Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Индейцы области Чако: распространение. Завоевание Чако
Этнография - Народы Америки

Область Чако (или Гран-Чако) расположена на территории трех республик: Аргентины, Парагвая и Боливии. Общая площадь ее около 500 тыс. км2, наибольшая протяженность с севера на юг — около 1550 км, с запада на восток — 670 км. Восточной границей Чако служат реки Парагвай и Парана, западной — подножья восточных отрогов Анд, с юга ее ограничивает р. Саладо, а на севере граница идет приблизительно около 18° ю. ш. Эта область делится на Южное, Центральное и Северное Чако. Южной границей Северного Чако служит р. Пиль- комайо; Центральное Чако идет неширокой полосой с северо-запада на юго-восток между реками Пилькомайо и Бермехо, к югу от последней лежит Южное Чако.

Летом, с ноября-декабря до апреля-мая, в Чако наступает период дождей. Незначительный уклон стока рек, особенности почвы приводят в этот период к затоплению огромных площадей. Зима же характеризуется засухой, во время которой пересыхают мелкие реки. Леса этой области не имеют ничего общего с буйной растительностью девственных лесов других тропических областей Южной Америки.

Леса Чако, для которых характерен густой подлесок, растут вблизи рек. Дальше от рек лес встречается отдельными участками и затем сменяется небольшими пальмовыми рощами или кустарником. Заросли сухого кустарника богаты съедобными растениями с плодами и стручками, обладающими высокой питательностью. Животный мир не очень богат, но реки изобилуют рыбой.

Эта область до настоящего времени населена индейцами, принадлежащими к нескольким языковым группам — гуайкуру, маской, матако, тупй, аравакской и самуко. Численность их точно не установлена и в разных источниках приводятся самые разнообразные данные.

Многие исследователи, придавая преувеличенное значение географическому моменту, отмечают, что сходные природные условия привели к значительной общности культуры племен Чако, несмотря на их различное этническое происхождение, на принадлежность к различным языковым группам. Засушливость зимой, наводнения летом препятствовали в большинстве районов развитию земледелия и оседлости. Сезонность в созревании различных плодов, наличие рыбы и дичи в определенное время года1 и в определенных местах приводили к необходимости, может быть, и не очень далеких, но постоянных переходов с места на место. Полное отсутствие камня и металла во всем Чако привело к тому, что орудия и оружие делали из дерева, раковин и кости; металлические (например, серебряные) украшения добывали путем обмена у андских племен. Альфред Метро высказывает предположение, что индейцы Чако, как и племена Огненной Земли и Патагонии, сохранили некоторые черты архаической культуры, которые в отдаленные времена могли быть общими для примитивных племен Северной и Южной Америки.

Он отмечает, что некогда, до соприкосновения с культурой андских племен или с культурами араваков и гуаранй, живших к северу и востоку, индейцы Чако были бродячими собирателями, охотниками и рыболовами. В кратких словах Метро обрисовывает их культуру: «Они носили одежду из раскрашенных шкур и жили в непрочных общих домах. Они не знали ни плетения, ни ткачества, но отличались в изготовлении сумок (в виде .сетей). Они объединялись в небольшие группы, в которые входило несколько расширенных (extended) семей; их религиозная практика состояла в основном из магических обрядов,имевших целью изгнание злых духов или власть над ними... Они праздновали обряды достижения зрелости у девушек и у некоторых, если не у всех племен, инициации для юношей»1.

Племена Чако находились на стадии первобытнообщинного строя. Использование лошадей в первой половине XVII в. индейцами южных областей Чако (главным образом, абипонами, тоба, пилага, мбайя, матако, в меньшей степени маской) повлияло на изменение образа жизни этих племен. Возможность покрывать большие расстояния усилила значение охоты; некоторые племена, которым было знакомо примитивное подсечное земледелие, совершенно перестали им заниматься. Участились набеги и нападения на соседние племена, появились военнопленные — рабы; усилилось расслоение внутри племенных групп.

Ниже дается описание культуры индейцев Чако XVIII—XIX вв.

Распространение индийских племен ко времени вторжения испанцев

Данных об общей численности племен, населявших Чако ко времени вторжения европейцев, не существует. Несомненно, однако, что коренное население Чако было значительно многочисленнее, так как в последующее время многие племена были истреблены.

В южной и юго-восточной части Чако жили индейцы группы г у- а й к у р у: абипоны, моковй, пайягуа, тоба, пилага и мбайя.

Абипоны широко известны благодаря описанию Добрицхоффера. К середине XVIII в. их было около 5 тыс. человек.

Мокови. Данные о их численности того времени очень противоречивы, в среднем их насчитывали 2—3 тыс. человек.

Тоба. Некоторые источники насчитывали в XVIII в. 20—30 тыс. тоба, другие — лишь 7 тыс. человек вместе с мокови. Отдельные группы тоба, совместно с мокови, совершая набеги на абипонов, а также эстан- .сии пограничных районов, заходили иногда далеко в Южное Чако, соприкасаясь с индейцами вилела.

Мбайя первоначально населяли районы к западу от р. Парагвай; примерно между 20—22° ю. ш. В середине XVII в. они перешли на левый берег реки, оттеснив ряд местных племен. Часть их отошла обратно за Парагвай. Восточная же группа распространилась от 23до 19° ю. ш.2 Общая численность этого значительного племени не установлена.

