Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Классификация языков Южной Америки
Этнография - Народы Америки

Группировку языков Южной Америки можно представить, опираясь на работы Риве, Лоукотки, Мэ- сона и других, приблизительно следующим образом:

1.         Народы группы чибча живут на Панамском перешейке и в северо-западном углу Южной Америки, в пределах государств: Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Колумбия, Эквадор, главным образом в горных районах. Эта языковая семья — одна из крупных, а прежде была распространена, по-видимому, еще шире. К семье чибча принадлежал древний культурный народ муисков. Сейчас в эту семью входит, по Ч. Лоукотке и П. Риве, до 27 разных языков, не считая племенных диалектов (а по О. Мэсону — даже 55); они соединяются в четыре группы: таламанка-барбакоа, дораск'о-гуайми, чибча-аруак и паэс. К семье'чибча принадлежат: рама в Никарагуа (крайний северный форпост всей группы); гуатусо, гуэтар, таламанка, борука и другие в Коста-Рике; гуайми, дораски, куна и куэва в Панаме; затем отделенные от предыдущих иноязычной перемычкой племена колумбийско- эквадорского побережья — барбакоа и др.; в средней части Колумбии — собственно чибча (муиска), гуана, тунебо и др.; на севере Колумбии — кагаба и др.

2.         Группа языков эквадорского побережья и северного Перу, ныне в большинстве исчезнувшая, до сих пор возбуждает споры среди лингвистов. Есть предположение (X. Хихон-и-Кааманьо, О. Мэсон), что они составляли особую и единую семью (ю н к а-п у р у а); но у других авторов (П. Риве, Ч. Лоукотка) они фигурируют порознь. Сюда входили языки древних племен юнка, чиму, мочика — носителей высокой доинк- ской культуры. Сейчас лишь небольшая группа индейцев прибрежных районов говорит на языках этой группы,

3.         Языки упомянутой только что группы с XV в. начали постепенно вытесняться языком кечуа, необычайно широко распространившимся. Некоторые исследователи (Д. Бринтон, А. Чемберлен, П. Риве, Ч. Лоукотка) рассматривают кечуа как совершенно самостоятельную семью языков,-но другие (И.-Я. Чуди, Штейнталь, X. Хихон-и-Кааманьо., О.     Мэсон) соединяют в одну семью языки кечуа и а й м а р а. Во всяком случае большая историческая близость обоих языков (или групп языков) несомненна. По-видимому, языки группы аймара (колья) некогда были распространены гораздо шире, а язык кечуа, напротив, занимал первоначально очень небольшую область в районе долины Куско (южное Перу). С образованием империи инков язык кечуа стал общегосударственным, а в колониальную эпоху испанские миссионеры еще более содействовали его распространению. Сейчас на языке кечуа говорят миллионы индейцев в Перу (особенно южном), в Боливии, в Эквадоре; большинство их прежде говорило на других индейских языках. Язык аймара сохранился только в небольшом районе вокруг оз. Титикака, на границе Перу и Боливии; численность говорящих на аймара сейчас доходит до полмиллиона.

4.         Семья аравакских (аруакских) языков — самая разветвленная из всех лингвистических семей Южной Америки. Прежде, за несколько веков до вторжения европейцев, она была распространена еще' шире и охватывала, вероятно, большую часть бассейна Ориноко и левобережья Амазонки; кроме того, аравакские народы господствовали на Антильских и Багамских островах и проникли даже на Флориду. С этим широким расселением араваков было, видимо, связано проникновение некоторых элементов культуры южноамериканских индейцев к племенам Северной Америки. Незадолго до появления испанцев область расселения араваков начала сокращаться вследствие распространения воинственных карибских племен. Испанцы застали араваков еще на Больших Антильских островах (Куба, Ямайка, Гаити, Пуэрто-Рико), но вскоре они там исчезли, истребленные колонизаторами. На материке араваки тоже уступили часть своей земли тем же карибам. И сейчас еще число индейских народов и племен, говорящих на аравакских языках, очень велико (доходит до 100), но они живут большей частью разбросанно, среди чуждых им по языку племен. Некоторые постепенно ассимилируются с соседними иноязычными народами. Ч. Лоукоггка и П. Риве соединяют аравакские языки в семь основных групп: североамазонские, пред-андийские, боливийские, арауа, гвианские, уру-пукина и такана. Наиболее известные из аравакских племен: гуахиро (на п-ове Гоахире — северная оконечность Южной Америки); родственные им параухано, а восточнее — какетио (на побережье Венесуэлы), ныне вымершие; гинау, явитеро (в венесуэльской Гвиане); собственно араваки, локоно, атораи и тарума (в Британской Гвиане); мараваны и паликур (во Французской и Бразильской Гвиане); к югу от Амазонки, в верховьях Шингу, обитают аравакские племена мехинаку, яулапити и др., открытые в 80-х годах XIX в. К. Штейненом; самые южные аравакские племена — гуана, терено, чане — живут уже в пределах Парагвайской республики; впрочем, племя чане теперь уже утратило свой язык и говорит на языке своих соседей чиригуа- но (группы тупи-гуарани).

