Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Ремесла индейцев кечуа. Материальная культура. Селения, одежда, пища
Этнография - Народы Америки

У кечуа до настоящего времени значительно развиты ремесла: прядение и тканье шерсти и хлопка, окраска пряжи и ткани, керамика, резьба по дереву, изготовление серебряных и медных украшений, плетение циновок и веревок, изготовление лодок и мебели из камыша, выделывание фетровых шляп и плетение шляп типа «панама». Эти шляпы производятся не в Панаме, а главным образом в Эквадоре, в провинции Манаби; особенно славятся этими шляпами города Хипихапа и Монтекристи. Уровень техники этих производств мало отличается от того, какимонбыл во времена инков. Отсутствие средств на покупку машин заставляет пользоваться самыми примитивными приспособлениями и инструментами собственного изготовления. По разнообразию видов, богатству орнамента и тонкости отделки ткани, керамические и ювелирные изделия современных кечуа стоят ниже, чем памятники эпохи инков. Но им также присущи художественные формы и живописный орнамент.

Наиболее значительная отрасль домашнего производства кечуа — ткачество. В высокогорных районах ткут из шерсти, на побережье — из хлопка. И для шерсти и для хлопка пользуются длинным, пестро раскрашенным веретеном с деревянным или керамическим пряслицем. Прядут все: мужчины, женщины, дети. Женщины прядут все время, когда не заняты другой работой: держа за поясом деревянную рогульку с клоком шерсти на ее рогах, они не прерывают прядения даже на ходу.

Пряжа окрашивается до тканья. Применение растительных и минеральных красок сохранилось лишь в немногих отдаленных районах. Теперь повсеместно распространены анилиновые красители.

Ткут главным образом мужчины. Существует несколько типов местных примитивных станов. Наиболее распространен примитивный горизонтальный стан с колышками. В ходу также станы с механизированными приспособлениями. На особых маленьких станочках ткут тесьму шириной в 2 см; которую употребляют в качестве каймы для рубашек, юбок и пончо.

Для пончо изготовляют очень плотную ткань темных тонов; излюбленный орнамент — полосы, треугольники, шашки. Пончо из шерсти вигони не окрашивают. Шали для женщин изготовляют обычно с тканым орнаментом в полоску, в шашку.

Почти все крестьяне кечуа ткут и для собственных нужд и на продажу. Однако в большинстве общин имеются мастера, известные своим искусством ткачества и крашения; они отдают производству большую часть своего времени. Есть особенно искусные пряхи; многие ткачи славятся прекрасной орнаментировкой изготовляемых ими пончо.

Прекрасное керамическое искусство древних инков пришло в упадок в колониальный период. В настоящее время керамика кечуа имеет сравнительно простые формы. Ассортимент поделок довольно обширен: блюда, тарелки, миски, чашки, большие и малые кувшины и другие сосуды. В Перу 90—98% употребляемой посуды — гончарные сосуды выработки кечуа. Изготовляются также статуэтки — изображения людей и животных. Большинство гончаров — мужчины. Посуду лепят без гончарного круга, начав с плоского или сферического дна, и возводят стенки налепом, концентрическими лентами. При помощи скребков, лощила и мокрой ткани сглаживают поверхности стенок. После сушки на стенках выгра- вировывают контуры, по которым наносится красочный орнамент. В южном и центральном Перу излюбленные тона — красный и оранжевый с белым. Часть посз'ды вообще не раскрашивается. Обжиг производится в специальных печах, а в горах — на очагах, растапливаемых навозом.

Гончарное производство локализовано; в каждом департаменте свои центры керамики, обычно связанные с местонахождением глин.

Широко распространена и посуда из тыкв. Самые красивые тыквенные сосуды, раскрашенные в два цвета, изготовляются в Аякучо. На них изображены сцены из домашней жизни, празднества, исторические события и т. п. Искусство раскраски тыквенных сосудов большей частью передается из поколения в поколение.

Как в далеком прошлом, кечуа до настоящего времени добывают золото, намывая его из потоков, спускающихся по склонам Анд. Большей частью золотоискатели прикреплены к владельцам асиенд и работают на них, но некоторая доля золота попадает общинникам.

В центральном и южном Перу широко развито изготовление из золота и серебра брошей, серег, колец и других украшений. Однако в последнее время ювелирное дело сосредоточилось в крупных городах.

