Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Огнеземельцы: описание, расселение. Собирательство и рыбная ловля, охота. Пища и одежда
Этнография - Народы Америки

Подробные этнографические описания огнеземельцев появились лишь в XIX в. Путешественники XVII и XVIII вв. не дали нам сколько-нибудь существенных описаний, в их работах встречаются лишь отдельные, отрывочные данные о коренном населении Огненной Земли. Первые описания принадлежат Кингсу и Фиц-Рою, возглавлявшим английские экспедиции на Огненную Землю (1826—1836), и участнику второй из этих экспедиций Чарлзу Дарвину.

Все исследователи, изучавшие или лишь сталкивавшиеся с огнеземельцами, отмечали чрезвычайную их примитивность. Хотя многое в сообщениях авторов первой половины XIX в. и было преувеличено, все же огнеземельцы могут быть причислены к наиболее примитивным племенам не только Южной Америки, но и всего земного шара.

Общим названием огнеземельцы объединены три группы индейцев — она, алакалуфов и яганов, населявших до недавнего времени архипелаг и о-в Огненная Земля. Эти племена отличались друг от друга как по языку, так и по культуре.

Архипелаг состоит из нескольких больших и довольно значительного числа мелких островов. Климат Огненной Земли влажный и холодный, но без резких годовых колебаний температуры. Средняя годовая температура воздуха +5° (летом около +7—8°, зимой +3,5®). Западная и северо-западная части страны состоят из островов, покрытых горами, поросшими лесом; климат чрезвычайно влажен, редкий день проходит без дождя и сильных ветров. Северо-восток (о-в Огненная Земля) в большей своей части образует ровную сухую безлесную низменность, в северной и центральной частях покрытую прекрасными пастбищами. Дожди здесь также часты, но ясные дни преобладают. Юго-запад острова и южное его побережье окаймлены широкой полосой гор, нижняя часть которых и предгорья покрыты густыми березовыми и буковыми лесами. В этом районе находятся наиболее высокие горы Огненной Земли, поднимающиеся выше 2000 м над уровнем моря. Множество ледников спускается к глубоким бухтам. К югу от этой горной цепи и пролива Бигл расположена южная часть архипелага, доходящая до мыса Горн и состоящая из небольших скалистых островов, изредка покрытых низкорослыми породами бука и кустарником. Количество осадков здесь также значительно, но все же меньше, чем на западе.

Расселение огнеземельцев; общая характеристика их культуры

С этим географическим делением приблизительно совпадало и расселение трех групп огнеземельцев. Индейцы она, так их называли яганы (самоназвание их — селькнам), прежде занимали всю северную и восточную части о-ва Огненная Земля и лишь к концу прошлого столетия были оттеснены аргентинскими поселенцами к подножью гор. Вместе с техуэльче они принадлежали к лингвистической группе чон. По своему физическому типу она резко отличались от остальных групп огнеземельцев, обладая высоким ростом, как и их ближайшие соседи на материке — техуэльче (патагонцы), с которыми, кроме языка, их также сближал ряд общих черт в^культуре (например, форма жилища, способы охоты, верования)1. Можно считать несомненным родство она и техуэльче. Неясным остается лишь вопрос, каким образом она, не имея лодок, могли перебраться на остров через бурный и опасный Магелланов пролив. В отличие от своих северных соседей техуэльче, обладавших с середины XVIII столетия лошадьми и поэтому получивших название «конных индейцев», и южных — индейцев алакалуфов и яганов, — знавших лодку («лодочные индейцы»), она до последнего времени сохраняли свой облик «пеших индейцев».

Главным средством их существования являлась охота на гуанако при помощи лука и стрел. Шкуры этих животных служили им одеждой; ими же покрывали жилища при перекочевках. Она распадались на большое число родов, каждая родовая группа переходила с места на место в пределах определенной территории.

Западная часть архипелага Огненная Земля и Западнопатагонский архипелаг были населены алакалуфами (самоназвание их — халаквулуп). По своему физическому типу они сходны с яганами. Алакалуфы являются наименее изученной группой огнеземельцев. Большую часть своей жизни они проводили на море, в лодках, передвигаясь в поисках пищи по многочисленным проливам, разделяющим скалистые острова их родины. Алакалуфы жили рыбной ловлей, сбором моллюсков и, в меньшей степени, охотой на птиц. Для охоты они употребляли лук и стрелы.

Наиболее примитивными из всех трех племен являлись яганы (самоназвание — ямана) — самые южные обитатели земного шара. Как уже указывалось, внешне они почти не отличались от алакалу- фов. Для них характерны небольшой рост (средний рост мужчин^— 157 см, женщин — 147,4 см), хорошо развитые верхняя часть тела и руки и слабо развитые ноги.

