Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Собирательство индейцев области Чако. Земледелие
Этнография - Народы Америки

Во многих районах Чако собирательство играло ведущую роль в хозяйстве, так как леса изобилуют породами деревьев и кустарников, плоды, листья, побеги и сердцевина которых в разное время года идут в пищу. В этом отношении растительность Чако намного богаче лесов других областей Южной Америки. Основное значение имела, пожалуй алъгарроба (некоторые виды Prosopis), например, у чамакоко, ленгуа и др. Мучнистые стручки ее шли в пищу, а также для приготовления опьяняющего напитка. Время созревания альгарробы — это время празднеств.

Некоторые виды пальм (например, Copernicia cerifera, Acrocomia sp. и др.) могли быть использованы почти целиком: так называемая'пальмовая капуста (молодые верхушечные побеги), плоды, побеги и сердцевина шли в пищу; из сока делали опьяняющий напиток; из листьев — веревки, а из колючек — иголки для шитья; ели даже личинок, которые заводились в гниющих стволах\.

Дикий рис (Oryza perennis), росший на заболоченных местах в верховьях Парагвая, собирался индейцами пайягуа таким же способом, каким его собирали и индейцы Северной Америки, т. е. рис отряхивали со стеблей в лодку. Индейцы мбайя получали его от пайягуа путем обмена.

Сбивали плоды и молодые побеги длинными палицами из тяжелого дерева. Имеющиеся в коллекциях Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР экземпляры палиц достигают 250 см. Рукоятка обычно круглая, иногда с утолщением на верхнем конце, нижняя часть плоская, слегка стесанная к краям, похожая на узкое весло2. Сходные, но более короткие палки служили для выкапывания разных корней.

Собиранием растительной пищи, личинок занимались женщины. Свою добычу они складывали в большие плетеные или вязаные сумки.

Мужчины собирали мед диких пчел. Для этого, найдя гнездо (обычно в дупле), они увеличивали отверстие в дереве, обмакивали в жидкий мед кусок ткани из волокон карагуаты (Bromelia serra) и выжимали его в мешочек из кожи.

Добывание воды

В засушливых местах население было очень редким; важным и сложным вопросом для него было добывание воды. Небольшие речки пересыхали, во многих местах источники воды были засолены. Существовали озерки пресной воды, которая сохранялась во время засухи; вблизи них разбивали лагери. Иногда удавалось найти воду в дуплах деревьев. Для того, чтобы добыть ее, сбоку в дереве просверливали отверстие, в которое вставляли тростниковую трубочку. Своеобразным резервуаром было растение карагуата. В основании ее листьев вода может держаться месяцами. Индейцы срезали колючие листья, вытаскивали растение из земли и сливали воду в сосуды. Другим резервуаром являлись клубни растения сипой (Timelacee).

Охота

Охота играла значительную роль в экономике большинства племен Чако, в особенности глубинных, живших вдали от рек. Однако постепенно истребление дичи привело к уменьшению значения охоты в хозяйстве многих племен. Охотились чаще всего на оленей, пекари и страусов, меньше на тапиров, ягуаров, лисиц, броненосцев, игуан и др. Преобладающим видом , охоты (в особенности после появления лошади) была коллективная облавная охота. На открытых пространствах 20— 30 всадников окружали дичь, убивая ее дубинками. Широко распространено было поджигание в сухое время года травы или кустарника; поджигали либо охватывая кольцом намеченный участок, либо большое число охотников поджигало параллельные ряды кустов. В первом случае добычей являлись главным образом мелкие животные, которых убивали также короткими дубинками, а затем подбирали их обгорелые туши. Во втором случае охотники поджидали убегающую из огня дичь с двух концов. Здесь пускали в ход дубинки, копья, реже лук и стрелы.

Для охоты на страусов охотники маскировались, покрывая голову и верхнюю часть туловища связками травы или пальмовых листьев, а иногда страусовыми перьями, при этом, вытягивая руку над головой, они подражали движениям птиц, чтобы незамеченными подойти поближе к добыче. Привлекали птиц, подражая их крику.

В лесных районах охотились больше в одиночку, часто с собаками.

Добычу приносили в селение и делили между членами группы. Лучшие куски доставались охотнику, убившему дичь. Иногда таковым считали охотника, который первым ранил животное, у некоторых же племен того, кто нанес смертельную рану.

Оружие

Как уже отмечалось выше, при коллективной облавной охоте употребляли короткие дубинки из тяжелого дерева. Они имели на конце утолщения, иногда же утолщенной была значительная часть дубинки.

Копья употребляли главным образом конные индейцы, у которых они достигали 5 м длины; у пеших индейцев длина копья обычно не превышала 1,5—1,8 м. Один или оба конца копья заостряли; иногда надевали наконечник из рога оленя (позднее коровы) или кости.

