Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественный строй индейцев тропических лесов. Религия
Этнография - Народы Америки

У индейцев Амазонки существуют различные формы социальной организации. У нескольких племен Гвианы и пЛемен, расположенных по юго-западным притокам Амазонки, есть материнскии род. Индейцы северо-западной части бассейна Амазонки, а также некоторые племена других районов организованы в отцовские роды. У индейцев северо-западной части бассейна Амазонки весь род живет в одной малоке. Большинство племен Амазоцки делится на общины, по своему характеру переходные от родовых к соседским. Связи по родству продолжают играть здесь большую роль, чем соседские связи. Однако экзогамии и некоторых других родовых черт у большинства племен Амазонки не было уже в XIX в.

Земля племен Амазонки находится обычно в собственности этих родовых или соседских общин. Им же принадлежат охотничьи и рыболовные угодья. Однако последние включают только боковые протоки. Главное течение реки не принадлежит никому. Старейшина и совет общины распределяют пригодные для обработки земли между отдельными малыми семьями. Семья получает право пользования своим участком земли,только после того, как она вложила в него свой труд. Обработанный участок земли не является собственностью малой семьи, но находится в ее пользовании. Потребление чаще носит коллективный характер. Например, у кубео вся пища, как растительная, так и животная, распределяется между всеми членами родовой общины. Насаждениями плодовых деревьев, по-видимому, совместно пользуется вся община, которой они принадлежат. Охотничьи и рыболовные угодья общины, как правило, не подразделяются на участки отдельных семей.

Жилище обычно принадлежит живущему в нем коллективу людей. У каража и тапирапе дом принадлежит женщинам, живущим в нем.

Собственностью общины или домохозяйства являются все наиболее ценные и трудные для изготовления предметы и сооружения, а именно: изгороди, рыболовные сети и ловушки для ловли рыбы, сложные охотничьи ловушки, лодки, особенно большие, большие кувшины, большие ступы для толчения маниоки и другие подобные предметы.

Хранителем общинной собственности является старейшина общины. С его разрешения члены общины пользуются необходимыми им предметами.

Личную собственность в равной мере имеют мужчины, женщины и дети. У мужчин она включает оружие, малые лодки, инструменты и украшения, гамаки. Личную собственность женщин составляют гамаки, кухонная утварь, украшения. Детям принадлежат их игрушки. Когда человек умирает, вся или большая часть его собственности уничтожается или погребается вместе с ним. Так, у кубео мужчину погребают в его лодке и кладут с ним в могилу его лук и стрелы. Наследование имущества очень слабо развито у индейцев Амазонки. Несмотря на все свое разнообразие, формы социальной организации индейцев Амазонки имеют некоторые общие черты, в том числе черты пережиточные, восходящие к материнско-родовой организации. Эти пережитки материнского рода и переходного к отцовскому роду времени находят почти у всех племен Амазонки, имевших родовую организацию. Они проявляются в некоторых свадебных обрядах, во временной или даже постоянной, матрилокальности брака, в высоком положении женщины в семье и общине, в существовании мужских союзов и мужских домов, а также в религии. У значительной части племен, утерявших ко времени их исследования родовое деление, община организована по признаку материнского родства (племена Гвианы, большая часть племен верхней Шингу и др.)* В племенах, состоящих из большесемейных отцовских общин, также сохраняются пережитки материнского рода, проявляющиеся во временной матрилокальности, большой роли брата женщины и т. п.

Многие черты, общие для социальной организации большинства индейцев Амазонки, связываются с родом вообще и материнским родом и дуальной организацией в особенности. Это кросс-кузенный брак1, турано-ганованская система родства2, уже упоминавшиеся мужские союзы немужские дома, высокое положение женщины, а также мифы о близне~ цах, возникшие для объяснения появления дуальной организации и входившие в общий культурный фонд араваков, карибов и тупи.

Бесспорно, что в прошлом материнский род существовал у всех индейцев Амазонки.

