Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Язык и религия Ямайки. Положение негров. Города. Поселения. Жилища. Культура
Этнография - Народы Америки

Предки основной массы современного населения Ямайки — негры-рабы — принадлежали к самым различным племенам Африки. Колонизаторы намеренно разобщали их, чтобы на плантациях находилось возможно больше африканцев, не понимающих друг друга. Таким образом плантаторы надеялись предотвратить восстания рабов. Однако в то же время приходилось искать какой-то общий язык, понятный и рабу, и плантатору, и надсмотрщику. Без этого эксплуатация рабов оказывалась невозможной. Таким языком стал английский, и второе поколение рабов, родившихся уже на острове, как правило, другим языком не владело.

Однако английский язык ямайских негров мало похож на литературный, да и на разговорный язык Британских островов. Больше всего различий в фонетике. Значительно упрощена грамматика (опускается глагол- связка и т. п.). В состав ямайского диалекта вошли и слова различных африканских языков, но число их незначительно.

Религия

По религиозной принадлежности население распределяется так (в %): англикан — 28,3 баптистов —25,8 методистов — 8,9 пресвитериан — 7,5 католиков — 5,7

Остальные — члены других церквей и множества мелких сект, в том числе аборигенных (native) негритянских церквей. Это, во-первых, североамериканская «Божья церковь» («Church oi God»), последователи которой составляют 3,5% населения, затем так называемые бедвердиты — приверженцы мессианистического учения «пророка» Бедверда, и т. п.

Индийцы и китайцы в большинстве также исповедуют протестантство. Лишь около 17% индийцев сохранили индуистскую религию, а около 4% китайцев — конфуцианцы.

Среди населения Ямайки распространены культы, близкие к старинным верованиям ряда племен Западной Африки. Главнейшие из них: обиа (obeah), построенный на вере в сверхъестественные способности особого- рода колдунов (обиа мэн), и покоманиа, представляющая сочетание значительной доли христианских черт с дохристианскими.

В период существования рабства африканские культы часто были своеобразным «религиозным знаменем» негритянских восстаний. Характерно, что культ обиа был запрещен рабовладельцами; запрещен он и в настоящее время, причем нарушителей присуждают к телесному наказанию. Покоманиа же, как полагают, выросла из движения Мэйал (Mayal), под религиозной внешностью которого легко различить совершенно отчетливое антирабовладельческое содержание. Мэйалисты не раз выступали против колонизаторов с оружием в руках. Последнее их большое восстание относится к 1842 г.

Положение негров

Составляя подавляющее большинство населения, негры Ямайки не являются тем не менее полноправными гражданами своей страны, и это вынуждены

признавать даже буржуазные английские и североамериканские ученые. «Цветных (coloured persons) можно найти среди представителей всех профессий, но руководство и инициатива еще в преобладающей степени остаются в руках белых и имеющих более светлый цвет кожи (lighter coloured) граждан»,— пишет, например, «Британская энциклопедия» в статье о Ямайке.

В понятие черный, цветной, светлоокрашенный и т. п. вкладывается на острове* определенное социальное содержание. В связи с этим чрезвычайно большое значение придается малейшим оттенкам цвета кожи, форме волос, различиям в чертах лица и т. п.

Дискриминация на Ямайке проявляется прежде всего в области труда. Так, руководящие посты на государственной службе до настоящего времени недоступны для негров. Например, кустосом (губернатором прихода) никогда еще не был ни один негр. В правительственных учреждениях негры в основном выполняют техническую работу. В 1943 г. из 25 самых высших чиновников было два негра. Да и до сих пор более ответственные должности заняты преимущественно белыми и светлыми мулатами.

Дискриминация проводится не только в государственных учреждениях. Большинство крупных магазинов* банки и т. п. принимают на работу только тех ямайцев, у которых светлая кожа. Во всех случаях, когда негр и белый, особенно иностранец, выполняют одну и ту же работу, заработная плата у них не одинакова. Так, когда на бокситовых рудниках, принадлежащих канадской фирме, группа ямайцев приобрела квалификацию, всех канадцев перевели на более высокие должности, чтобы они по-прежнему получали гораздо больше, чем местные рабочие. До сих пор ямаец, электрик первого класса, получает 9 фунтов И шиллингов 3 пенса за 45-часовую рабочую неделю, а канадец той же квалификации — 45 фунтов плюс оплату транспортных и жилищных расходов1.

Приведенные выше факты иллюстрируются следующими цифрами. Согласно цензу 1943 г., неграм принадлежало 85% участков земди площадью менее 1 га. 37,7% негров имели доход менее 6 шиллингов в неделю (среди мулатов — 16,6%, среди белых — 4%), и только 0,4% — от 4 до 5 фунтов (среди мулатов — 3,2%, среди белых — 33%). Следует учесть, что цифры эти неполные, они касаются далеко не всех групп населения (в частности, они не включают данных о доходах плантаторов).

Дискриминация существует не только в области труда, хотя здесь она выражена наиболее ярко. Так, почти во все большие гостиницы Ямайки во время туристского сезона (ноябрь — март) негры не допускаются.

