Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Арауканы: земледелие, охота, пища и посуда
Этнография - Народы Америки

Население центрального Чили; насчитывало ко времени испанского завоевания, по разным данным, от 500 тыс. до 1,5 млн. человек1. Оно говорило на одном языке с незначительными различиями в диалектах. Это население можно было разделить на четыре группы. Пикунче (люди севера) распространялись приблизительно от пустыни* Атакамы до р. Мауле; по-видимому, они были потомками древнего оседлого земледельческого населения страны с небольшой примесью пришлого с севера элемента; на их культуре в значительной мере сказалось влияние инков. Молуче, обитавшие между реками Мауле и Тольтен, были бродячими охотниками, которым, однако, были знакомы начатки земледелия. В XIII или XIV в. в этот район вторглись племена из пампы, которые оттеснили часть прежнего земледельческого населения этого района к югу, в область между р. Тольтен и о-вом Чилоэ. Это оттесненное население, называемое уильиче (люди юга), составляло небольшие группы оседлых земледельцев среди остатков древнего бродячего населения горных районов и рыболовов побережья. К востоку от этих групп, по западным склонам Кордильер (от провинции Аконкагуа до Вальдивии) обитали пеуэнче (люди кедровых лесов).  ^

Ни одно из вышеприведенных названий не является самоназванием. Обычно отдельные группы индейцев Чили называли себя мапуче (mapu- che), т. е. люди земли, говоря же о других племенах, называли их соответственно с их географическим положением приведенными выше именами, как например, люди юга, люди севера и т. д.

Это древнее самоназвание сохранилось и до сих пор — современные арауканы называют себя мапуче.

Название арауканы мы впервые встречаем в 1569 г. у воина-поэта Алонсо Эрсилья и Суньига, принимавшего участие в покорении Чили в качестве офицера испанских войск. Свою известную поэму он назвал «Араукана», по имени района Арауко; арауканами же он назвал индейцев, населявших эту область. Лишь со второй половины XVIII в., когда аббат Молина в своих сочинениях впервые стал называть арауканами всех индейцев, живших к югу от р. Био-Био, название это установилось в научной литературе.

Арауканы XVI в. находились на стадии перехода от материнского рода к отцовскому.

Земледелие

Уже ко времени испанской конкисты основное значение в экономике индейцев северного Чили имело земледелие, быстро распространявшееся и дальше на юг. До прихода испанцев индейцы выращивали картофель, бобы, кукурузу, просо и другие культуры. Им были известны восемь или девять сортов кукурузыг около четырнадцати видов бобов.

Обрабатывали землю заостренной палкой с обожженным концом или же вилообразной палкой из твердого дерева с надетым на нее' просверленным камнем; этими палками также выкапывали различные съедобные корни. Позднее арауканы усовершенствовали свое орудие, превратив ето в подобие плуга: это был длинный изогнутый кусок дерева, обычно часть ствола с ветвью, рабочий конец которого заострялся. Рукоятка шла под тупым углом к заостренной части. Над изгибом прикрепляли тяжелый камень. Это орудие волокли четыре — шесть человек. Для посевов арауканы выбирали менее заросшие места, выжигали кустарник, выкапывали корни, затем разрыхляли почву. Обычно каждый участок обрабатывался лишь в течение одного года. Затем его бросали и переходили к следующему.

В земледелии принимали участие как мужчины, так и женщины. На обязанности мужчин лежала предварительная подготовка поля для посева, иногда они также принимали участие в сборе урожая. Все остальные работы (разрыхление и очистка почвы, посев и в основном сбор урожая) производились женщинами. Обычно основные земледельческие работы производили совместно. Группа родственников поочередно обрабатывала друг у друга землю, иногда помогала и в уборке урожая. Урожай, однако,, принадлежал отдельному хозяйству.

Скотоводство

Скотоводство велось в очень ограниченных размерах,, оно появилось только при инках, незадолго до появления испанцев. Единственным домашним животным была лама. Позднее скотоводство получило большее развитие и значение благодаря незьш породам скота, ввезенным испанцами.

Введение скотоводства во многих отношениях оказало существенное1 влияние на быт арауканов.