Северной границей распространения яганов были берега пролива Бигл, западной — острова около южного берега п-ова Брекнок, восточной — восточный берег о-ва Наварин и соседние острова и, наконец, южной — самая южная оконечность архипелага — о-в Горн.

Все огнеземельцы находились на стадии родового строя; род был, по-видимому, отцовским с двусторонним (и по отцовской и по материнской линии) счетом родства.

Неблагоприятные природные условия, окружавшие алакалуфов и яганов, наложили яркий отпечаток на их хозяйство и культуру. Животный мир внутренней гористой части островов чрезвычайно беден. Вся жизнь этих индейцев была сосредоточена на берегу моря. Охота на различных животных, птиц и рыб, которые водились в море и на побережье, составляла основу их хозяйственной жизни. Не менее важное значение имело собирание моллюсков.

В поисках пищи постоянно приходилось переезжать с места на место. «Поиски средств существования, которые являются почти единственным и постоянным занятием огнеземельца, объясняют его привычки и образ жизни. Когда в непосредственной^близости начинает нехватать ракушек, он меняет место своего жительства и начинает искать, чем бы поддержать свое существование: отсюда постоянные перемещения и бродячая жизнь, на которую он обречен»1.

Охота на морских животных

Охотой на животных, птиц и крупную рыбу занимались исключительно мужчины; рыбной ловлей и собирательством — женщины. Охотились главным образом на тюленей, дельфинов, выдр, а восточные группы яганов, как и она, на гуанако. Иногда для охоты объединялось несколько групп.

На тюленей обычно охотились с лодок при помощи гарпунов. Иногда животное подманивали похлопыванием весла по воде. Нередко яганы, заметив с суши животное, плывущее недалеко от берега, применяли способ ловли, сходный с эскимосским, — они бросали гарпун, к которому привязывали длинный ремень; свободный конец ремня обвязывали вокруг самого охотника, который и вытаскивал раненого тюленя на берег. Иногда, ранив тюленя с лодки, яганы выскакивали на прибрежные скалы и вытягивали зверя на сушу. Наконец, существовал еще третий способ охоты —"на берегу. Подкравшись к тюленям, вышедшим на берег, их оглушали деревянными дубинками или же убивали копьем. Если в охоте принимало участие несколько человек, то они устраивали облаву, стараясь отделить часть тюленей от стада. Индейцы она, подкрадываясь к тюленям, иногда в качестве приманки употребляли набитую чем-нибудь шкуру тюленя.

На выдру охотились всегда с собаками. Выследив выдру, высовывавшую свою морду из воды, охотник пытался бесшумно подъехать к ней на лодке и, улучив момент, метнуть в нее копье или гарпун. Раненое животное легко было втащить в лодку. В случае промаха или легкого ранения животного, в море бросали собак, которые преследовали выдру до самого берега, не давая ей уйти обратно в море. Обычно собаки загоняли животное в нору и пытались загрызть его. На выдру охотились исключительно ради шкуры, которая шла на одежду.

Оружие

Основным оружием для охоты на более крупных птиц и рыб были гарпуны и копья. Гарпуны употребляли для охоты на тюленей, дельфинов и китов. Костяной наконечник гарпуна прикреплялся к древку отдельным ремнем. Копья, которыми охотились на суше на тюленей, отличались от гарпуна лишь прочно закрепленным наконечником. Копья же, употреблявшиеся при охоте на мелких животных, птиц или рыб, делались из более легких пород дерева, наконечники были также костяными или изредка деревянными, но с большим числом зубцов, обычно с одной стороны. Для ловли крупных пород рыб к копью привязывали второй наконечник. Зубцы шли по наружной стороне, концы наконечников расходились.

Лук и стрелы уже в середине прошлого столетия почти совершенно исчезли из употребления у яганов и служили лишь для охоты на птиц. Для луков огнеземельцы употребляли древесину антарктического бука (N othofagus antarctica) и обрабатывали ее скребками из раковин до нужного размера. В середине поперечное сечение лука имело миндалевидную форму, концы его сужались. Тетива у она и восточных яганов делалась из сухожилий с ног гуанако, у западных яганов иногда из сухожилий тюленей и изредка и у тех и других из узкой полоски кожи. Тетива накидывалась скользящей петлей на один конец лука и обматывалась вокруг другого. Длина лука у она колебалась от 135 до 165 см. У яганов лук был несколько короче, тоньше и более изогнут.

Стрелы состояли из двух частей — деревянного древка и наконечника из кварца, шифера, кости и, после появления европейцев, из стекла. Наконечник вставлялся в древко и обматывался сухожилием. Наконечники для стрел яганы получали от она, так как сами они не умели обрабатывать ни обсидиан, ни стекло. Оперением служили две половины пера, чаще всего гусиного. Длина стрелы была 60—80 см.

