Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Культура древних чибча-муиска
Этнография - Народы Америки

Племена языковой семьи чибча населяли до вторжения испанцев область от границ нынешних государств Коста-Рика и Никарагуа до северного Эквадора. Наиболее развитыми из племен всей семьи были обитатели долины р. Богота и окружающего нагорья вокруг современного г. Богота, столицы Колумбии; как и у народов Мексики, Юкатана и Перу, у них образовалось классовое общество и раннее государство; их самобытная культура представляет большой интерес.

Кроме названия чибча, связанного с именем бога-покровителя Чиб- чачум, они именовали себя также муиска (буквально люди). Поэтому, в отличие от других племен языковой семьи чибча, создателей древней высокой культуры называют чибча-муиска, или муиска.

Близкие к ним племена чибча — таирона, кимбайя и многие другие — жили на территории нынешней Колумбии, в горной части страны, где Анды веерообразно расходятся к северу (Береговая, Западная, Центральная и Восточная Кордильеры), на склонах гор, а также в перерезавших , горные хребты долинах рек Магдалены с притоком Каукой, Атрато и Сину.

Соседями чибча-муиска были жившие по верхнему течению р. Магдалены племена панче (к юго-западу от муиска), мусо (к северо-востоку) и лашё (к северу). Лингвистическая принадлежность этих племен остается неясной. Возможно, что они не входили в семью чибча, но составляли изолированные языковые единицы или особую группу. По среднему и нижнему течению р. Магдалены в области расселения чибча островками жили три карибских племени — мотилоны, караре и опоне.

Общие сведения о древнейшем прошлом хмуиска и их соседей

Археология страны чибча мало исследована, систематическое изучение началось лишь в 30-х годах XX в. Поэтому ее древнейшая история пока остается малоизученной. Очевидно, племена чибча проникли в пределы нынешней Колумбии через перешеек из южной части Центральной Америки. О древнейших обитателях Колумбии идут споры. Многие ученые, опираясь на археологические находки, думают, что это были араваки, позднейшие соседи чибча с востока. Другие обращают особое внимание на островки карибских племен, о которых упоминалось выше, и считают более вероятным, что первоначально здесь жили карибы, потом их вытеснили араваки и, наконец, после этого сюда проникли чибча.

Реки служили путями, по которым шло расселение чибчанских племен с северо-запада и с севера на юг. Речные долины Колумбии, расположенные высоко над уровнем моря (2500—2800 м), и склоны окружающих их гор очень благоприятны для обитания человека из-за ровного мягкого климата и богатой растительности. Природные условия способствовали скоплению здесь густого населения и развитию земледелия.

Период культуры чибча освещен лучше, чем предшествующий. Но в целом данные раскопок пока скудны и не дают возможнос^ти установить общественный строй и конкретно-историческую обстановку создателей археологических культур,

В Колумбии имеется восемь главных археологических центров, по которым называются следующие археологические культуры: 1) Сан- Агустин (у истоков р. Магдалены), 2) Тиеррадентро (на водоразделе верхних течений рек Кауки и Магдалены), 3) Нариньо (на границе с Эквадором), 4) Кимбайя (в среднем течении р. Кауки), 5) культура Чибча- муиска (вокруг современного г. Богота), 6) Тайрона (в горах Серра Не- вада-де-Санта Марта), 7) Калима (в верховьях р. Кауки), 8) Сину (в нижнем течении р. Сину).

Абсолютной хронологии для археологических культур Колумбии пока не установлено. Сан-Агустин считается древнейшим центром культуры племен этой страны. Здесь найдены в большом количестве (около 120) каменные фигуры огромных размеров (до 4 м сверх пьедестала), грубо отесанные, изображающие людей, фантастические существа и животных. Найдены неолитические каменные орудия из андезита и других твердых пород: полированные топоры, резцы, скребки, большие и малые ножи, тесаки — очевидно все это был инвентарь резчиков по камню. Встречаются также каменные ступки с пестами. Найдены поделки из золота. Имеется разнообразная керамика: круглодонные сосуды и чаши, горшки на ножках. Некоторые раскрашены в два тона — черный и красный; другие орнаментированы нарезкой, заполненной белой пастой. Но большинство— из неокрашенной глины без орнамента. Простая посуда имеет следы употребления, раскрашенная очевидно служила для культовых целей.

