Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Литература Парагвая. Живопись, музыка, религия
Этнография - Народы Америки

Из наиболее интересных произведений парагвайской литературы можно отметить поэмы Дельфина Чаморре и работы на историко-географические темы Мануэля Домингеса: «Душа народа» и «Лесное Чако». Большую популярность в стране завоевал поэт, историк и публицист Камиос Эрвера, вынужденный в результате преследований со стороны реакции эмигрировать из Парагвая. В конце 1956 г. по всей Латинской Америке распространились рукописные сборники стихов парагвайки Солер, написанные ею в каземате тюрьмы Асунсьона, куда она была брошена по приказу диктатора Чавеса за свою деятельность в защиту мира.

Живопись

До настоящего времени историкам ничего не удалось узнать о живописи гуарани в период, предшествовавший испанскому завоеванию. До нас дошли только отдельные узоры татуировки и некоторые образцы росписи керамики и предметов обихода. Немногочисленные фрески, сохранившиеся в развалинах иезуитских миссий, носят следы индейских мотивов. Первым парагвайским художником можно считать Сатурио Риоса, который черпал темы для своих картин в природе, окружавшей его. Другой художник, как и Риос, живший в середине прошлого века, был Аурелио Гарсиа. Его портреты отличаются точностью рисунка и необычайной чистотой красок. Из современных художников можно отметить Пабло Альборно. Его картины «Игра в карты» и «Высшее прощение» полны света, жизнерадостности и народного юмора.

Музыка

Народная музыка Парагвая пользуется популярностью далеко за пределами страны. На Всемирной выставке в Париже 1889 г. демонстрировались тридцать сборников народных парагвайских танцев и коллекция, составленная более чем из четырехсот парагвайских песен.

Сохранились некоторые старинные парагвайские инструменты, на которых и теперь исполняют народные мелодии в каждом городе и поселении Парагвая. Из основных народных инструментов можно назвать следующие: мембу-чуё — своеобразная флейта; кончоера — флейта несколько большего размера, сделанная из кости; уатапу — дудка, о которой гуарани говорят, что она обладает способностью очаровывать рыб; мембу тарара — труба, применявшаяся в период межплеменных войн; куругу — большие барабаны с глухим звуком и мбарака — своеобразная гитара, сделанная из большой тыквы и ранее применявшаяся во время религиозных церемоний.

В начале XX в. появились произведения композитора Фернандо- Сентуриона, одного из первых парагвайцев, получивших музыкальное образование в Европе, всю свою жизнь посвятившего делу развития национальной музыки.

С усилением североамериканского проникновения в Парагвай вместе с военными и торговыми «советниками» США хлынул поток самой дешевой современной североамериканской музыкальной продукции. Тысячи джазовых произведений на «парагвайские темы» заполнили прилавки магазинов грампластинок, началась кампания против композиторов и исполнителей народной музыки. Против всего этого борются передовые представители парагвайской музыкальной культуры.

Для примера укажем на деятельность парагвайского композитора Хосе Асунсьона Флореса, который за свою прогрессивную деятельность подвергался в Парагвае преследованиям и был вынужден эмигрировать в Аргентину. Этот выдающийся представитель парагвайской культуры вышел из народа. Он начал свой путь с ученья в военном оркестре. Тесно связанный с народом, он энергично боролся и борется за подлинное парагвайское, в основе гуаранийское, искусство. Его «Гуаранийская симфония», «Песня петушка» и другие музыкальные произведения пользуются широкой популярностью. В качестве одной из форм пропаганды национального искусства он также избрал выступления ансамбля индейцев, организованного им и его товарищами. Деньги, полученные от этих выступлений, шли затем на улучшение положения самих же индейцев, на приобретение для них необходимых товаров, одежды и т. д.

Будучи в эмиграции, Асунсьон Флорес не прекращает своей борьбы за сохранение богатого музыкального наследства парагвайского народа. Он много работает, пишет новые произведения, выезжает с концертами.

Религия

В Парагвае, как и в других странах Латинской Америки, господствует католическая религия. Во всех городах и селениях вы обязательно встретите на центральной площади католическую церковь. В немногочисленных парагвайских школах обучение религии введено в программу обязательных предметов. Однако, особенно среди сельского населения, очень сильна вера в различных духов и в мифические существа пантеона гуарани. Основные из них следующие.

Тупа — божество, олицетворяющее вселенную. Существо это не обращает никакого внимания на людей, ему безразличны их дела. В его ведении находятся луна, солнце и небо.

