Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Индейцы Колумбии. Креолы
Этнография - Народы Америки

Индейское население Колумбии, по определению известного ученого этой страны Антонио Гарсия, разделяется на три группы:

1)   Оседлые племена, живущие на своих исконных этнических территориях общинами или в резервациях. Они сохраняют свои индейские языки в общении между собой, а в отношениях с внешним миром пользуются испанским языком. Эти племена сохраняют еще самобытную культуру, но она подверглась уже некоторому влиянию сложившейся креольско- колумбийской культуры. Сосредоточены оседлые племена в горных районах на юго-западе страны, в департаментах Кальдас, Каука, Нариньо, Толима и Уила.

2)   Полукочевые отсталые племена, живущие в изолированных малодоступных районах. Они занимаются охотой, рыболовством, собиранием плодов и кореньев диких растений, а также частично скотоводством. Эти племена сохраняют свои языки, самобытную культуру и формы родоплеменной организации. Населяют бассейн верховий Амазонки и бассейн Ориноко на юго-востоке страны, бассейн р. Сан-Хуан в западной части страны и п-ов Гоахиро.

3)   Рассеянное индейское население, оторванное от племенной организации,— батраки, издольщики и мелкие арендаторы в поместьях, рабочие плантаций в северо-западной части страны1.

Большинство индейцев Колумбии принадлежит к двум большим языковым семьям — чибча и карибской.

Племена чибча. Потомки создателей древней культуры — чибча-муиска и в настоящее время населяют долину Боготы, департамент Кундинамарка. Здесь сохранились остатки племен этой древней труппы — сутаго и тунебо. Индейцы этого района утратили уже племенную организацию. Это издольщики и батраки-пеоны, мелкие арендаторы. Как и в помещичьих хозяйствах, индейцы-крестьяне здесь сеют ячмень, пшеницу, картофель. Не имея рабочего скота, они обрабатывают землю вручную мотыгами.

Основная масса индейцев большой языковой группы чибча,составляющих примерно треть всего индейского населения Колумбии (более 50 тыс.), живет в резервациях, расположенных на юго-западе страны, в области Центральной Кордильеры, в департаментах Нариньо, Каука, Уила,

Толима, на так называемой Внутренней территории (Tierradentra). Наиболее крупная из них группа — племена паэс и могё, или гуамбия, культура которых очень сходна, хотя они живут раздельно и говорят на разных языках. К паэс лингвистически примыкает еще племя паникита, к могё (гуамбия) — племена тоторо и полиндара. В целом группа паэс-могё, насчитывающая около 20 тыс. человек, расселена в 22 деревнях, на нагорье между городами Нейва и Попаян, на Внутренней территории1. К югу от них живут племена пасто, или коаикер, и кильясинга. Последние два племени были переселены сюда с севера в колониальный период и утратили свои индейские диалекты; они говорят теперь на испанском языке. Сохранились только индейские песни, которые они поют по праздникам* не понимая уже смысла произносимых слов.

За исключением пасто (коаикер), все племена этой группы до испанского -завоевания были оседлыми земледельцами. В настоящее время они также возделывают землю деревянными мотыгами, выращивают кукурузу и фрукты в теплых долинах и ячмень, картофель и другие корнеплоды на нагорье. В последние десятилетия они начали выращивать, кроме того, пшеницу и овощи, а в долинах — хлопок и сахарный тростник. Паэс и могё (гуамбия) занимаются также ткачеством и плетением шляп, веревок, сетей и мешков из волокна пальмы магей. Эти изделия, как и овощи, паэс продают на городских рынках, остальные племена живут более обособленно, оторваны от городов. Животноводство развито слабо: лишь немногие владеют коровами, большинство имеет одну-две овцы; скот пасется на высокогорных пастбищах.

Пасто (коаикер), которых сохранилось в Колумбии около 2 тыс. и в Эквадоре около 200 человек, стоят по уровню развития ниже паэс и могё. Они ведут полукочевую жизнь, занимаясь собирательством и охотой в лесах, покрывающих горные склоны; часть года они живут в селениях.

У индейцев области Центральной Кордильеры жилищем служат четырехугольные в плане хижины с каркасными стенами (промежутки между балками заполняются камнями и глиной), иногда оштукатуренные, с двускатными крышами, настланными кукурузной соломой, без отопления.