5.         Карибские (караибские) народы и племена тоже очень многочисленны. Они занимают более компактную территорию, чем араваки,— лишнее доказательство того, что расселение их относится к сравнительно позднему времени. Основная их область — левобережье Амазонки и низовья Ориноко. Но они проникли и дальше на запад, к верховьям Амазонки и даже на западный склон Анд, до тихоокеанского побережья, и занимают теперь значительную часть Колумбии. Еще до прихода испанцев карибы, как уже говорилось, расселились и на островах Карибского моря (получившего по ним свое название), вытеснив араваков с Малых Антильских островов и начав уже проникать и на Пуэрто-Рико и Гаити. Ныне, однако, карибы, подобно аравакам, на островах не сохранились; лишь остатки их, смешавшиеся с другими народами, особенно с неграми, обитают на восточном берегу Гаити (Доминиканская республика), а часть их, смешавшись с неграми, в конце XVIII в. была переселена в Британский Гондурас, где их потомки («черные карибы») живут и сейчас, частично сохраняя свой язык.

Первоначальной областью расселения карибов считают обычно верховья рек Шингу и Тапажоса. Там и теперь известны небольшие карибские племена — бакаири, нахуква, арума.

Наиболее известные из других карибских племен: апиака (левобережье нижнего Токантинса: не смешивать с апиака Тапажоса, принадлежащих к семье тупи-гуарани); макуши (верховья Риу-Бранку); таулианг (Ророима); макиритаре (на правых притоках верхнего Ориноко); арекуна (в верховьях р. Карони); собственно карибы и родственное им, ныне исчезнувшее, племя карака (в районе столицы Венесуэлы, г. Каракаса, получившего от них свое название); гуайкери, чайма, кумана- гото — на венесуэльском побережье; рукуйен (ояна), галиби, аккаваи и др. (во Французской Гвиане и в Бразилии); калинья (собственно карибы) на о-ве Тобаго — остаток той группы карибов, которая некогда расселилась по Малым Антильским островам. В Колумбии важнейшие карибские племена — мотилоны (самоназвание юко), чоко, чами и др.; в верховьях Амазонки — умауа, может быть также пеба, ягу а и ямео (некоторые исследователи это оспаривают, рассматривая группу пеба-ямео как самостоятельную).

6.         Не менее широко распространилась и семья языков тупи-гуарани. Первоначальной областью обитания их была, по-видимому, область междуречья Парагвая и Параны — в пределах теперешней республики Парагвай. Оттуда они за несколько веков до появления европейцев расселились по разным направлениям: на восток к атлантическому побережью и вдоль побережья на север; прямо на север в бассейн Тапажоса; и на запад.

Накануне прихода европейцев область расселения племен тупи- гуарани простиралась от Ла-Платы на юге до устья Амазонки на севере и занимала значительную часть восточной Бразилии, особенно прибрежную полосу. Именно с этими племенами столкнулись вначале португальцы, когда они начали колонизовать Бразилию. Большая часть ранних известий об индейцах Южной Америки относится как раз к племенам тупи. Многие из этих племен, однако, теперь уже исчезли. Но п сейчас племен тупи-гуарани очень много.

Самые многочисленные и сравнительно культурные из них живут на юге: это народ гуарани, составляющий большинство населения современного Парагвая. Там же живут и небольшие отсталые племена той же семьи — гуайяки, каингуа. Из племен тупи приатлантических районов наиболее известны: тапе на территории Уругвая (ныне исчезнувшие); тамойи, тупинамба и родственные им племена на восточном побережье Бразилии; оямпи и эмерильоны во Французской Гвиане. В верховьях Шингу к этой семье относятся камайюра, ауэто. На Арагуае — тапирапе. На Тапажосе — апиака и мундуруку, подробно описанные русской экспедицией Г. Лангсдорфа в 1828 г., тупи-кавахиб, паринтинтин, куру- айя. В западном Гран-Чако и Боливии — чиригуано, примитивные племена сирионо, гуарайю, аруа, макурап и др.

