Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Индейцы тропических лесов: гончарство, одежда, поселения, жилища
Этнография - Народы Америки

Огонь индейцы Амазонки и ириноко добывают сверлением. В качестве огневого бура часто используется древко стрелы. Трутом служат мох или кусочек хлопка. Вращают сверло руками. Индейцы ягуа добывают огонь, ударяя кремнем о кремень. На добывание огня этим способом ягуа затрачивают до получаса. Все индейцы стремятся поддерживать непрерывный «огонь. При лодочных поездках огонь перевозят в глиняных горшках. Охотники нередко берут с собой тлеющие ветви или головни.

Средства сообщения

Как отмечалось выше, индейцыАмазоно-Оринокской области передвигаются почти исключительно по воде. Лодки есть поэтому почти у всех племен. Нет лодок лишь у небольшого числа племен, живущих в междуречьях или на мелких речках. Это отсталые племена охотников и собирателей (шириана, вайка, маку, намбикйара). В настоящее время некоторые из этих племен выменивают лодки у своих соседей и пользуются ими при поездках по близлежащим рекам.

Ягуа при переселениях общины пользуются большими плотами из бальсового дерева (Ochroma piscatoria). Подобные плоты делают также некоторые племена бассейна рек Журуа и Пурус.

Все остальные племена для поездок и рыбной ловли используют изготовляемые ими самими однодеревки (долбленки) и лодки из коры. По- следние обладают небольшой осадкой, мало весят и поэтому применяются преимущественно племенами, живущими на мелководных и порожистых верховьях притоков Амазонки (индейцы верхней Шингу, верховьев Мадейры, некоторые племена Гвианы и бассейна рек Журуа и Пурус). Остальные племена применяют однодеревки. Ими пользуются, например, каража р. Арагуая, тукуна Амазонки, индейцы бассейна рек Какета и Кай- яри-Ваупес и др. Однодеревки изготовляются преимущественно путем выжигания внутренней части древесного ствола, реже посредством вырубания и выдалбливания. Они делаются размером от одно- и двухместных лодочек для рыбной ловли до больших лодок, служащих для дальних поездок и имеющих грузоподъемность до полутонны и более. Гребут индейцы однолопастным веслом.

Гончарство

Гончарство знакомо почти всем индейцам бассейна Амазонки. Ко времени первых встреч с европейцами оно отсутствовало лишь у нескольких племен (паринтинтин, тупи-кава- хиб, камайюра). Уровень гончарной техники одинаков у большинства племен Амазонки.

Ниже, чем у других племен, гончарная техника стоит у ши- риана и вайка Гвианы, маку северо-западных притоков Амазонки, ягуа верховьев Амазон- ки и нескольких других племен. Изготовляемые ими изделия более грубые и реже орнаментируются, ч!ем изделия большинства племен Амазонки. Это различие все же не очень велико.

Гончарством на Амазонке и Ориноко занимаются женщины. Гончарный круг неизвестен. Техника лепки жгутовая: жгуты глины прилепляются один к другому по спирали. Стенки сосуда сглаживают при помощи кусочка тыквы или плоской кости. Затем изделия несколько дней сушат на солнце, а после этого обжигают на костре. На р. Негро это делается следующим образом. Готовые изделия помещаются в неглубокую яму и обкладываются хворостом. Сверху хворост прикрывается корой, чтобы обеспечить более равномерное и длительное горение. Специальных печей для обжига нет.

Качество и внешний вид гончарных изделий улучшаются при помощи ряда приемов. Для увеличения прочности в гончарную глину добавляется зола древесной коры, содержащая кремнезем. Использование в качестве отощающей примеси коры и губок — характерная черта гончарства индейцев Амазонки и Ориноко. В других частях Южной Америки с той же целью используют песок. На Амазонке и Ориноко стенки сосудов покрывают преимущественно воском и пропитывают смолой. Нагретая до жидкого состояния смола заполняет все поры сосудов, образуя глазурь, правда исчезающую с течением времени.