Одежда большей частью испанского покроя: у мужчин — брюки и рубахи, у женщин — юбки и кофты. Но в отдаленных деревнях и мужчины и женщины носят еще туникообразные рубахи. Одежду шьют из домотканой шерсти. В мужском костюме наиболее характерен плащ (пончо) из ткани темных тонов, у женщин — шали, закалывающиеся на груди. Мужчины и женщины носят широкополые шляпы, плетеные из волокна пальмы мегей, а также покупные фетровые.

У всех племен группы чибча основную единицу в настоящее время составляет малая семья. Сохранились обычаи коллективной взаимопомощи родственных семей.

Обширная внутренняя территория, на которой живут паэс-могё, представляет резервацию, самую большую в Колумбии. В колониальный период земля юго-западной Колумбии была оставлена во владении индейских племен. В республиканский период была разрешена продажа, и лучшие земли были скуплены скотопромышленниками и плантаторами. В 1920-х годах индейцы подняли вопрос о запрещении продажи земли во Внутренней территории и о возвращении захваченных у них земель. Легальная борьба не увенчалась успехом, и в 1926 г. в департаменте Толима поднялось восстание. Движение было подавлено, вождь индейцев был заключен в тюрьму. Захваченные земли не были возвращены, но продажа земли теперь все же запрещена. Внутренняя территория пользуется частичной автономией. Как и в других резервациях Колумбии, управление находится в руках выборных вождей, составляющих совет — кабилъдо {fcabildo). По закону доступ на Внутреннюю территорию разрешается лишь с согласия вождей.

Во всех резервациях земля в целом принадлежит сельским общинам, она поделена на участки между семьями. Рядовые общинники обязаны выполнять повинности — обрабатывать земли вождей, членов кабильдо и миссий.

Все племена, живущие в резервациях, официально — христиане-католики. Они обязаны строить здания церквей и жилые дома миссионерам, обрабатывать землю для миссионеров, пасти их скот. С них собирают деньги на содержание церкви и на устройство торжеств в дни религиозных праздников.

Деятельность миссий в резервациях активна не менее, чем в колониальный период. По новому соглашению правительства с католической церковью, заключенному в 1953 г., миссиям фактически передается управление резервациями, организация просвещения, медицинской помощи и даже эксплуатация полезных ископаемых.

Карибские племена. От многочисленных до испанского завоевания карибских племен теперь сохранились лишь остатки. Вдоль тихоокеанского побережья, в департаменте, носящем их имя, живут индейцы чоко, расселенные примерно двадцатью небольшими племенами в резервациях. Они оседлые земледельцы, выращивают кукурузу и корнеплоды, некоторые фрукты. Их материальная культура и общественный строй в общем ниже племен чибча. Они живут большими патриархальными семьями в больших хижинах оригинальной конструкции: круглые в плане строения возводятся на сваях, чтобы предохранить обитателей от частых наводнений. Настил, поднимающийся над сваями, служит полом жилого помещения (спальни, кухни). Над ним, во втором этаже, хранятся собранный урожай и съестные припасы. Крыша конической формы. Стены — из тростника, крыша — из пальмовых листьев. Из тростника чоко плетут плотные и красивые корзины и другую утварь. Для спанья употребляют гамак. Пищу готовят в круглодонных горшках на очаге из камней. Чоко сохранили анимистические культы, большим влиянием пользуются шаманы.

По соседству с чоко в департаментах Кальдас и Толима в резервациях живут остатки нескольких карибских племен, из которых наиболее крупное чами. Хотя они в значительной мере ассимилированы, но сохранили некоторые черты самобытной культуры и верования.

К карибам относятся также мотилоны, живущие к югу от п-ва Гоа- хиро на границе с Венесуэлой. Это отсталое полукочевое племя, которое практикует подсечно-огневое земледелие. В определенные сезоны мотилоны задерживаются на некоторое время на месте и выращивают корнеплод юкку, кукурузу и табак, очистив для этого небольшие участки в лесу. Они плетут веревки и циновки; женщины делают грубые глиняные горшки и миски. Примерно половину года мотилоны кочуют, охотясь, ловя рыбу и собирая дикие растения. В последние десять лет, с развитием нефтяной промышленности в районе Кататумба, мотилонов сгоняют с их исконных земель, они уходят на юг; небольшая часть работает на промыслах.

