Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Основные этапы истории Америки в Новое время
Этнография - Народы Америки

В истории Америки резко различаются два периода. Первый начался, когда Америку впервые открыли и заселили люди, пришедшие, по всем данным, из Азии, частью, возможно, через Азию — и Океании. Новейшие данные позволяют датировать это событие двумя- тремя десятками тысяч лет до нашей эры. Начальным рубежом второго периода является вторичное открытие Америки в конце XV в. из Европы—Христофором Колумбом и его спутниками. Но если в первый раз Америка была открыта как ненаселенный континент, то вторично Америку открыли уже как населенную часть света.

Историю нового времени в Америке надо начинать раньше чем в Европе, где его началом считают середину XVII в. Рубежом для истории Америки явилась эпоха великих географических открытий. Колумб и его спутники, достигнув Америки, положили конец длительной почти полной ее изоляции от остального мира и открыли для Нового Света эру нового времени.

Итак, на рубеже XV и XVI вв. началось включение американских лле- моп и народов в общемировую историю человечества, у народов Старого Света появился, как говорят, «младший брат», а точнее даже целая «млад- тая семья» племен и народов.

Имелись ли в прошлом связи между этой новой ветвью населения на- эдей планеты и народами давно уже обжитых континентов — Евразии и Африки? Это один из малоизученных вопросов. Несомненно, что группа норманнов, заняв в IX—X вв. н. э. Гренландию, основала около 1000 г. колонии в Северной Ахмерике. Однако европейское население Гренландии уже bXVI b. по неизвестным причинам исчезло: возможно, что его уничтожили эскимосы. Прекратились и связи норманнов с Америкой, связи, которые, впрочем, не наложили своего отпечатка ни на жизнь народов Америки, ни на историю скандинавских стран.

Имеются сведения — исторические или легендарные — о том, что, крома норманнов, до Колумба Америку в разное время посещали китайские монахи-буддисты, европейцы с Пиренейского полуострова, ирландцы, арабы.

Маорийский ученый Те Ранги Хироа вслед за французским этнографом П. Риве выдвинул предположение о том, что в конце XII в. полинезийцы на лодках с балансиром или на сдвоенных пирогах достигли Южной Америки в районе нынешнего Перу. В настоящее время допускают воз- можность древних эпизодических связей между Океанией и Южной Америкой.

Однако эпизодические или местные связи между Америкой и другими континентами не изменили хода истории ни Америки, ни других частей света и не могут считаться открытием Америки. Дело в том, что открытием какого-либо населенного географического объекта можно считать лишь такое посещение его, которое привело к установлению связей между народом, сделавшим открытие, и народом, территория которого была достигнута, или же если было положено начало новому этапу связей между народами.

В эпоху великих географических открытий те страны, где зародилось и начало развиваться капиталистическое производство, вырвались вперед в своем развитии.

В XV в. такими странами были Испания и Португалия. Эти страны проявили в то время наибольшую активность в географических открытиях и заявили притязание на монопольное обладание всеми колониями л к Америке и на Востоке.

Огромные и подчас страшные перемены произошли в судьбах коренного населения Америки, где целые племена и даже народы были истреблены колонизаторами или вымерли в ходе развития капитализма. Считают, что из шестисот с лишним индейских и эскимосских илемец к настоящему времени в Америке уцелело около двухсот. Большие перемены произошли и в жизни племен и народов Африки, где началась охота за людьми и откуда миллионы рабов вывозились в Америку. Открытие Америки повлияло и на ход истории в Европе и Азии, а позже, отчасти, и в Австралии и Океании. Самое открытие Америки было делом многих народов. Как известно, Северная Америка была открыта английской экспедицией во главе с итальянцем Джованни Каботто. Значительные открытия в Америке сделали испанцы Васко-Нуньес де Бальбоа и Кабсса де Бака, де Сото и другие, португалец Фернан Магеллан, состоявший на испанской службе, англичанин Генри Гудзон, одно время состоявший на службе голландской Ост- Индской компании, французы Брюле и Самуэль Шамплен, русские — Семен Дежнев, Иван Федоров и Михаил Гвоздев, В. Беринг, А. И. Чириков и другие участники различных экспедиций. Точнее будет сказать, что Колумб начал открытие Америки, которое продолжали десятки и сотни колумбов из других стран, в том числе и «колумбы росские».

Ко времени вторжения европейцев в Америку подавляющее большинство индейцев и все эскимосские племена находились в стадии первобытнообщинного строя на различных ступенях его развития.

В Центральной и Южной Америке к эпохе великих географических открытий уже сложились ранние классовые общества индейских народов, как, например, в древней Мексике, а также в древнем Перу, где имелось государство инков, покорившее ряд соседних народов.

Переходим к этапам развития племен и народов Америки поело ее открытия.

Индейцы и эскимосы столкнулись с ужасами первоначального накопления — преддверием капиталистического строя. В то же время они встретились с более высокой европейской культурой и начали перенимать некоторые ее достижения, а также сами оказали определенное влияние на развитие культуры колонизаторов-европейцев.

