Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Племенная организация индейцев районов Пампы и Патагонии. Брак, религиозные воззрения
Этнография - Народы Америки

Сведения о социальных отношениях очень скудны и относятся главным образом к техуэльче. Известно, что они делились на две ветви — северную и южную (между которыми существовала и небольшая разница в языке). Эти ветви подразделялись в свою очередь на группы, которые иногда назывались по имени своих вождей. Группы объединяли 30—40 семей и кочевали в пределах определенной территории.

Вожди играли весьма незначительную роль у техуэльче. Власть в мирное время ограничивалась распоряжениями при переходах с места на место и охоте. Во времена, когда шла ожесточенная борьба с испанцами, когда отдельные сильные племена враждовали друг с другом, выделялись военные вожди. В мирное время они наряду с другими должны были охотиться, чтобы добывать себе пропитание. Власть их не всегда была наследственной. Согласно Орбиньи, сын наследовал отцу лишь в том случае, если он доказал свою храбрость, свое красноречие на племенных сходках. А в XIX в. вождями иногда бывали индейцы, имевшие больше лошадей, чем другие.

Инициации

Достигнув половой зрелости, девушка до брака свободно располагала собой. Достижение половой зрелости сопровождалось обрядом. Устанавливали особую богато украшенную палатку, в нее вводили молодую девушку, которую никто не должен был видеть. Убивали специально отобранных кобыл, мясо которых раздавалось присутствующим в зависимости от степени родства или от их положения.Шаманки, иногда просто старухи, произносили заклинания, отгонявшие злых духов. Никаким испытаниям девушек не подвергали. Вечером около специально поставленного и украшенного тольдо, называемого «красивый дом», зажигали костры и несколько мужчин, выкрашенных белой краской, с головными уборами из перьев и украшенных разными подвесками, начинали пляску под аккомпанемент пения женщин и оркестра, состоящего из барабана, флейты из кости гуанако и иногда смычкового инструмента из двух лучков с тетивой из лошадиных волос (по всей вероятности, заимствованного у арауканов). Достижение же половой зрелости юношами, по-видимому, никак не отмечалось.

Брак

Индеец техуэльче женился обычно не моложе 20 лет, так как он должен был доказать, что он опытный охотник и храбрый воин. Девушка вольна была выбирать себе мужа, родители считались с желанием дочери. Но за нее назначалась определенная цена, или же юноша посылал брата или близкого товарища к родителям девушки и предлагал определенное количество коней, кобыл, серебряных украшений. В случае согласия, жених доставлял к тольдо невесты требуемое. Родители девушки должны были отдарить подарками равной ценности, которые в случае развода считались ее собственностью1. Брак был патрилокальным. Мать невесты и ее подруги строили тольдо для молодых. «Вокруг собирались родственники и шаманы. Шаман поучал мужа, потом жену. Потом все танцевали и пели вокруг палатки. Зажигали большой костер, жарили мясо, угощали присутствующих и время от времени подавали куски новобрачным с новыми поучениями»2.

Для пиршества закалывали кобылу. Ее голову, хребет, хвост, сердце и печень несли на вершину ближайшего холма или в другое определенное место в качестве приношения Гуаличу — злому духу.

Религиозные воззрения

Религиозные воззрения техуэльче, пуэльче и арауканов имели много общего. Они верили в злого духа Гуаличу и духов, населявших природу, главным ооразом духов рек. ь 1 уаличу ооычно связывали какое-ниоудь одиноко стоящее дерево алъгарробы, привлекавшее внимание в пустынной местности. Орбиньи подробно и красочно описывает одно из этих деревьев, которое ему удалось видеть. «Это божество — просто низкорослое дерево, которое, если бы росло в лесу, ничем не привлекло бы к себе внимания. Но, затерявшись среди бесконечной равнины, оно оживляет ее и приносит пользу путешественнику... Оно привлекло внимание кочевников, поразило их воображение и послужило причиной его культа. На самом деле, ветки священной альгарробы покрыты приношениями: подвешены и плащ, и пончо, и лента, и цветные нитки; всюду куски старой одежды... Ни один индеец не пройдет, не оставив там чего-нибудь. Тот, у кого ничего нет, удовольствуется тем, что привязывает к ветке волосы своей лошади... Что это дерево особенно почитается, показывают скелеты лошадей, зарезанных специально в честь духа места — наиболее ценное приношение, которое может сделать индеец»1.

