Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Духовная культура и народное творчество эскимосов
Этнография - Народы Америки

Странствуя в поисках охотничьей добычи и передвигаясь по огромным пространствам, эскимосы-охотники прекрасно знали не только охотничьи угодья своей локальной группы, но нередко и территорию соседних групп и племен. Широко известны способность эскимосов, никогда раньше не видавших географической карты, быстро ориентироваться в ней, и их умение точно и с большим количеством деталей чертить на снегу или на бумаге карты известных им районов.

Не раз исследователей американской Арктики, путешествовавших по неизученным местам, выручали эти эскизные чертежи эскимосов, охватывающие иногда обширные пространства, протяжением в сотни километров. Эскимосские чертежи тщательно передают сложную береговую линию.

Эскимосы определяли расстояния по длительности дневного перехода, а направления — по господствующим ветрам («снежный ветер», «ветер с открытого моря», «ветер с земли такой-то» и т. п.).

Характерной формой эскимосского искусства является резьба по кости и рогу, наиболее развитая у аляскинских и гренландских эскимосов. Рукояткам ножей нередко придают форму форели, застежки для ремней от собачьих упряжек делают в форме морских птиц, моржей, тюленей, гребни украшают фигурками, изображающими хвост тюленя, и т. д. На плоских поверхностях различных изделий, например на ножах, рисуют или вырезают сцены, изображающие охоту, праздники и другие события. У центральных эскимосов костерезное искусство меньше развито. Совсем недавно у эскимосов Баффиновой земли начало развиваться, видимо независимо от европейского влияния, искусство резьбы по камню. Они делают из мыльного камня фигурки моржей, медведей, людей.

Художественное творчество эскимосов находит также свое воплощение в орнаментации меховой одежды, в различных масках, изготовляемых для праздников и, наконец, в узорах татуировки.

В прошлом татуировка была распространена среди почти всех эскимосских групп, от Гренландии до Чукотки. И сейчас ее можно встретить повсюду у канадских эскимосов, кроме эскимосов дельты р. Макензи и восточного Лабрадора, но только у людей старшего поколения. Татуированы почти исключительно женщины, мужчины татуировались крайне редко, и то только одной-двумя короткими линиями. Узоры татуировки тождественны орнаменту эскимосской меховой и кожаной аппликации, гравировки на кости. Основное назначение татуировки — украшение, но, в представлении эскимосов, она имела и другое значение: так, «медные» эскимосы считали, что татуировка необходима для женщин, потому что она сильно облегчает роды; у эскимосов нетсилик женщина без красивой татуировки не могла после смерти войти в «страну блаженства» на небе, где люди всегда сыты и счастливы, а попадала в «страну понурых голов» под землей, где люди всегда голодны и печальны.

Из развлечений особенно характерны певческие праздники, распространенные в прошлом у всех эскимосских племен. Мужчины и женщины, принимавшие участие в хоре, одевались в самые лучшие меховые наряды; обычно в центре круга — запевала, он же и плясун и музыкант, с огромным бубном в руке. Запевала затягивает, хор в определенном месте подхватывает; темп постоянно меняется: поют то замедленно, то быстрее — благодаря этому несложные мелодии не кажутся монотонными. У каждого мужчины и у многих женщин есть песни, сложенные ими самими. В них описывается какое-нибудь событие, происшедшее с певцом, или переживание, оставившее у него яркое воспоминание; большей частью это охотничьи и лирические песни. Наряду с ними поются старинные «песни минувшего», переходящие из поколения в поколение.

Особенно своеобразны известные песенные состязания, или поединки, эскимосов. Двое мужчин в присутствии всех соседей поют по очереди друг про друга обличительные песни. Подобные песни появляются каждый раз, когда кто-нибудь из членов общины, вопреки обычному праву или общественному мнению, нарушит чужие интересы. Тогда выступает обиженный, чувствуя за собой поддержку общественного мнения, или даже какой-нибудь другой добровольный защитник. Он поет обвинительную песню. После того обвиняемый поет в виде ответа защитительную песню. Певцы поют с бубном в руках, песни сопровождаются пляской. Стороны нередко доходят до изнеможения, и слушатели решают, кто прав, кто виноват. Обвиняемого порою доводят до слез, до бегства, даже до ухода из данной общины. В мужских песнях часто говорится о различных нарушениях общественного права. Бывают и женские десни. Они чаще всего посвящены теме любви и ревности.

В свободное время эскимосы, кроме песен, развлекаются играми. Любимая забава женщин в часы вынужденного зимнего безделия — это вы- плетание на пальцах рук различных фигур из бесконечного, т. е. связанного концами, шнурка. Эта игра известна у многих народов мира, играют в нее и русские дети, и называется она «снимать веревочку». Она широко распространена и у многих племен Америки, но особенно, большого разнообразия достигает у эскимосов. Другие излюбленные игры эскимосов мужчин — в мяч, в кости, в бильбоке (игрушка, состоящая из предмета с отверстием и острой палочки, на острие которой ловят подбрасываемый предмет). Мальчики играют в охоту, девочки — в куклы.

Богаты и разнообразны мифология и фольклор эскимосов, несущие на себе яркий отпечаток арктической природы и обнаруживающие связи с фольклором Северо-Восточной Азии. Интересны, например, космогонические мифы. У эскимосов Аляски, как и у других народов северо-запад- ного побережья Америки, и северо-востока Азии, существует целый цикл сходных мифов о Вороне. Широко распространен миф о девушке, бежавшей от любви своего брата на небо и превратившейся в солнце, и о юно- ше-месяце, преследующем свою возлюбленную. Наряду с мифами религиозного содержания в фольклоре эскимосов много легенд, сказок и рассказов: это сказки о животных и их приключениях, легенды о встречах с великанами и со странными существами — полулюдьми; рассказы о шаманах и их спорах, о кровной мести и ссорах из-за женщин, о сиротах, которые вырастают и мстят убийцам своих родителей, о голодовках, о длинных путешествиях по морю и суше в поисках пищи.