Период с конца XV до первых лет XVII в. для Америки знаменовался колонизацией Центральной и Южной Америки. Первой колонией в Новом Свете был основанный Колумбом форт Навидад на о-ве Гаити. В 1522 г. столица ацтеков Теночтитлан была захвачена испанцами, господствовавшими в Центральной Америке триста лет. Только к 1821 г. испанская колония Мексика после длительной борьбы добилась независимости от своей метрополии.

В первой половине XVI столетия испанцы покоряли, грабили и массами уничтожали индейцев Центральной и Южной Америки. Главным стимулом колонизации в этот период была погоня за золотом и пряностями, в связи с чем и были предприняты поиски кратчайшего морского пути «в Индии». В новейших работах по истории открытия Америки высказывается предположение о TOxM, что Колумб знал, что он не достиг Индии, но утверждал это, чтобы у испанского правительства и купцов не ослабел интерес к его экспедициям. С середины XVI в. начинается новый этап колонизации Америки, связанный с сельскохозяйственным освоением новых земель. Широко применяется система энкомьенд — приписка родственных или территориальных групп индейцев для принудительной работы на землях, захваченных испанцами. Большое распространение получила мита, массовая барщина для проведения дорог и для работы в рудниках. Индейцы отчаянно сопротивлялись, восставали против поработителей, предпочитая смерть неволе. С 1521 г. в испанские колонии начали ввозить неволь- ников-негров для работы на сахарных плантациях.

В Северной Америке до начала XVII в. не было постоянных европейских поселений. Исключение составляли южные части континента, примыкавшие к испанским владениям в Центральной Америке,откуда испанцы продвигались на север, а также северные области континента, где обосновались небольшие группы французов.

Попытки заселения Северной Америки в период от 1497 г. я до начала XVII         в. были связаны с поисками золота. Искатели наживы основывали колонии, но золота па атлантическом побережье в то время не находили. Колонии распадались, жители их становились жертвами оспы, чумы, малярии и других болезней п гибли в стычках с оборонявшимися против колонизаторов индейцами.

В XVII в. началось разделение стран на экономически связанные между собой метрополии и колонии,на страны с развитой промышленностью и на аграрные районы, производящие сырье для промышленности передовых стран и служащие объектами колонизации. Америка при этом оказалась в колониальной сфере.

Как только началась колонизация Америки, открылась и эпоха длительных войн за обладание американскими колониями. В этих войнах наибольшее участие принимали Испания, Англия, Франция и Голландия.

Исключительные притязания Испании и Португалии на обладание обе- ими «Индиями», заявленные ими в период открытия Америки и морского пути в Индию, были опрокинуты ходом истории.

Период экономического подъема и политического усиления Испании и Португалии оказался недолгим. Поток золота, хлынувший из Америки в эти страны, обогащал дворянство, которое воспользовалось своим усилившимся могуществом для того, чтобы подавить нарождавшуюся буржуазию и разрушить мануфактурное производство. Разрушение мануфактурной промышленности в Испании и Португалии привело к значительному ослаблению этих стран. Их место в колониях стремились занять три новыд претендента: Голландия, пережившая раннюю буржуазную революцию, Англия, шедшая к буржуазной революции, а затем и Франция. Но особенно сильным движение в колонии было из Англии, где бурно шел процесс первоначального накопления. С начала XVII в. сперва сотни, а через столетие — сотни тысяч разоренных ремесленников и крестьян выселялись из Англии в Северную Америку. Теперь английским колонистам была нужна земля. Они беспощадно уничтожали коренное индейское население и на «очищенной» от первоначальных хозяев территории заводили фермерское хозяйство.

С XVI в. в Центральной и Южной Америке индейцев-рабов начали широко заменять привезенными из Африки неграми. В XVII в. плантации возникли и в южных районах Северной Америки, где английские аристократы- предприниматели и купцы приобретали землю и ввозили для работы на ней негров-рабов.

Из Голландии и Франции в Северную Америку в XVII в. направлялись купцы, скупавшие за бесценок пушнину у индейцев и поэтому не заинтересованные в сгоне их с земли или в их уничтожении. Но там, где было вы- годно применять труд рабов, например на о-ве Гаити, часть которого была захвачена французами, а часть испанцами,— насаждались рабовладельческие плантации и, кроме труда рабов-негров, в колониях применялся и труд белых, временных рабов, «кабальных слуг».

Особенностью пораугальской колонии Бразилии было мссовое обра~: щение индейцев в рабство для эксплуатации их на энтеньо (сахарных плантациях), при которых имелись заводы для переработки патоки. В районе Минас-Жераис рабов-индейцев использовали в рудниках, где добывалось золото и изумруды. Индейцы гибли в неволе.

Период с XVI в. для Центральной и Южной Америки и с начала XVII в. для Северной до 70-х годов XVIII в.обычно называют колониальным периодом в связи с тем что до этого времени в Америке не было ни одного самостоятельного государства. Там были только колонии Испании, Португалии, Англии, Франции, Голландии. В колониальный период в Америке были племена, народы, но не было еще наций, лишь начинался процесс их формирования.

