Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Архитектура инков. Керамика и ткачество
Этнография - Народы Америки

В архитектуре древнего Перу сказались различия географических зон; в ней также отразилось классовое расслоение общества.

На побережье строительным материалом служил кирпич-сырец, поверх которого накладывался слой глиняной обмазки. В горцых районах применялся камень — известняк, базальт, андезит, диорит. Здесь жилые дома строили из небольших глыб дикого неотесанного камня, скрепляя их глиной. Крыши везде были легкие, из связок соломы или пучков тростника. На побережье крыши были, очевидно, плоские; в горных районах где бывали дождливые сезоны, крыши были двускатные, с круто подни-

 

Обработка металлов в Перу и

в

Мексике1

 

Металлы

Сплавы

Техника

Побережье

Золото

Медь + олово

1. Ковка

Перу

Серебро

Золото + медь

2. Обработка прр помощи ковки

 

Медь

Серебро + медь

3. Отливка обычная и с примене-

 

Олово

Серебро + золото'

 

нием формообразующего воска

 

Свинец

Серебро, золото и медь

4.    Окраска металла

5.    Накладка золота на серебро

 

 

 

 

и медь

 

 

 

6. Накладка серебра на медь

 

 

 

 

или на сплав меди с серебром

 

 

 

7. Сварка и обыкновенная спайка

 

 

 

8. Волочение проволоки

 

 

 

9. Способ репуссе (отбивка)

 

 

 

10. Облицовка металлом

 

 

 

И. Пробивание отверстий

Мексика

Золото

Медь + олово

 

 

 

Серебро

Золото + медь

 

Технические приемы, анало

 

Медь

Серебро + медь (?)

 

гичные вышеуказанным, ис

 

Свинец

Серебро + золото (?) Медь + свинец

 

ключая № 6

мающимися скатами, судя по сохранившимся остроконечным щипцам. Печей не было, дым от очага проходил сквозь соломенную или тростниковую кровлю. Окон не было, дверями служили циновки.

Жилые дома простого люда были, как правило, однокамерные, несколько хижин располагалось вокруг общего двора.

Храмы и дворцы воздвигались из тесаных каменных блоков, причем их пригоняли так плотно один к другому, что не требовалось никакого связывающего вещества (и сейчас между ними не входит даже лезвие ножа). Здания этой так называемой циклопической кладки сохранились в Перу до сих пор, в особенности в Куско. Наибольшей славой пользуется бывший Храм Солнца, называемый Кориканча; он имеет одну полукруглую стену, «сложенную из тесаных выпуклых плит прямоугольной формы.

Порталы храмов и дворцов возводились из гигантских плит. Стены и порталы несколько сужаются кверху, что обеспечивает им почти вечную незыблемость.

В древнем Перу, как и во всей доколумбовой Америке, не был изобретен свод. Крыши дворцов и храмов, так же как и жилых домов, были соломенные или тростниковые и также двускатные, остроконечные. Некоторые храмы вовсе не имели кровли, судя по тому, что края стен гладко отесаны и не имеют следов покрытий. Внутри храмов и дворцов выкладывались лежанки из каменных тесаных плит; в стенах имелись ниши.

Особой архитектурой отличаются крепости, которых в государстве инков было много, помимо многочисленных сторожевых башен.

На горных склонах, поднимаясь над городом Куско, была расположена крепость Саксауаман. Ее укрепления из трех стен, поднимающихся уступами, имеют каждое 18 м в вышину и свыше 540 м в длину. Блоки, из которых сложены стены, достигают размеров 8мХ4,2м Х3,6 м и веса до 200 т.

Крепость Ольянтайтамбо, расположенная неподалеку от Куско, имеет пять стен, поднимающихся одна над другой.

На побережье укрепления возводились из кирпича-сырца, как например, в сохранившейся крепости Парамонга.