Куарасй-Йара — следующее по значению после Тупа божество. Олицетворяет солнце, солнечный свет; создатель жизни на земле.

Йагуару — божество, распоряжающееся временем. Имеет образ человека и обладает пятью глазами. Два глаза открываются с восходом солнца; два глаза бодрствуют ночью, а днем^ отдыхают. Пятый глаз находится на затылке и обращен в прошлое. На Йагуару возложена ответственная миссия: следить за деятельностью природы,— вот почему он наделен таким могучим зрением и большими правами. Он следит за временем, он устанавливает срок жизни, отсчитывая прожитые дни, и он продолжает жизнь, прибавляя необходимое время. Он закрывает свои ночные глаза сегодня раньше, чем вчера, и день прибавляется— жизнь становится длиннее. Наступит такой час, когда Йагуару совсем не откроет своих ночных глаз, и на земле всегда будет день, и никто никогда не умрет.

Мбои-туй — божество, олицетворяющее воду и дождь, источник жизни для всех растений. Оно имеет туловище змеи и голову попугая. Его обитель находится на одном из столетних «бутылочных» деревьев. Мбои-туй непрерывно поворачивает свою голову на гибком туловище в разные стороны, и в том направлении, куда повернут его острый клюв, облака никнут, превращаясь в дождь. Считается, что Мбои-туй прародитель всех пресмыкающихся. Несмотря на его непривлекательный вид, все люди благодарны Мбои-туй, ибо это божество, орошая поля и степи дождем, заботится о плодородии, поддерживает жизнь.

Йасй-йатерё олицетворяет красоту и источник жизни. Это частица солнца, жившая на луне и изгнанная с луны, сохранившая ее красоту. Йасй-йатерё носит с собой три пальмовые ветки. Ее лицо похоже на чело прекрасного младенца, и на ее чудесных золотых волосах отдыхают реки. В глазах виден свет луны и сияние солнца в улыбке рта. Ее рост не> выше карлика, но это не влияет ни на ее силу, ни на быстроту ее бега. Она знает чудесные травы и когда видит одинокое сердце, то в часы сна бренного тела Иасй-йатерё кладет эти травы на грудь, пробуждая в ней чувства любви.

Кроме перечисленных, существует много других локальных духов, домовых, покровителей отдельных растений, например, Каагуй-Пора — покровитель деревьев; Курупй — существо, оберегающее мертвых и символизирующее урожай; Помберо — веселый и добрый леший, пугающий путников в лесу, но никогда не делающий им ничего дурного, и др.

Религиозною обряды

Мальчики индейских поселений Парагвая по достижении четырнадцатилетнего возраста подвергаются церемонии посвящения в мужчины. Глава племени прокалывает нижнюю губу мальчика, и в это время остальные мужчины молятся Тупа, чтобы он оградил посвященного от смерти. Три следующих дня юноша ест только маисовую кашу, и после он уже имеет право говорить с мужчинами, как равный с равными.

Девушка по достижении тринадцати лет должна пройти через определенное испытание: ее отводят в угол хижины, отгороженный ширмой, откуда она не имеет права выходить в течение трех недель. В это время девушка не должна разговаривать, смеяться, поднимать от земли глаза. Все это время ей дают очень немного пищи. Время от времени к ней заходят наиболее почтенные люди селения, давая советы, которые принесут ей пользу, когда она станет женой и матерью.

В Парагвае существует до сих пор обычай обручения детей, но девочки при этом до четырнадцатилетнего возраста остаются с родителями, которые получают подарки от будущего зятя и его родных.

Гуарани считают, что умерший стремится вернуться к прежней жизни. Хоронят мертвых в земле вместе с пожитками в деревянном корыте или в выдолбленном стволе дерева. Некоторые племена гуарани хЬронят покойников прямо в хижине, которая тотчас же покидается.

Просвещение

До периода независимости преподавание было сосредоточено исключительно в руках духовенства, и в процессе обучения основной упор делался не на привитие навыков чтения и письма, а на заучивание молитв. Во времена диктатора Франсии воспитание носило почти исключительно военный характер. Во всех деревнях дети созывались по звуку барабана, и алькальды под страхом наказания должны были привлекать к учению всех мальчиков.

В стране имеется 1477 начальных и 121 средняя школа и университет с 2 тыс. студентов. Из 335 тыс. детей школьного возраста в 1950 г. школы посещало 196 тыс.