К середине XVIII в. по своему экономическому развитию и по значению для стран-метрополий колонии Центральной и Южной Америки шли далеко впереди Северной Америки.Но развитие капитализма в метрополии, в Англии, вело к быстрому заселению английских колоний и способствовало их росту.

Англичане в 60—70-х годах XVII в. вытеснили из Северной Америки сначала голландцев из колонии Новый Амстердам (названной затем Нью-Йорк), а затем французов — из Канады.

В английских колониях Северной Америки развивались ремесла и мануфактуры, на севере — фермерское хозяйство, на юге — рабовладельческие плантации; развивались экономические связи не только колоний с Англией, но и между собой, в этой форме создавалась общность их экономической жизни.

Быстрое развитие капиталистических отношений в Северной Америке привело к тому, что от английского капитализма, так сказать, отпочковался новый, североамериканский капитализм, из английской нации выделилась новая, североамериканская нация. Отколовшись от метрополии, тринадцать колоний образовали самостоятельное государство — Американскую республику, Соединенные Штаты Америки. Борьба народных масс колоний во главе с революционной буржуазией за независимость от метрополий была в то же время борьбой против феодальных классов и элемептов феодальных отношений в североамериканских колониях Англии, являлась борьбой против аристократии, против агентов власти метрополии, была буржуазной революцией. В революционной войне 1775—1783 гг. американские колонисты одержали победу при поддержке Франции, Испании, Голландии и отчасти России, провозгласившей принцип свободы морей и морской торговли и образовавшей лигу нейтральных государств для поддержки вооруженного нейтралитета.

Первая американская нация сложилась в основном до войну ва независимость и спаялась в пламени первой американской революции. К этому времени общим языком для восставших колоний стал английский. Сложилась известная общность экономической жизни. Расширилась, и весьма значительно, территория США за счет захвата земель индейцев и колоний Испании, Франции, Голландии и России в Америке и за счет захвата земель новых самостоятельных североамериканских государств — Мексики и отложившегося от нее Техаса. Огромное количество иммигрантов, принадлежавших к разным нациям Европы и Азии, вливалось в новую нацию США. В США привозили много негров-рабов, до 1808 г. — легально, а затем, до 60-х годов XIX в. — контрабандой. В результате захвата Соединенными Штатами в 1846—1848 гг. половины Мексики в США появилось мексиканское национальное меньшинство. Ввезенные некогда в США негры в дальнейшем, после падения рабства, также стали национальным меньшинством, китайцы, японцы и пуэрториканцы также образовали национальные меньшинства США, включаясь в сложный процесс развития единой пации США, с господствующим английским языком (точнее некоторых его диалектов), с развивающейся капиталистической экономикой и с углубляющимся антагонизмом трудящихся и эксплуататорских классов, с развитием многогранной культуры. Если историю невозможно понять, имея в поле зрения только классы и отвлекаясь от существования различных этнических общностей, то в то же время понять закономерности развития наций, можно только изучая процессы развития капитализма, классов и классовой борьбы, революций.

В Северной Америке были заложены основы для формирования еще одного государства — Канады, где складывались две нации, а.нглоканад- цев и франкоканадцев. Важным этацом формирования канадских наций было восстание 1837 г. п последовавшее позже (1867) образование английского доминиона Канады.

В основе свыше двадцати революций, происходивших в Америке в последние десятилетия XVIII и в первые десятилетия XIX в. лежит однородный, а в известной мере и общий процесс капиталистического развития.

В последней четверти XVIII в. мир вступил в новую стадию развития капиталистического производства — в стадию машинного капитализма. Великая французская буржуазная революция и последующие буржуазные преобразования на континенте Европы, начало промышленного переворота в Англии, на континенте Европы и в США, свыше двадцати национал!.- но-ссвсбодительных буржуазных революций в Америке — эти события открыли бурный период «победы и утверждения капитализма» в передовых странах Европы и Америки. Теперь капиталистическое производство нашло свою адекватную техническую базу в виде оснащенной машинами фабричной индустрии. Началось общее наступление капитализма на феодальный общественный строй и его пережитки. Однако переход от феодализма к капитализму происходил в различных формах, развитие стран шло различными путями, революции в них были самобытны, не всегда непосредственно связаны с общественными переворотами в других странах, — но народные массы были активной силой в этих революциях.

В первой четверти XIX в.-в Центральной и Южной Америке в результате освободительной борьбы образовалось двадцать новых самостоятельных государств, в которых господствуют романские, происходящие от ла- тицского языки. В 18 государствах широчайшее распространение имеет испанский язык, в Гаити — французский (наряду с местным его наречием креоль), а в Бразилии,— несколько измененный португальский. Господство романских языков в Центральной и Южной Америке дало основание называть эти страны Латинской Америкой. В Латинской Америке образовались такие крупные нации, как мексиканская, аргентинская, бразильская, чилийская. В деловых п научных кругах Латинской Америки известное распространение получил наряду с испанским (а в Бразилии-- португальским) и английский язык. Индейские племена и народы в большинстве сохраняют свои языки.

