Solarium tuberosum), местное растение, которое выкапывали в лесах. Культура картофеля в Северной Америке была неизвестна до введения ее европейцами, но быстро распространилась среди ирокезов задолго до войны колоний за независимость (1775—1783). Ирокезы ели земляную грушу (Helianthus tuberosum) и желтую водяную кувшинку (Nymphaea advena), мясистые корневища которой нащупывали ногой на глубине 5—6 футов под водой и затем вытаскивали их со дна; некоторые забирали корневища из нор мускусной крысы, правда с особыми обрядами, чтобы не навлечь на себя гнева животных1. Кроме того, шли в пищу листья и молодые побеги многих растений, дикие плоды, различные грибы, птичьи яйца, лягушки, черепахи, раки, моллюски, кузнечики и муравьи. Своеобразным видом собирательства, типичным для ряда лесных племен восточной части Северной Америки, было собирание кленового сока. Делали это так: весной надрезали стволы деревьев и под надрезом подвешивали сосуд из коры, куда по вставленной в надрез щепочке, как по желобку, стекал сок; одно дерево давало до 5—6 бутылок этой жидкости в сутки и до 7 ведер в среднем за сезон. Сок пили в свежем виде либо оставляли его бродить и пили перебродившим, как опьяняющий напиток, и, наконец вываривали из него в глиняных горшках патоку и твердый сахар. На сезон добычи кленового сока и варки сахара ирокезы переселялись в леса, где устраивали временные становища.

Охота

Несмотря на большое развитие земледелия, охота имела у ирокезов немаловажное значение для получения мяса и шкур. Охотились на оленя, лося, ооора, выдру, куницу, лисицу, зайца. В пищу употреблялось мясо и других самых разнообразных животных, даже енота, дикобраза, белки, скунса, мускусной крысы; очень ценилось мясо бобра, особенно его хвост; мясо хищников избегали есть.

Существовали охотничьи законы, предохранявшие дичь от истребления; так, например, на мясо беременных самок налагалось табу.

Охота была делом мужчин, которые занимались ею преимущественно в течение осени и первой половины зимы, в остальные времена года охотились от случая к случаю. По окончании праздника урожая, с октября по январь охотники рассыпались по всем направлениям в поисках добычи. Для передвижения по снегу им служили лыжи-ракетки. В этот охотничий сезон, продолжавшийся четыре месяца, главными объектами охоты были олень и бобр. В середине зимы все рассеянные группы начинали стягиваться к своим селениям, возвращаясь к ежегодному празднику середины зимы. После праздника для мужчин наступала небольшая передышка, пока весной не начиналась рыбная ловля; исключение составляла лишь охота на медведя, лучшим временем для нее считался период его зимней спячки, с января по май. Кроме того, весной, как и осенью, происходила ловля перелетных птиц (журавлей, пеликанов, диких лебедей, гусей, уток и т. д.); охота на дроф продолжалась всю зиму.

Перед выходом на охоту мужчины обычно постились (пост был очень суров), мылись и совершали жертвоприношения, а на охоте применяли различные магические средства для обеспечения удачи. Охотились в одиночку или небольшими партиями. Иногда их сопровождали женщины, чтобы устраивать временный ночлег и чтобы свежевать и нести добычу. Женщины всю зиму только и делали, что ходили за мясом оленя или лося, убитого мужчинами. Мясо потреблялось Бсей общиной. Организовывались также большие охотничьи партии с участием всех взрослых мужчин селения, чаще всего для коллективной загонной охоты на оленей. Она обеспечивала мясом религиозные празднества ирокезов. Охотничьи угодья не были распределены между родами, оставаясь племенной собственностью.

Главным охотничьим оружием ирокезов, до появления европейцев, был лук, но с середины XVII в. его почти совсем вытеснило ружье. Широко были распространены всевозможные ловушки, силки и западни.

Полный переворот в способы охоты внесла торговля пушниной с ев~ ропейцами. Охота, удовлетворявшая прежде потребности в пище и одежде, сменилась массовым истреблением пушного зверя, главным образом бобров. Их уничтожали самыми разнообразными способами: ставили петли, били из ружей; летом, проламывая отверстия в бобровых плотинах, спускали воду, после чего животных, оставшихся беспомощными на суше, очень легко было перебить. Зимой их ловили в сети, натянутые подо льдом около проруби, куда их приманивали свежими ветвями или выгоняли, разламывая их хатки. Особенно беспощадно истреблялись бобры в нейтральных полосах, лежавших между владениями различных племен; здесь каждое племя старалось набить возможно больше бобров. Когда на территории ирокезских племен бобры были истреблены, начался захват.ирокезами земель других племен.

Рыболовство

Весенние и летние месяцы мужчины занимались рыбной ловлей. Многочисленные реки и озера изооиловали различными видами рыбы. Способы лова были очень разнообразны (большая часть их применяется в резервациях и до сих пор). Ловили рыбу удочками с костяными крючками, корзинами, сетями с каменными грузилами, били копьями с каменными и костяными наконечниками или без них, стреляли из лука, устраивали на речках запруды из кольев, палок, ветвей и камней. Осенними ночами лучили рыбу с лодок. Лодку (точнее — челнок) сшивали из вязовой или еловой коры; остов, шкафут, шпангоут (поперечные ребра остова лодки) и скамеечки для сидения вырезали из кедра. Изредка ловили рыбу зимой, делая проруби во льду и спуская в них сети. Нпти л бечеву для сетей приготовляли женщины из дикой конопли (Аросупшп саппаЫит), из крапивы, из луба вяза и липы, ссучивая волокна ладонью руки на обнаженном бедре (ни веретена, ни прялки ирокезы не знали). Сети плели деревянной иглой, обычно это делали старики; они же преимущественно и рыбачили в те периоды, когда все боеспособные мужчины уходили в военные экспедиции.