Материальная культура. Селения

В области обитания кечуа можно выделить четыре формы поселений: 1) деревни кучевого типа, окруженные полями и угодьями; 2) широко раскинутые селения, состоящие из хуторов, стоящих посередине обрабатываемых участков; 3) тип, представляющий сочетание первых двух: часть усадеб сгруппирована вместе, остальные хутора разбросаны на далеком расстоянии; 4) города. Все четыре типа существовали во времена государства инков и даже до него. Второй тип несомненно был распространен на Андском нагорье с доинкских времен; он сохранился главным образом на больших высотах. Деревни кучевого типа наиболее широко распространены в долинах и на плодородных землях умеренных высот. Третий тип встречается главным образом на плоскогорье. Многие города также расположены в поясе высокогорной степи, но в основномг особенно крупные, большие, лежат в долинах, большинство — в прибрежной полосе.

Центром каждого населенного пункта является площадь. В деревнях это просто участок степи, оставленный незастроенным посреди окружающих домов, но он также носит название «площади». Типичная площадь сохранила черты, установившиеся в период колонизации: с одной стороны возвышается церковь или часовня, на другой стороне помещается местный административный центр. В городе на площади помещаются управление департамента, префектура или муниципалитет. На ней же размещаются лавки и таверны. В воскресные и праздничные дни на площади устраивается базар. В городах ив крупных селениях в особо назначенные дни посреди площади огораживается место для боя быков.

Дома

Наиболее распространенным типом жилища являются сложенные из кирпича-сырца дома, прямоугольные или квадратные в плане, с двускатной крышей. Обычно дом состоит из большой комнаты, служащей жильем всей семье. Остальные помещения служат кладовыми или, в случае значительного разрастания семьи, спальнями для молодых. Жилые помещения невелики, не имеют окон. Пол земляной. Кухни — маленькие домики, стоящие отдельно от жилого помещения.

Большей частью для каждой новобрачной пары возводится новый жилой дом. Для возведения фундамента роют ямы, в них закладываются камни, приносимые с горных склонов. Перед закладкой угловых каменных блоков совершаются жертвоприношения Матери-Земле в виде листьев для жевания — коки и напитка чичи. Стены возводятся из кирпича. Кирпич-сырец формуется в деревянных рамках, он не обжигается, а только сушится на солнце в течение 20 дней. Крыша покрывается тростником. Во многих районах двери и фасад украшаются резными изображениями оружия, животных и сцен из домашнего быта. В центральном Перу почти каждый дом имеет на крыше деревянное распятие или древние дохристианские символы — пумы, ламы и кондоры, штампованные из железа.

Мебель примитивная или вовсе отсутствует. Редко можно встретить стулья и столы. У стен стоят нары (пирка), они покрываются шкурами лам и овец. Пирка служат для сидения днем и для спанья ночью. В'стене делается ниша, куда складывается часть утвари. Остальные предметы обихода кечуа вешают на столбы, поддерживающие крышу. -

Одежда и украшения

Одежда кечуа во многом сохранила архаические черты, известные по изображениям на сосудах инков. Покрой одежды значительно варьирует в различных районах. В Куско мужчины носят короткую куртку и штаны до колен, веб из домотканной шерсти. На голове—шляпа с широкими полями и неглубокой тульей, отделанной красным войлоком и черным вельветом. Широко распространен мужской головной убор в виде вязаной шапки-шлема, так называемыйчулъо. На него сверху надевается шляпа.

Теперь широко распространены покупные фетровые шляпы фабричного производства, часто ввозимые из США. Женщины носят несколько юбок (иногда до восьми), одна короче другой, так что цветная кайма каждой нижней выглядывает из-под надетой сверху. Женщины носят такие же шляпы, как и мужчины. Большинство кечуа ходят босыми или носят сандалии из кожи. Сапоги обувают лишь должностные лица общины и то только по большим праздникам.

В городах хлопчатобумажная фабричная ткань и искусственный шелк уже вытеснили домотканую материю.

Верхняя одежда мужчин— пончо. Это плащ из двух прямоугольных полотнищ тяжелой шерсти.

Полотнища сшиваются вдоль; посредине остается незашитое отверстие* через которое пончо надевают, просовывая в него голову; полотнища свободно спадают с плеч. В теплую погоду пончо складывают пополам вдоль и перекидывают через одно плечо как шарф. Женщины носят вместо пончо шаль, так называемую лъиклъю, из такой же домотканой шерсти. Такая шаль скалывается на груди большой серебряной брошью- булавкой. На спине шаль подвертывается таким образом, что может служить мешком, в котором помещается, смотря по надобности, ребенок или какая-либо поклажа, иногда и то и другое вместе.