Одним из замечательных событий мировой истории была революция _ полумиллиона, черных рабов и мулатов во французской колонци Гаити.

Революция в Гаити происходила под влиянием американской и особенно французской революции. В 1790—1803 гг. рабы — негры и мулаты с Туссеном-Лувертюром во главе восстали против французских рабовладельцев. Восставшие вместе со спустившимися с гор беглыми рабами (маронамп) изгнали французов, отбились от пытавшихся захватить Гаити английских п испанских войск и добились независимости образованной ими республики. Так было положено начало существующему и ныне государству — Гаити и дай новый толчок формированию гаитянской нации. В 1844 г. в результате длительной борьбы из отделившейся части Гаити образовалась Доминиканская республика, и ускорилось развитие еще одной ноной — доминиканской нации.

Во всех странах Америки большой отпечаток на ход истории накладывала освободительная борьба индейцев и негров. Индейцы защищались против попыток их порабощения, отстаивали свои земли, с которых колонизаторы их вытесняли, Негры и мулаты — рабы восставали против плантаторов. Вся история Америки до уничтожения рабстваипрекращениявойн с индейцами в конце XIX в. наполнена непрестанной мужественной борьбой индейских племен и негров-рабов с угнетателями.

Процесс образования наций Америки начался сперва в Центральной н Южной Америке, главным образом в Мексике. Но в этой части Америки он затянулся. Если к середине XVIII г>. страны Центральной и Южной Америки в некоторых отношениях опережали страны Северной Америки, то в XIX в. наблюдалось обратное явление: Соединенные Штаты Америки в своем развитии значительно обогнали Латинскую Америку.

Отставание стран Центральной и Южной Америки в XIX в. объясняется следующими причинами. Сказался трехсотлетний колониальный^гнет. О гсталая феодальная Испания насаждала и поддерживала господство помещиков и рабовладельцев, стесняла торговлю, не разрешала колониям торговать непосредственно между собой, а только через порты Испании, п удушала промышленность. Жестокое порабощение индейцев и негров задерживало их развитие. Сильно сказывалась и конкуренция мощной, передовой в то время английской машинной промышленности. Забитость, культурная отсталость и массовая неграмотность народных масс, засилье крупного землевладения, католической церкви и система жесточайшей инквизиции, частые войны между странами Латинской Америки рал и интересов помещичье-буржуазных клик и иностранного капитала тормозили развитие ее народов. Правда, крайне жестокая и малопроизводительная система энкомьенд была отменена в испанских колониях общим законом 1720 г. Но по существу крепостная зависимость индейцев сохранилась, хотя и на иной основе. Так как земли коренного населения были захвачены завоевателями и колонистами, индейцам оставалось наниматься на работу в поместьях (асьенды) испанских крупных землевладельцев на самых кабальных условиях. Возник пеонаж — фактическая крепостная зависимость индейцев, метисов, негров — теперь уже не в силу завоевания, как при системе энкомьенд, а на экономической основе.

Былии другиеобстоятельства,которые способствовали отставанию латиноамериканских стран, а именно, раздробленность латиноамериканских государств, узкие рамки местных рынков и в то же время удобные морские счзязи с более сильными в промышленном отношении европейскими странами.

Государства Латпнской Америки после освобождения от Испании стали формально самостоятельными, независимыми республиками. Попытка Англии унаследовать колониальные права Испании в Америке не удалась из-за сопротивления самих этих государств, а отчасти из-за резко отрицательного отношения США к учреждению новых европейских колоний в Америке.

В 1823 г. президент США Д. Монро опубликовал послание к конгрессу, в котором выражал протест против колониальных притязаний европейских государств в Америке, но сами США отнюдь не отказывались от таких притязаний. «Америка для американцев»— так кратко передают содержание «доктрины Монро», автором которой фактически был не Монро, а Джон-Квинси Адамс, в то время еще не президент, а государственный секретарь США. Лозунг «Америка для американцев* фактически означал претензию США на главенство в системе капиталистически развивавшихся двадцати с лишним американских государств и превращение в дальнейшем всей этой системы в колониальную империю США.

Вскоре после появления доктрины Монро была сделана попытка объединения латиноамериканских стран, для чего был созван панамериканский конгресс, за кулисами которого стояли руководители внешней политики Англии. Конгресс фактически не состоялся: съехались представители лишь немногих государств. Однако, потерпев неудачу в попытке политически подчинить себе латиноамериканский мир, Англия сумела в значительной мере закабалить его экономически, используя свою мощь самой передовой в то время промышленной страны, «мастерской мира».

Но с середины XIX и особенно с начала XX в. США начали завоевывать командные позиции в Центральной и Южной Америке.

В первой половине XIX в. развитие США шло в двух основных направлениях. на Севере и Северо-Западе развивались капиталистические отношения на основе роста промышленности и сельского хозяйства, на Юге и Юго-Западе продолжало расширяться плантационное хозяйство, основанное на рабском труде.