Ремесла

Ремесла, которыми были заняты женщины, не достигли того уровня развития, который встречается у других племен Северной Америки. Это объясняется тем, что основная масса женского труда поглощалась земледелием.

Ткачество ограничивалось изготовлением из растительных волокон поясов и ремней. Корзины ирокезов не отличались такой законченностью форм, как, например, корзины калифорнийцев. Утварь состояла из довольно примитивных корытец, лотков, чаш и котелков, сделанных ж коры вяза.

Широко употреблялась долбленая и резная деревянная посуда — корыта, лотки, чаши, затем ковши, ложки, веселки (лопаточки), ступь: с пестами для приготовления кукурузной муки и др.

Ирокезам, как и всем индейцам восточных областей Северной Америки, было знакомо гончарное искусству. Способом налепа женщины выделывали довольно грубые остродонные и круглодонные горшки для вар ки пищи и сосуды для выпекания пресного хлеба, орнаментируя их не 'Сложными нарезными узорами; особенно интересны круглодонные сосудь с четырехугольным широким горлом, прототипом которых послужил ко робок из бересты. Большего разнообразия достигли ирокезы в изготов лении глиняных курительных трубок, украшая их, наряду с геометрические орнаментом, изображениями голов людей и животных. С приходом евро пейцев индейская глиняная посуда была быстро вытеснена .металличе >с к ими котлами, и умение изготовлять ее было постепенно утрачено, о не» сохранились лишь смутные воспоминания. В настоящее время единст венным источником для изучения ирокезской керамики является инвен тарь старых ирокезских погребений.

Из звериных шкур ирокезские женщины выделывали мягкую замшу и кожу, служившие материалом для одежды и обуви. До знакомства с европейцами они не знали шитой одежды. Мужчины носили набедренную повязку из куска замши. Женщины обертывали бедра прямоугольным куском замши, укрепляя его у пояса, так что получалась как бы юбка. Это была единственная одежда дома и вне его в теплую погоду. На плечи мужчины и женщины набрасывали замшевый плащ из целой шкуры лося или оленя. Зимой ирокезы носили меховые плащи, сделанные из шкуры медведя, бобра, выдры, енота, лисицы и белки, надевая их мехом к телу; в походах плащ стягивали у талии поясом; этим же плащом укрывались во время сна. На ногах носили мокассины и ноговицы.

На голову в торжественных случаях мужчины надевали круглую кожаную шапочку, украшенную короткими перышками, с одним-двумя стоймя торчащими орлиными перьями; носили также головные повязки с перьями, воткнутыми стоймя вокруг всей головы. Женщины носили только головную повязку, заплетая волосы в две косы. У мужчин существовал обычай брить голову, оставляя лишь продольный гребень торчащих волос, к которому прикреплялся головной убор из оленьего волоса или перьев.

Шитая замшевая одежда появилась у ирокезов в эпоху знакомства с европейцами: у мужчин — не доходящая до колен рубашка и штаны; у женщин — либо юбка и короткая кофта, либо длинная, ниже колен, рубаха-платье, подпоясанная у талии. Замшевую одежду расшивали оленьим и лосиным волосом и иглами дикобраза и украшали длинной бахромой из замши (на плечах и груди, на подоле, на штанах наподобие лампасов и т. д.).

С появлением у ирокезов привозных товаров и в результате постепенного уменьшения в лесах дичи появилась одежда нового типа, шитая из покупных тканей: ирокезы стали носить нижние рубашки из бумажных тканей, широко привилась -фланель, замшевая одежда стала заменяться суконной; уже на грани XVIII—XIX вв. сукно, преимущественно темно-синее и красное, полностью вытеснило замшу.

Прежнее шитье оленьим волосом и иглами дикобраза, мягких коричневых и песочных оттенков, было вытеснено бисерной вышивкой и накладными узорами (аппликация) из лент и шелка ярких кричащих тонов; употреблявшиеся для украшения одежды раковины и вампум заменили перламутровыми и медными пуговицами. Со сменой материала и техники шитья изменился и характер узоров: вместо прежнего мелкого геометрического орнамента появились яркие цветочные узоры, считающиеся у американской публики типичными для индейского искусства. Большую роль в распространении нового способа украшения одежды сыграли католические монастыре французской Канады, так называемой Новой Франции, где монахини обучали индейских девушек разным рукодельям на французский манер.

В конце XVIII в. ирокезы научились ювелирному ремеслу, и с этого времени женщины из более зажиточных ирокезских семей стали украшать свою одежду рядами брошек из низкопробного серебра; наиболее распространенные ирокезские фибулы повторяют своей формой эмблемы масонов XVIII в.

Своеобразная и красочная индейская одежда, с ярким орнаментом, украшавшим все что возможно и представлявшим собой слияние своего и иноземного стиля, просуществовала до середины XIX в. С тех пор она постепенно вытеснялась европейско-американской одеждой. В наши дни в быту ирокезов из национальной одежды сохранились лишь мокассины.