Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Культура народов средней части области Анд до образования государства инков
Этнография - Народы Америки

О древнейшей истории народов области Анд можно сделать только некоторые общие выводы на основании материалов раскопок. Эти данные систематизируются по археологическим культурам, большей частью носящим названия наиболее значительных археологических центров.

Исследования Филиппа Минса, Венделя Беннета, Джона Роу, Рикардо Латчама, Сэмуеля Лотропа, Олден Мэсона, Луиса Вилькарселя, Джулио Телло, Ларко Ойле и других археологов в 30—50-х годах XX в. дали возможность более детально разработать проблему последовательной смены культурных напластований в различных областях Анд. В настоящее время установлена примерная периодизация археологических культур с приближенной хронологией по данным радиокарбонового анализа. Эта хронология отличается от ранее применявшейся тем, что отодвигает начало истории народов Андской области значительно дальше в глубь веков (см. табл. на стр. 264).

Археологические материалы дают лишь самые общие представления о социальном строе создателей этих культур; принадлежность их к той или иной языковой группе не всегда поддается определению. Наиболее значительные археологические культуры можно описать следующим образом.

Культура чавин датируется по одним данным X—VI вв. до н. э., по другим — X—VIII вв. до н. э.1 Она известна по архитектурному комплексу Чавин-де-Уантар в северной части нагорья Перу, общей площадью 150x75 м. Важнейший памятник — строение из тесаных плит песчаника и базальта. К нему подведены вымощенные камнем водоносные

Датировка археологических культур по районам Андской области 1

Датировка по данным радиокарбо- нового анализа (на См)

Северная

часть

побережья

Центральная

часть

побережья

Южная

часть

побережья

Северная

часть

нагорья

Центральная часть нагорья

г

Южная

часть

нагорья

8000 г. до н. э.

доземледельческий период'

2550 г. до н. э.

уака-приета

 

 

 

 

 

1250 г. до н. э.

ранняя

гуанапе

 

1

 

 

 

850 г. до н. э.

куписникве

ранняя

анкон-супе

 

чавин

 

 

500 г. до н. э.

садинар; ранняя гальиназо

чанкай с белым на красном

паракас

(пещеры)

уараз с белым на красном

чанапата

чирипа

300 г. до н. э.

мочика, поздняя гальиназо

ранняя лима

паракас

(некрополь);

наска

рекуай

 

ранняя

тиауанаку;

укара

500 г.

тиауанаку

поздняя

тиауанаку

наска

вилькавейн

уари

тиауанаку

1000 г.

чиму

чанкай с черным на белом

ика

поздняя

уамачука

ранне

инкская

кольяо:

чульпа

1440 г. — 1532 г.

инкский период

каналы; под зданием — сеть подземных каналов, возможно, дренажного назначения. Строение украшено горельефами — вырезанными из камня головами зверей кошачьих пород (леопардов, пум) и фантастических существ; внутри здания имеется колонна с барельефом сложного криволинейного орнамента. Чавин-де-Уантар был, по-видимому, культовым центром. Здесь, как и в других центрах этой культуры, найдены керамические сосуды, а также золотые поделки тонкой чеканки — бляшки, серьги и другие украшения, ложки, щипчики. Культура чавин, влияние которой было распространено и на побережье, свидетельствует о том, что уже в IX—VI вв. до н. э. у ряда племен Перу развилась строительная техника и резьба по камню; они уже умели обрабатывать золото. Искусство характеризовалось криволинейным орнаментом, основанным на стилизации фигур, голов, глаз, когтей животных кошачьих пород. Возможно, что эти животные почитались священными. Встречаются и изображения кондора и змей. Надо полагать, что для возведения больших по размерам и украшенных скульптурой строений, служивших, возможно, жилищем племенного вождя или имевших культовое назначение, племенная знать использовала труд рядовых соплеменников. Известный американский археолог Олден Мэсон высказывает предположение, что во время религиоз- ных празднеств, когда сходилось много народу, собравшиеся выполняли тяжелые работы, требовавшие большой физической силы, в первую очередь переносили каменные глыбы. В остальном использовался труд мастеров1. К какой языковой группе принадлежали племена, создавшие культуру чавин, остается неизвестным. Эта культура выделяется высоким уровнем развития среди окружавших ее более примитивных.