Экономический подъем плантационного хозяйства в первой половине XIX в. был вызван переходом к возделыванию хлопка, который в огромных количествах поглощали хлопчатобумажные фабрики Англии и других стран Европы, а также промышленных районов США. Хлопок вплоть до гражданской войны 1861—1865 гг. составлял важнейший предмет вывоза из США.

В центральных органах власти США выросло и укрепилось влияние плантаторской олигархии. Оба господствующих класса США — капиталисты и рабовладельцы, несмотря на нарастание противоречий между ними, проводили политику взаимных уступок и компромиссов.Как плантаторы-рабовладельцы, в основном стоявшие в этот период у власти, так и капиталисты стремились к захватам чужих земель, к экспансии. Капиталисты искали новых рынков для сбыта своих товаров, новых возможностей для грабежа и эксплуатации естественных богатств и населения отсталых государств Северной и Южной Америки и Восточной Азии.

Развитие американской нации, нации США, сопровождалось своеобразными чертами в области экономического и культурного развития.

Известно, что в странах, где господствует капиталистический строй, в каждой нации существуют две культуры: культура господствующих классов и культура народных масс. В США до 60-х годов XIX в. в этом отношении положение было особенно сложным. На Севере имелось различие между культурой буржуазных классов и рабочих и фермеров,, но, кроме того* существовало и большое различие между старыми городами Северо-Востока, с их развитой промышленностью, и поселениями в западных районах, особенно на передовой черте поселений.

Вопрос о различиях исторических условий старых восточных и колонизуемых западных районов неоднократно привлекал внимание историков. Так, например, Э.-М. Саймонс, один из учеников профессора Висконсинского университета Ф.-Д. Тернера, развивая положение своего учителя, писал: «Пока еще существовала подвижная пограничная полоса, Соединенные Штаты являлись единственной страной в мире, где в течение многих поколений жители могли по собственному усмотреншо выбирать, в какой из исторических эпох социального развития им жить. Раздавленный конкуренцией безработный или занесенный в черные списки работник капиталистического мира двигался на Запад, возвращаясь в период преобладания мелкого частного хозяйства с его большими возможностями запяться самостоятельным трудом или «выбиться в люди». Он мог двинуться вперед в географическом смысле и назад в историческом, вернувшись к иолукоммунистическому быту первых оседлых поселенцев, которые были готовы помочь ему поставить деревянную избу и расчистить участок для первого посева маиса. Если его стесняли даже легкие ограничения этой ступени развития, он мог вскинуть винтовку на плечо и погрузиться в состояние дикарства и варварства» 1/Между тем в США не «сосуществовали» различные эпохи, а происходил процесс капиталистического развития, под влиянием которого, при развитии капитализма не только «вглубь», но и «вширь», происходила известная регенерация пройденных ступеней общественного развития, однако уже в деформированном, измененном виде. Траппер, вскинувший ружье на плечи и погрузившийся в чащу лесов Запада, не был, разумеется, первобытным охотником, да и развитие многих вымиравших индейских племен Америки сопровождалось регрессом во всей их жизни.

Имелось также существенное различие между культурой Севера и Юга. Буржуазия северных штатов жила в традициях буржуазной демократии. На юге же безраздельно господствовали рабовладельцы, причем в восточных районах среди них было много потомков английских аристократов, а в западных — дельцов-предпринимателей, не отличавшихся знатностью рода. Для господствующих классов Юга было характерно сочетание формального признания демократии и жестокой эксплуатации рабов, самого ярого расизма в отношении негров, как рабов, так и свободных, общая культурная отсталость. Четыре миллиона негров-рабов, а также индейцы вообще не входили в состав американской нации. Трагичным было положение негров-рабов в странах Америки и в отношении их культурного развития. Привезенные из Африки негры принесли с ссбой культуру, и в частности, языки различных племен и народов. Оказавшись в положении рабов, негры усваивали английский, испанский, французский или португальский язык, но были почти полностью лишены благ культуры американских наций. Почти поголовно неграмотные (кроме небольшой части из среды волыюотпущенииков и их потомков), жившие в условиях не только сегрегации, но изоляции от внешнего мира, одурманиваемые религией, негры все же мужественно боролись за свое освобождение, создавали свой фольклор, свою поэзию, свои песни. Однако сколько талантливых представителей этого высокоодаренного народа гибло в тягчайшей неволе. И все же, ведя борьбу за свое освобождение и став одной из решающих сил этого освобождения, борясь за равноправие, негры играли и играют огромную роль в истории многих стран Америки.

В 50-х годах XIX в. произошло важное событие в сфере мировой экономики на основе развития капитализма в отдельных странах к этому времени сформировался мировой рынок, а это повлекло за собой огромные последствия — ускорила распространение в той или иной форме влияния капитализма на весь мир.

В 50—60-х годах XIX в. не только передовые страны, но весь мпр был так или иначе вовлечен в водоворот капиталистического развития. Во Франции в героические июньские дни 1848 г. пролетариат уже боролся за власть; но победил в этой борьбе,хотя и не надолго позже,в 1871 г. В середине XIX в. в Европе возник научный коммунизм К. Маркса и Ф. Энгельса, образовались первые партии рабочего класса, но в той же Европе существовали феодальные и полуфеодальные страны (Турция, ’Испания, Португалия и др.), а в Америке, Африке, Азии и Австралии — народы в первобытнообщинной стадии развития и различные формы рабства.