Охота на птиц

Меньшее значение имела охота на птиц, главным образом на уток, пингвинов и бакланов. Существовали различные способы ловли — при помощи силков, пращей и изредка лука и стрел. Западные группы яганов устраивали на охоте засады; охотник скрывался в небольшом шалаше из ветвей и подманивал уток, подражая их крику. Сквозь щели шалаша он просовывал длинные тонкие прутья, к концам которых приделывалась скользящая петля из полосы китового уса. Различные силки в виде петель иногда укрепляли над гнездами, либо же прикрепляли к палочкам, воткнутым в землю на открытом месте и снабженным приманками. Большую ловкость и бесстрашие обнаруживали яганы при охоте на бакланов, водящихся преимущественно на крутых береговых скалах. Их ловили ночью. Обвязавшись ремнем из тюленьей кожи и привязав другой его конец к выступу скалы, индейцы спускались на уступы, на которых обычно спят бакланы, спрятав головы под крыло. Охотник подкрадывался к птице, схватывал ее обеими руками и прокусывал ей голову. Летом таким же образом, т. е. спускаясь по скалам на ремнях, собирали яйца из птичьих гнезд.

Собирательство и рыбная ловля

Женщины, как уже указывалось, занимались собиранием моллюсков и рыбной ловлей. Каждый день во время отлива, а нередко и ночью, если ночной отлив был больше дневного, женщины группами, в два-три человека отправлялись на берег собирать моллюсков, которые служили основной пищей. Ночью брали с собой горящие головни. Придя на место, женщины отходили друг от друга на некоторое расстояние и, нагнувшись, собирали попадавшиеся им ракушки. Иногда они даже заходили в воду и в воде продолжали свои поиски. Заостренной палкой отрывали раковины от скал и камней; собирали их в корзины, которые вешали на руку. Девочки с малолетства сопровождали матерей, приучаясь помогать им.

Ловили морскую рыбу, а также собирали морских ежей и крабов. Женщины яган «удят в своих лодках всякий раз, как только позволит погода... они выезжают на рыбную ловлю в любое время, даже ночью, если светит луна, или если после длинных летних дней ночь так коротка, что похожа на сумерки»1. В течение трех месяцев в году, когда дни длинны, рыбная ловля была главным занятием женщин. Мужчины почти никогда не помогали в этой работе.

Приспособление для ловли рыбы состояло из лески, изготовлявшейся из длинных морских водорослей, которые скручивали еще влажными. Более прочными были лески, плетеные из китовых сухожилий. К концу такой лески привязывали небольшой камень для груза и, на самом конце скользящую петлю из стержня птичьего пера, в которой укрепляли приманку — кусок рыбы или моллюска.

Мелкую рыбу ловили просто корзиной, прикрепленной к концу рукоятки гарпуна.

В тихую и ясную погоду женщины с лодок ловили крабов, морских ежей и некоторые виды моллюсков. Для этого они употребляли орудия, состоящие из длинного древка (до 3 м), к которому прикрепляли деревянный наконечник. Наконечники были двух видов. Для одного брали палку длиной около 70 см и расщепляли ее на четыре части, концы которых заостряли. Чтобы концы расходились, посредине этой вилки вставляли клинья. Для другого вида наконечника кусок дерева обстругивали в форме небольшой узкой лопаточки, которую расщепляли посредине и также вставляли небольшой клин. Наконечники привязывали к древку ремнями или полосами китового уса. Намеченную добычу протыкали этой острогой, осторожно вытаскивали из воды и бросали на дно лодки. Женщины прекрасно плавали и нередко ныряли в море за добычей.

При морской охоте брали с собою в лодку все виды орудий, которые могли понадобиться.

Лодки

Лодки делали первоначально из коры; естественно, что они были недолговечны. В среднем одна лодка могла прослужить не больше полугода. Изготовление ее было довольно сложно. Для того, чтобы найти дерево нужных размеров, иногда приходилось предпринимать длительные поиски. Над одной лодкой работало вместе двое или трое мужчин. Кору снимали с дерева при помощи костяных скребков и острых ножей из раковин с большой осторожностью, привязывая ее ремнями, чтобы она не переломилась, осторожно очищали и сглаживали острыми раковинами. Ее все время держали влажной и сверху накладывали тяжелые камни, чтобы она не коробилась. На одну лодку шло три-пять кусков коры. Вырезанные куски сшивали между собой, проделывая по краям коры костяным шилом отверстия, через которые и продергивали узкие полосы китового уса или тонкие гибкие прутики. Русский путешественник Ионинбыл поражен тем, как огнеземельцы, при отсталости своей техники, изготовляли подобные лодки. «И как это вода не проходит сквозь такую, по истине, утлую ладью... Оказалось, что вся она сшита и связана тоже лыком, но как сшита! Это просто ювелирная точность и изящество работы... Лыко скручено в тонкие веревочки, но* столь ровные и плотные, что проходя через дырочки коры, они не оставляют в ней ни малейших отверстий, в которые могла бы просочиться: вода»г. Чтобы придать лодке нужную форму, между бортами вставляли деревянные распорки, которые крепко привязывали к бортам. Наконец, всю лодку внутри, от борта до борта, почти сплошь выкладывали расщепленными широкими прутьями, что придавало ей значительную прочность. Посреди лодки делали небольшое возвышение из земли и камней, на котором разводили костер, поддерживавшийся в продолжение всего переезда или ловли. Длина лодки колебалась от 4 до 6 м, ширина от 70 до 90 см. Обычно одна лодка поднимала человек семь. Гребли женщины, сидевшие в середине лодки2,

