Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Устройство государства инков. Религия
Этнография - Народы Америки

Государство инков называлось Тауантинсуйу, что буквально значит «четыре соединенные вместе области»г. К юго-востоку от Куско находилась Кольясуйу («холодная область» — нагорье и бассейн оз. Титикака); к северо-востоку лежала Антисуйу (область восточных склонов Анд); к юго-западу была расположена Кондесуйу, включавшая южную часть Перу; наконец, страна к северо-востоку от Куско, вплоть до Эквадора, называлась Чинчасуйу. Каждой областью управлял правитель (капак апу)\ в районах управление находилось в руках местных должностных лиц (тукуйрикуков). Во главе государства стоял правитель, носивший титул сапа инка (единолично правящий инка, или верховный инка), который почитался как живой бог, воплощение бога-Солнца на земле. Он командовал войском и возглавлял гражданское управление. Инки создали централизованную административную систему. Верховный инка и высшие должностные лица из Куско контролировали чиновников на местах. Существовала постоянная почтовая связь с крепостями и резиденциями местных правителей. Сообщения передавались эстафетой гон- цами-бегунами. На дорогах, неподалеку друг от друга, были расположены почтовые станции, где всегда дежурили гонцы.Таким образом эстафета доставлялась со скоростью около 225 км в день. Известно, например, что верховному инке доставляли в Куско свежую рыбу с морского побережья через два дня после улова.

Правители древнего Перу создали законы, оберегавшие господство инков; они были направлены к тому, чтобы закрепить подчинение покоренных племен, предупредить восстания. В этих целях инки переселяли части племен в чужие области, чтобы ослабить побежденные племена. Для сплочения централизованного государства инки ввели обязательный для всех государственный язык — кечуа, на котором они говорили с населением.

Столицей Тауантинсуйу был г. Куско, расположенный в одноименной долине. Здесь находились дворцы верховного инки и высшей знати, много храмов. Кроме того, существовало еще несколько городов. Особенно прославился город-святилище у подножья горы Мачу-Пикчу, ставший известным под названием этой горы. Развалины его были открыты американским археологом Хайрамом Бингхэмом в1911г.и исследованы в течение трех последующих лет. Город этот носил название Вилькапампа, как и весь район, в котором он расположен; он находится в 75 км к северу от Куско, на высоте 7650 м над уровнем моря, в ущелье р. Урубамбы, поднимаясь по горному склону почти отвесно над рекой на высоту 2500 м. Здесь было много храмов, при которых жили жрицы и храмовые прислужницы, составлявшие основную группу населения этого города-святилища1.

Религия

Религия занимала большое место в жизни древних народов области Анд. В каждой области, у каждой группы племен были свои верования и культы, ьолее или менее обстоятельно описана религия инков ко времени испанского вторжения. В ней древнейшие формы подверглись видоизменению и переосмыслению, отразив развитие общественного строя.

К древнейшему слою относятся пережитки тотемизма. Гарсильяс» де ла Вега сообщает, что перуанцы почитали священными растения,, деревья и животных — пум, кондоров, ястребов, обезьян2. Он интерпре- тирует с точки зрения европейски образованного человека XVI в. явления, фактически1 представлявшие пережитки тотемизма. Земли общин {марка) или подразделения общин (ката) носили названия по животным:

Pumamarka, Kunturcancha и т. п. Во времена испанского завоевания происхождение этих названий было уже непонятно. Хронисты высказывали предположение, что эти общины держали соответствующих ручных животных для забавы1. Близко к тотемизму стояло религиозное олицетворение растений, в первую очередь кукурузы и картофеля, как культур, игравших огромную роль в жизни перуанцев. До нас дошли изображения духов этих растений в скульптурной керамике — сосуды в виде клубней и початков. «Глазок» с ростком на клубне картофеля воспринимался как символ пробуждающегося к жизни растения.

Пережитки тотемизма запечатлены в мифологических сценах в росписи на сосудах, в особенности культуры мочика, где фигурируют существа с телами людей и головами кондоров, пум и других животных. Эти же образы выступали и в фольклоре и в ритуальных плясках.

К древнейшему слою относится также культ уака. Кунов выводит слово «Ьиаса» из местоимения «hua» (я) и частицы «са» (происходящий оттуда, а все слово означает, по Кунову, тот, от кого я происхожу)2. Карстен выводит слово «Ьиаса» из глагола «Ьиасау» (плакать или вздыхать, стенать)3. Во всяком случае оба автора согласны в том, что почитание уака было связано с культом предков.