Наличие многочисленных скульптур явно культового назначения, со следами жертвоприношений перед ними, позволяет считать Сан-Агу- стин религиозным центром. Возможно, это было святилище предков племенных вождей.

Более поздние археологические культуры не представляют последовательного развития: они вообще мало связаны между собой.

Большой интерес представляют памятники культуры кимбайя. Здесь в могильниках типа шахт, иногда с подземными камерами и поддерживающими своды колоннами, найдены металлические и керамические поделки. Для кимбайи характерно преобладание золота; чистое серебро встречается редко, медь без примесей отсутствует. Кроме золота, много поделок из сплава золота с медью, так называемого тумбага. Имеются массивные золотые отливки и золотые поделки, отлитые способом расплавления восковой формы, а также обработанные с подкладкой барельефа из камня или дерева. Найдены золотые маски для мумий, разнообразные украшения, сосуды и вазы, идолы. Массивные золотые жезлы украшены отлитыми человеческими, птичьими или звериными головками. Некоторые предметы спаяны из нескольких частей; мелкие детали припаяны к основным фигурам. По обработке золота и тонкости отделки культура кимбайя стоит в ряду наиболее высоких в Америке. В областях Кимбайя и Тайрона испанские завоеватели захватили огромное количество золота. В сохранившемся в Мадриде собрании трофеев из Кимбайи имеются золотые статуэтки около 30 см высоты, весом до 1150 г с содержанием 70—80% чистого золота. Из могильников Сину (нынешний департамент Болйвар) испанские завоеватели вывезли золота больше, чем из какого-либо другого места Латинской Америки.

Керамика в Кимбайе представлена обильно. Однако, несмотря на разнообразие, в художественном отношении керамическое искусство было развито слабо.

Наибольший интерес представляют памятники культуры муиска из раскопок в долине р. Богота и в верховьях р. Согамосо (нынешние департаменты Кундинамарка и Баяка). Археологические данные этой культуры более богаты, чем другие; они пополняют очень скудные, немногочисленные и отрывочные сообщения испанских хронистов XVI в., но в целом источники неудовлетворительны и позволяют составить лишь приблизительное представление о культуре древних чибча-муиска.

Имея в виду многократные сообщения о большей плотности населения в стране муиска, можно полагать, что численность его к моменту вторжения испанцев была не менее численности современного сельского населения в этой же области, а именно — не менее 850 тыс.; есть основания думать, что эта цифра приближалась к миллиону1.

История мелких государств чибча-муиска

Испанские хронисты оставили описания пяти «царств» муиска: 1) Баката, или Богота, 2) Тунха, 3) Тундама, 4) Сугамуксу, или Согамосо, 5) Гу- анента. Лучше всего описаны первые два, которые были расположены в южной и средней частях страны. Каждое из них состояло из нескольких провинций, или «княжеств». Так, Баката подразделялась на 13 провинций, или княжеств, из которых главным было Гуатавита.

Испанцы весьма произвольно употребляли имена собственные, смешивая название местностей и селений, имена и титулы правителей. Так, нередко называют два главных «царства» муиска «Сипа» и «Саке». Но эти слова обозначают титулы верховных правителей: правитель Бакаты назывался сипа, правитель Тунхи — саке. Областями правили князья, носившие особые титулы.

История муиска плохо освещена, так как письменности они не имели, а записанные испанцами устные предания очень скудны.