Положительные знания

Индейцы тропических лесов обладают довольно обширными познаниями в географии, астрономии и особенно в ботанике и зоологии. Эти знания они приобрели в борьбе за существование.

Индейцы таулипанг, индейцы верховьев Шингу, р. Негро и других областей рисуют на земле довольно точные чертежи знакомых им районов, а также пройденного или предстоящего пути. Поперечными полосами они отмечают водопады, горками из песка показывают форму гор, кружками обозначают дома, а цепью кружков — селения.

Астрономические знания индейцев тесно связаны с их повседневной жизнью. Индейцы Гвианы по положению созвездия Плеяд определяют наступление дождливого сезона или, наоборот, его смену сухим сезоном года и время начала сельскохозяйственных работ. По другим звездам и созвездиям индейцы определяют время изобилия важных для них в экономическом отношении животных и растений. Таким образом, весь хозяйственный год индейцев Гвианы планируется по звездному календарю.

Индейцы прекрасно знают повадки животных, время миграции рыб, свойства сотен растений тропических лесов. Частично об этом уже говорилось выше. Особенно велики познания индейцев в отношении лекарственных растений. Из них приготовляются различные лекарства, которые применяются для лечения больных наряду с магическими приемами. Выдающимся достижением является открытие индейцами тропических лесов целебных свойств коры хинного дерева. Знаменитый индейский яд кураре свидетельствует о познаниях индейцев в химии. В индейской медицине часто применяют кровопускание, укусы муравьев (от ревматизма), пластыри и другие средства рациональной медицины.

Религия

Индейцы тропических лесов по своим воззрениям — анимисты. В их представлениях каждое животное, каждое растение имеет душу и живет так же, как люди. Индейцы не проводят четкой разграничительной линии между животными и людьми. В их мифах умершие люди часто возрождаются в образе животных. Так, шаманы обычно превращаются в ягуаров.

Индейцы верят в духов-хозяев воды, земли, леса и приносят им жертвы. Есть духи-хозяева отдельных пород животных или видов растений. Существуют также многочисленные злые духи, которых надо опасаться. С верой в духов связаны запреты — табу, которые соблюдаются индейцами. Особенно много табу налагается на беременных женщин, а также на их мужей, так как те и другие считаются особенно подверженными в это время влиянию злых сил. Запреты, налагаемые на мужей беременных женщин (кувада), тесно связаны с представлениями индейцев о связи отца и ребенка.

Большую роль в жизни индейцев тропических лесов играют шаманы. Шаманы выступают как посредники между людьми и духами. Шаман обычно приводит себя в состояние экстаза, куря в больших количествах табак. Функции шамана довольно широки: он и знахарь, и предсказатель, и защитник от злых сверхъестественных сил, и советчик во всех важных делах.

Богата мифология индейцев. Интересен широко распространенный У индейцев Амазонки миф о братьях-близнецах. Бакаири называют их Кери и Каме. Они родились от женщины, которую вскоре после родов убил ягуар, и были выращены матерью ягуара, а затем убили ягуара, убившего их мать. Братья-близнецы — не только культурные герои племени бакаири, но и многих других племен Амазоно-Оринокской области. Общими для многих племен являются мифы о женщинах-амазонках, о потопе, об уничтожении мира от пожара.

Празднества, устраиваемые индейцами тропических лесов, в большинстве случаев связаны с религиозной жизнью. Община, организующая празднество, приглашает на него гостей из нескольких соседних деревень. Празднества всегда сопровождаются угощением и танцами под аккомпанемент трещоток, барабанов и флейт. Устраиваются всевозможные представления, часто мифологического характера. Интересны, например, такие представления у индейцев р. Шингу, в которых участвуют мужчины в масках, представляющие различных животных или духов. На празднествах совершается обмен товарами, разрешаются споры, заключаются браки. Обычно празднества сопровождаются также соревнованиями в беге, в борьбе, в стрельбе из лука.