В XVI—XVII ,вв. в восточной Бразилии, а позже в Парагвае и в других местах, образовался особый межплеменной язык, или жаргон,— «lingua geral», широко употреблявшийся в сношениях колонизаторов с индейцами, а также и разных индейских племен между собой. В основу жаргона лег язык гуарани, дополненный многими португальскими (а в испанских владениях испанскими) словами. Этот «lingua geral» и сейчас сохраняет свое значение. Сам язык гуарани получил некоторую литературную обработку еще у миссионеров-иезуитов в Парагвае. Сейчас в этой стране создана письменность для языка гуарани, создается литература, ведутся радиопередачи, есть и кинокартины на гуарани.

7.         Семья ж е (жес), прежде называвшаяся также тапуйя, состоит из большого числа по преимуществу отсталых племен, обитающих или обитавших в восточной части Бразилии, главным образом между реками Токантинсом и Сан-Франсиско, к северу от р. Паранаибы. Языки семьи ж е слабо изучены, и до недавнего времени принято было объединять в эту группу все языки мелких племен восточной Бразилии, которые не удавалось включить в более изученные семьи языков. После новейших исследований (К.' Нимуендажу и др.) обнаружилось, что ряд языков, включавшихся прежде в семью же, в действительности не имеет к ней отношения. Эти языки (каинганг, айморе, машакали, паташо, камакан и др.) занимают теперь в классификациях самостоятельное положение. Понятие «семьи ж е» сузилось. Ее делят теперь (Риве и Лоукотка) на четыре группы: северные ж е (апинаже, ремкокамекран, макамекран и др.); южные же (кайяпо, дулуди и др.); западные же (суйя па р. Шингу); восточные ж е (гойя, шаванты, шеренте и др.).

8.         Наибольшая языковая пестрота наблюдается в области тропических лесов в верховьях Амазонки и в бассейне Ориноко. Здесь сохранилось очень много изолированных языков или таких, связь которых с известными семьями определить пока не удается. Можно думать, что именно малодоступность этих покрытых джунглями областей благоприятствовала сохранению обособленных языков, устоявших против подчинения более сильным языкам; некоторые из них, однако, ныне почти исчезли.

Так, в бассейне Ориноко известны обособленные языки: варрау (гуа- рауно) в дельте Ориноко; ауаке, калиана и маку в горах Пакараима (юго-восточная граница Венесуэлы), открытые Г. Кох-Грюнбергом в 1913 г.; шириана (ширишана) в области водораздела Ориноко — Амазонки; салива, пиароа, гуахибо, яруро, отомаки и другие в западной Венесуэле, где р. Ориноко принимает слева множество притоков; гуана, тимоте, хирахара — к северу от р. Апуре, левого притока Ориноко; язык тимоте, впрочем, некоторыми (X. Хихон-и-Кааманьо) сближается с семьей чибча, а хирахара — с аравакской.

В области верховьев Амазонки и ее верхних притоков обособленными языками признаются: в перуанско-эквадорском пограничье — группа родственных языков сапаро на р. Тигре; южнее их на левобережье Ма- раньона — х и б а р о; южнее и юго-восточнее двух предыдущих, на р. Мараньон,— к ахуапана;в южной Колумбии и в смежных районах Бразилии, в междуречье рек Япуры и Исы,— уитото и миранья (бор а). Есть, однако, мнение (Гаррингтон, Риве, Хихон-и-Кааманьо), что некоторые из перечисленных языков — сапаро, уитото, миранья — входят в большую семью тупи-гуарани, составляя ее крайний западный форпост; хибаро сближается некоторыми с аравакской семьей (Гаррингтон, Мэсон).

В обширном междуречье Укаяли — Мадейра, в западной Бразилии распространена группа языков катукина. Но под этим общим названием скрываются языки, как это установил Риве (1920), совершенно различной принадлежности. Часть их относится к семье тупи-гуарани, другая часть к аравакской, но часть составляет действительно обособленную группу (собственно катукина, катавиши, катамари и др.).

Группа диалектов т а к а н а распространена в бассейне рек Бени и Мадре-де-Диос, в северной Боливии. Эту группу одни исследователи (Д. Бринтон, А. Чемберлен, В. Шмидт, В. Крикеберг) считают самостоятельной, другие (П. Риве) сближают ее с аравакскими языками (особенно по словарному составу), либо с языками пано (по грамматическому строю). В группу такана входят араона и кавинья (может быть, две половины одного племени), капачена, собственно такана и др.