Большой исторический интерес представляет цикл преданий о туни- тах — народе, который якобы жил в Арктике до эскимосов и которому эскимосы приписывают развалины домов из камня и каменные круги от конических шатров, т. е. рассказы об эскимосах эпохи туле.

Религия эскимосов в основном анимистическая, но включает также веру в безликую магическую силу, разлитую в природе. Сама по себе сила эта не добра и не зла, но очень опасна для людей, не умеющих с ней обращаться. Вера в нее распространена у всех эскимосов от Берингова пролива до Гренландии. Иногда она воплощается в образе мощного, но далекого и неопределенного духа земли Пинга. Сила проявляет свое присутствие в явлениях природы и стихийных бедствиях. В повседневной жизни эскимосов она не играет большой роли.

Гораздо большее место в жизни эскимосов занимают образы духов- хозяев. Одним из важнейших среди них является «морская хозяйка» центральных и гренландских эскимосов. Центральные эскимосы называют ее Седна («она там внизу»), западные гренландцы — «старой женщиной», а восточные гренландцы —«матерью моря». Она полновластная хозяйка морских животных. Если люди грешат и нарушают запреты, Седна сердится и держит тюленей и моржей вдали от берега. Интересно поверье эскимосов, что грехи людей, как грязь, запутываются в волосах Седны. Когда она гневается, необходимо вмешательство шамана, чтобы ее умилостивить.

У тихоокеанских эскимосов ей соответствует «лесная хозяйка», а у эскимосов Гудзонова залива —«мать-карибу». В религии эскимосов Берингова пролива образ «хозяйки моря» почти отсутствует. Его заменяет образ «человека на луне». Большую роль в верованиях аляскинских эскимосов играет ворон, с которым у них связано много мифов.

Кроме того, эскимосы верят в различных злых духов, которые вредят людям, насылая болезни и причиняя неудачи на охоте; защитой от них служат разнообразные запреты, заклинания и амулеты. Наиболее ходовые амулеты мужчин: нога кайры, делающая мужчину искусным гребцом; голова и когти ворона, обеспечивающие долю в охотничьей добыче, ибо ворон умеет всегда во время явиться к дележу; оленьи зубы, зашитые в одежду, помогают охоте на оленей; муха наделяет неуязвимостью, так как очень трудно подшибить муху, и т. д. Собственно женский амулет — чешуйчатая полоска лососьей кожи, дающая способность шить частыми и ровными стежками.

Для эскимосской религии типично большое число запретов (табу). Многие из них связаны с охотничьим промыслом.

Эскимосы верят в существование у животных души и совершают многочисленные обряды, чтобы умилостивить души убитых ими животных или способствовать размножению животных. Эскимосы Берингова пролива, например, каждую осень совершают торжественный обряд, во время которого топят в море желчные пузыри от всех убитых ими за год тюленей.

Большую роль в жизни эскимосов играют шаманы, которым «помогают» духи. У эскимосов человек обычно становился шаманом якобы по повелению духов, которые являлись своему избраннику во сне. Чаще всего шаманами становились мужчины. Женщины-шаманы были редки. Часто шаманами делались люди, способные к сильному нервному возбуждению, нервнобольные, эпилептики. Обучение шаманскому искусству проходило под руководством старого, опытного шамана. От голода и других лишений, которым подвергали ученика, у него начинались галлюцинации, во время которых ему являлся дух, становившийся с этого времени его «помощником». Эскимосский шаман должен бороться со злыми духами, находить нарушителей обычаев, общаться с владычицей моря Седной, лечить болезни. Шаманит он обычно вечером или ночью. Он поет, бьет в бубен и постепенно доводит себя до состояния экстаза, в котором и «общается с духами», получая от них ответы на свои вопросы. Чтобы сильнее подействовать на присутствующих, эскимосские шаманы прибегают иногда к чревовещанию. Благодаря своей «способности общаться со сверхъестественными силами» шаманы занимают влиятельное положение в общине.

Коренное население Алеутских островов — алеуты во второй полови* не XVIII в., ко времени прихода на острова русских, жили родоплеменным строем. Под влиянием русской колонизации у алеутов ускорился уже начавшийся переход от материнского к отцовскому роду, но до конца последний так и не сложился вследствие разложения в XIX в. родовой организации алеутов вообще.

В настоящее время алеуты промышляют морского зверя для различных американских компаний. При этом они, как и другие коренные народности США, подвергаются жестокой эксплуатации и расовой дискриминации.

Алеутские острова простираются цепью, растянувшейся на 1740 км, от западной оконечности Аляски по направлению к Камчатке, отделяя Берингово море от Охотского. Они состоят из 110 крупных и множества мелких островов. Площадь их равна 37 840 км2.

Алеутские острова — суровая, негостеприимная область, лишенная древесной растительности, с сильными ветрами и постоянными туманами. Острова эти вулканического происхождения, гористы, с потухшими и действующими вулканами и горячими источниками. Преобладающий ландшафт — тундровый. По климатическим условиях Алеутские и Командорские острова характеризуются некоторыми учеными как область океанической тундры. Средняя зимняя температура на островах от 0 до -f- 1°, средняя летняя от +6,4 до +9,3°.