Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Индейцы льяно
Этнография - Народы Америки

К северу от тропических лесов в льяно Ориноко живут отсталые племена гуахибо, чирикоа, яруро и другие, говорящие на обособленных языках. Культура этих племен мало изучена. В отличие от племен тропических лесов, они не возделывают землю, а занимаются охотой, собирательством и рыболовством. По типу хозяйства племена льяно делятся на две группы: 1) охотники и собиратели, живущие во внутренних областях; 2) рыболовы, охотники на речных животных и собиратели раковин. К первой группе относятся, например, гуахибо и чирикоа, а ко второй — яруро. Лук и стрелы — единственное оружие племен льяно. С ними они охотятся на оленей и других сухопутных животных, а также на крокодилов. Индейцы яруро в основном охотятся на крокодилов. Мясо крокодилов широко употребляется в пищу этими индейцами. Большое значение в хозяйстве имеет сбор съедобных растений и ракушек, ловля мелких животных. При собирательстве пользуются заостренной палкой для выкапывания из земли съедобных корней.

Собиратели и охотники льяно постоянно перекочевывают с места на место. Некоторые из них не имеют жилищ. Так, гуахибо спят в гамаках, развешанных между деревьями. Иногда сооружается простейший ветровой заслон из нескольких веток, воткнутых вертикально в землю; реже строятся шалаши из циновок. Индейцы яруро в дождливый сезон сооружают низкие полусферические хижины, крытые пальмовыми листьями. Спят обитатели этих хижин прямо на полу, в ямах, вырытых в песке. Одежды все эти индейцы раньше не носили. По-видимому, и сейчас ее носят только группы, общающиеся е метисным населением.

Социальная организация гуахибо и чирикоа плохо изучена. Основной социальной единицей является локальная группа, которая подразделяется на более мелкие коллективы, численностью в несколько десятков человек каждый. Несколько больше известно об общественном строе яруро. Яруро делится на две матрилинейные фратрии, имеющие преимущественно брачно-регулирующие и обрядовые функции. Во главе каждой фратрии стоит вождь. Его звание наследуется по материнской линии. Фратрии делятся на большие материнские домохозяйства.

В религии яруро важнейшей фигурой является Кума — женский дух луны. Кума создала мир и людей. Подземным миром правит женский злой дух Киберот. Шаманами у яруро могут быть и мужчины и женщины.

Эти яркие пережитки материнского рода у яруро, рыболовов и охотников на крокодилов, представляют большой теоретический интерес для изучения истории первобытнообщинного строя.

Такова в общих чертах самобытная культура индейцев тропических лесов и льяно, описанная преимущественно по источникам XIX и начала XX в. По-видимому, она не очень значительно изменилась с XVI в.

Таким образом, эти индейцы в XIX в., а местами позднее, продолжали жить первобытнообщинным строем. Развитие производительных сил про* исходило очень медленно, а в отдельных случаях даже имел место упадок культуры. Что касается истории индейцев тропических лесов с XVI по XIX в., то для значительного числа племен она фактически неизвестна. Отдельные племена, например тупари или кепикириват, живущие по юго- западным притокам Амазонки, впервые встретились с белыми только в XX в. Напротив, с некоторыми племенами, например, с тупинамба Восточной Бразилии, европейцы встретились уже в XVI в.

О современном положении этих индейцев рассказывается в главах, посвященных отдельным странам Южной Америки.