Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Тринидад: характеристика
Этнография - Народы Америки

Площадь о-ва Тринидад — 4,8 тыс. км2. С 1797 г. он является колонией Великобритании. На острове, управляемом губернатором, существует колониальный парламент (Законодательный совет), часть членов которого назначается администрацией колонии. На выборах 1956 г. 13 из 24 имеющихся мест получила партия Народное национальное движение, близкая по типу к английской лейбористской партии, и ее руководитель, известный историк Эрик Уильямс, сформировал правительство.

Наиболее важная отрасль хозяйства Тринидада — добыча и переработка нефти (сосредоточена на юге острова), по которой колония занимает первое место в Британской Империи. Поэтому в промышленности на Тринидаде занято 30% самодеятельного населения — больше, чем где бы то ни было в Вест-Индии (из них на добыче нефти и асфальта и их переработке — 17 тыс., в других отраслях — 10 тыс. человек). Нефтяные богатства находятся в руках английских монополий «Тринидад Лизхолдз», «Тринидад питрольем дивелопмент компани», «Юнайтед бритиш ойлфилдз». В последнее время усилилось проникновение в экономику острова капитала США. Компании «Тексас ойл» и «Колорадо ойл энд гэс компани» устанавливают контроль над английскими нефтяными фирмами. На Тринидаде находится также самое большое в мире асфальтовое озеро. Добычу и вывоз асфальта производит британская «Брайтон терминалз компани».

Рабочие нефтяной промышленности — самый боевой и организованный отряд трудящихся острова. Их профсоюз «Ойлуоркерз юнион», насчитывает 10 тыс. человек и является крупнейшим в Конгрессе профсоюзов Тринидада.

Сельское хозяйство играет в экономике Тринидада менее значительную роль, чем на других островах Карибского моря. В нем занято 28% населения. Среднее число рабочих сахарной промышленности — 16 тыс.; на уборке работает до 21 тыс. Основные культуры— сахарный тростник,, какао, кокосовая пальма, цитрусы. 45% обрабатываемой земли находится в руках крупных плантаций. Две самые большие из них — «Карони» и «Сент Мадлен»— владеют по 10 тыс. га каждая (в общей сложности 2/3 всей площади сахарных плантаций). В то же время 80% мелких владельцев имеют менее 5 га каждый и им принадлежит не более 19% обрабатываемой земли. 30 тыс. крестьян уже лишились земли и работают на плантациях или в хозяйствах кулацкого типа. С 1921 по 1946 г. число мелких землевладельцев уменьшилось с 26,4 тыс. до 9,4 тыс.

Одностороннее развитие экономики не дает возможности обеспечить продовольствием население острова. До сих пор на Тринидад ввозятся мука, молочные продукты, мясо, рис и даже рыба.

Из промышленных предприятий крупнейшие — нефтеперегонные заводы, перерабатывающие также и часть нефти, доставляемой из Венесуэлы. Есть ряд сахарных заводов, производятся ром, различные товары широкого потребления, пищевые продукты и т. п.

Население

По данным 1958 г., на Тринидаде проживает более 730 тыс. человек. Примерно 50% — негры; около 35% — индийцы; примерно 10% — мулаты; 4% — белые английского, французского, испанского, португальского происхождения, североамериканцы; остальные — китайцы, сирийцы и др. В горах сохранилось несколько сот индейцев-араваков, потомков коренных обитателей острова. Центр и крупнейший город — Порт-оф-Спейн (около 120 тыс. человек), второй по величине город — Сан-Фернандо (35 тыс.).

Основные занятия негров и «темных мулатов» (местное название этой группы — креолы) — сельское хозяйство, работа на нефтепромыслах, плантациях, сахарных заводах. Есть среди них и мелкие, а также средние буржуа, интеллигенция, но они составляют лишь незначительное меньшинство. Креолы подвергаются на острове дискриминации. Так, их не принимают на работу в некоторые учреждения, например, в банки. На многих предприятиях, например на нефтеочистительном заводе в Порт-де- Пьер (принадлежит «Тринидад Лизхолдз»’), рабочие и служащие разделены на две категории. Для первой (в большинстве состоит из белых) установлена высокая заработная плата, вторая (в которую входят в основном креолы) оплачивается гораздо хуже. Положение светлых мулатов — лучше, но даже небольшая примесь негритянской крови преграждает доступ к ряду должностей. Мулаты со светлой кожей (цветные) — это служащие,, лица свободных профессий, чиновники, плантаторы.