Посуда, не ставящаяся на огонь, часто раскрашивается или украшается несложным резным орнаментом. Наиболее распространенными его .видами являются процарапывание каким-либо острым предметом геометрических узоров; точечный орнамент, наносимый острой палочкой; углубления, наносимые ногтем или концами пальцев и не образующие определенного узора. Обычно орнамент наносится до обжига. Раскрашивается посуда не более чем в два-три цвета. Наиболее частое сочетание цветов красный, белый и черный. Нередко, например у индейцев верховьев Амазонки, на сосуды наносятся те же рисунки, какие делаются при раскрашивании лица.

По своему назначению и форме гончарные изделия индейцев Амазонки делятся на горшки для варки пищи, противни для ее жарения, кувшины для воды и напитков, тарелки, подставки для горшков и т. п.

Особо следует выделить изделия нехозяйственного назначения: погребальные урны, флейты, глиняные игрушки. В прошлом, они, судя по данным археологии, были распространены гораздо шире, чем в последнее время. Вероятно, исчезновение гончарных изделий нехозяйственного назначения следует связывать с упадком самобытной индейской культуры.

Наряду с глиняными широко применяются также тыквенные сосуды. Они служат для хранения пищи и используются в качестве чашек и тарелок. В зависимости от назначения тыквенным сосудам придается различная форма. Особенно широко применяются тыквенные сосуды индейцами верхней Шингу. Это объясняется тем, что только аравакские племена этого района занимаются гончарством, а также и тем, что изготовляемые ими изделия очень несовершенны. Некоторые группы индейцев Амазонки, например, племена р. Негро, лакируют и орнаментируют тыквенную посуду.

У индейцев Амазонки развито плетение, и в своем хозяйстве они широко применяют корзины всевозможных размеров.

Одежда

Одежда у индеицев Амазонки ко времени прихода европейцев почти или совершенно отсутствовала.

У некоторых племен одежды не было даже в начале XX в., а возможно, и позднее. Единственной одеждой являлись, и отчасти до сих пор являются, у мужчин — шнур вокруг пояса, или набедренная повязка из луба; женщины ходили, а у некоторых племен и сейчас ходят, совершенно нагие, или носят набедренную повязку из луба, охватывающую пояс и проходящую между ногами. Женщины, а иногда и мужчины некоторых племен, носят передники из хлопчатобумажной ткани. Вероятно, они появились под влиянием европейцев. В настоящее время индейцы отдельных племен, например тукуна, одеваются так же, как и окружающее их неиндейское население. Широко распространены всевозможные украшения: ушные, носовые и шейные. Такое же широкое распространение имеют раскрашивание тела и татуировка.

Поселения и жилища

У индейцев тропических лесов встречаются различные типы поселений. В западной и северо- западной частях бассейна Амазонки селение обычно состоит из одного большого дома — малоки, вмещающего до ста человек. В таких домах-селениях жили недавно, или и сейчас живут, ягуа, уитото, тукано, сиуси, тукуна и другие племена. Селения другого типа состоят из трех — восьми общинных домов, расположенных вокруг центральной площади, на которой у некоторых племен (мундуруку, ча- кобо, мосетене) находится мужской дом. Селения этого типа характерны для племен верхней Шингу, тупи-кавахиб верховьев Мадейры, некоторых племен восточной Боливии (например, мосетене и др.). Отсутствие определенного плана — обычно для селений индейцев Гвианы. Наконец, последним типом селения является деревня с уличным расположением домов. Такие деревни встречаются редко и притом у племен, давно общающихся с европейцами (индейцы каража р. Арагуаи).

Большое общинное жилище вмещает в среднем от 20 до 70 человек, а иногда значительно большее число людей. В настоящее время в некоторые частях Амазонки встречаются также селения, состоящие из маленьких односемейных домов. Значительная часть таких поселений возникла под влиянием европейцев и в первую очередь миссионеров. По-видимому, до прихода европейцев на Амазонку большой общинный дом являлся единственным или почти единственным типом постоянного жилища, а односемейные хижины служили лишь как временные жилища, строив* шиеся около полей, мест рыбной ловли и т. п.