Пайягуа делились на южную и северную группы, они оказывали упорное сопротивление испанцам (особенно северная группа, объединявшаяся иногда с мбайя).

Племена группы м а т а к о-м атагуайо обитали компактной массой в Центральном Чако. Они распадались на собственно матако, матако-вехос, матако-ноктёне, матако-гуиснай, чороти, ашлуслей, мака и ленгуа-энймага. Собственно матако в первой половине XVII в. насчитывали около 30 тыс. человек.

Группа луле-вилела распадалась на племена луле, вилела, чунупй. Эти племена мало изучены, так как почти целиком были истреблены уже в XVIII в.

В группу маской входили племена маской, ленгуа (не смешивать с ленгуа-энимага группы матако), ангаитэ, санапана, каскиха. Описания этой группы в старой литературе почти не встречаются.

Севернее маской находились племена группы с а м у к о — собственно самуко, моро и чамакоко; последние распадались на три подгруппы — тумраха, эбидбсо и хбрио.

И, наконец, в области Чако встречались также представители двух широко распространенных в других районах Южной Америки языковых групп: араваковитупй.

Представителями последних были чиригуано, жившие вдоль западных границ Северного Чако, к востоку от Анд. Это были оседлые индейцы, оказывавшие испанцам ожесточенное и упорное сопротивление. Географически находясь в Чако, по своей культуре они резко разнятся от племен этой области.

На языке тупи говорили также тапиетэ. По своей культуре это типичное племя области Чако. Норденшельд предполагал, что тапиетэ принадлежали к группе матако и, сохранив свою культуру, восприняли язык чиригуано1.

Араваки в Чако делятся на западных — чанэ и восточных — гуана. Чанэ жили среди северных групп чиригуано, а гуана к западу от р. Парагвай, чуть южнее мбайя и индейцев группы самуко.

Завоевание Чако

Первое время после завоевания Чако представляло для испанцев интерес лишь как путь в районы в западу от Анд, где они ожидали наити драгоценные металлы. Однацо эти области вскоре были завоеваны с другой стороны, с тихоокеанского побережья.   |

Многочисленные воинственные племена Чако были постоянной угрозой для испанцев, в особенности после того как они переняли лошадей от своих южных соседей (в частности от кальчаков) или немногочисленных еще испанских колонизаторов. Индейцы долгое время не общались с белыми.

В конце XVI в. на западе, в районе Тукумана, Сант-Яго-дель-Эстеро, значительные группы индейцев были покорены и приписаны к энкомиен- дам завоевателей.

С середины XVII в., после того как южные племена Чако овладели лошадьми, усилилась тенденция некоторых племен, в особенности гу- айкуру, к экспансии на юг. Гуайкуру оттеснили кальчаков к югу, луле и вилела — к западу. По-видимому, они же потеснили племена матако к югу и юго-западу. Индейцы мбайя в этот же период перешли на восточный берег Парагвая, оттеснив некоторые местные племена.

Следующий этап изменения местообитания отдельных групп и целых племен был связан с усилением проникновения белого населения с юга, с распространением колонизаторов из района пампы на север и из северо- западных районов первоначального заселения Аргентины испанцами на северо-восток. В своем стремлении к захвату новых земель, хотя и с большим трудом, испанцы продвигались вперед. К концу XVIII в. основная масса индейцев Южного Чако была оттеснена от р. Саладо к Бермехо.

Многие племена в это время исчезли полностью, численность других значительно сократилась. Помимо прямого уничтожения индейцев в военных столкновениях, трагическую роль сыграли занесенные европейцами болезни, нередко повально косившие индейцев, скученно поселенных в редукциях и миссиях.

Обращением индейцев в христианство занимались католические, в то время, главным образом, иезуитские миссионеры. Они особенно широко развернули свою деятельность в левобережье Парагвая, в аргентинском Междуречье, а также к северо-западу от Чако, в Боливии. В миссии нередко сгоняли индейцев разных племен и из разных районов. Во многих местах деятельность миссионеров не была удачной и длительной. Попытки оторвать индейцев от привычной обстановки не удавались. «Были истрачены в разное время, и даже в мои дни, огромные средства для этой цели, и было основано много селений для этих индейцев. Но все прекратили свое существование, остались только три в районе Санта-Фе... ни один из них (индейцев.— Ред.) не был цивилизован, не был христианином»,— писал Асара1.

После изгнания иезуитов из Южной Америки (1767) значительная часть миссий была упразднена, и индейцы, поселенные в них, вернулись на родные места, к прежнему образу жизни.

Современное расселение племен области Чако установилось примерно в середине XIX в. Южной границей обитания индейских племен в Чако является р. Бермехо.

Первые описания столкновений индейских племен с европейцами, а также данные об этнографии индейцев мы имеем, как обычно, в работах католических, главным образом иезуитских миссионеров (дель Течо, Лосано, Шарлевуа, Добрицхоффера, Бауке, Санчес Лабрадора)2. Они относятся к XVII—XVIII вв.

По некоторым племенам, например по абипонам, эти сведения являются единственными. Во многих работах, однако, преувеличена численность и «дикость» индейцев, с которыми приходилось иметь дело обращавшим их в «святую веру» патерам.