Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Индейцы аймара: численность и расселение. Занятия. Земледелие, ремесла. Поселения
Этнография - Народы Америки

Численность народа аймара — и то лишь приближенная — известна только по Боливии. По данным боливийского исследователя Байрона, в 40-х годах АЛ в. в этой стране насчитывалось около 800 тыс. аймара1.

Основная масса аймара живет по берегам оз. Титикака, на высокогорье департаментов Ла-Пас, Оруро и Потоси и на склонах Кордильеры Реаль — на своей исконной этнической территории. На языке аймара говорит большинство населения провинций Омасуйос, Ингави, Пакахесг Сикасика, Муньекас, Комачо, Ларекаха, Лос-Андес, Мурильо и Лоайса.

Имеются островки индейцев аймара и в тропических долинах восточных склонов Анд.

В Перу, на побережье оз. Титикака, также имеются группы аймара,, язык которых испытал сильное влияние языка кечуа.

В целом, территория современного расселения аймара, сохранивших свой язык, очерчивается границей, проходящей от г. Пуно в Перу (к се- веро-западу от оз. Титикака), через селение Льика (к югу от оз. Коипаса в департаменте Потоси в Боливии), г. Колькачака (в провинции Чайанта департамента Потоси), г. Пелечуко (в провинции Кауполикан департамента Ла-Пас) и обратно к г. Пуно.

В Чили имеется несколько изолированных групп аймара в провинциях Арика и Тарапака.

В течение колониального периода развивались параллельно два процесса. С одной стороны, все меньше давали себя чувствовать различия между отдельными племенами аймара, так что к началу XX в. сложился единый народ аймара. С другой стороны, часть племен испытала влияние народа кечуа; эти племена стали говорить на языке кечуа и фактически влились в народ кечуа. Такой путь прошли племена канчи, кана, уби- на и даже основные исторические племена страны Колья — колья, коль- яуа и кольяуайя, а также частично чарка. Численность аймара и занимаемые ими земли сократились по сравнению с временами инков, стали меньше не только из-за испанской колонизации, но также и из-за » слияния аймара с кечуа.

Аймара ^ один из самых высокогорных народов мира. Около 75% народа аймара обитает на высоте от 1700 до 4200 м над уровнем моря.

Природные условия, в которых живут аймара, очень трудны. Каменистое плоскогорье, лишенное деревьев, поросшее грубой травой и редким кустарником, очень негостеприимно. Большую часть года стоят морозы и часты снегопады. Но из-за резких ветров снег не задерживается на земле. Дождливый сезон очень короток, в остальное время года дожди не выпадают и влаги не хватает. Обитатели высокогорья страдают от недостатка топлива. Характерно, что по обычаям аймара жених приносит невесте в качестве первого подарка вязанку хвороста, которая в- этих условиях ценнее и приятнее букета цветов.

В этой суровой стране аймара тем не менее искони освоили земледелие и животноводство на плоскогорье.

Занятия. Земледелие

Аймара выработали свои приемы приспособления к особенностям почвы и климата. Они роют канавы по склонам гор и холмов и отводят от них ответвления на свои поля. В дождливый сезон все канавы открыты и вода устремляется потоками. В сухое время вода пускается на участки по очереди. Самые плохие земли — на каменистой плоскости, где орошение невозможно.

В питании аймара главное место занимает картофель, культура которого у них достигла исключительного развития. Советский ботаник Бу- касов, составивший карту распространения разновидностей картофеля, выращиваемых индейцами Южной Америки, установил, что центр, где имеется наибольшее количество разновидностей, как раз совпадает с бассейном оз. Титикака, с ареалом расселения аймара. Картофель растет на высоте 3500—4200 м над уровнем моря, почти у линии вечных снегов, в районах с недостаточными осадками и без ирригации.