Культуры паракас и наска. Культура паракас датируется большим отрезком времени от середины I тысячелетия до н. э. до V в. н. э. Особенно известна находка некрополя на южном побережье. Здесь в склепах, выложенных сырцовым кирпичом, было найдено 429 мумий в хорошо сохранившихся одеждах из шерстяной ткани. Из-за чрезвычайной сухости воздуха и песчаной почвы в Перу трупы высыхали и сохранялись без бальзамирования. Высокое искусство тканья и вышивки, сложность орнамента, гармоническое сочетание ярких и нежных тонов окраски ставят ткани Паракасского некрополя в ряд лучших в древнем мире произведений текстильного мастерства. Богатый инвентарь погребений состоял, кроме того, из многочисленных золотых украшений, разнообразной керамики и пищи (сушеного мяса, бобов, кукурузы, арахиса). Очевидно, это погребения родоплеменной знати.

Культура наска, бытовавшая на южном побережье, относится к середине I тысячелетия. Она богато представлена полихромной керамикой. Сосуды разнообразной формы изготовлялись без гончарного круга, техникой спирального налепа, и покрывались глазурью. Для окраски и росписи применялось до одиннадцати тонов; наиболее распространен был красный основной тон. Контуры рисунка наносились черной линией. В росписи главное место занимают изображения птиц, зверей, рыб, плоды, а также фигуры и головы людей и фантастических существ. Найдены и ткани из шерсти и хлопка, отличающиеся искусной техникой изготовления, разнообразной расцветкой и орнаментировкой.

Языковая принадлежность создателей культур паракас и наска пока не определена.

Мочика, или ранняя чиму. Одновременно с культурами паракас и наска на северном побережье была распространена культура мочика, названная по группе племен языковой семьи мочика. Здесь образовался союз племен или примитивное государство, известное под названием Чиму, хотя «чиму» не имя собственное, а титул правителя этого «царства». Культуру мочика называют также ранней чиму, или проточиму. В районе распространения этой культуры найдены остатки каналов и водопровода. Так, отведенный от р. Чикама канал тянется на 113 км. Для орошения полей отводились многочисленные каналы длиной до 1,5 км, которые подводили воду к небольшим участкам прямоугольной формы, огороженным земляной бровкой. Судя по росписи на сосудах и сохранившимся семенам, племена мочика возделывали уже все культурные растения, найденные испанцами во время завоевания. Были домашние животные — собака и лама. Собаки были приучены нападать на неприятеля во время сражений.

Здания строились из прямоугольного формованного кирпича-сырца, фундаменты — из тесаных каменных плит. Величественные храмы возводились на земляных пирамидах, стены их украшались полихромной росписью и рельефами со стилизованными изображениями людей и животных. Прокладывались дороги, вымощенные каменными плитами. Ширина одной из сохранившихся дорог — около 10 м.

В центрах культуры мочика найдены поделки из золота, серебра. Племена этой культуры не только употребляли указанные металлы в самородном виде,' но и умели выплавлять их из руды. Были известны сплавы из золота, серебра и меди, но бронза еще не была изобретена. Орудия изготовляли ив меди, причем медь ковалась холодным способом, благодаря . чему она приобретала большую твердость.

Чрезвычайно интересна керамика культуры мочика.Это скорее скульптура, чем гончарство. Сосуды изготовлялись в виде фигур людей (часто голов), животных, плодов, утвари, зданий, лодок. Иногда сосуд изображал даже жанровую сценку, например охотника, стреляющего из духового ружья в птицу. Изображения людей, особенно отдельные головы, несомненно, представляют собой портретную скульптуру, настолько они характерны и индивидуальны. Как материал для скульптуры употреблялась однородная тщательно размельченная глина. Применялись отливка в каменных и глиняных формах и обжиг.

Керамика мочика позволяет судить не только о том, какова была материальная культура рассматриваемого периода, но и о том, каким был общественный строй ее создателей. В росписи на сосудах изображаются рабы, несущие на носилках знатных лиц, расправа с пленниками или преступниками — сбрасывание их со скал, военные сцены и т. п. Найдена скульптурная фигура обнаженного пленника с веревкой на шее. Подобные памятники наряду с остатками централизованной системы ирригации говорят о возникновении классов и отношений господства и подчинения.

Тиауанаку. В первые века I тысячелетия начала развиваться культура тиауанаку, названная по ее центру в Боливии. Влияние культуры тиауанаку распространялось в VI—X вв. на большой ареал, включающий нагорье нынешней Боливии, северное нагорье и побережье Перу, юг Эквадора, север Чили и северо-запад Аргентины. Существовало много теорий, связывавших эту культуру с могущественным мегалитическим «царством Тиауанаку», якобы бывшим «колыбелью американской цивилизации». Однако оснований для этих теорий, кроме мифов и преданий, не существует.