Пути и средства сообщения

Большим д о- стижением технической культуры инков была хорошая организация путей сообщения для военных и административных целей, а также для обмена. Как известно, ни один из ' народов доколумбовой Америки не изобрел колеса, так что и в области Анд не существовало повозок. Грузы перевозились вьюками на ламах или переносились людьми. Две главные дороги проходили через всю страну с севера на юг: одна шла вдоль побережья, другая — параллельно ей, по нагорью; от них отходило много дорог и троп, соединявших столицу даже с самыми отдаленными районами. Существовал путь через перевалы Анд, по которому спускались на восточные склоны хребта до г. Тукумана в нынешней Аргентине, а отсюда дорога направлялась в нынешнее Чили. Ширина главной дороги достигала 3,5—4,5 м. Там, где путь проходил через долины с сетью оросительных канав, дорога была ограждена забором, который иногда украшался изображениями животных и другими барельефами. В других местах вдоль пути проходил канал; часто дороги по сторонам были обсажены плодовыми деревьями. В болотистых местах или в местах, подверженных наводнению, дорога поднималась на каменные или вымощенные каменными плитами насыпи, иногда до 1—2 м в высоту. Там, где путь проходил по песчаной пустыне, вдоль нее шли два ряда столбов. Прокладка дороги вдоль нагорья требовала большого инженерного мастерства. Чтобы облегчить подъем, путь прокладывали зигзагами, в местах крутого подъема высекали ступени, в скалах пробивали туннели.

В местах пересечения дорог реками и ущельями сооружали мосты. Через узкие реки и ущелья перебрасывали древесные стволы, которые перекрещивали деревянными перекладинами. Иногда мостами служили большие каменные плиты (3—4 м в длину). Особую славу заслужили подвесные мосты, которые сооружали над глубокими пропастями. Возведение их представляет одно из крупнейших достижений техники инков. Опорой для моста служили каменные столбы; два воздвигались на одной стороне реки или пропасти, два — на противоположной. За эти столбы закрепляли пять толстых канатов, сплетенных из гибких ветвей или лиан, около 40 см в диаметре. Три каната образовывали самый мост, а еще два подвешивались выше, образуя перила. Нижние канаты переплетали ветвями и выстилали деревянными перекладинами. Канаты, служившие поручнями или перилами, переплетались с нижними, ограждая мост с боков. Средняя часть моста провисала от собственйой тяжести, и все сооружение качалось от сотрясения. Длина подвесных мостов доходила до 60 м. Дороги и мосты поддерживались в исправном состоянии специальными надзирателями и охранялись сторожами; каждый год жителей близлежащих селений заставляли их основательно ремонтировать.

Через широкие реки переправлялись по понтонному мосту или при помощи парома; для понтонов и паромов применялись бальсы.

Испанским словом бальса (плот) хронисты и современные перуанцы и боливийцы называют и плот и челн из тростника. По описанию испанских хронистов, перуанская бальса представляла собой усовершенствованный плот из пяти, семи или девяти балок или брусьев из растущего в северном Перу очень легкого дерева (Ochroma piscatoria), которое также получило название бальса. Средняя балка в передней части плота выдавалась дальше других, остальные укорачивались с обеих сторон, так что плот имел форму раскрытой ладони. Кормовая часть имела прямую линию обреза. Плот скреплялся двумя поперечными брусьями. На бруске носовой части укреплялась мачта из легкого дерева с парусом из хлопчатобумажной ткани или циновки из волокна агавы. Все сооружение скреплялось лианами или веревками из волокна агавы. Прикрепленная сзади подвижная жердь служила рулем. Плот шел на веслах, его вели несколько пар гребцов. Такие плоты поднимали до 50 человек и большие грузы1.

Там, где было мало дерева, в ходу были небольшие челны из нескольких связок тростника тотора с парусом из циновки или рогожи. Такими бальсами широко пользовались жители берегов оз. Титикака.

Керамика и ткачество

Инки достигли высокого уровня в развитии керамики и ткачества. Керамика времени инков, унаследовавшая характерные особенности культур мочика и чиму, также была по существу прикладной скульптурой. Она ярко запечатлела природную и историческую обстановку государства инков. Особенно выразительны сосуды в виде человеческих фигур и голов явно портретного характера.

Ткани из шерсти и хлопка, сохранившиеся со времен инков, принадлежат по своему богатству и тонкости отделки, по разнообразию орнаментировки и гармоничности расцветки к величайшим в мире достижениям текстильного искусства. Изготовлялись ткани разной фактуры, в том числе ворсистые, как для одежды (типа бархата), так и ковры, а также тонкие ткани типа газа^Кроме тканого узора, иногда обогащенного вплетением золотой нити или ярких птичьих перьев, была распространена вышивка и раскрашивание ткани.