Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Индеанизм в Латинской Америке
Этнография - Народы Америки

Говоря о характере движущих и руководящих сил национально-революционного движения, нельзя не сказать и об индеанизме.

Это необычайно широкое и несколько расплывчатое движение.

Под индеанизмом в Латинской Америке обычно понимают определенное направление любого рода общественной деятельности, в той или иной степени касающееся какой-либо проблемы или комплекса проблем, связанных с индейским населением.

Среди индеанистов представлены люди самых разнообразных профессий и различных идеологических направлений. Однако в своей основе это движение буржуазной интеллигенции. Оно зарождается и развивается одновременно с зарождением и развитием национально-революционного движения самих индейцев.

Цели индеанистов также различны. Одни стремятся воссоздать историю индейцев, другие ставят задачу их культурного возрождения, третьи — улучшения санитарного состояния, четвертые — активного участия в экономической жизни, пятые добиваются для индейцев областной автономии, шестые, наиболее последовательные, — всестороннего возрождения индейцев: экономического, социального и национального. Нередко люди называют себя индеанистами в силу увлечения индейской экзотикой.

Основной порок большинства индеанистов заключается в стремлении дать индейцам готовое решение их проблем вместо организации индейского населения и опоры на него. Не случайно индеанисты почти всегда выступают не от имени индейцев, а от имени испаноязычного населения. Вот почему некоторые прогрессивные общественные деятели андских стран отделяют себя от индеанистов и относятся к последним и к индеанизму в целом пренебрежительно.

Так, крупный боливийский педагог и общественный деятель Альфредо Гильен Пинто на страницах своего романа «Утама» выступает с резкой критикой индеанистской литературы1. Однако в целом индеанизм, проявляющийся в различных сферах общественной жизни андских стран, явление весьма серьезное и сложное, оно заключает в себе и положительные и отрицательные стороны.

Классическая страна идеанизма — Перу. Здесь в настоящее время, несмотря на неблагоприятные условия, индеанизм проявляется весьма многообразно. В области политической еще несколько лет назад он был представлен двумя партиями, одна из которых так и называлась: партия индеанистов. Основное программное положение ее — включение индейцев в национальную жизнь страны, но с сохранением языка и культуры кечуа. Партия добивалась также введения образования на языке кечуа. В экономической области точка зрения партии сводилась к всемерной поддержке индейской общины (айлью). Один из руководящих деятелей этой партии Эмилио Ромеро, экономист по образованию, опубликовал за границей (в частности в Мексике) многочисленные работы, посвященные индейскому вопросу, в основе которых лежат программные положения партии. Тактика этой индеанистской партии сводилась к филантропической деятельности. Организационно партия была оформлена слабо.

Вторая — партия децентралистская — имела более четкую и более радикальную программу. Она предусматривала построение республики Перу на федеративных началах посредством предоставления автономии отдельным районам страны в соответствии с их экономическими, географическими и этнографическими условиями. Индейцы должны были образовать автономные республики. По вопросам экономического развития индейцев у партии не было четких формулировок. С одной стороны, она стояла за развитие промышленного производства, с другой — призывала индейцев не уходить в города и прочно держаться за землю. Партия выставляла также лозунги сохранения и развития языка кечуа, двуязычного преподавания в школах и введения языка кечуа как предмета преподавания для детей метисов и креолов. Партия принимала участие в выборах, и ей иногда удавалось проводить в парламент своих депутатов. Около четырех лет назад один из лидеров децентралистов — Эрасмо Рока, декан экономического факультета университета «Сан Маркоса», будучи сенатором, внес в сенат законопроект об обязательном изучении кечуа некоторыми категориями государственных служащих, врачами, преподавателями. Но даже этот робкий законопроект был провален.

В настоящее время политические силы индеанистов в Перу объединены главным образом вокруг «крестьянской партии», основанной священником Хорхе Лира, и группы, возглавляемой депутатом парламента от левого крыла правящей партии Эрнесто Море. Последний является членом парламентской комиссии по делам индейцев, активным участником Перуанского Индеанистского института и основателем Института туземных языков.

В научной области крупнейшим представителем индеанистики является Луис Валькарсель. Это выдающийся перуанский ученый, чрезвычайно разносторонний, принимающий активное участие в общественной жизни. Работы Валькарселя в области истории, этнографии, филологии и теории культуры имеют широкое распространение и оказывают серьезное влияние на интеллигенцию Андских стран. Несмотря на некоторые ошибки^ в целом его мировоззрение и деятельность следует считать прогрессивными. В последнее время Валькарсель ведет активную борьбу'против концепции «импорта культуры» из других стран, прежде всего из США, в защиту самобытной и яркой культуры народов Перу.