Луки и стрелы, однако, были основным охотничьим оружием большинства племен Чако. Луки их сильно отличались от луков индейцев тропических лесов. Они были значительно меньше по размеру, менее тщательно обработаны. Делали их из твердой сердцевины некоторых пород деревьев. Тетива была из волокон карагуаты, сухожилий или из ссученных узких полосок оленьей кожи.

Длинные стрелы из тростника с деревянными наконечниками, на которые прежде иногда насаживали острие из кости или рога, редко имели оперение. Наконечники из твердых пород дерева были гладкими, заостренными на конце, либо с небольшими зазубринами с одной или двух сторон; они служили для охоты на мелкую дичь, а также для рыбной ловли. Для охоты на крупную дичь прежде делали длинные листовидные наконечники из расщепленного бамбука. После прихода европейцев, в Чако, как и в других районах Южной Америки, эти наконечники стали делать из железа. Для охоты на птиц наконечник был короткий, деревянный, с утолщением на конце. Асара отмечает, что для охоты на птиц, или когда хотели поймать живым небольшое животное, индейцы пайягуа надевали на обычный наконечник стрелы что-либо для смягчения удара. Обычно в литературе отмечается, что тупые наконечники делают, чтобы не повредить шкурку птицы. Украшения из перьев у индейцев Чако встречались главным образом у чамакоко. Некоторые исследователи (Норден- шельд, Розен, Бальдус и др.) пишут, что на птиц не охотились обычными стрелами, чтобы в случае промаха они не вонзались в ствол или ветки дерева, а падали на землю, где их подбирали.

Рыбная ловля

Рыболовство было основным занятием племен, живших по берегам крупных рек. К концу лета, в апреле-мае, когда прекращаются дожди, спадают реки и рыба поднимается по ним вверх, индейцы, жившие в глубине леса,тоже выходили к реками разбивали свои лагери на берегах Бермехо и Пилькомайо. Рыболовство становилось единственным занятием и средством существования. Лодок индейцы Чако не имели, кроме племени пайягуа на Парагвае, которое давно истреблено. Неглубокие реки перегораживали запрудами, у которых одни рыбаки стояли наготове с сетями, а другие били по воде палками, загоняя рыбу в нужную сторону. Сети из волокон карагуаты привязывали либо к двум длинным жердям, которые расходились в виде ножниц, либо к двум гибким ветвям, которые концами были связаны одна с другой. Вытащенную из воды крупную рыбу глушили дубинками, мелкой — перекусывали голову. Многие индейцы прекрасно плавали и ныряли. При большом количество рыбы нередко ныряли с сетями (второго вида), которыми зачерпывали рыбу. В заболоченных местах со стоячей водой рыбы бывало так много, что ее черпали небольшими коническими корзинами, сплетенными из прутьев, а то и прямо руками. Этим занимались и женщины, вообще же рыбная ловля была делом мужчин. В более глубоких местах, а также во время большой воды, рыбу били тонкими длинными копьями из бамбука с заостренным концом (тоба, пилага, матако) и стреляли из лука простыми или гарпунными стрелами (конец веревки не был привязан к древку, а оставался в руке рыболова). Матако и чороти иногда бросали в воду в виде приманки листья или куски веток и стреляли в рыбу, когда она схватывала их. Индейцы пилага во время половодья стреляли рыб с деревьев, нависших над водой.

Ни одно из племен Чако не знало употребления яда при рыбной ловле, способа, широко известного многим племенам тропических лесов. Наиболее распространенным способом лова, в особенности в сухое время года, была ловля рыбы сетями.

Уловы бывали иногда настолько велики, что рыбу коптили и сохраняли много дней. Некоторые индейцы обменивали ее на кукурузу или другие продукты у племен, занимавшихся земледелием.

Земледелие

Земледелие, крайне примитивное, играло незначительную роль в хозяйстзе большинства племен Чако. Как уже отмечалось выше, использовав ние лошади привело к тому, что некоторые племена стали жить исключительно охотой и собирательством. Земледелие отсутствовало или почти отсутствовало у племен, живших в наиболее засушливых районах. В основном земледелием жили гуана, которые лишь не на долгое время (до созревания посевов) занимались охотой и рыбной ловлей. У большинства племен продукты земледелия давали возможность прокормиться лишь в течение нескольких недель в году1. Выращивали главным образом кукурузу (не все племена и в небольшом количестве), бобы, тыкву, бататы, табак, хлопок. Интересно отметить, что индейцы Чако выращивали сладкую маниоку, а горькая, столь распространенная у земледельцев тропических лесов, лишь в более позднее время появилась у гуана.

Тем же орудием, которым выкапывали корни и сбивали плоды с деревьев, при посадке делали ямки, в которые клали зерна, и засыпали их ногой.

Обрабатывали участки обычно мужчины, остальные работы выполняли женщины, хотя распределение труда в земледельческих работах варьировало у разных племен.

Каждая семья владела определенным участком земли, который обрабатывала; урожай же распределялся среди всех членов данной группы (см. ниже).