Эти предания восходят лишь ко времени не более чем за 50—60 лет до вторжения испанцев и излагают историю усиления царства Баката. Рассказывается о походах правителя Бакаты—Саганмачика, о покорении им княжества Фусагасуга около 1470 г. Далее предание сообщает о восстаниях против власти Бакаты и о том, как Саганмачик дал отпор сначала восставшему князю Гуатавиты, потом правителю царства Тунхи — Мичуа, затем напавшему на него соседнему племени панче. Преемником Саганмачика был Немекене; ему также пришлось отражать нападения панче и подавить восстание в Фусагасуге. Немекене также вел непрестанные войны, стремясь утвердить могущество своего царства. В одном из походов он был ранен и умер. Ему наследовал племянник Тискесусе, в правление которого в страну чибча вторглись испанские захватчики.

Сельское хозяйство

Основным источником существования племен древней Колумбии было земледелие. Развитию земледелия у чибча благоприятствовало то, что частые дожди освобождали от забот об орошении. Землю обрабатывали самыми примитивными мотыгами — палками с сучьями. Большое место занимала кукуруза; в верхнем поясе преобладали картофель и киноа (Chenopodium quinoa), в нижнем выращивали кукурузу, маниоку, батат, фасоль, тыкву, томат, а также некоторые фрукты. Культивировали и хлопчатник, но часть хлопка-сырца получали от соседей — панче. Сажали также кустарник коку (Erythroxylon coca) и табак.

Домашних животных не было, за исключением собак.

Широко развито было рыболовство. Большое значение имела охота как единственный источник мясной пищи. Охота на оленей, диких кабанов и другую крупную дичь была привилегией знатных и воинов. Простолюдины могли только с разрешения господ охотиться на кроликов и птиц; они употребляли в пищу также крыс и пресмыкающихся.

Материальная культура

Орудия труда у муиска были деревянные или каменные. Найдены каменные полированные топоры, жернова, каменные пряслица, раскрашенные или украшенные нарезкой. Все режущие орудия были из твердых пород камня— андезита и т. п. Из оружия у муиска наиболее распространенным была копье длиною в 1,2—2 м с обожженным наконечником из твердого дерева, насаженным на древко из камыша. Копье посылалось при помощи копье- металки. Употреблялась праща. Рукопашный бой вели деревянными палицами четырехгранной формы. Имелись небольшие деревянные прямоугольные щиты.

Из металлов муиска применяли главным образом золото. Им были известны многие способы его обработки: массивная отливка в сплошной форме и отливка с формообразующим воском, металлопластика, штампование, плющение, сварка, накладка листами. Из золота изготовлялись украшения, мелкие предметы обихода и культовые фигурки.

Характерной особенностью золотых поделок чибча-муиска было плоскостное изображение предметов, например фигуры людей и животных изображались пластинками соответствующих форм. Применялся прием передачи деталей тонкой проволокой — филигранью. В человеческих фигурках черты лица — нос, глаза, рот,— затем руки и ноги передавались в этой условной манере. Пристрастие к применению филиграни составляет отличительную черту ювелирной техники муиска.

Муиска умели сплавлять золото с серебром и с медью в разных пропорциях. Не все предметы, выглядевшие золотыми, отливались из чистого золота. Чибча изобрели оригинальный способ получения золоченой поверхности предметов из сплава тумбага: они обрабатывали предмет растительными кислотами, которые выедали медь и оставляли на поверхности тонкий золотой слой.

Плавка железа вовсе не была известна чибча, хотя на территории их расселения, в центральной Колумбии, имеются значительные запасы железной руды.

Благодаря всем этим особенностям, П. Риве в своем совместном с Г. Арсандо труде1 выделяет технику обработки металлов муиска и соседних племен чибча в один из пяти металлургических ареалов доколумбовой Америки, а именно, «Колумбийский ареал». Риве считает, что основой этой техники послужило принесенное в эту область карибскими племенами применение самородного золота или меди. Другие ученые предполагают, что техника обработки металлов муиска восходит к культуре ара- ваков.

Керамика муиска не отличалась ни совершенством формы, ни отделкой. Были распространены четыре вида сосудов: кувшины с ручками и без них, с.осуды на ножках и чаши. Найдены также керамические пряслица, музыкальный инструмент окарино, статуэтки животных.