Индийцы (потомки законтрактованных рабочих, ввозившихся на остров начиная с середины XIX в.) составляют значительную часть населения Тринидада, особенно на юге. В сельской местности они заняты в основном на сахарных плантациях, возделывают рис и т. д., в городах это торговцы, транспортные рабочие (шоферы и т. д.), лица свободных профессий. Многие тринидадцы индийского происхождения живут замкнутыми земледельческими колониями.

Индийцы были ввезены на Тринидад, чтобы заменить на сахарных плантациях рабочих-негров, ушедших после отмены рабства. Плантаторы и колониальная администрация пользовались этим для разжигания розни между неграми и индийцами, которая в определенной степени существует и поныне. В результате у индийцев имеются свои профсоюзы, свои организации самого разнообразного профиля и даже свои политические партии. Хотя существует и дискриминация по отношению к индийцам, из их числа вышло немало бизнесменов и политических деятелей, в том числе несколько министров. Индийская буржуазия быстро денационализируется и теряет связь с индийской культурой. Но среди широких масс индийских трудящихся живет любовь к их далекой родине, и успехи молодой республики Индии вызывают в их среде живой отклик.

Белое население — тринидадцы французского, английского, испанского, португальского происхождения (потомки беженцев с Гаити, осевшие в колонии британские чиновники, офицеры, дельцы и т. п.) в основном представители господствующего класса. К ним примыкают англичане, входящие в состав колониальной администрации или находящиеся на службе нефтяных и сахарных монополий, а также бизнесмены из США, появляющиеся на островах во все большем числе. Но и среди белых существует заметное расслоение. Так, португальцы занимают в этой группе самую низкую ступень, а так называемые «белые иностранцы» (англичане, американцы, канадцы) — самую высокую.

Большинство населения, прежде всего городского, говорит на местном диалекте английского языка. Однако в деревне, особенно на севере Тринидада, до сих пор сохранился французский диалект креоль (хотя число говорящих на нем сокращается), а кое-где еще и испанский язык. Значительная часть индийцев до сих пор говорит на индийских языках, однако многие из них, особенно молодежь, перешли на английский.

Большая часть населения неграмотна. Из почти 570 школ лишь 72 являются государственными, остальные — частные. Средних школ — 15 (государственных 3). Имеются три учительских и один технический колледж, а также Имперский колледж тропического сельского хозяйства. Обучение бесплатное только в начальной школе.

Из того, что создано народным искусством на Тринидаде, наиболее популярны негритянские песни калипсо, исполняемые под гитару. Живые, веселые, остроумные, они пользуются популярностью далеко за пределами острова. Развивается национальная литература. Наиболее крупным поэтом считается Харолд Телемак (род. 1911). Крупнейший прозаик-индиец Сэмюэл Селвон является автором романов: «Более яркое солнце» (Лондон, 1954), «Остров — это мир» (Лондон, 1955), «Одинокие лондонцы» (о тринидадцах, живущих в Англии, 1958), сборника рассказов «Пути солнечного света» (1958). Его рассказ «Великая засуха» (о крестьянах Тринидада) опубликован в русском переводе1. С 1950 г. Селвон живет в Лондоне. Там же живет и другой известный писатель-индиец с Тринидада — В. С. Нейпол, автор романов «Массажист-мистик» (1957) и «Право голоса для Эльвиры» (1958), в которых сатирически описаны порядки на его родном острове. Писатель-коммунист Ральф де Буасьер, работающий теперь в Австралии, создал романы «Жемчужина короны» (1952, русский перевод 1958) и «Ром и кока-кола» (1956) — большие эпические произведения о жизни Тринидада за последние 20 лет. На Тринидаде живет и крупнейший специалист по истории Вест-Индии Эрик Уильямс (род. 1911)2.

По религии население распределяется следующим образом: примерно 35% — католики, 25% — англикане, 23% — индуисты, 5% — мусульмане, остальные — пресвитерианцы, методисты, баптисты и т. д. Как видно из приведенных цифр, часть индийцев исповедует христианство. Широко распространены на острове различные протестантские секты. Среди негритянского населения сохранились пережитки старых африканских верований.