У аймара имеется девять наиболее распространенных сортов картофеля, которые подразделяются на две группы: сладкий и горький. Горький идет на приготовление замороженного концентрата чуньу, как у кечуа. Имеются виды картофеля с клубнями меньших и больших размеров (до 1 кг весом) белого, желтого, красного и даже черного цветов. Аймара выращивают также и зерновые, среди которых первое место принадлежит неприхотливому злаку киноа, затем идут кукуруза и ячмень. Овощи — лук, бобовые и тыквы — возделываются лишь в долинах, в небольших количествах.

Сельскохозяйственные орудия и способы обработки земли у аймара те же, что и у кечуа.

Скотоводство

Такое же место, как культура картофеля, занимает в хозяйстве горных аймара и разведение лам. На ламах перевозят тяжести; шерсть ламы идет на ткань для одежды (хотя она и груба для этой цели), на изготовление мешков и веревок. Жир ламы служит лекарством и средством освещения, мех — подстилкой, одеялом,, плащом; кожа идет на сыромятный ремень, сандалии, пояса и другие поделки. Из кости делают части ткацких станов, рукояти сельскохозяйственных орудий, музыкальные инструменты; из жил — струны. Разводят также овец.

Рыболовство

В хозяйстве жителей берегов оз. Титикака и р. Де- сагуадеро большим подспорьем служит рыболовство. Сущевстуют разнообразные снасти. Сети аймара плетут из веревок, ссученных из шерсти лам, при помощи маленького челнока. Поплавками служат небольшие связки тростника, грузилами — просверленные камни. Днем рыбу ловят в большую сеть конусообразной формы диаметром около 4 м и глубиной около 8 м. Эту сеть тянут две лодки. Другой способ состоит в том, что две большие лодки останавливаются по бокам сети, ограждая ее, а несколько маленьких лодок, образуя полукруг, загоняют косяк рыб в отверстие сети. Ночью употребляют сеть меньшего размера, состоящую из двух конусов, которую тянет одна лодка. Применяются совсем небольшие сети-корзины со сферическими днищами, которые привязываются с двух сторон лодки или прикреплены на жердях, отходящих от лодки.

Самый распространенный способ, применяемый ночью, это ловля с заграждением. Сооружается возвышающийся над водой забор из тростника, переплетенного связками травы. Заграждение устанавливается перпендикулярно к берегу. В конце ставится лодка с большой конусообразной сетью диаметром около 1,5 м. Рыба, наталкиваясь на заграждение, резко поворачивает и попадает в широкое отверстие сети.

Кроме ловли рыбы сетями, ее также колют острогой с четырьмя зубцами. Раньше зубья были деревянные, теперь — железные. Удочек и крючков аймара не применяют.

Лодки

Особенно прославились аймара изготовлением лодок- плотов из тростника тотора (Scirpus Сурегасеае).

За ними укрепилось в стране название бальса (по-испански плот); сами же аймара называют их уампу. По существу, уампу скорее плот из связок тростника, но он имеет очертания лодки. Бальса состоит из четырех туго перевитых травяной веревкой связок сухого тростника, толстых в середине и утончающихся, суживающихся к концам. Эти связки наложены двумя рядами, одна пара на другую и стянуты плетеными из травы канатами. Суживающиеся концы связок подняты кверху, так что по форме плот похож на челн. К бальсе прикрепляется руль из деревянных брусьев и ставится парус из циновки. Гребут одним веслом с двумя узкими лопастями. Размеры этих плотов-лодок невелики, они рассчитаны на два — пять человек, но есть и больших размеров, поднимающие до двенадцати пассажиров.

Поселение и жилище

Основная масса аймара до сих пор живет вне городов, в разбросанных на больших пространствах небольших селениях, в прошлом представлявших общины. Есть, однако, исключения. Например, почти все обитатели г. Колья- на (вблизи Ла-Паса) — аймара. Они продолжают заниматься сельским хозяйством, выходя каждый день на свои поля, окружающие город. В некоторых районах аймара живут в небольших городах, но имеют хижины среди полей, куда они переселяются на время сельскохозяйственных работ.

Современные селения имеют в центре рыночную площадь, на которой устраиваются также празднества. Улицы очень узки, дома выходят на них глухими стенами.