В конце 50-х и в 60-х годах XIX в. в результате развития капиталистических отношений в России сложилась революционная ситуация. Расшатанное массовыми крестьянскими восстаниями пало крепостное право, начались буржуазные реформы.

В Азии, особенно в Индии и в Китае под влиянием развития капитализма обострилась и приняла новое направление борьба крестьянских масс против феодалов. Теперь крестьянские революционеры боролись и против поддерживавших феодалов колонизаторов-иностранцев.

В Японии имело место народное движение и сопротивление части феодалов иностранному вторжению и были проведены «реформы Мейдзи». В отличие от Китая, который стал превращаться в общую полуколонию* европейских государств и США, Япония, использовав противоречия между капиталистическими государствами, пошла по пути самостоятельного капиталистического развития, при сохранении сильных пережитков феодализма.

Образование мирового рынка, увеличение грузовых потоков по важнейшим мировым коммуникациям, новые экономические и политические, а также дипломатические и военно-стратегические моменты сделали Центральную Америку одной из важнейших сфер международных противоречий. По-новому встала проблема Панамского канала. Его сооружение не только открыло бы новые огромные экономические перспективы на Востоке, но и позволило бы Соединенным Штатам Америки использовать свой флот не на одном каком-либо океане, но, по усмотрению, на любом из двух: США получили бы «флот двух океанов». Уже в 1846 г. США ввели свою морскую пехоту в Боготу, столицу Новой Гранады (позже Колумбия), и впервые открыли там огонь по местному населению. В том же году США получили от Новой Гранады разрешение на сооружение любых средств сообщения через Панамский перешеек, а затем, до 1903 г., до захвата территории будущего Панамского канала, США пятьдесят раз посылали флот и войска в страны Центральной Америки, которые с середины XIX в. все в большей мере сказывались в важной стратегической зоне.

В XIX в. началась борьба за обладание зоной будущего межокеанского канала. В этом, наряду с Соединенными Штатами, оказалась особенно заинтересованной «владычица морей» — Англия. Она захватила ряд приморских пунктов в зоне будущего канала, США сейчас же заявили протест, и в 1850 г. между Англией и США было заключено соглашение о совместном контроле над еще не построенным каналом и о его нейтрализации, соглашение, нарушенное в дальнейшем в пользу США.

Переломным моментом в истории США, а в известной мере и всей Америки явилась гражданская война 1861—1865 гг. в США, которая была лишь, одним из многих революционных событий начала второй половины XIX в. Гражданские войны, революции и политические перевороты происходили в ряде американских государств. В США пало рабство и была проведена буржуазно-демократическая аграрная реформа. В Мексике произошла революция, там были проведены буржуазные реформы. На Кубе, где с 1817 по 1877 г. не ослабевала национально-освободительная революционная борьба, в 1869 г. была провозглашена самостоятельная Кубинская республика, просуществовавшая до 1873 г. и затем разгромленная испанцами. С 1867 г. Канада стала доминионом, там были проведены буржуазные реформы.

В 1864 г. в Перу произошла революция под лозунгом решительного отпора напавшей на страну Испании. Перу в союзе с Боливией и Эквадором отразили нападение. В 1865—1866 гг. Аргентина вела войну с Испанией, пытавшейся опять превратить ее в свою колонию. Нападение испанских сил было отбито — Аргентина осталась самостоятельной. В те же годы (1865—1867) из Доминиканской республики были изгнаны власти и войска Испании, захватившей республику в 1861 г. В Чили в 1859 г. произошло народное восстание во главе с либералами, причем восставшие объединились с индейскими племенами южного Чили. В 1861 г. либералы пришли к власти и провели ряд реформ: в этом же году чилийцы отбили нападение Испании.

В английской колонии Ямайке в 1865 г. произошло большое восстание пегров-рабов, но массовыми казнями и другими зверскшуш расправами колонизаторы подавили грозное движение. В гражданской войне в Ника- рагуа* начавшейся в .1860 г., победили, при поддержке США, консерваторы, продержавшиеся затем у власти свыше 30 лет. В 1860 г. в Колумбии, называвшейся тогда Гранадской конфедерацией, началась гражданская война. В середине 1861 г. радикалы во главе с Москера разбили консерваторов, взяли Боготу и провозгласили образование Соединенных Штатов Новой Гранады. Имущество монастырей было конфисковано, иезуитов изгнали из страны. В 1863 г. конвент, состоявший из либералов, принял конституцию Соединенных Штатов Колумбии с широкой децентрализацией власти.

В 1861г. в результате гражданской войны в Венесуэле установилась диктатура консерваторов. Диктатор упразднил конституцию. Последовала новая гражданская война, в которой победили либералы. В 1864 г. была принята конституция Соединенных Штатов Венесуэлы, при которой гражданская война продолжалась еще несколько лет.