Посредником между духами и человеком считался шаман или чаще шаманка. Если шаманом был мужчина, то он носил женское платье. Фалькнер в своей работе указывал, что шаман не должен был жениться. Более поздние авторы этого не отмечают.

В повседневной жизни роль шаманов сводилась к лечению больных. Наряду с лечением травами, применялись обычные шаманские приемы для изгнания духа, вселившегося в тело больного.

Когда человек умирал, его сразу же раздевали, сгибали ноги так, что колени касались подбородка и руки скрещивали на ногах. Его тольдо разрушали и сжигали часть имущества. Убивали принадлежавших ему животных и приносили их в жертву духам. Мясо этих животных сами не ели, а раздавали более дальним родственникам. Друзья и близкие родственники разрисовывали себе лицо черной краской. Вдова также мазала себе лицо черным и срезала спереди волосы. Затем тело, оружие, лучшую одежду и украшения покойного навьючивали на его любимую лошадь, отвозили куда-нибудь подальше, вырывали яму и хоронили. Лошадь закалывали на могиле. Вдове и детям оставались лишь их личные вещи. Вдова должна была поселиться в какой-нибудь старой палатке и жить там не моясь, в строгом одиночестве в течение целого года. Нарушение этого обычая могло стоить ей жизни. Однако в середине XIX в. этот обычай, по-видимому, уже устарел, так как по наблюдениям Мустерса, вдова со своим имуществом возвращалась в палатку к родным, а если их не было, то переходила к вождю.

Если умирала женщина,то сжигали или хоронили снею только ее личные ©ещи — одежду, украшения. Муж и дети не носили внешних признаков траура, а вдовец мог сразу же жениться снова.

Смерть главы семьи у техуэльче совершенно разоряла семью, так как сжигали и хоронили все имущество умершего.

Судьба индейцев после завоевания

Как уже отмечалось выше, южная часть Аргентины мало интересовала завоевателей, и, кроме того, воинственные племена пампы оказывали упорное сопротивление испанцам. Южная граница испанских поселении была укреплена военными фортами для защиты от нападений свободолюбивых индейцев. Колонизаторам стоило большого труда подавлять их восстания; особенно ожесточенным и упорным было объединенное восстание племен пампы и северной Патагонии в XVIII в. Индейцев истребляли или отгоняли к югу. Борьба между индейцами и завоевателями долгое время сводилась к тому, что первые стремились удержать свои земли, а вторые — отодвинуть «границу» дальше на юг.

С конца XVIII в. в этих районах стало развиваться скотоводство и земледелие. Все усиливавшаяся погоня за увеличением земельной площади для расширения скотоводства и земледелия и усиленная колонизация южных районов страны привели к организованному истреблению индейцев аргентинским правительством. В 1879—1883 гг. была организована так называемая «Южная кампания», или экспедиция Рока. Эта экспедиция называлась «карательной», и к ней велась тщательная военная подготовка. В одном письме к военному министру генерал Рока писал: «По-моему, лучшим способом покончить с индейцами будет либо уничтожить их, либо прогнать за Рио-Негро, напав на них; к этому методу прибегал Росас, а Росас почти истребил их...1 Я могу обещать, г-н министр, правительству и стране сделать это дело в два года: один на подготовку, другой на проведение кампании» 2.

Став военным министром, Рока выполнил поручение правительства. «На всем огромном пространстве между Буэнос-Айресом и к югу до самого Чубута (приблизительно до 44° ю. ш.) не осталось ни одного индейца; они или поголовно истреблены или прогнаны на самый юг Патагонии»3.

В 1925 г. осталось всего несколько индейцев пуэльче в западной части территории Ла-Пампа и человек десять в территории Чубут(в 1943 г.).

« Численность техуэльче в прошлом веке, по разным данным, колебалась от 1,5 до 4 тыс. В 1914 г. в резервации на территории Санта-Крус их было лишь около 50 человек. В настоящее время нет никаких упоминаний о существовании индейцев пуэльче.

Арауканы были оттеснены в предгорья и долины Анд в районе Неуке- на; они стали вновь оседлыми, занимаются земледелием и скотоводством, сохранив в значительной степени свои старые обычаи;численность их точно неизвестна, и, по разным данным колеблется от нескольких сот до трехчетырех тысяч человек.