Керамические поделки, в том числе и посуда, большей частью не раскрашивались. Часть украшалась насечкой, пунктиром, штампом. Редко применявшийся орнамент — красный на натуральном фоне глины или на белом — имел геометрические формы. Встречаются стилизованные изображения людей или животных.

В некоторых могильниках, помещавшихся в сухих пещерах, сохранились остатки тканей муиска. Муиска пряли хлопковое волокно и ткали полотно, ровное и плотное. Полотно раскрашивали способом набойки, нанося узор керамическими роликовыми или плоскими штампами или Щеткой. Излюбленными тонами были красный и черный.

Одежда состояла из двух широких хлопчатобумажных полотнищ; одно полотнище обвертывали вокруг бедер, а второе набрасывали на плечи как плащ, скрепляя на груди булавкой. Члены каждой общественной группы носили определенный костюм и не имели права надевать другой.

Дома муиска были прямоугольными или круглыми в плане; соответственно крыша воздвигалась двускатной или конической формы. Муиска не применяли для жилищ ни камня, ни кирпича. Как жилища основной массы населения, так и дворцы и храмы сооружались из дерева или из камыша, обмазанного глиной. Они возводились на сваях и окружались палисадами с камышовой оградой между деревянными столбами.

Обмен

В хозяйстве муиска большую роль играл обмен. В области муиска не было богатых месторождений золота, они не добывали его сами ни в рудниках, ни в реках. Муиска получали золото из провинции Нейва от племени пуана в обмен на ископаемые и продукты сельского хозяйства, а также в качестве дани от покоренных соседей — племени панче.

Область муиска была богата изумрудами, высоко ценившимися благодаря отличающему их красивому цвету. Не меньшую ценность составляла соль. Муиска добывали каменную соль, а также выпаривали ее из воды расположенных здесь многих соляных озер1.

Муиска выменивали и полотно, хотя большую часть хлопка-сырца они сами получали у соседей — племени панче. Муиска вывозили соль, изумруды и полотно в селения, расположенные на берегу р. Магдалены, в верхнем ее течении, между нынешними городами Нейва и Коэльо, и в среднем течении у г. Велес, а также в местности Сорокота нар. Суарес. Здесь происходил обмен. Очевидно, на эти базары многие племена свозили золото, которое намывали в верховьях рек или добывали в самородках. Особенно интересно сообщение испанских хронистов, что золото выменивалось в определенной мере — в дисках. Где и кем изготовлялись эти диски, хронисты не сообщают. Вероятно, наиболее богатые золотом и более развитые в отношении техники племена, например кимбайя, первыми пустили в ход золото как всеобщий эквивалент.

Меновой единицей служило и полотнище хлопчатобумажной ткани. По сообщению хрониста, жители царства Тунха «за пачку хлопка-сырца, который они покупали в Сагамосо, платили полотнище хорошего качества. Количества хлопка в такой пачке хватало на то, чтобы изготовить хорошее большое полотнище и четыре маленьких, а также нитки, чтобы их сшить. Они платили за пачку листьев коки два хороших полотнища и одно низшего качества, и на рынке в Тунхе они продавали эту пачку за двойное количеств о пол отнищ»2.

Именно широкое развитие обмена привлекло в первую очередь внимание испанцев к индейцам муиска. Когда Хименес де Кесада в 1536 г. поднимался со своим отрядом вверх по р. Магдалене, он встретил у г. Велес лодки, груженные солью и раскрашенным полотном, которые муиска везли на обмен. Кесада услышал также, что эти продукты меняют на золото; это и привело его в страну муиска.

Во всех крупных центрах страны муиска — Сипакира, Турмеже, Тунха — каждые четыре дня были открыты базары. Сюда приносили на обмен и разные съестные припасы. Несмотря на развитие обмена, весы и меры веса отсутствовали, по крайней мере они не дошли до нас и о них не сообщается.