Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда и украшения индейцев области Чако. Социальная организация
Этнография - Народы Америки

Прежде почти все индейцы Чако носили плащи из шкур; лишь северные племена, по-видимому, имели накидки (вроде одеял), тканные из хлопка. Плащи сшивали из нескольких шкур выдр, оленей или лисиц. Носили их мужчины и женщины мехом к телу, снаружи раскрашивали черными и красными узорами. На талии стягивали поясом и, в зависимости от погоды, либо отгибали вниз, либо натягивали на плечи. Меховые плащи впоследствии совершенно исчезли, почти повсеместно их заменили накидки из овечьей шерсти или хлопка (последние носили главным образом индейцы группы маской). Чамакоко ходили обнаженными, женщины этого племени носили пояс стыдливости, который плотно прилегал к телу и стягивался на талии шнуром. Племена Центрального Чако носили также вокруг бедер четырехугольные куски меха, которые стягивали на талии шнуром из волокон карагуаты или широким кожаным ремнем (матако). Женщины долго продолжали носить одежду из меха, которую впоследствии (с конца XIX в.) заменили хлопчатобумажными тканями.

Во время военных нападений носили очень плотно сплетенные безрукавки из волокон карагуаты, которые служили неплохой защитой от стрел противника. Некоторые племена (например, ленгуа) на охоту наде-: вали лишь широкий кожаный пояс с длинной бахромой.

Характерным является ношение на шнуре через плечо небольших плетеных сумочек-кармашков для мелочей (трубок, огнива и пр.).

Обуви почти не носили. Лишь при переходах по раскаленной, сухой почве или по колючкам к ногам привязывали кусок шкуры, который загибали кверху и стягивали крепким шнуром, продернутым через дырки на краях.

Украшения

Украшения были чрезвычайно разнообразны — ушные и губные втулки (главным образом у племен Южного и Центрального Чако); ожерелья из перьев (у чамакоко), из кружков и прямоугольничков, выточенных из раковин и нанизанных на длинные шнуры, из семян, косточек от плодов, зубов животных и, позднее, из бисера, серебра и латуни; пояса и поясные подвески из перьев (главным образом у чамакоко), раковин улиток; ножные браслеты из скорлуп, оленьих копытец и перьев.

Очень интересны и своеобразны головные уборы из перьев, которые значительно отличаются от перьевых уборов других племен Южной Америки. Особенно выделялись этим украшением чамакоко. Перья привязывали к отдельным шнурам, которые затем переплетали поперечными шнурами, так что с внутренней стороны получалась как бы плотная сетка вроде чепчика. Иногда на спину спускалась широкая длинная полоса из перьев разного цвета. Южные племена повязывали через лоб красную шерстяную ленту с нашитым бисером или кружками из раковин, по верхнему краю пришивали недлинные мягкие перья пурпурно-красного цвета (иногда искусственно окрашенные). У этих же племен существовали и сеточки из волос, украшенные бисером или же кружками из раковин.

Очень распространены были татуировка и раскраска тела. Многие авторы, часто упоминая о них, иногда приводя и узоры, не говорили о значении последних или о причинах, по которым индейцы украшали себя подобным образом. Однако старые работы некоторых авторов (например, Санчес Лабрадора, Добрицхоффера) дают интересный материал, свидетельствующий о том, что татуировка имела социальное значение. Знатные абипонки покрывали узорами лицо, руки и грудь, простые женщины имели лишь несколько черных полос на лице. Знатные женщины мбайя татуировали только руки, а татуировка на лице указывала на низкое общественное положение. Татуировка удерживалась довольно долго, ее наблюдали еще в конце XIX в. Татуировку начинали наносить в детском возрасте, постепенно усложняя узор. Выполнялась она старыми женщинами при помощи колючек кактуса или рыбьей кости. Втирали сок женипапы (Genipa americana L.), золу или сажу, смешанные со слюной.

Разрисовка тела у мужчин имела в основном ритуальное значение и наносилась на короткое время. Раскрашивали тело перед походом, при отправлении на охоту или по возвращении с удачной охоты, при некоторых обрядовых играх и танцах.

Разрисовка сохранилась у многих племен Чако, татуировка почти исчезла.

Жилище

Для всей области Чако типичной формой жилища была хижина из воткнутых в землю по кругу веток, верхушки которых сгибали и сплетали. Этот остов сверху покрывали травой или пальмовыми листьями. Норденшельд называл подобное жилище «хижиной Чако»1. Диаметр их обычно не превышал 2 м, высота 160— 180 см. Иногда подобные хижины строились подряд, без внутренних перегородок, в них жило несколько родственных семей. Каждая семья имела свой выход и свой очаг. Хижины как отдельные, так и общинные, располагались по кругу, полукругом, иногда двумя параллельными рядами. Они представляли собой защиту от солнца, но не спасали от дождя. У некоторых племен (чамакоко, ленгуа, мбайя, абипонов, тоба и др.) встречался и другой вид жилища: маты из камыша прислоняли к жердям, воткнутым в землю, или к невысоким ветвям деревьев. Ставили их в зависимости от направления ветра. При переходах в эти циновки закатывали хозяйственные принадлежности, и женщины несли их на спине; иногда поклажу навьючивали на лошадей. Спали на земле, подложив под себя шкуры или маты.

Для селения выбирали место по возможности вблизи воды, но для безопасности не на берегах больших рек и не вблизи дорог. Величина и отдельных хижин, и селений была очень различна; в хижине могло жить от десяти до пятидесяти человек, в селении, примерно, и пятьдесят человек и тысяча2.

