Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Острова Мартиника и Гваделупа
Этнография - Народы Америки

Острова Мартиника (площадь 1102 км2) и Гваделупа (ва крупных острова и несколько мелких) объединены в одну колонию, площадью около 3 тыс. км2. С 1946 г. этим островам формально предоставлены права «заморских департаментов» Франции. Управляет каждой колонией префект, вкаж-> дой имеется, как и во всяком департаменте, генеральный совет из 36 членов и т. п. Острова выбирают по три депутата, по два сенатора и по одному делегату в Ассамблею Французского союза. Однако фактически положение на островах мало изменилось. Префект имеет все права губернатора колонии и пускает их в ход, чтобы подавить растущее народное движение. Колониальный гнет продолжает существовать, и многие важнейшие для колоний проблемы не находят разрешения: статут департамента формально уравнял население острова в правах с метрополией, но фактических прав оно не получило.

И Мартиника, и Гваделупа — отсталые аграрные колонии. 93% экспорта первой и 94% экспорта второй составляют сахар и бананы. 65% населения Мартиники занимается сельским хозяйством. Но 5% владельцев, каждый из которых располагает более чем 40 га земли, держат в своих руках 61 % ее, а 72%, владеющие участками не более 3 га каждый,— лишь 7 %. Значительная часть самодеятельного населения — кочующие сельскохозяйственные рабочие, занятые не более 175—200 дней в году. Крупнейшие компании — «Пти-Бур», «Ларенти», «Сент Мари», «Дю Ламентен», «Ривьер Салэ» — господствуют в экономике острова. Десяток семей крупных плантаторов образует на Мартинике господствующий слой населения.

Подавляющее большинство жителей Гваделупы — сельскохозяйственные рабочие. 60% продукции сахара дают плантации французских компаний «Сосьетэ агриколь э эндюстриэль де Пуант-а-Питр», «Сюкрэри колониаль» и «Сосьетэ дез Юзин де Бопор». Эти фирмы контролируют более мелкие плантации, те — еще более мелкие; часть земли сдается в аренду небольшими [участками так называемым колонам (издольщикам). Разведением бананов мелкие хозяйства вообще не занимаются. Эта отрасль хозяйства полностью находится в руках пяти крупных компаний.

Уродливое однобокое развитие хозяйства приводит к тому, что собственного продовольствия на островах не хватает, и 22% ввоза Мартиники и Гваделупы составляют мясо, рис, мука и т. п.

Промышленность, кроме сахарной, ромовой и по консервированию бананов и ананасов, отсутствует. «Сахарные» острова французской Вест- Индии ввозят из Европы даже кондитерские изделия.

На Мартинике живет более 280 тыс. человек. Главный город — Форде-Франс (70 тыс. жителей). На Гваделупе, считая оба главных острова — Бас-Тер и Гран-Тер, а также другие, ей подчиненные,— около 300 тыс. человек; крупнейший город — Пуант-а-Питр (около 50 тыс.) И на том, и на другом острове большинство составляют мулаты, затем — негры. Белых — ничтожное меньшинство. На Гваделупе, например, их около 0,5%, но именно они составляют господствующую группу населения. Особенно это ощущается на Мартинике, где так называемые бэкэ (blancs creoles — белые креолы) до сих пор удерживают экономическую и политическую власть. Именно они поддерживают дискриминацию по отношению к неграм и мулатам, создают «клубы для белых», поощряют расистскую практику пароходных компаний (вроде «Компани женераль транс- атлантик») и т. д.

На небольшие островках близ Гваделупы (Сен:Мартэн, Сен-Бартельми и Терр-де-От — всего около 6,5 тыс. жителей) подавляющее большинство населения — белые, потомки выходцев из Нормандии и Бретани, переселившихся несколько сот лет назад. Это — рыбаки, сохранившие почти в неприкосновенности старинные говоры, обычаи, костюм и т. д.

На обоих островах, но больше на Мартинике, живут потомки плантационных рабочих из Индии, ввезенных во второй половине XIX в. Часть их смешалась с окружающим населением, однако есть и такие группы, как в Бас-Пуант, полностью эндогамные, не утратившие индийских обычаев и религии.

Местный диалект французского языка (патуа) отличается от языка метрополии следующими чертами. В фонетике: общей назализацией, произношением «е» или «ей» в начале слова как «и», произношением некоторых букв, опускаемых в литературном языке; в морфологии: тенденцией к сокращению слов, переносом артикля за соответствующее слово, а часто и слиянием его с ним, уничтожением родов и чисел (женский род обозначается специальным термином или с помощью эпитета, а вместо чисел используются перифразы или специальные выражения). Локальных различий мало.

На Мартинике чаще опускают гласный и укорачивают слова, на Гваделупе общий темп речи — быстрее.

Значительная часть населения неграмотна. На Мартинике существует два и на Гваделупе — три лицея (средние школы), несколько специальных средних школ и, соответственно, 162 и 150 — начальных. С 1949 г. в Фор-де-Франсе открыт филиал юридического факультета Бордосского университета — первое высшее учебное заведение во Французской Вест- Индии.

Подъем народного движения в период второй мировой войны развязал инициативу народных масс. Коммунистическая партия, игравшая в борьбе за освобождение ведущую роль, завоевала огромный авторитет во Французской Вест-Индии. Несмотря на все махинации властей, на прямую фальсификацию выборов, трудящиеся островов посылают в парламент лучших своих представителей — коммунистов. На выборах в местные органы власти Коммунистическая партия получила большое число мест и, например, на Гваделупе ее представители не раз имели большинство в крупнейших муниципалитетах.

Большим влиянием пользуется на островах объединение профсоюзов, примыкающее к Всеобщей коч [>зцерации труда Франции. Из 30 тыс. наемных рабочих на Мартинике 10 тыс. состоит в этом объединении. Предприниматели и администрация пускают в ход против рабочих все средства борьбы. В 1948 г. на Мартинике и в 1952 г. на Гваделупе против бастующих были брошены войска, убившие и ранившие десятки человек, Профсоюзные руководители были заключены в тюрьму.

Подъем народного движения после второй мировой войны оказал большое влияние на появление национальной литературы. Известны читателям имена романистов Жозефа Зочеля и Франца Фанона, поэтов Жильбера Гратиана и Лионеля Аттю 11 Выступили со своими стихами и поэты Гваделупы — Поль Нигер, Ги Тирольен.

Подавляющее большинство населения исповедует католическую религию. Часть индийцев — индуисты.