Распределение труда

Строгое разделение труда существовало не только при добывании средств к существованию, но и во всей остальной, правда несложной, деятельности огнеземельцев. Мужчины охотились, строили лодки и жилища, делали орудия и рубили деревья для костров. Женщины, помимо того, что на них лежала повседневная забота о пропитании, обязаны были поддерживать огонь; занимались изготовлением корзин из тростника-ситника; из коры они делали небольшие ведра для хранения воды и вычерпывания ее из лодок; из ракушек, сухожилий и птичьих костей — ожерелья; они же обрабатывали шкуры и изготовляли из них ремни, одежду и покрышки на хижины.

Орудиями служили скребки, ножи, шилья, сделанные из раковин и кости, иногда с каменными или деревянными рукоятками, Примотанными к рабочей части тонкими кожаными ремешками. Для разбивания раковин моллюсков употребляли камни.

Одежда

Несмотря на холодный и влажный климат, Л единственной одеждой яганов был плащ из шкуры выдры или тюленя. Изредка сшивали две или три шкуры, но и сшитые шкуры давали лишь небольшую защиту от холода, так как покрывали только спину до пояса и не запахивались спереди. Женщины, кроме того, носили небольшие меховые треугольные переднички. Ожерелья носили мужчины и женщины. Наиболее распространенными были ожерелья из маленьких ракушек, которые продырявливали трением о камни. Женщины носили на руках и ногах браслеты из полосок кожи.

Огонь

Главной защитой огнеземельцев от холода был огонь костра, который они постоянно поддерживали в хижинах и на лодках. Яганы всюду носили огонь с собой, хотя добывание его не было связано с особыми трудностями. Интересно, что огнеземельцы — она, яганы и алакалуфы — были одними из немногих племен Южной Америки, добывавшими огонь путем высекания, а не трения. Кремень яганам приходилось добывать путем обмена от алакалуфов, так как его находили на северном берегу п-ова Брекнок, за пределами пролива Бигл. Пирит встречался во многих местах на юге. Искры высекали на птичий пух или сухую траву.

Огонь не только грел людей, им пользовались для различных целей: на огне приготовляли пищу; обрабатывая кору для лодок, размягчали ее над костром; прежде чем вить веревки или выделывать корзинки, пучки тростниковых стеблей также держали над огнем. Иногда крупные деревья сваливали, разводя под ними костер.

Пища

Сосудов для варки пищи у яганов не было. Сшитые из коры ведра могли сохранять воду иногда несколько часов. При питье воду черпали витой раковиной. Единственной посудой огнеземельцев были створки больших плоских раковин. Изредка в них подогревали воду, опуская туда горячие камни. Мясо разрезали на тонкие куски и поджаривали на раскаленных камнях или на тлеющих углях; рыбу, птиц и яйца пекли в золе. Раковины также клали в горячую золу, содержимое ракушек таким образом варилось, так как в раковине всегда сохранялось немного морской воды, которая успевала закипать прежде, чем оболочка раковины лопалась от жара. Больше всего яганы ценили тюлений и китовый жир, который тщательно сохраняли, набивая им кишки этих животных. Кишки или желудки иногда набивали мелкими кусками мяса, жира, сердца и легких животных; эту «колбасу» перед употреблением опять-таки жарили на камнях или пекли в золе. Большие куски жира перед едой растапливали или разогревали горячими камнями. Летом в пищу шли также ягоды, корни дикого сельдерея и грибы. Яганы иногда сушили грибы, а мясо и жир кита сохраняли, зарывая их в землю.

Вокруг жилища яганов всегда вырастали кучи отбросов, главным образом раковин. По этим кучам, иногда достигавшим значительных размеров и содержавшим, кроме пищевых отбросов, также орудия из кости и камня, легко определить места стоянок яганов. Некоторые ученые, в частности Лотроп, пытались по этим кучам проследить район распространения яганов и древность их поселений. Решение этого вопроса в значительной степени затрудняется тем, что яганы редко оставались долгое время на одном месте. По-видимому, южные берега Огненной Земли были заселены не меньше 2 тыс. лет тому назад1.