По своему плану жилища индейцев Амазонки делятся на два основных типа: прямоугольные и круглые. Между ними существует много промежуточных форм. По-видимому, круглый и овальный план жилища является для Амазонки более древним чем прямоугольный. В некоторых случаях переход к строго прямоугольному жилищу зафиксирован историческими источниками. Например, у индейцев р. Кайяри-Ваупес в середине прошлого века одна стена дома была закругленной, а остальные соединялись под прямым углом. В том же районе в начале XX в. дома были строго прямоугольны.

В настоящее время прямоугольные жилища распространены преимущественно в западной части бассейна Амазонки (племена ягуа, тукуна, кубео, индейцы р. Укаяли и др.)? а также в Гвиане. Круглые дома с коническими крышами распространены у многих племен Гвианы (например, у арекуна, таулипанг, вапишана и макуши), у ямамади и мангерома бассейна Журуа — Пурус, у яхуна и макуна нижнего течения р. Апапорис. У индейцев верховьев р. Шингу план дома имеет форму круга или чаще эллипса. Таким образом, в Гвиане встречаются одинаково часто как прямоугольные или слегка овальные, так и круглые дома; в западной и северо-западной частях бассейна Амазонки преобладают прямоугольные и приближающиеся по своему плану к прямоугольнику жилища; на верхней Шингу жилища круглые или почти круглые; в остальных районах в настоящее время имеются жилища обоих планов.

Американский этнограф У. Беннет делит жилища индейцев Амазонки и Ориноко на три типа, в зависимости от их конструкции1. К первому типу У. Беннет относит дома, состоящие из двускатной крыши без стен. Концы крыши упираются непосредственно в землю. Такой дом-крыша опирается на центральную горизонтальную балку, которая покоится на вертикальных столбах. Скаты крыши состоят из жердей, поставленных наклонно друг против* друга и перекрещивающихся над горизонтальной балкой. Крыша кроется пальмовыми листьями и травой. Второй тип жилища, в отличие от первого, имеет стены. Крыша у него опирается, кроме центральной балки, также на параллельные ей боковые балки. Они в свою очередь поддерживаются вертикальными столбами, образующими остов стен. К третьему типу относятся круглые дома. Основными элементами их конструкции являются стена в виде цилиндра и коническая крыша. Крыша опирается обычно на центральный столб и боковые столбы, образующие остов стен. Иногда в больших домах устраивается внутри дополнительный второй круг опорных столбов для крыши.

Дома первого типа чаще всего встречаются к югу от р. Амазонки, вдоль атлантического побережья Бразилии и у карибов восточной Гвианы. Дома второго типа широко распространены к югу от Амазонки, в ее верховьях, на юго-западной окраине бассейна Амазонки и в Гвиане. Преимущественным районом, где строятся круглые дома, является северо-западная часть Южной Амазонки, включая плоскогорья Эквадора и Колумбии, а также Панаму.

В особую группу необходимо выделить жилища племен охотников и собирателей: сирионо, маку, шириана, вайка, каинганг. До недавнего времени их единственным жилищем служили, или и сейчас служат, ветровой заслон или шалаш. Так, сирионо в 40-х годах нашего века жили общинами в 60—80 человек, помещаясь в одном шалаше. Каркас такого» шалаша состоял из нескольких жердей, воткнутых нижними концами в землю. Верхние их концы были привязаны к горизонтальной жерди, прикрепленной к двум деревьям. Сверху шалаш крыли пальмовыми листьями.

Переход к более совершенному типу жилища затрудняется тем, что сирионо постоянно кочуют и не остаются на одном месте дольше нескольких недель.

В постройке жилища у индейцев Амазонки участвует все селение. Дом строят мужчины; женщины выполняют при этом некоторые вспомогательные работы.