Постройка хижин была обязанностью женщин.

Социальная организация

Имеющаяся литература не дает ясной картины многих сторон общественной жизни индейцев Чако. Существовавшая некогда общность социальной организации этих племен исчезла вскоре после соприкосновения с колонизаторами и появления лошади у абипонов, мбайя и мокови (т. е. южных групп гуайкуру). У этих племен возникло и усилилось социальное расслоение. Племена же Центрального и Северного Чако (так называемые пешие индейцы) сохранили свою прежнюю организацию.

У пеших индейцев несколько расширенных (extended) семей, связанных родством, объединялись в отдельные группы, кочевавшие на определенной территории, где находились их охотничьи и рыболовные угодья. Отсутствие обязательной экзогамии не позволяет видеть в них род. Группы носили названия птиц, растений, отдельных предметов, частей тела человека и т. п.

Во главе этих групп стояли вожди. Вождем группы был обычно один из глав расширенных семей, пользовавшийся наибольшим уважением как смелый воин, хороший охотник. Он определял передвижения группы, назначал время охоты и рыбной ловли и т. д., постоянно советуясь, однако, со старейшими членами группы. Звание вождя редко было наследственным, хотя у некоторых племен, например, у тоба, чамакоко, наследовал сын или близкий родственник, если они отличались необходимыми качествами. Иногда несколько вождей объединялись под властью одного, старшего вождя, селение которого становилось местом сборища всех групп данной территории в случае общих празднеств и т. п. Власть главных вождей, однако, была ограничена советом остальных вождей, стариков и лучших воинов. Совет мог сместить наследовавшего главному вождю сына и избрать кого-либо более достойного.

К племенной верхушке относились вожди объединений и групп, а также их потомки и родственники обоего пола. Метро считает, что появлению военной знати способствовали военные союзы, которые, по-видимому, существовали еще до конкисты. Членами этих союзов могли стать воины, отличавшиеся своими подвигами и затем подвергавшиеся испытаниям. К сожалению, в литературе совершенно нет данных о положении и правах военной группы в целом.

Низшее общественное положение занимали зависимые лица и рабы. Последними были только военнопленные (из чужих племен) и их потомство.

Рабство было патриархальное, с рабами обращались мягко, они считались членами семьи. Нередки были браки рабов со свободными, потомство от таких браков было свободным. Рабы ухаживали за лошадьми, обрабатывали землю, строили хижины, иногда участвовали в охоте и рыбной ловле. До прихода испанцев рабов нельзя было продавать.

Интересные взаимоотношения сложились между бродячими мбайя и оседлыми земледельцами гуана, принадлежавшими к аравакской группе племен. Последние еще до конкисты попали в зависимость от нападавших на них групп воинственных мбайя. Ежегодно, во время урожая, вожди мбайя отправлялись со своей группой в подчиненные им селения гуана. Иногда гуана селились среди мбайя; мужчины гуана обрабатывали землю, а женщины ткали одежду из хлопка и изготовляли глиняную посуду. Вожди мбайя, женясь на старших дочерях, сестрах или дочерях сестер вождей гуана, становились законными наследниками последних.

Инициации

У некоторых племен достижение половой зрелости у мальчиков, после наступления которой им разрешалось вступать в брак, сопровождалось испытаниями, при которых юноши должны были показать мужество и выдержку. У других племен старики в течение нескольких недель в удаленном месте обучали юношей обычаям и преданиям племени. Наступление зрелости у девушек сопровождалось особыми танцами и совершением обрядов, которые должны были отгонять злых духов.

Брак

До брака допускалась свобода половых отношений. Брак был парный, но абипоны и тоба (обычно их вожди) имели по нескольку жен, принадлежавших к разным группам. У большинства племен брак был матрилокальным, во всяком случае да рождения ребенка. Сыновья вождей обычно не покидали дом отца. У некоторых племен (например, матако, мокови, гуана) родители сговаривались о браке своих детей заранее, когда те были еще детьми. Мужчина мог покинуть свою жену в любое время, а женщина до смерти мужа не имела права уйти от него. За девушку обычно вносили ее родителям подарки: лошадей, шерстяные накидки, копья с железными наконечниками.

Религия

Религиозные представления индейцев Чако и индейцев тропических лесов имели очень много общего. В основном это вера в духов, населяющих природу. Некоторые духи являются «хозяином» того или иного вида животных и препятствуют истреблению его охотниками. Охотники должны остерегаться духов убитых ими животных. Магические обряды и танцы были связаны либо с привлечением рыбы, дичи, увеличением урожая плодов, либо с ублаготворением духов животных после удачной охоты. Индейцы Чако считали, что человек имеет душу, покидающую его после смерти. Особую боязнь вызывали духи, насылающие болезни. Излечение болезней считалось главной функцией шаманов. Шаман имел своего духа—покровителя и помощника. Изгнание духа из больного или извлечение из тела «причины» болезни не отличалось от шаманских приемов «лечения» у других племен. Духов отгоняли звуком трещоток из тыкв, ножных и ручных браслетов из копытец оленей, раковин улиток или скорлуп. Подобные украшения надевали не только шаманы, но и рядовые участники обрядов и танцев.

Танцы не только исполнялись до или после удачного окончания отдельных видов хозяйственной деятельности, не только сопровождали обряды лечения больных, инициации; обрядовые танцы исполняли и перед отправлением в поход, по возвращении из него, иногда после заключения брака, у некоторых племен ими сопровождали похоронные обряды.