Женщины охотно носят разнообразные металлические украшения. Большие броши, напоминающие по форме ложку, употребляются как для закалывания концов шали, так и для украшения белой кофты. Серебряные и медные серьги, броши и кольца поблескивают на женщинах в дни празднеств. Их дополняют ожерелья из разнообразных раковин, монет, цветных камней и кости. Обычно ожерелья располагаются концентрическими рядами, так что они покрывают всю шею и грудь, как воротник. Броши изображают индеек, кондоров, лам и человеческие фигуры. Богатые и знатные поселяне в Куско в дни празднеств украшают себя серебряными цепочками, булавками, пряжками, рядами нашитых монет. Металлических браслетов не носят, их заменяют полоски, сплетенные из яркой шерсти, надеваемые на запястья и лодыжки. В качестве самых нарядных уборов кечуа надевают старинные шляпы из плюша или вельвета, украшенные позументом, галуном, перьями.

Для кечуа характерна любовь к гармоническим сочетаниям темных и ярких цветов. Не только пончо, но и седельные мешки ткутся из цветной шерсти, так что темно-коричневый и темно-вишневый тона перемежаются с. ярко-синим, желтым, зеленым. Советский путешественник — ботаник

Букасов наблюдал, как на базарах в Ла-Пасе, в Арекипе и Куско прода- вец-индеед или крестьянка подбирают на прилавках початки кукурузы разных цветов по тонам ,как бы любуясь ими. Очевидно, древние селекционеры отбирали семена по цветам и создали гамму кукурузы от фиолетовосинего, через красный, розовый и желтый, до молочно-белого цветов.

Пища

Пища кечуа варьирует в зависимости от типа хозяйства. В долинах основой питания служит кукуруза. Зерна кукурузы большей частью не варят, а едят намоченными или поджаренными. Поджаренные зерна кукурузы — самый обычный вид пищи, которую берут с собой в дорогу или вообще про запас. Из кукурузы же приготовляют излюбленный напиток кечуа — чичу. Из пшеничной и ячменной муки, там где она есть, кечуа пекут лепешки; в народном столе кечуа хлеб ранее был неизвестен. И теперь его пекут только в городах и то по праздникам.

Ка высокогорье основную пищу составляет картофель. Некоторые виды картофеля едят в сыром виде. Но холод позволяет употреблять картофель в свежем виде недолго, только сразу после сбора урожая; в остальное время ему грозит гибель от морозов. Как и в древние времена, кечуа перерабатывают большую часть урожая картофеля в своеобразный концентрат, так называемое чуньу. Существуют два вида чуньу — белый и черный. Черный приготовляется следующим образом. Картофель замораживают на высоких открытых горных площадках. По мере замораживания клубни периодически обрызгивают водой, и ночью они замерзают. Когда клубни проморожены насквозь, днем, при температуре выше нуля, их вытаптывают ногами, при этом картофель оттаивает, выделяется содержащийся в нем сок, который отжимается ногами. Оставшуюся массу несколько раз то вновь замораживают, то дают ей оттаять на солнце, и, наконец, покрыв циновками, хранят в замороженном виде.

Белый чуньу приготовляется из горького сорта картофеля. Его вымачивают несколько недель в речке или в озере, пока он не сделается белоснежным. Затем из него выжимают сок, часто под прессом из камней. После этого белый чуньу замораживают. В окончательном виде этот чуньу похож на картофельную муку, только замороженную. При варке получается густая масса. Хорошо высушенный чуньу может сохраняться неопределенно долгое время: его находили даже в погребениях времен инков.

Скотом дорожат; его режут редко, только к праздникам. Мясо или солят или, чаще, вялят на солнце. Свежее мясо жарят на вертелах, сушеное варят с чуньу, ячменем или бобами.

Все припасы хранят в холодных кладовых, в мешках из шерсти лам.

Среди кечуа широко распространено потребление наркотика коки. Кока — кустарник (Erythroxylon coca), из листьев которого получается известный в фармакопее алкалоид кокаина. Листья коки вымачиваются в растворе извести, или в листик завертывается кусочек извести. Такой комок закладывают за щеку и сосут. Кока притупляет ощущения голода и холода, поэтому кечуа говорят, что она помогает им переносить тяжелые условия жизни. Ни один кечуа не выйдет в путь и не пойдет на работу без коки. Но наркотик вредно действует на организм. Употребление коки — социальное бедствие индейского населения Анд. Изжить его можно только при общем значительном улучшении жизненного уровня трудящихся андских стран.