Племена других индейских языковых се- м е й. На п-ове Гоахиро живет группа племен, от имени которых получили название и полуостров и департамент. Они принадлежат к аравакской языковой семье. Живут гоахиро во внутренней части полуострова, на пустынных и малоплодородных землях, с начала колониального периода они занимаются животноводством, разводят рогатый скот. Однако засухи, усилившиеся в последние десятилетия, привели к сокращению поголовья, и гоахиро все больше устремляются на побережье, где они занимаются рыболовством и ловлей жемчуга.

В восточной низменной части страны живут редко разбросанные немногочисленные отсталые племена разных языковых групп: на севере, в бассейне Ориноко,— наиболее крупное племя — гуахибо; на юге, в Амазонии,— уитото, коррегуахи. Часть этих племен перешла к оседлости, они сочетают земледелие с охотой и собирательством. Например, коррегуахи выращивают маниоку, перец, ананасы, бананы. Широко распространена кукуруза. Практикуется подсечно-огневое переложное земледелие. Способ обработки земли — самый примитивный; с наступлением дождей во*влажной земле заостренной палкой делают ямки для посадки. Скудный урожай пополняется дикими плодами и кореньями, мясом убитых на охоте животных, рыбой.

В восточные труднодоступные области периодически проникают тор- говцы-скупщики ценного лесного сырья: каучука, коры хинного дерева, корня ипекакуаны (рвотное лекарство), древесного наплыва (для мелких, поделок) и т. п. Они привозят металлические и текстильные изделия в обмен на сырье, которое собирающим его индейцам приходится выменивать в невыгодном для себя ценностном соотношении.

Колумбийцы с преобладанием испанского элемента, так называемые креолы

Хотя фактически и в жилах креолов течет индейская кровь, так как в первые века колонизации европейские женщины почти не приезжали, и испанцы женились на индианках, все же колумбийские креолы отличаются преобладанием испанских черт в культуре, и именно староиспанских. Они даже считают себя хранителями чистого испанского языка и поэзии и гордятся высоким развитием в Колумбии литературы и науки на испанском языке. С XIX в. в испано-креольское население влились небольшие группы иммигрантов из других, кроме Испании, европейских стран: итальянцы, немцы.

Креолы большей частью составляют привилегированные слои общества. Это военные и чиновники, крупные землевладельцы, интеллигенция, высокооплачиваемые специалисты. Среди колумбийцев-креолов различаются локальные группы.

Особенно выделяются жители столицы. Боготу называют «американскими Афинами» за развитие наук и искусств в этом городе. Университет в Боготе, основанный в 1572 г., второй по времени основания в Америке.

Своеобразными чертами отличаются жители департамента Антиокии. Начало этой группе положили выходцы из Испании, прибывшие в XVII в. Большинство их были баски и так называемые новые христиане, т. е. крещеные евреи. Кроме того, была группа иммигрантов из Сирии, очевидно арабов. Среди их потомков есть и христиане и мусульмане. Последних называют турками, хотя, очевидно, все они сирийцы. Основное их занятие — торговля. Антиокийцы образовали изолированную группу, они не смешивались с индейцами и противились ввозу в их область негров. В отличие от креолов других областей, среди антиокийцев много мелких землевладельцев, обрабатывающих свои участки собственным трудом. В городах антиокийцы значительно развили мелкую промышленность и торговлю, их считают особенно предприимчивыми. Интересную особенность антиокийской группы составляют ее патриархальные традиции; до сих пор у них сохранились необычайно большие семьи с 15—20 детьми. Департамент Антиокии вообще отличается высокой рождаемостью, здесь очень велик естественный прирост населения.

Креолы сохраняют некоторые испанские традиции в культуре и в быту. Распространены дома в испанском стиле с внутренними двориками, плоскими крышами и решетчатыми окнами. В столице, однако, центральная часть застроена зданиями в североамериканском стиле.

В последние десятилетия в культуре колумбийцев-белых испанские элементы уступают место влияниям, идущим из США. Это проявляется прежде всего во все большем распространении английского языка, влиянии американского кино и прессы. К сожалению, американская культура проникает в Латинскую Америку более всего в своих отрицательных проявлениях: в виде голливудских кинофильмов, бульварной литературы, опошленной джазовой музыки. Этим отрицательным влияниям противостоит национальная культура колумбийского народа.