Тиауанаку расположено в 21 км к юго-востоку от оз. Титикака на высоте 4000 м над уровнем моря. Здесь на площади 450X1000 м находится несколько наземвых сооружений из тесаных каменных блоков большой величины. Наиболее сохранившееся из них, называемое «Каласасайя», представляет собой огражденную квадратную площадку с углубленным вниз внутренним двориком, в который ведет лестница. К «Каласасаие» примыкает один из самых замечательных памятников доколумбовой Америки — так называемые «Ворота Солнца». Это портал из гигантского андезитного монолита с барельефом антропоморфной фигуры, окруженной лучами. Барельеф имеет 3 м в высоту и 3,75 м в ширину.

Месторождения андезита, базальта и песчаника имеются не ближе, чем в 5 км от строений Тиауанаку. Следовательно, колоссальные плиты в 100 и больше тонн, из которых сооружены эти памятники, могли быть доставлены сюда лишь организованным трудом многих сотен работников. Каменные плиты прекрасно отесаны и плотно пригнаны друг к другу.

В Тиауанаку найдены также монолиты-скульптуры — четырехгранные колонны, напоминающие стилизованные антропоморфные фигуры.

Характер сооружений, барельеф на «Воротах Солнца», трактуемый как изображение бога Виракоча или олицетворение солнца, и скульптурные монументы заставляют предполагать, что Тиауанаку было религиоз-^ ным центром, куда население сходилось на культовые празднества. Возможно, что в это время собравшиеся многочисленные группы людей переносили тяжелые каменные блокиг.

В ранних стоянках культуры тиауанаку (первые века н. э.) найдены предметы из золота и серебра, а также из меди. В стоянках тиауанаку второго периода (VI—X вв.) появляется уже и бронза. Исследования археологических данных, обобщенные извести м французским ученым-американи- стом Полем Риве в его совместном труде с Арсандо, позволяют думать, что изобретение способа сплавления меди с оловом принадлежит жителям Перуано-Боливийской области 2

В культуре тиауанаку найдены ножи, топоры, скобы, булавки из меди и бронзы; из золота изготовлялись чаши, бляхи, маски и мелкие украшения.

В керамике тиауанаку преобладают разнообразные по назначению и форме сосуды полихромной окраски ярких тонов. Характерен' орнамент в виде ступенек,— возможно, это стилизованное изображение окружающего горного ландшафта.

В центрах тиауанаку, расположенных на побережье, сохранились образцы различных тканей., Орнамент и вышивка те же, что и на камне и на керамике: стилизованные антропоморфные и зооморфные изображения, геометрические фигуры.

Скудость и фрагментарность археологических материалов не позволяют восстановить историю народа, создавшего богатую культуру тиауанаку. Классические памятники культуры тиауанаку находятся в районе оз. Титикака, на родине племен аймара или колья. Очевидно, они были создателями этой культуры. Но так как культура тиауанаку распространялась почти по всей территории нынешних Боливии и Перу, надо думать, что в ее развитии участвовали и племена других групп. Каковы были общественные отношения и конкретно-историческая обстановка легендарного «царства Тиауанаку», установить трудно. Данных для того, чтобы считать, что здесь существовало развитое могущественное государство, как его иногда пытаются изобразить, пока не найдено, да и вряд ли можно ожидать их находки.

В XI—XV вв. усиливается государство Чиму на северном побережье. Здесь образуются густо населенные центры. Городище бывшей столицы Чиму — Чанчан — вблизи Трухильо в настоящее время занимает около 18 км2. Оно состояло, по крайней мере, из десяти разгороженных стенами жилых комплексов, или кварталов прямоугольной формы, выходящих узким концом к морю. Дома строились из кирпича-сырца и украшались . барельефами по глиняной обмазке. Орнамент барельефов Чанчана отличается необычайным богатством и сложностью. Между кварталами располагались поля, орошавшиеся каналами. Каждый квартал, размером приблизительно 480x355 м при высоте окружавшей его стены в 9 м, включал огород с водным резервуаром, а также кладбище. Можно предположить, что это^были кварталы больших родовых общин.

Центры культуры чиму изобилуют поделками из бронзы, меди, золота и серебра. Из бронзы и меди изготовляли мотыги, ножи, боевые наконечники для палиц, иглы и булавки. Плавка металла и кузнечное мастерство были высшим достижением этой культуры.

Керамика чиму воскрешает традиции древней культуры мочика по диапазону сюжетов, хотя по стилю она менее реалистична. О развитии ткачества можно судить по найденным при раскопках останкам.

Население государства Чиму говорило на языках лингвистической семьи юнка-пуруа или пуруа-мочика.