В Бразилии в 1850 г. была запрещена торговля рабами, в 1861 г. рабовладение было ограничено — дети рабов признавались свободными (окончательно рабство в Бразилии было уничтожено только в 1888 г.).

Гражданские войны, восстания, перевороты происходили в Парагвае, Сальвадоре, Уругвае, Коста-Рике, в Гаити, Боливии, Эквадоре. Из приведенных примеров видно, каким важным периодом в политическом развитии американских народов явились 60-е годы XIX в. и как активны в большинстве случаев были в этой борьбе народные массы.

В 50—60-х годах XIX в. в государствах Латинской Америки шла борьба за тот или иной путь буржуазного развития — путем революций или путем реформ, шла борьба против иностранных интервенций, за сохранение национальной независимости. Восставали народные массы, боролись за свободу и свои права индейцы и негры. Нарождающаяся буржуазия этих стран и помещики — радикалы и либералы, опираясь в той или иной мере на народные массы, выступали против реакционных помещиков, возглавленных партиями консерваторов.

Через три десятилетия после гражданской войны США вышли на первое место в мире по объему промышленного производства.

На рубеже XIX и XX вв. мир вступил в эпоху монополистического капитализма. Империалистическая война США против Испании была одной из вех новой эпохи. По условиям мира 1898 г. с Испанией, Соединенные Штаты приобрели значительные колониальные владения.

В Атлантическом океане Соединенные Штаты вытеснили Испанию нз Кубы и фактически установили свой протекторат над этим большим островом, захватили Пуэрто-Рико п обеспечили свое господство над всем Ка- рибским бассейном. Еще большее значение имел захват США Филиппин, Гавайев, а также о-ва Гуам. Филиппины, которым США торжественно обещали независимость п свободу, были об7>явлеиы колонией США. США стали тихоокеанской державой.

Результатом испано-американской войны 1898 года было окончательное и полное изгнание Испании из Америки и захват Соединенными Штатами ряда ее прежних владений в качестве колоний или полуколоний.

В эпоху империализма раздел колоний был завершен, и борьба капиталистических стран за новые территории и рынки приобрела особую силу и остроту. В то же время возросло сопротивление населения колоний своим капиталистам п помещикам и иностранным монополиям. Правительства империалистических держав, а в первом их ряду правительство (и вооруженные силы) США, применяли в массовых масштабах жестокие методы подавления местного населения.

В период империализма в США создается развитая военно-бюрократи- чс'ская машина. Усиление армии, флота, полиции, судебного аппарата было направлено против народных масс и имело одной из своих главных задач борьбу с революционным рабочим движением внутри страны и националь- но-освободительньш движением в зависимых от США американских странах и колониях.

Империалистическая агрессия США в конце XIX и в XX в. в Америке, в новых условиях, порожденных переходом капитализма в монополистическую стадию, явилась продолжением захватнической политики, проводившейся господствующими классами США на протяжении XIX в.

В эпоху империализма США, экспортируя капитал и используя дипломатическое и военное давление, стали получать большие прибыли из стран Латинской Америки, вытесняя оттуда английский капитал.

Приток добавочных материальных ценностей в Соединенные Штаты усилился в результате нового этапа развития капитализма США «вширь»— теперь уже не на индейские земли (к 90-м годам фонд лучших западных земель в США был уже исчерпан), а путехМ экспорта капитала в другие страны и превращения их в полуколонии — иной раз в фактические колонии, при сохранении ими призрачной самостоятельности.

Для этнографического изучения Америки, изучения развития ее народов, форм их социальной и, в частности, классовой организации, культуры н быта, взаимосвязи с другими народами,— важно учесть, в каких исторических условиях происходило развитие народов как Соединенных Штатов и Канады, так и Центральной и Южной Америки и какова была взаимная зависимость развития населения американского континента л остального мира.

Влияние США на эти страны носило двойственный характер: с одной стороны, в них возникали промышленные предприятия с современной техникой, строились большие города с небоскребами и современным коммунальным оборудованием — по крайней мере в центральных кварталах. Но, с другой стороны, выкачивание ценностей из этих стран, превращение нх%в аграрно-сырьевые придатки, обнищание рабочих и крестьян, слабое накопление капитала тормозили развитие стран Центральной и Южной Америки, ухудшали положение народных масс, тормозили развитие наций в этих странах.

Каково же в настоящее время положение той части населения, которая является потомками древнейших обитателей обеих Америк?

В ходе колонизации Америки ее население разделилось на завоевателен и на покоряемые или уничтожаемые народы. В результате этого в Северной Америке в XVII—XIX вв. колонизаторы уничтожили примерно три четверти индейцев, а остатки их поселили в резервации.К концу XIX в. прекратились войны с индейцами п приостановилось вымирание большинства индейских племен н даже отмечен, хотя и не у всех племен, некоторый прирост населения (в нефтяном штате Оклахома в последние годы, по исчислениям американских статистиков, даже более высокий, чем у белых).

На Вест-Индских островах в XVII—XVIII вв. индейцев истребляли, чтобы на их землях, пользуясь трудом невольников, заложить прибыльные плантации.

