Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Индейцы тропических лесов: хозяйство
Этнография - Народы Америки

Основу хозяйства большинства племен Амазонки составляет подсечно-переложное земледелие, часто в сочетании с рыболовством. Основной сельскохозяйственной культурой у большинства племен тропических лесов является горькая маниока. Она более питательна, чем сладкая разновидность маниоки, но требует тщательной обработки для удаления содержащихся в ней ядовитых веществ.

У хибаро, майоруна, индейцев языковых групп пано, пеба, западных тукано и некоторых других основными сельскохозяйственными культурами являются сладкая разновидность маниоки и кукуруза. В большей части бассейна Амазонки сладкая маниока и маис выращиваются наряду с горькой маниокой, имея по сравнению с ней второстепенное значо ние для индейцев. Тропические леса Амазонки — основная область культуры горькой маниоки. В то же время ее сладкая разновидность и маис распространены и в других областях Америки. Однако климатические условия многих областей, где выращиваются маис и сладкая маниока, вполне благоприятны также и для горькой разновидности последней1. Ее малое распространение, видимо, следует приписать культурным традициям. Она характерна лишь для хозяйства индейцев Амазонки. Граница распространения маниоки, видимо, в какой-то мере отражает древнюю границу амазонской культурной области.

Наряду с двумя разновидностями маниоки и маисом индейцы этой области выращивают тыкву, батат, бобы, хлопчатник, табак и некоторые другие растения. Многие племена занимаются также садоводством. Оно представляет значительный интерес, так как наглядно показывает различные этапы перехода от собирания плодов дикорастущих фруктовых деревьев к собственно плодоводству. Так, тупп-кавахиб (области р. Та- пажос), чтобы облегчить сбор бразильского ореха, расчищают подлесок вокруг каждого дерева. При расчистке участка леса для посева индейцы не срубают растущие на этом участке фруктовые деревья. Индейцы верхней Шингу заботятся о дикорастущих плодовых деревьях. Часто они также пересаживают деревья на участок, расположенный рядом с деревней. Таким образом, около деревень создаются фруктовые сады.

Техника земледелия приблизительно одинакова у всех индейцев тропических лесов. Земледелие повсюду подсечно-огневое. В сухое время года расчищается от леса участок земли. В прошлом эта работа производилась при помощи каменного топора. В настоящее время для этой цели обычно употребляется железный топор. Для облегчения работы индейцы изобрели ряд приемов. Так, индейцы верхней Шингу подрубают стволы у целой группы деревьев, стоящих на одной линии. Затем они срубают большое дерево, находящееся в конце этого ряда. Падая, оно валит ближайшее к нему подрубленное дерево, то валит следующее за ним, и так по всему ряду. Когда лес подсыхает, его сжигают.

В верховьях Амазонки вследствие высокой влажности пни от срубленных деревьев и отчасти их стволы не сгорают целиком, а только обугливаются. Однако подлесок все же уничтожается, и зола в достаточной мере удобряет землю. Затем комки земли разбиваются деревянными дубинками. Посев производится, как только начинается дождливый •сезон, т. е. в различных районах по-разному: в августе, сентябре или начале •октября. Острыми палками индейцы делают в земле углубления и в них сажают побеги маниоки. О посевах надо постоянно заботиться, ^ггобы их не заглушила лесная растительность. Через восемь месяцев маниоку можно собирать. Однако определенного времени для сбора урожая нет. Маниока может несколько месяцев оставаться в земле, не портясь. Поэтому ее выкапывают лишь по мере надобности. Урожай других культур собирается, как только они созреют. Например, индейцы тапирапе, живущие на притоке р. Арагуая, сажают маис в октябре и собирают его урожай в январе.

Почва при подсечно-огневом земледелии обычно истощается уже после двух урожаев, и индейцам приходится расчищать новый участок. Каждые шесть-восемь лет община переселяется на новое место, так как вся земля вблизи старого поселения уже истощена.

Участок земли чз-под леса расчищают мужчины. Все остальные сельскохозяйственные работы обычно производятся женщинами. Однако имеются некоторые исключения из этих правил. У тапирапе и каража, живущих на юго-восточной окраине бассейна Амазонки, почти все сельскохозяйственные работы производятся мужчинами1. У каража при прополке и сборе урожая им помогают пожилые женщины. У тапирапе женщины выращивают хлопок и земляной орех. У гуарайю Восточной Боливии и у тукуна маис сажают мужчины2.

Данных о возрастном разделении труда еще меньше, чем о половом. У бакаири лес расчищают молодые мужчины общины, пожилые же в расчистке не участвуют, а изготовляют различные поделки из кусков срубленных деревьев.

Что касается кооперации труда в земледелии, то у индейцев верхней Шингу, уитото западной части бассейна Амазонки, индейцев правобережья р. Гуапоре, гуарайю Восточной Боливии и в Гвиане лес расчищают совместно все мужчины общины. Они поочередно расчищают участки земли для домохозяйств или даже малых семей, входящих в общину. Руководит этой работой вождь общины. У некоторых племен домохозяйство или глава большой семьи, для которой был^расчищен* участок, устраивают пир для участников работы.

Несомненно, что благодаря низкому уровню развития производительных сил расчистка леса раньше должна была производиться общиной коллективно у всех индейцев Амазонки. Только когда каменный топор был заменен железным, расчистку стало возможно производить меньшим коллективом людей.