П. Риве и Ч. Лоукотка перечисляют в качестве «изолированных» еще несколько языков в области верховьев левых притоков Амазонки, в пределах восточной Колумбии, восточного Эквадора и северного Перу: андоке, аушири, туей, ссабела, камса, кильясинга, тинигуа и пр. Другие авторы, однако, связывают эти языки с той или иной крупной семьей.

В восточной Боливии — в бассейне верхней Мадейры — обособленное положение занимают языки племен юракаре, мосетене, мовима, лека, кайювава, каничана, итонама и др.

Изолированное положение занимали, видимо, племена мура, обитавшие прежде по верхней Амазонке, в междуречье Пуруса и Рио-Негру. Сейчас от них остались лишь разрозненные группы».

9.         Языки т у к а н о (по Д. Бриптону и А. Чемберлену — бетойя) распространены в малодоступных областях бразильско-колумбийското (восточная группа) и эквадорско-перуанско-колумбийского пограничья (западная группа), а также в северо-восточной Колумбии (северная группа). Эти три группы между собой географически не связаны. Наиболее многочисленна западная группа: в нее входят племена тахма, амагуахе, пиохе, снони и др. Общая численность этих племен определяется приблизительно в 10 тыс. человек.

10.       Семья языков пано распространена тоже в труднодоступных местах верхней части бассейна Амазонки, но южнее. И она делится на три обособленные географические группы. Самая большая занимает бассейн правых притоков верхней Амазонки — рек Укаяли, Жавари, верхней Журуа и Пуруса. Это область бразильско-перуанского пограничья. Вторая маленькая группа сосредоточена в юго-восточном Перу, в бассейне р. Инамбари. Третья — к востоку от нее, в перуанско-боливийском^ио- граничном районе, по рекам Мадре-де-Диос и Бени. К семье пано относятся племена пано, нокаман, чирабо (самое северное), кулино (самое северо-восточное), чама (в том числе конибо, сетебо, шипибо, кашибо и др.).

11.       Племена группы намбиквара (название означает на языке тупи «длинноухие») обитают в ограниченной области западного Мату- Гросу — по верховьям рек Гуапоре, Рузвельта (притоки Мадейры) и Журуэны (приток Тапажоса). Известны племена тамаинде, кабиши, уа- интасу и др. Есть предположение о близости языков намбиквара к языкам чибча (П. Риве, Ч. Лоукотка).

12.       Группа ч и к и т о (испанское слово — «маленькая») в юго-восточной Боливии (реки Сан-Мигуэль и Рио-Гранде) признается почти всеми исследователями как обособленная. Однако С.-А. Лафоне-Кеведо пытался (1910) связать ее с группой гуайкуру.

13.       Языки группы с а м у к о (самуку) распространены в северном Чако, в области боливийско-парагвайской границы, к западу от р. Парагвая. В нее входят племена: самуко, моро чамакоко и другие мелкие племена, в настоящее время исчезающие.

14.       Языки м а т а к о-м атагуайо (матако-мака) распространены в области среднего Чако, по рекам Бермехо, Пилькомайо и другим и в предгорьях Анд (аргентинско-парагвайское пограничье). К ним относятся языки племен: матако, чороти, ашлуслей, энимага и др. Некоторые исследователи пытаются связать эту группу с семьей гуайкуру (О. Мэсон).

Сюда же относятся, по мнению некоторых исследователей, и языки группы в и л е л а-л у л е, распространенные прежде к югу от племени матако-матагуайо, в междуречье Рио-Бермехо и Пиаро-Саладо (северная Аргентина), но ныне исчезнувшие. Большинство авторов, однако, и эти языки считает обособленными. По Ч. Лоукотке, вилела и луле — две не родственные между собой группы.

15.       Группа маской, представленная в сущности одним только язы- KOiM с несколькими племенными диалектами, занимала некогда небольшой район на правобережье р. Парагвая, между племенами групп самуко, матако и гуайкуру. Сейчас район распространения маской еще более сократился.

16.       Языки группы гуайкуру сосредоточены главным образом в области Чако. Часть племен, говоривших на языках этой группы, ныне уже исчезла (абипоны, пайягуа); сейчас сохранились кадиувео (остатки прежних мбайя) между реками Парагваем и Мирандой тоба — на р. Пилькомайо и др.

17.       Несколько изолированных языков отмечается в области Мату- Гросу и в центральной Бразилии: это язык гуато на верхнем Парагвае, ныне почти исчезнувший; бороро — племени в области р. Сан-Лоренсу (приток р. Парагвая); каража (карайя) — по р. Арагуае (в языке каража отмечается расхождение в речи мужчин и женщин); язык трумаи — очень маленькой группы на верхней Шингу, открытой К. Штейненом.