Особенно быстро шло уничтожение индейских племен во второй половине XIX в. в тех районах, куда направилась массовая земледельческая колонизация или где заводили овцеводческие хозяйства, например в США или в центральной Аргентине.

Индейское население полностью истреблено или почти вымерло на островах Вест-Индии, а в более позднее время — на Огненной Земле, в большей части Аргентины (центральный район, пампа), на юго-востоке Бразилии, в Уругвае.

В Центральной и Южной Америке, там, где имелась высокоразвитая земледельческая культура и густое население, где еще до прихода европейцев сложилось или начало формироваться классовое общество, где индейцы оказывали колонизаторам упорное, тёроическое сопротивление,— индейцы или метизированное с индейцами население составляют большинство.

До наших дней значительное индейское население сохранилось в Мексике (10—25% общего числа населения), Гватемале (свыше 50%), в Боливии, Перу, Парагвае и некоторых других странах Латинской Америки. В этих же странах подавляющее большинство остального населения имеет смешанное индейско-испанское происхождение.

В 1947 г. все население Латинской Америки, даже по данным, преувеличивающим численность белого населения, составляло около 150 млн.; из них две трети индейцев, метисов, негров и мулатов (индейцев 25 млн., метисов 47 млн., негров 13 млн., мулатов 17 млн.). Таким образом, проблема населения стран так называемой Латинской Америки — это прежде всего проблема индейского, негритянского и метизпрованного населения.

Мы знаем, что когда в среде какого-либо народа начинается процесс капиталистического развития, то,при наличии общей территории, общности экономики, культуры и языка, начинает складываться нация. Но этот процесс может оказаться пресеченным формированием другой, более мощной нации, которая может подавить уже начавшийся процесс складывания первой нации или превратить эту нацию в национальное меньшинство. Это относится к ряду национальных меньшинств в США.

Особенно сложны вопросы этнического развития индейских народов.

В настоящее время индейцы США являются одним из национальных меньшинств страны. В 1887 г. по закону Дауэса остатки земли индейских племен подлежали разделу в частную собственность, причем индейцы, поселенные в 118 резервациях, потеряли 60% той земли, которая еще у них оставалась.

По закону 1934г. (Indian reorganisation act) были приняты некоторые меры для восстановления племенной земельной собственности и племенного самоуправления. Однако при этом индейцы снова потеряли значительное количество земли, но остались в той же зависимости от американских чиновников, как и раньше. Дискриминация индейцев как в резервациях, так н вне их осталась прежней. После второй хмировой войны многие индейцы уходят из резерваций в промышленные центры и поступают на заводы.

Вопрос о неграх в США имеет в настоящее время характер вопроса о негритянской нации. Ближайшей задачей самих негров и всех прогрессивных сил США в настоящее время является борьба против расистской дискриминации, за гражданские права, за социальное равноправие, за общеп]<> летарские интересы п за интересы всех трудящихся.

Негры и мулаты в Гаити, завоевав личную свободу и государственную независимость, формировались как гаитянская нация. В Бразилии из негров, мулатов, португальцев, индейцев и метисов сформировалась не не ри- тянская и не португальская, а бразильская нация, в составе которой имеются различные этнографические группы. В Мексике из индейцев, пспанцев и метисов сложилась мексиканская нация, хотя отдельные индейские племена в мексиканскую нацию не влились.

Великая Октябрьская социалистическая революция расколола мир на две системы — социализма п капитализма, а после второй мировой войны образовались два лагеря: лагерь значительно ослабевшего капитализма н подлинно демократический лагерь усилившегося социализма.

Великий освободительный пример Октябрьской революции сказался на росте активности и сознательности эксплуатируемых американскими империалистами народов стран Центральной и Южной Америки. После 1917 г. и странах Латинской Америки образовались коммунистические партии, расширилось национально-освободительное движение, в котором все большую роль играет рабочий класс этих стран. Ответом на это явилось значительное усиление колонизаторской деятельности США в Гаити, Никарагуа, Мексике, Голдурасе и других государствах Латинской Америки.

После второй мировой войны еще более усилились вторжение монополий США в страны Латинской Америки, в Европу, Африку, Азию, сколачивание агрессивных блоков во главе с империализмом США, организация новых военных баз США и в то же время возросла активность народных масс, борющихся против иностранных монополий за мир.

Народы Америки борются за равноправие, за человеческие права, в этой борьбе складываются и развиваются нации с преобладанием или «белого», или «цветного» населения. Все прогрессивное человечество, и прежде всего самые передовые борцы за счастье народов, за их равноправие, за дружбу народов и за нерушимый мир — коммунисты всех стран,— борется против расизма и национального угнетения и глубоко уважает прогрессивные национальные традиции всех народов, как, например, доктрину народного суверенитета, Декларацию независимости США, революционную борьбу американского народа против колониального гнета в XVIII в. и против рабства в XIX в., традиции освободительной борьбы и культурные завоевания народов всех американских стран.

Изучение в Советском Союзе прошлого и настоящего положения народов Америки — это один из путей для развития взаимопонимания и дружбы между народами СССР и стран Америки.