Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Формирование современного населения Чили
Этнография - Народы Америки

Чилийский народ, по отзыву одного чилийского антрополога, «по своему расовому составу очень однороден и не потому, что его большинство составляют белые, а именно потому, что они представляют собой незначительное меньшинств о»1. Наряду с Венесуэлой и Парагваем, Чили принадлежит к странам Латинской Америки, большую часть населения которых составляют метисы. Белое население составляет около 20%, индейцы — 4—5%.

Иммиграция в Чили, по сравнению со многими другими странами Латинской Америки, например с соседней Аргентиной, была крайне незначительна. В конце XVIII и начале XIX в. имела место иммиграция басков и французов, постепенно ассимилировавшихся с чилийцами.

Значителен по размерам был лишь приток переселенцев из Германии, начавшийся в 40—60-х годах XIX в. в южные районы центрального Чили. В настоящее время основные районы, населенные немцами, находятся в провинциях Вальдивия, Льянкиуэ и Осорно. Не смешиваясь с местными жителями, немцы составляют обособленную группу.

Формирование этнического состава населения отдельных частей Чили шло разными путями.

Центральное Чили

Центральная часть страны, по выражению одного американского географа, является «сердцем новой нации»Здесь в основном формировалось то население, которое составляет ядро чилийского народа.

С самого начала вторжения испанцев начался процесс смешения их с местным населением. Войска завоевателей не имели женщин. В стычках с индейцами мужчин убивали или обращали в рабство. Женщин превращали в наложниц. В первое время после завоевания испанские женщины в очень небольшом числе попадали в эту отдаленную, труднодоступную колонию. Смешение имело место среди всех слоев испанцев. Нередки были браки между энкомендеро и индейскими женщинами, первоначально главным образом дочерьми вождей. Лишь постепенно, с развитием колонии, с увеличением численности белого населения, прибывшего из Испании и образовавшего местную аристократию, слой феодалов-землевла- дельцев и военную верхушку, смешанные браки с индейцами среди городского населения и господствующих классов вышли из обычая; они продолжались лишь среди сельского населения.

В начале XVII в. основной массой сельского населения были еще индейцы' к середине XVIII в. они составляли уже лишь 20—25% всего населения." В это время испанцы, прибывшие из метрополии, представляли собою незначительную прослойку (5%), вместе с креолами они образовали «высшие слои общества». Остальное население состояло из метисов, котор*ые в значительной части по образу жизни и языку были очень близки к индейцам.

Мелкие торговцы и ремесленники (метисы и небольшое число белых) образовали мелкую буржуазию страны.

В южной части центрального Чили, от р. Био-Био на севере до оз. Льян- киуэ на юге (от 37°—41° ю. ш.), и в настоящее время живут арауканы. Основное их ядро поселено в резервациях в провинции Каутин. Остальная часть небольшими группами живет в провинциях Консепсьон, Био- Био и Вальдивия. Точную численность арауканов трудно установить. Официальные переписи считают арауканами лишь индейцев, живущих в резервациях. Так, по переписи 1940 г. их было 187 тыс. человек. Данные Чилийского статистического управления за 1944 г. насчитывают лишь 115 149 арауканов1. На самом же деле их значительно больше, так как многие живут вне резерваций. Мартин Кольо Уай- кильяф — араукан, принимавший участие в переписи 1940 г.,— пишет, что арауканов 300 тыс. человек2.

Северное Чили

Крайний север страны не привлекал завоевателей, гнавшихся за легкой и богатой наживой, поэтому его население долгое время мало соприкасалось с ними. Южная часть этой области (к югу от р. Копиапо) входила в сферу испанских поселений, и ее население, испытавшее в свое время влияние индейцев кечуа, стало смешиваться с новыми завоевателями. В этом районе образовалось смешанное население с преобладанием индейского элемента. Как уже упоминалось, войны за независимость в первой половине XIX в. и Тихоокеанская война 1879—1884 гг. привели к изменению политических границ Чили. Развитие горной промышленности, вначале отечественной, впоследствии все больше и больше захватываемой иностранным капиталом, сильно изменило состав населения северной части Чили. Индейское население резко сократилось в числе. По данным 1940 г., численность индейцев северного Чили равнялась:

аймара (включая ассимилированных ими уру) около 40 тыс. человек

атакаменьо . . . ........................................  » 4 » »

чанго (прибрежные)............................... число неизвестно3.

Северные чанго окончательно поглощены испаноязычными метисами Перу и Чили и индейцами аймара. Южные чанго разбросаны отдельными общинами на побережье между реками Jiao и Уаско. Они до настоящего времени занимаются рыбной ловлей, в небольших размерах скотоводством, а также работают на медных рудниках и разработках селитры. Эти индейцы почти не сохранили ни своей культуры, ни языка. Самая южная группа их ассимилирована метисным населением.

Атакаменьо частично были оттеснены в горные районы, где они, утратив свой язык, живут среди индейцев аймара и кечуа. Занимаются они земледелием и скотоводством. Религия их, как и соседних племен, представляет собой смешение старых индейских верований и обрядов с католичеством. Большинство атакаменьо провинции Антофагаста и северной части Атакамы испанизовано. Значительная часть их работает на рудниках.

Чилийские диагиты утратили свою культуру и язык, полностью ассимилировались с метисами, но физический их тип сохранился в сельских местностях, в особенности в районе р. Уаско.

С развитием горнорудной промышленности (в особенности в XIX в.) из центрального Чили на север нахлынуло значительное число чилийцев, которые и составляют большинство населения этого района. Кроме того, в связи с проникновением в экономику Чили английского, а затем и североамериканского капитала, в северном Чили, главным образом в портах и на рудниках, живут англичане и американцы.

Южное Чили

Иначе сложилась история южной части Чили. Несмотря на то, что европейцы впервые попали в южный район Чили раньше, чем в другие области (экспедиция Магеллана в 1520 г.), население его долго почти не сталкивалось с белыми и с «благами» их цивилизации. Лишь отдельные экспедиции и миссионеры попадали в этот суровый и не суливший выгод район. С середины XIX столетия начинается заселение колонистами Чили к югу от о-ва Чилоэ. Стало развиваться скотоводство, было найдено золото. Возникли поселения — на северном берегу Магелланова пролива Пунта-Аренас, главный город территории Магальянес и самый южный порт мира, Пуэрто-Монт, Пуэрто- Айсен и др.

К этому времени она, яганы, алакалуфы и чоно насчитывали вместе около 10—15 тыс. человек (включая аргентинскую часть Огненной Земли)1 К 90-м годам XIX в. индейское население здесь сократилось до 4 тыс. человек.

Современное население состоит главным образом из переселившихся сюда жителей среднего Чили, а также англичан и других европейцев и небольшого числа метисов (потомков белых и огнеземельцев). Индейцев осталось всего несколько десятков человек.

Классовый состав населения

По данным официальной статистики (оценка на 1949 г.), рабочие составляли 25% самодеятельного населения, служащие — 13,1%, сельскохозяйственное население — 33,7% 2. Эти цифры не дают ясной картины, так как в число рабочих включены сельскохозяйственные рабочие, в число служащих входят также и рабочие, занятые в государственных предприятиях и некоторых общественных учреждениях, в число же самодеятельных хозяев включены также мелкие землевладельцы, составляющие более трети этой группы. Однако по уровню жизни и своим интересам они не могут быть поставлены рядом с эксплуататорской верхушкой, вместе с которой официальная статистика зачисляет их в группу «самостоятельных хозяев»3.