Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



История исследования Алеутских островов
Этнография - Народы Америки

Русские исследователи были пионерами изучения коренного населения Алеутских островов и оставили работы, сохранившие свое научное значение до настоящего времени.

Первое этнографическое описание алеутов дал Г. Стеллер_, участник экспедиции В. Беринга и А. И. Чирикова, открывшей Алеутские острова и проложившей в 1741 г. вслед за М. Гвоздевым и Федоровым (1732) путь из Азии в Америку — теперь вдоль Алеутской гряды.

Подробное описание культуры и быта жителей Алеутских островов мы находим в книге Г. А. Сарычева. Особую этнографическую ценность имеет работа И. Вениаминова, русского миссионера-этнографа, прожившего на Алеутских островах десять лет.

Отдельные отрывочные данные об алеутах встречаются в ряде описаний путешествий и мореплаваний и в других источниках. В 1909—1910 гг. на Алеутских островах производил археологические и этнографические исследования русский этнограф В. И. Иохельсон.

Расселение

Алеуты (самоназвание — унанган) — коренное население Алеутских островов, о-вов Шумагина, а также западного берега Аляски вплоть до р. Угашика на севере. После прихода русских алеутов поселили также на о-вах Командорских, Прибы- лова, на некоторых прибрежных островах и на материке Северной Америки. Число их до прихода русских, т. е. в середине XVIII в., определялось в 12—15 тыс.2

Название «алеуты» не сразу было применено русскими к местному населению вновь открытых островов. Участники эскпедиции Беринга— Чирикова назвали их просто «американцы». Впервые название «Алеуцкие острова» встречается в 1747 г. в донесении нижнекамчатского приказчика в Болыперецкую канцелярию о промышленниках, посетивших Ближние острова3. Происхождение слова «алеуты» разные авторы объясняют раз- дшчно. Наиболее убедительным представляется объяснение происхожде- дия этого названия от чукотского «алиат» (остров), «алиут» (островитяне). Это возможно, так как чукчи часто служили переводчиками в плаваниях (Беридга—Чирикова и др.).

Помимо общего названия унанган, жители островов имели еще местные лазвания: жители Ближних островов назывались сасигнан, Крысьих — каган, Четырехсопочных — акагаи (т. е. тамошние), жители о-вов Кре- ницыиа и части Уналашки — кигиган (северо-восточные), жители островов от Унги до Унимака (не включая его) — каган таягангин (восточные люди), жители о-ва Унимака — анимгин, о-ва Умнака и части о-ва Уналашки — каэлянгин, о-ва Атхи — нигагин. Можно предположить, что в прошлом это были племенные названия, которые позже стали применяться для обозначения территориальных групп.

Язык алеутов относится к эскимосско-алеутской семье языков. В нем различаются два диалекта и один пэддиалект: 1) восточный, или уналаш- кинский (алеутов Аляски и о-вов Уналашки, Умнака и соседних с ними, а также о-вов Прибылова); 2) западный, или аттовский (на нем говорят жители о-вов Атту и Медного); 3) близкий к западному поддиалект атхин- ский (о-вов Атхи и Беринга).

Вениаминов изучил алеутский язык и составил его первую грамматику. Затем изучением этого языка занимался Мохельсон, издавший о нем около десяти работ. Он относит его к инкорпорирующим языкам (т. е. к языкам, в которых законченная мысль может быть передана одним словом посредством включения в него нескольких смысловых корней и значимых частиц). По его мнению, алеутский я;шк составляет один из древнейших эскимосских диалектов. Этот взгляд подтверждается данными лексико-статистического анализа основного словарного фонда алеутского языка, показывающими, что он отделился от основного ствола эскимосских языков 3        тыс.—4 тыс. лет назад.

Этногенез

Вопрос оо этногенезе алеутов еще не решен. Стеллер высказывался за азиатское происхождение алеутов.

Основанием он выставлял сходство, которое имеют, по его мнению, алеутские шляпы из древесной коры со шляпами камчадалов и коряков 1. Вениаминов записал предание алеутов, в котором говорится, что предки алеутов жили раньше в западной стороне на какой-то большой земле, называемой Аляхсха, т. е. материк, но вражда и междоусобицы заставили их двигаться далее к вое току, пока они не придвинулись к самому морю. Но и здесь их теснили другие народы, и потому они должны были искать убежища на островах; перебираясь с острова на остров, они наконец очутились на этих островах. Вениаминов считает, что «большая земля»— это Азия и «в ясную погоду с Камчатского берега виден Берингов остров, а с Берингова — Ближние, а с этих уже можно видеть несколько островов вдруг. И это могло быть указателем их пути»2.

Возражая против этого мнения, известный американский исследователь Аляски В. Долл считал невероятным переезд алеутов, при их средствах передвижения, из Азии на острова. Иохельсон также высказывается за американское происхождение алеутов, аргументируя' это сходством культуры алеутов с культурой северо-западных индейцев: «Сюда относятся употребление втулок (как украшений), раскраска лица и некоторые другие приемы украшения. В оищом можно сказать, что особенности материальной и духовной культуры, а также физический склад алеутов* указывают на их тесную связь с обитателями Америки, а не Азии»3.

Г. Рипк (1873) и Кин (1886) видели в алеутах протоэскимосскую народность. Вильсон (T876J рассматривал цепь Алеутских островов как один из ранних путей движения эскимосов из Америки в Азию, через Командорские острова,но раскопки В. И Иохельсона и А. Грдлички не дали доказательств ранних переселений через Командорские острова.

Грдличка полагал, что ко времени начала нашей эры на Алеутских островах появился народ, который автор называет праалеутами (pre-Aleuts).

Они антропологически отличались от алеутов, эскимосов и конягов (кадьякцев) и были сходны с индейцами сиу. В XIII—XIV вв. их сменили пришедшие сюда с востока, со стороны Америки, монголоиды, возможно какая-то ветвь тунгусской семьи народов, перешедшая через Берингов пролив в Америку. Таким образом, по мнению Грдлички, перемещение предков современных алеутов совершалось не вдоль Алеутской гряды, а из Америки, куда и праалеуты, и пришельцы XIII—XIV вв. попали через область Берингова пролива.

Известный современный исследователь алеутов Лофлин, а также другой исследователь алеутов, Сполдинг, весьма низко оценивают результаты раскопок Грдлички. Разделение Грдличкой алеутов на праалеутов и собственно алеутов, основанное на антропологическом анализе только двух скелетов, не может считаться доказанным. Лофлин указывает, что, судя по археологическим данным, в культуре алеутов не было резких перемен, но в то же время он полагает, что было два пласта населения, что особенно явственно на восточных островах Алеутского архипелага. Древнейшие археологические находки на островах датируются радиокар- боновым анализом 3-тысячелетней давностью.

Другой известный исследователь алеутов, Г.-И. Кимби, анализируя развитие алеутского искусства, выделил в нем три стиля. Кимби считает, что в искусстве алеутов имела место постепенная смена мотивов в пределах одного основного стиля и что можно говорить не о трех стилях, а о трех периодах развития одного стиля. В искусстве центральных и западных алеутов Кимби не нашел первого и второго периодов и сделал вывод о позднем заселении районов обитания этих групп алеутов. Лофлин не доверяет периодизации Кимби, поскольку она базируется только на основе анализа материала, который не поддается геологической датировке.

В настоящее время наиболее убедительнымР1 представляются взгляды Иохельсона о заселении Алеутских островов из Америки, а не из Азии, разделяемые большинством современных исследователей.