Когда айлью из родовой общины начала превращаться в соседскую общину, уака—духи родовых предков стали почитаться как покровители и охранители земли данной общины и вообще местности. С культом предков слилось почитание священных пещер и скал, некоторые из которых были связаны с преданиями о происхождении предков.

По сообщению хрониста Кристобаля де Молина, приведенному в более поздней хронике Бернабе Кобо, в Куско и его окрестностях было расположено 334 священных места, называвшихся уака4. Многие из этих уака были местами погребения легендарных вождей инков или были расположены вблизи пещер или скал, с которыми были связаны предания (например, пещера Пакари-Тампу, откуда* вышли легендарные прародители инков). Уака представляли собой сложенные из камней холмики, грубо цередававшие очертания человеческой фигуры6. Но известны и грубо высеченные из камня антропоморфные изваяния уака, например уака Са- уасирай и Питисирай, как их изобразил Пома де Аяла — автор никакого происхождения, овременник испанского вторжения6.

С культом предков был связан и обычай мумифицирования умерших. Мумии в нарядных одеждах, с украшениями и бытовой утварью (сумки, рабочие принадлежности), с запасами пищи захоронялись в гробницах, часто высеченных в скалах. В погребальном культе четко отразилась классовая дифференциация. Особенного развития достиг культ мумий правителей. Мумии всех умерших верховных инков тщательно сохранялись; они окружались ритуальным почитанием в храмах, жрецы шествовали с ними во время больших праздников. Им приписывалось сверхъестественное могущество, их брали в походы и выносили на поле битвы.

У всех племен области Анд существовал культ сил природы. Главное место занимал культ солнца. В период расцвета государства инков олицетворение небесного светила переросло в образ могущественного бога-Солн- це — Инти Он почитался как предок и покровитель верховных инков. Каждый правитель считался его олицетворением и именно в силу этого обладал неограниченной властью. Очевидно, вместе с развитием земледелия и животноводства возник культ Матери-Земли, называвшейся Па- чамама (на языке кечуа пача — земля), Нунгуи — у племени хибаро в нынешнем Эквадоре и т. п. Насколько можно проследить по описаниям хронистов и пережиткам этого культа у современных кечуа и аймара, культ Матери-Земли был местным. В каждой местности почитали Мать- Землю как хозяйку природы, от которой зависит и урожай, и приплод лам, и благополучие всего хозяйства. Почитали также олицетворения наиболее важных полезных растений — кукурузы (Сарамама), картофеля (Азомама). На особыхпразднествахиз этих растений делали подобие женских фигур, олицетворявших их духов-покровителей, и оказывали им почитание ритуальными процессиями и жертвоприношениями.

На основе этих древнейших анимистических культов развился политеистический пантеон. Ранее всего в области Анд образ могущественного божества выделился у племен аймара, свидетельством чего является святилище Тиауанаку. Существует много гипотез о том, кого изображает барельеф на так называемых «Воротах Солнца». Лицо этой антропоморфной фигуры окружено лучами, под глазами начертаны кружки, в которых видят капли дождя, в обеих руках по орудию, назначение которых остается неясным; в них видят палицу и бола, которыми божество производило гром и молнию. Одни исследователи видели в этом барельефе изображение бога Пачакамака, другие — Виракочу или Кон-Тикси-Виракочу. Имена этих богов фигурируют в оставленных хронистами описаниях религии инков, но несомненно, что они вошли в их пантеон в период образования централизованного государства. Карстен считает, что создатели культуры тиауанаку запечатлели образ почитавшегося ими божества, олицетворявшего небесные стихии — солнце, грозу, гром, молнию, дождь. Это божество было унаследовано инками вместе со всеми достижениями культуры тиауанаку в период включения в их государство страны Колья (Аймара). Ему были приданы черты бога-творца земли и людей, культурного героя. Под именем Виракоча он стал рядом с богом-Солнцем Инти. Седьмой правитель инков носил имя Виракоча, может быть, в связи с установлением культа бога этого названия1.