Рыболовство также имеет большое значение в хозяйстве индейцев Амазонки. Для индейцев бассейна р. Негро оно не менее важно, чем земледелие. Рыболовство — основной источник животной пищи для большинства индейцев Амазонки и Ориноко. Индейцы стреляют рыбу из луков, бьют ее острогой, травят растительными ядами, ловят сетями. Ши* роко применяются также всевозможные ловушки, например верши, в сочетании с запрудами и изгородями, в отверстиях которых и ставятся эти ловушки.

Ловля рыбы — мужское занятие. Рыбу ловят как поодиночке, так и коллективно. В ловле рыбы с применением отравы принимает участие вся община. В сооружении запруд с ловушками или сетями и в ловле рыбы при их помощи принимают участиё все мужчины общины. Поэтому лов рыбы этим способом тоже общинное дело. Что касается охоты на рыбу с луком и ее лучения острогой с лодки, то и при этих способах ловли в боль* шинстве случаев несколько человек должны действовать совместно. Один из них гребет, другой правит кормовым веслом, третий стреляет рыбу из лука или бьет ее острогой! У каража — это отец с сыновьями, у камай- , юра — неженатые сыновья и зятья владельца лодки или просто юноши одного домохозяйства. Таким образом, при всех основных способах рыбной ловли обычно имеет место кооперация труда. Изгороди, ловушки и другие орудия коллективного лова находятся в собственности общины. Ее старейшина является их хранителем. Для рыбной ловли применяются специальные маленькие лодки. Мужчина изготовляет такую лодку самостоятельно или с помощью сыновей. У камайюра верхней Шингу малы& лодки принадлежат главам семей, составляющих домохозяйство. Их неженатые сыновья и зятья пользуются этими лодками. У кубео р. Кайяри- Ваупес малые рыболовные лодки также находятся в личной собственности изготовивших их мужчин. У каража, благодаря их матриархальным порядкам, лодки принадлежат замужним женщинам, хотя изготовляются они их мужьями и сыновьями. Большие лодки, которые служат преимущественно для поездок, делаются под руководством старейшины мужчи* нами родовой или большесемейной общины вместе и являются общинной собственностью.

Добыча от коллективной рыбной ловли распределяется вождем между всеми членами общины.

Сведений о разделе добычи от индивидуальной рыбной ловли мало: у каража человек, поймавший много рыбы, отдает ее вождю, и тот делит ее между всеми семьями селения. У тукано р. Тикие мужчина, поймавший рыбу, приносит ее в родовой дом й угощает всех присутствующих. У кубео вся рыба, пойманная как индивидуально, так и коллективно, съедается совместно всеми членами рода. Вероятно, такие же порядки бы* ли и в других частях бассейна Амазонки.

Охота, как правило, имеет меньшее значение, чем рыболовство, так как фауна Амазонки бедна крупными животными. Индейцы охотятся на пекари, тапиров, оленей. Однако все эти животные довольно редко встречаются. Большое значение имеет охота на обезьян и птиц.

Индейцы охотятся при помощи лука и стрел, сарбакана с отравленными стрелками, дротиков и копий. Они применяют также всевозможные ловушки - и западни. В разных районах Амазонки преобладают различные орудия охоты. Так, многие племена западной части бассейна не имеют луков. Их основным охотничьим оружием является духовое ружье — сарбакан. Сарбакан представляет собой трубку, чаще бамбуковую, из которой стреляют маленькими отравленными стрелками, напоминающими по виду вязальные спицы. С недавнего времени входят в употребление ружья. Однако некоторые племена, например ягуа, отказываются от их применения, считая охоту с бесшумным сарбаканом более добычливой.

Лук — простой, часто больших размеров; например, у сирионо луки достигают более двух метров длины. Тетива делается из растительных волокон.

Для стрел индейцев Амазонки и Ориноко, в отличие от стрел других районов Южной Америки, характерны наконечники, сделанные не. из камня, а из дерева, кости или бамбука в зависимости от их назначения.

Охотничьи ловушки делаются нескольких типов: вздергивающие, давящие, клеточные.

Охота ведется как коллективно, всеми мужчинами общины, так и индивидуально. Общинные охоты устраиваются на тапиров, пекари* оленей. Руководит такой охотой старейшина. Он делит всех участников на стрелков и загонщиков. Первые скрываются в засаде, а вторые гонят на них тапиров или пекари. Добыча от коллективной охоты делится вождем между всеми ее участниками. Не участвовавшие в охоте старики, по крайней мере у некоторых племен (ягуа, тиатинагуа восточной Боливии), также получают долю мяса.

Добыча от индивидуальной охоты тоже поступает частично (у ягуа, уитото, каража и некоторых других племен) или даже полностью (у ку- бео) в общий котел рода или общины.

Собирательство играет хотя и меньшую, чем земледелие и рыболовство, но все же значительную роль в хозяйстве индейцев Амазонки. Индейцы собирают и употребляют в пищу плоды многих дикорастущих фрук* товых деревьев. Широко распространен сбор орехов, в особенности так называемого бразильского ореха — плода дерева бертолеция (Bertholletia excella), содержащего много масла. Собирают индейцы также мед, моллюсков,черепаховые яйца. Съедобные растения и плоды собираются преимущественно женщинами.