Типы домов варьируют в зависимости от местных строительных материалов. Наиболее характерен прямоугольный в плане дом с двускатной крышей или с крышей в виде равнобедренной пирамиды. По берегам озера и рек дома сооружаются из дерновых блоков, а кое-где живут в хижинах из тростниковых циновок. В горах возводят стены из камней, скрепляя их глиной, или из кирпича-сырца. Пол обычно земляной, утрамбованный, ничем не покрытый. Дома не имеют ни окон, ни дымовых отверстий; очаг отапливает дом «по-черному». Дверь всегда на восточной стороне; она представляет собой деревянную раму, занавешенную кожей или тканым полотнищем, иногда циновкой. В стене, со стороны фронтона, устраиваются ниши, в которых хранят одежду. Вдоль стен возводят каменные лежанки, их покрывают мехом ламы или циновками; одеялами служат полотнища, тканые из шерсти ламы. Светильники раньше были глиняные с жиром ламы и фитилем из шерсти, теперь — керосиновые лампы. Небольшой низкий глиняный очаг имеет отверстие сбоку для подкладывания топлива и отверстие наверху для установки горшков, которые для экономии топлива глубоко вставляются внутрь, почти в самый огонь. Дом отапливается только очагом, поэтому в нем никогда не бывает тепло.

Одежда

Аймара носят внутри помещения ту же одежду, что и вне дома.

В колониальный период мужской костюм аймара состоял из брюк, длиною до лодыжек; короткой туники без рукавов, поддерживавшейся вязаным поясом. Верхней одеждой служил сохранившийся доныне плащ пончо. Женщины носили тунику, скреплявшуюся на плечах и подпоясанную широким кушаком. Шаль носили в виде накидки на плечах; один конец укреплялся на голове, образуя бант. Все изготовлялось из домотканой шерсти лам и альпак. В настоящее время аймара покупают фабричные ткани и готовую одежду. Мужчины носят брюки, рубашку и жилет, женщины — широкие юбки и кофты, поверх которых набрасывают шаль, скрепляя ее на груди. И мужчины и женщины носят теперь летом соломенные шляпы, а зимой — фетровые. Однако в зимнее время мужчины часто пользуются характерным головным убором старых аймара—горро—вязаным, схожим с чуньо кечуа остроконечным шлемом, закрывающим уши и затылок. Поверх него надевают шляпу. Горро и пончо сохраняются устойчиво, сочетаясь с европейским костюмом. Мужчины носят кожаные сандалии, женщины ходят круглый год босые, даже в морозы. Одежда маленьких детей ограничивается вязаными из шерсти рубашкой и горро. На празднествах женщины щеголяют длинными и широкими сборчатыми юбками, пестрыми шалями и серебряными украшениями.

Ремесла

Аймара изготовляют глиняные горшки, миски, очаги и светильники для своего потребления. Формуют без гончарного круга, налепом. Керамика — полихромная. В каждом районе существуют свои излюбленные орнаменты и сочетания тонов. Кроме посуды, лепят статуэтки людей и животных. Гончарством занимаются мужчины.

Несмотря на покупку фабричной одежды, домотканая шерсть занимает значительное место в хозяйстве. Прядут все, и мужчины и женщины, последние прядут всегда, даже на ходу, засунув за пояс рогульку с клоком шерсти. Ткут мужчины. Наиболее распространен примитивный горизонтальный стан, представляющий раму с несколькими параллельными костяными стержнями.

Кроме ткачества, аймара искусны в плетении сетей, циновок, корзин.

Женщины вяжут из шерсти головные уборы горро, рубашки, пояса, кисеты.

С древних времен аймара освоили добычу и обработку золота, серебра, меди. Современные аймара изготовляют украшения из серебра: броши для шалей в виде руки или ложки, подвески всякого рода, кольца, даже пояса и гетры. Из железа куют мотыги и наконечники для палок-копалок „ зубья для острог, серпы.