18.       Целый ряд, по-видимому, изолированных языков известен был в восточной Бразилии; цыне, однако, они почти исчезли. Это языки кари- ри на крайнем востоке, в междуречье Паранаибы и Сан-Франсиско (штат Пернамбуко); паташо, машакали, камакан, пури-короадо (может быть, тождественные с гоайтака) и другие мелкие, теперь уже не существующие языки прибрежных областей в штатах Байя и Минас-Жераис; язык бото- кудов (борунов, кренаков), в 1915 г. исследованный русской экспедицией Г. Манизера — Ф. Фиельструпа,— ныне тоже на грани исчезновения; язык каинганг (они же бугре, гуаяна; их иногда также называли ботокудами) в штатах Сан-Паулу и Парана, испытавший ту же участь. Прежде' почти все эти языки включали в группу ж е, но новейшие исследователи выделяют их в самостоятельные группы

19.       Семья диагитов (по Д. Бринтону— катамареньо, по А. Чемберлену — кальчаки) занимала до прихода испанцев значительную область в северном Чили и северо-западной Аргентине. Сейчас от этих племен ничего не осталось, и о языке их почти ничего не известно. Почти та же надо сказать и о языке атакаменьо (атакама, кунса) в пустынной области Атакама в северном Чили. Некоторые исследователи (И.-Я. Чуди, Д. Шуллер, В. Шмидт) соединяют языки атакаменьо и диагитов в одну семью.

20.       Арауканский язык был до прихода европейцев распространен преимущественно по западному склону Анд, в пределах центрального Чили, примерно между 27 и 43° южной широты. Диалекты араукан- ского языка были очень близки между собой. Кроме собственно арауканов* или мапуче, в эту группу входили еще в XVI в. племена: молуче (между реками Мауле и Тольтеном), пикунче (на севере), уильиче (от г. Вальдивии до оз. Науэль-Уапи), чилоте (на о-ве Чилоэ) и др. В XVII в. арауканы распространились также и в аргентинской пампе, но позже область распространения их, в результате истребительных войн, сильно сузилась; сейчас они живут в резервациях южной части центрального Чили.

21.       На территории теперешнего Уругвая и в прилегающих районах Бразилии и Аргентины господствовала прежде группа языков, ныне вымерших,— и о них сейчас очень мало известно. Большинство исследователей предположительно выделяет их в группу ч а р р у а. А. Серрано предпочитает термин «геноа». Некоторые выделяют особо язык чана (на уругвайско-аргентинском пограничье). Делались попытки связать эту группу языков с аравакскими (Перса-и-Альфонсо, 1942) или с группой каинганг (Серрано, 1936). В низовьях Ла-Платы жили племена керанди, о языковой принадлежности которых тоже существуют лишь догадки.

22.       Огромные степные просторы средней части Аргентины — от Ла- Платы на севере до Рио-Негру на юге и до Анд на западе — заняты были до появления испанцев группой племен, от которой теперь осталось тоже очень мало. Исследователи почти единогласно выделяют их в особую семью, которую обычно называют п у э л ь ч е. Остается, однако, неясной связь языков пуэльче с арауканскими. Некоторые авторы выделяют в самостоятельную группу языки х е т в восточной части области.

23.       Семья ч о н была некогда распространена очень широко в южной Аргентине, примерно от 42° южной широты и вплоть до южной оконечности материка. В нее входили «патагонские» племена техуэльче, теуеш, пойя и обитатели большого острова Огненной Земли — племя она (сельк- ыам). По мнению П. Риве, языки чон обнаруживают некоторое сходство с австралийскими языками. В настоящее время представителей этой группы осталось очень мало.

24.       В области южного Чили, включая западную часть архипелага Огненной Земли, были распространены ныне почти исчезнувшие языки, родственные связи которых опять-таки неясны. А. Чемберлен делит их на две самостоятельные группы: ч о н о на южночилийском побережье и аликулуфна Огненной Земле. Риве соединяет их обе в одну семью алакалуф. Вопрос о языке чоно (не смешивать с «чон»!) остается неясным: от него сохранилось всего-навсего три слова.

25.       Совсем особняком стоит на Крайнем Юге язык я г а н (я м а н а). Это вымирающее племя в южной части Огненной Земли.

Таковы группировки южноамериканских языков по новейшим научным данным. Как видно, проблема их классификации еще далеко не решена, и здесь предстоит сделать еще много.