Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Образование государства инков
Этнография - Народы Америки

Археологические данные говорят о сравнительно высоком уровне развития производительных сил еще до образования государства инков, достоверные памятники которого относятся лишь к середине XV в. Легендарная история образования государства инков описана испанскими хронистами эпохи завоевания.*

Наиболее полное описание составил историк Гарсильясо де л а Вега (1539—1616)*, называемый Инка. Он собрал предания, в устной форме распространенные среди аристократии инков, из которой происходил по линии матери Гарсильясо де л а Вега. Предания в разных вариантах сообщают, что инки произошли от четырех пар полубогов, «детей Солнца», вышедших из пещер холма Тапу-Токо в местности Пакари-Тампу (около 35       км от Куско). После некоторой борьбы между ними и смерти остальных одна из этих пар — Манко Капак и Мама Ойльо — пришла в долину Куско. Манко Капак завоевал эту долину, подчинил себе жившее здесь племя и основал царство инков. По одному варианту, за каждой из полу- божественных пар вышли из пещер инки-воины, которые помогли вождям завоевать жителей долины Куско; по другим вариантам, инки — дети и потомки Манко. Все инки считались детьми бога-Солнца.

Далее Манко со своими воинами или детьми, инками, как гласит легенда, научили диких обитателей долины Куско земледелию и разным ремеслам и установили порядки, приведшие к благоденствию подчиненных; затем инки завоевали всю область Анд и приобщили к культуре ее грубых жителей.

Долгое время в этих преданиях пытались найти историческое зерно: возникновение государства инков изображали как результат вторжения извне и завоевания высокоразвитым народом примитивных племен. Такой точки зрения держался и немецкий историк первобытной культуры Генрих Кунов в своих работах о древнем Перу*. Относительно происхождения инков Кунов считал несомненным, что четыре племенных группы инков пришли в долину Куско откуда-то с восточного нагорья. Откуда именно, Кунов установить не мог и оставил вопрос открытым2.

В новейшей монографии об инках, также являющейся итогом длительных исследований, шведский этнограф Рафаэль Карстен поддерживает версию о том, что четыре рода племени инков пришли в долину Куско из местности Пакари-Тампу3. Если иметь в виду, что эта местность отстоит всего в 35 км к востоку от Куско, то вопрос о миграции инков как будто теряет свою важность. Однако он имеет принципиальное значение. Кунов отводил ведущую роль в возникновении государства инков (он считает его союзом племен) внешнему насилию — завоеванию. Однако гораздо более важным был процесс внутреннего развития индейских обществ — рост производительных сил и социально-экономического расслоения, что и привело к образованию государства. К тому же, по мнению авторов, обобщивших археологические данные, «уже сделано достаточно для того, чтобы стало очевидно, что цивилизация инков была результатом длительного развития культуры в самой долине Куско, и поэтому нет больше причин искать ее происхождение вовне»4. 7

Еще в VI в.до н. э. в долине Куско развивалась культура чанапата, хотя и более примитивная и бедная,чем другие, современные ей культуры Перу. Очевидно, в долине Куско развитие началось позже, чем в других районах области Анд. Во всяком случае, с VI в. прослеживается возникновение археологической культуры, на основе которой позже развилась культура инков.

На основании отдельных сообщений и данных топонимики в испанских хрониках и документах эпохи завоевания, можно восстановить картину расселения различных племен, вошедших в государство инков.

На плоскогорье, в долинах и на побережье области Анд обитало множество мелких племен. Судя по сохранившимся названиям племен и позднейших провинций государства инков, этих племен было не меньше ста. Они принадлежали к нескольким языковым группам, главные из которых были: кечуа, аймара (колья), мочика и пукина (уру). Племена аймара, или колья, занимали почти треть территории будущего государства инков, в южной его части, в бассейне оз. Титикака, на плоскогорье. Племена кечуа обитали в сравнительно меньшей области вокруг долины Куско. Северную часть побережья занимали племена мочика; здесь находилось их «царство»— государство или союз племен Чиму. Расселение группы пукина теперь трудно установить, вероятно, они жили в районе оз. Титикака.

Название кечуа впервые встречается в письменных источниках 60— 80-х годов XVI в. Автор одной из хроник эпохи завоевания — Доминго де Санто-Томас — составил датированное 1560 г. руководство по изучению языка кечуа1.

Происхождение и значение этого наименования разъясняется из географического описания Перу, датированного 1586 г.2

Из этих источников явствует, что инки, а за ними и испанцы применяли термин кечуа в нескольких смыслах. Первое значение слова кечуа —горная долина Андов такого типа, как, например, долина Куско, т. е. теплая долина. Правда, Куско расположен на высоте 3414 м над уровнем моря, и климат там прохладный; теплой долина Куско и ей подобные могут быть названы только по сравнению с высокогорьем. Название кечуа применялось инками, а потом и завоевателями в отношении племен, населявших подобные долины (люди теплых долин), в отличие от обитателей холодного плоскогорья — племен аймара. Наконец, в колониальный период название кечуа установилось для языка этих племен.