В пантеоне инков фигурирует бог Пачакамак. В сообщениях о нем есть некоторое противоречие. Имя бога — явно кечуанское (пача — земля, мир; камак — держать, охранять). Между тем, сообщения хронистов и развалины храма этого имени в долине р. Лурин, неподалеку от г. Лимы, свидетельствуют, что это было божество какого-то прибрежного племени, не принадлежавшего к языковой семье кечуа. Карстен приводит сообщение хрониста Фернандо де Сантильяны о том, что этот бог раньше назывался Ирма. Его храм, как место оракула, был окружен почитанием и служил центром паломничества. Очевидно, инки, завоевав племена Лурина и найдя здесь крупный культовый центр, поняли, что для укрепления своей власти им следует включить это святилище в свою государственную религию, для чего они назвали чужого бога своим именем и приняли его в свой пантеон2. Подобные факты имели место в Вавилонии, Финикии и других странах Древнего Востока. Неясным остается только, почитался ли у племен кечуа свой бог Пачакамак, или жрецы изобрели для чужого бога Ирмы новое имя, означающее на языке кечуа, «вседержатель», «хранитель земли (мира)».

Инки учредили государственный культ с иерархией жрецов. Очевидно, жрецы обобщили и развили дальше существовавшие мифы и создали цикл космогонической мифологии. Согласно мифу, бог-творец, под именем Коньи-Ильяк-Тикси-Виракоча, создал мир и людей на озере (очевидно на оз. Титикака). После сотворения мира он исчез за морем, оставив сына Пачакамака. В этом позднейшем мифическом цикле бог-Солнце оттеснен в тень; в гимнах Виракоче говорится, что Виракоча создал не только землю, но и солнце и луну. Но инки крепко поддерживали и распространяли среди покоренных народов представление о происхождении их легендарного предка Манко Капака от бога-Солнца.

Пантеон инков был сравнительно небогат. Может быть его ограниченность объясняется тем, что первое место заняло обожествление правителей, детей Солнца: оно стало государственным культом Перу.

Крупнейшим культовым центром был храм бога-Солнца в Куско, Ко- риканча, называемый также «золотое подворье». По описанию хрониста Сиеса де Леона, в святилище, занимавшем площадь около 400 м2, имелся большой зал с тремя изображениями богов на алтаре. Именно от этого зала храм и получил название «золотого», так как все стены его были выложены золотыми плитками. Здесь помещались три идола — Виракочи в центре, Солнца и Луны справа и слева от него. Бог-Солнце почитался в виде диска с изображением мужского лица, окруженного лучами. Оно было обращено на восток, так что лучи восходящего солнца падали прямо на него. Изображение луны имело овальную форму, на нем был выгравирован профиль человеческого лица. Оба идола были из чистого золота. Идолом Виракочи служила большая овальная плита (материал не указан), Гарсильясо де л а Вега сообщает, что в храме Виракочи в Ракче, недалеко от Куско, стояло изображение бога в виде бородатого мужчины, завернутого в длинный плащ3. Хронист Кристобаль Молина из Куско сообщает об идоле Виракочи в виде человеческой фигуры из чистого золота, величиной с десятилетнего ребенка4.

Идолы и украшения храмов из золота были похищены испанцами в первый же момент их вторжения и, конечно, переплавлены. Поэтому описания их делались на основании преданий. Описание Сиеса де Леона соответствует чертежу Храма Солнца в Куско, сделанному индейцем Санта Крус Иамки Салькамайуа, и оно, очевидно, ближе всего к действительности. Кроме главных трех идолов, в зале находились также изображения звезд. На золотых стульях были рассажены мумии правителей инков. В зале находился также великолепный трон, на котором восседал во время ритуальных церемоний царствующий правитель. К храму примыкал посвященный богу-Солнцу «золотой сад», в котором находились изображения разнообразных растений, деревьев, кустов, цветов, а также животных, птиц и пресмыкающихся и даже людей, отлитые из золота. Если в этих описаниях и есть преувеличения, то все же несомненно, что храмы владели громадными богатствами, имели большое число служителей и мартеров, архитекторов, ювелиров и скульпторов. Этими богатствами пользовались жрецы высшей иерархии.

Осйовное содержание религиозного культа состояло в жертвенном ритуале. Во время многочисленных праздников, приуроченных к различным моментам аграрного цикла, совершались разнообразные жертвоприношения, главным образом животных (морских свинок и особенно лам). В чрезвычайных случаях, например, на празднестве вступления на престол нового верховного инки, во время землетрясения, засухи, повальной болезни, во время войны, когда верховный инка отправлялся на войну, в жертву приносились люди — военнопленные или дети, взятые в качестве дани с покоренных племен. Человеческие жертвоприношения служили облеченной в религиозную оболочку формой устрашения подданных и укрепления власти централизованного государства и его деспотических правителей.