X. Фарфан — другой крупный представитель перуанской индеанистики.. Этот ученый много работал и продолжает работать в области кечуанской филологии. Ему принадлежит составление различных словарей и грамматик кечуанского языка, собирание и публикация многочисленных образцов литературы и фольклора народа кечуа. Фарфан возглавляет секцию кечуа института лингвистики университета «Сан Маркос». Серьезность и глубину своих исследований ученый сочетает с горячей страстностью поборника языка кечуа. «Hamunqan ppunchay taypacha runasimi allin yac- hasqa kanqa». —«Наступит время, когда язык кечуа завоюет себе уважение» — эта фраза, взятая нами из его работы1^ как нельзя лучше характеризует и направленность и сущность деятельности Фарфана.

Из перуанских писателей-индеанистов упомянем Сиро Алегрия. Писатель в прекрасной художественной форме не только отразил тяжелое положение индейцев, но и показал борьбу народных масс кечуа.

Положение индеанистики в Боливии имеет существенные отличия. Здесь нет каких-либо партий индеанистов, и тем не менее индеанизм ощутимо проявляется в политической жизни. Дело в том, что нынешняя правящая партия страны, Революционное националистическое движение, весьма неоднородна по своему составу и включает в себя существенно разнящиеся между собой направления. В левое крыло партии входят и индеа- нисты. Однако в последние годы в Боливии сложились специфические условия (см. выше). Массы индейцев пробудились к активной политической жизни, и именно это подорвало значение индеанизма, как движения филантропического в своей основе. Аналогичное явление наблюдается и в культурной деятельности.

Среди боливийских индеанистов нового времени один из наиболее значительных — упомянутый вышё писатель Хесус Лара. Он сумел правдиво- показать в своих романах жизнь индейцев кечуа. Помимо этого, Лара много сделал для издания в печати образцов кечуанской поэзии, прозы и драматургии. Выдающееся место в боливийском индеанизме принадлежит Гильермо Вискарра Фабре,— поэту и фольклористу, писавшему и ставившему в созданном им кукольном театре пьесы на языке аймара.

Значительней интерес представляет творчество выдающегося композитора Эдуардо Кава, который на основе индейских народных мелодий сумел создать замечательные музыкальные произведения. Лара, Фабре и Кава могут с полным основанием считаться не только индеанистами, но и деятелями национальной индейской культуры.

Существенного развития индеанизм достиг в Эквадоре. Здесь существует политическая партия, которая широко, но чисто по-индеанистски ставит индейский вопрос. Мы имеем в виду Аграрную партию. По своей программе, организационным и тактическим принципам она сильно напоминает упомянутые выше децентралистскую и индеанистскую партии Перу. Некоторые из деятелей партии, занимаясь покровительством индейцам, чересчур увлекаются и переходят на позиции индейского национализма. Таков Рейнальдо Мургейтио, автор широко известной книги «Родная страна» («Llajta сиуапа»), включающей сказки, сказания и легенды кечуа.

Научными центрами эквадорской индеанистики являются Дом эквадорской культуры и Эквадорский социальный и этнографический институт. Обе организации публикуют многочисленные исследования, посвященные различным сторонам жизни эквадорского населения. Так, Эквадорский социальный и этнографический институт выпустил весьма серьезный научный труд «Национальная история и этнография», принадлежащий перу Хихон-и-Кааманьо, умершего в 1954 г.

Из числа многочисленных эквадорских индеанистов отметим композитора Инга Велеса, строящего свои произведения на основе музыкального фольклора кечуа, поэта Карриона, автора стихов на языке кечуа, и Луиса Кордеро Леона. Одно время Луис Кордеро даже занимал пост временного президента страны. Придерживаясь либеральных воззрений, Луис Кордеро полагал, что язык и культура кечуа должны занимать подобающее место, соответственно экономическому удельному весу и численности кечуан- ского народа. В совершенстве владея кечуа, он создал на этом языке по- истине классическое поэтическое произведение «Прощание индейца», широко известное ныне не только в Эквадоре, но и в Перу, Боливии, Аргентине.

Таким образом, индеанизм представляет собой весьма неоднородное явление, характер и формы которого зависят от конкретных условий в той или иной стране.