На основании преданий, при сопоставлении с археологическими и топонимическими данными, история образования государства инков представляется в следующем виде.

В долине Куско археологи выделяют так называемую раннеинкскую культуру, датируемую X — началом XV вв. Она отличается керамикой особого стиля. Найдены и бронзовые поделки. Архитектурные сооружения свидетельствуют об организации коллективных работ. В этот период в долинах Абанкай и Курауази жили племена языковой группы кечуа, в нее входило и племя собственно кечуа, по названию которого именуется вся группа. Их соседями были инки.

Термин инки, вернее инка, приобрел позднее несколько значений: господствующий слой в государстве Перу, титул правителя и название народа в целом. Первоначально наименование инка (inka, inga) относилось к одному из нескольких мелких племен, обитавших в долине Куско наряду с племенами аймара, уайльякан, уалья, кеуар, уарок, киспи- канчи. Как и племена долины Анта, расположенной вблизи Куско,— анта/ майо, тампо, санко, кильискачи, экеко, а также ларе и поке — племя инков принадлежало к языковой группе кечуа. Инки периода расцвета говорили на языке кечуа. Сами инки и кечуа называли этот язык руна- сими (человеческий язык). Вероятно, это был диалект племени собственно кечуа, отличавшийся от диалекта племени инков. Гарсильясо де л а Вега сообщает, что инки в некоторых случаях говорили между собой на «тайном языке», но достоверных свидетельств об этом древнем инкском языке не обнаружено.

Некоторые исследователи предполагают, что племена долины Куско принадлежали к группе аймара1. Но Кунов, обстоятельно изучавший язык кечуа и испанские хроники, считает, что названия древних родов и имена собственные инков несомненно происходят из языка кечуа2.

О близком родстве инков с другими племенами семьи кечуа говорит и то, что все эти племена получили привилегированное по сравнению с другими положение. Они, как инки, не платили податей, их не брали на принудительные работы.

В исторических преданиях инков фигурируют тринадцать правителей. После мифического Манко Капака следует Синчи Рока; его имя значит «вождь, выбранный для ведения войны». Возможно, что это имя отражало факт образования союза племен. Затем следуют правители Льоке Юпанки, Майта Капак, Инка Рока, Ягуар Уакак, Виракоча, Пачакути Юпанки (1438—1463 или 1471), Тупак Юпанки (1471—1493), Уайна Капак (1493—1525), Уаскар (1525—1532) и, наконец, Атауальпа (1532— 1533). Тринадцатым верховным инкой был последний вождь повстанцев— Тупак Амару I.

Отдельные предания, очевидно, имели историческое зерно в тех или иных реальных событиях. Последовательное изложение истории инков начинается с XV в.

В начале XV в. одним из самых больших и могущественных племен в области средних Анд было племя кечуа; вероятно, это было уже не одно племя, а союз нескольких племен.

В первые десятилетия XV в. на кечуа с запада напало племя чанка и заняло часть их земель — провинцию Андуайлья, которая поэтому позднее получила название провинции Чанка. В последующие годы племена кечуа и инков, вероятно, вступили в союз. В 1438 г. инки одержали решительную победу над чанка (первая более или менее точная дата истории инков). К этому же году предание относит и начало деятельности восьмого правителя инков, получившего прозвище Пачакути, или Пачакутек («совершивший переворот», реформатор), время 'правления которого датируется более или менее точно: с 1438 по 1468 или 1471 г.

Можно предполагать, что переворот или реформа Пачакути, состояла в укреплении централизованной власти, и что к середине XV в. союз племен инков преобразовался в государство. В последующие сто лет инки завоевали и подчинили себе племена всей области Анд и создали мощную державу с границами от Южной .Колумбии (р. Анкасмайу) на севере до среднего Чили (р. Рио Мауле) на юге, на протяжении 4 тыс. км3. По приблизительным подсчетам Роу, население государства инков достигало 6. млн.

Соотношение между народностями внутри государства инков

Культура инков развилась на основе достижении других групп племен в разных районах области Анд. В период расцвета экономики и политического могущества их государства инки распространили свою культуру среди населения всей области 'Анд. и их влияние перешло за ее пределы.

С образованием государства соотношение между инками и другими племенами страны изменилось. Если раньше, в период расцвета культуры тиауанаку, племена колья или аймара стояли выше по своему развитию, чем племена кечуа, то с XV в. племена колья — обитатели нагорья — утрачивают свое превосходство. Их хозяйственный и общественный уклад как бы останавливается на месте и даже деградирует: обитатели нагорья остаются лишь примитивными земледельцами и пастухами. В стране Колья разрушаются старые культурные центры, перестают развиваться ремесла. Обмен ведется только «внешний», т. е. с населением побережья.

На нагорье продолжали жить многие отсталые племена и народности. На берегах и на островках озера Титикака и других, более мелких, жили племена уру-чипайя (языковой семьи пукина). Они создали примитивное, но хорошо приспособленное к окружающей природе хозяйство: питались рыбой и моллюсками, а также мясом водоплавающих птиц; единственной растительной пищей служили корневища водорослей. Жилищем служили шалаши из тростника, из него же изготовляли челны.