Охота

Охота была развита очень слабо и не у всех групп индейцев Чили. Развитию ее препятствовала бедность животного мира страны. Охотились главным образом на гуанаког оленей и птиц. Луки и стрелы, употреблявшиеся на охоте, были небольшого размера; луки редко больше 1 м, стрелы тонкие, не больше 50 см длины, с костяными наконечниками. Начиная с XVII в. в литературе упоминается бола как охотничье оружие.

Пища и посуда

Пища арауканов была разнообразна, но состояла главным образом из растительных веществ. Помимо перечисленных выше культивируемых растении, в пищу шли корниг ягоды, плоды, листья многих дикорастущих растений. Для сбора шишек араукарий, росших в некоторых районах Анд, многие группы приходили издалека. Мясо играло незначительную роль в питании.

Пищу варили в глиняных сосудах. Кроме глиняной утвари, арауканы делали деревянные блюда, чашки, ложки; из растительных волокон плели блюда, корзины. Для хранения сухих припасов, а иногда и воды, стали употреблять сосуды из коровьего вымени или шкуры с лошадиной головы, а также из рога.

Большое количество разнообразных цветных глин способствовала развитию гончарства. Единственным инструментом при изготовлении сосудов служила деревянная плоская палочка для сглаживания поверхности. Дно сосуда делали из плоского куска глины, стенки — ленточной спиралью. Сосуды обжигали в небольших ямах, наполненных углями и горячей золой. Иногда Сосуды покрывали глазурью. Наряду с грубыми сосудами, употреблявшимися в хозяйстве, в погребениях* часто встречаются более тщательно изготовленные сосуды в виде чаш или кувшинов, обычно орнаментированных либо раскраской, либо мозаикой из различных глин.

Одежда, украшения

Одежда индейцев Чили до завоевания их инками состояла из шкур животных, а в ряде районов из растительных волокон. По всей вероятности, еще до инков арауканам были знакомы начатки ткачества, для чего они употребляли шерсть убитых гуанако. Инки ввели ламу, с этого времени ткачество получило довольно широкое распространение на севере страны.

Одежда арауканов состояла у мужчин из пончо и чирипы — четырехугольного куска ткани, который проходил между ногами и концы которого закреплялись поясом. Женщины носили широкий и длинный, доходящий почти до ступней кусок шерстяной ткани, который проходил под правой рукой и закреплялся на левом плече серебряной заколкой, на талии его стягЬвали поясом; вне дома поверх еще надевался короткий плащ из такой же ткани. Волосы мужчины носили длинными, а женщины заплетали в косы и перевязывали на лбу шерстяными ткаными лентами. Ленты и пояса, а часто также и пончо, ткались богато орнаментированными. Орнамент был обычно геометрический, часто встречалось также гео- метризованное изображение человеческой фигуры. Для окраски ткани применяли растительные краски (одежда окрашивалась, главным образом, в синий и зеленовато-синий цвета).

Чрезвычайно распространены были среди арауканов различные украшения. Носили их преимущественно женщины. До того как арауканы переняли от инков обработку серебра, они носили ожерелья из полированных и просверленных кусочков камней зеленого и синеватого цвета, например, из малахита. На побережье для этой же цели употребляли небольшие раковины или гальку. Овладев обработкой серебра и золота, арауканы стали изготовлять из них украшения — заколки, нагрудные подвески, серьги, кольца. Затем из серебра стали делать стремена и украшать накладным серебром сбрую.

Жилище, селения

Северные группы арауканов (т. е. пикунче и мо- луче) жили в небольших плетеных, обмазанных глиной хижинах, преимущественно круглых, без окон и с одним входом. Тростниковая или соломенная коническая крыша имела отверстие для выхода дыма. Пол был земляной.

Хижины были разбросаны группами, но составляли как бы отдельные селения. Они были невелики; по мере увеличения числа жителей неподалеку от старого основывали новое селение.

В областях к югу от р. Тольтен индейцы группы уильиче имели большие дома. Хроники указывают, что эти дома были построены «хорошо и крепко», из бревен или так же, как и на юге, из плетеной основы. Форма их варьировала, они были круглыми или прямоугольными в плане. Размеры их были очень различны, они иногда вмещали до 80 человек. Эти дома имели большое число входов. Каждая замужняя женщина имела свой очаг, над которым в тростниковой крыше проделывалось дымовое отверстие. Иногда к такому дому делали пристройки меньших размеров. Рядом находились постройки для скота и для хранения урожая.