Города. Поселения. Жилища

Плотность населения Ямайки — около 120 человек на 1 км2. Крупных городских поселений на острове нет, за исключением его столицы — г. Кингстона, насчитывающего более 205 тыс. населения (вместе с примыкающим к нему вторым по величине г. Сент-Эндрью). Остальные города — мелкие: Спэниш- Таун (12 тыс.), Монтего-Бей (11,5 тыс.) и т. п. Города острова носят обычно сельский облик, и значительная часть их населения занимается земледелием. Поля и огороды находятся иногда у самого дома их владельцев или арендаторов, но часто последние вынуждены пользоваться участками, ' расположенными далеко за городом.

Кингстон — самый важный порт острова, крупнейший его промышленный, транспортный и культурный центр — расположен на южном берегу Ямайки, в удобной естественной бухте. Центр города и расположенный в предместье район вилл и особняков — наиболее благоустроенные части Кингстона. Дома здесь окружены садами и цветниками, снабжены всеми удобствами, вплоть до искусственно охлажденного воздуха.

Рабочий район города включает порт и обширные пространства к северу и западу от него. Еще севернее — район мелкой буржуазии и ремесленников. Указанные части города почти целиком входят в район Сент- Эндрью. Именно здесь живет большинство рабочих Кингстона, и именно здесь расположены трущобы, которые называют язвой острова и которые, тем не менее, сохранились до' нашего времени.

Имеющие работу снимают здесь комнатушки в доходных домах с кирпичными стенами и крышей из рифленого железа. Безработные сами строят себе лачуги из расплющенных консервных банок, остатков выброшенных на свалки автомашин, кусков картона, связанных веревками.

Обычный сельский дом на Ямайке — одноэтажный, построенный из дерева и крытый рифленым железом. В нем три комнаты (одна столовая или гостиная, две спальни). Дом опоясывается верандой, на которой завтракают, обедают и т. д. Кухня часто помещается в отдельном сарайчике, крытом пальмовыми листьями. Здесь ставится железная печь или просто каменный очаг. По данным, относящимся к одному из приходов, почти 90% домов не имеют ванной или умывальника, а в 36% случаев не было колодца во дворе. Электричество или газ есть лишь в городских домах.

Что касается жилищ сельскохозяйственных рабочих, то даже отнюдь не враждебный колониализму наблюдатель отзывается о них следующим образом: «Когда я впервые увидел одну из этих лачуг, я с трудом мог поверить, что она предназначена для того, чтобы в ней жил человек... Мебели нет, кроме куска мешковины на земле и подобия стола для керосинки»1. Эти строки были написаны еще до войны, но положение с тех пор не изменилось.

Дома богатых ямайцев можно разделить на две категории. Здания современного типа, снабженные всеми удобствами, выстроены в характерном для США стиле. Дома плантаторов, сохранившиеся кое-где от XVII — XIX вв., представляют иногда интересные образцы старинной английской архитектуры.

Одежда

На Ямайке носят одежду общеевропейского типа, только более дешевую, сделанную из более легкого и пестрого материала. Яркость красок — отличительная черта не только женской, но и мужской одежды на острове. Широко распространена также белая одежда. Обувь носит лишь незначительная часть населения.

Пища

В обычный рацион ямайцев входит ямс, сладкий картофель, бананы, рис, рыба, перец, фрукты. Довольно много употребляется сахара (вследствие его дешевизны) и сравнительно немного хлеба, который стоит дорого, так как муку приходится ввозить из Канады. Наиболее распространенные национальные блюда: соленая рыба с плодами дерева аки (их употребляют в пищу только на Ямайке), яйца морских ласточек (на других островах их не едят), рис с бобами и мякотью кокосового ореха, а также пепперпот (состоит из мяса, тушеного с различными овощами и местными плодами, приправленного соком кассавы и большим количеством перца).

Культура

Невзирая на сотни лет английского колониального господства, культура ямайцев не приобрела полностью английского характера. Вопреки всем стараниям колонизаторов, целый ряд особенностей африканской культуры сохранился на острове до наших дней. Особенно ясно это чувствуется в народном творчестве Ямайки, прежде всего в сказках и легендах.

Основной герой веселых ямайских сказок Брат Энэнси (Brer Anancy, часто — Brer’Nancy) — человек, который в минуту опасности принимает облик паука. Среди ашанти на западном побережье Африки можно найти подобные сказки, причем паук у ашанти называется анапсе. На Ямайке в этих сказаниях фигурирует также жена Энэнси — Круки и его сын Та- кума (ср. Нтикума у ашанти). Брату Энэнси — хитрецу, находящему выход из любого положения, сопутствуют Змея, Тигр, Обезьяна. Напомним, что и тигр и обезьяна — это африканские и азиатские животные, которые на острове не встречаются2.

Отзвуки африканской культуры слышатся и в пословицах, широко распространенных на острове. Так, ямайцы говорят: «If snake bite you, you see lizard you run» («Если тебя укусит змея, ты убежишь и от ящерицы»). На западном побережье Африки известна пословица: «Укушенный змеей боится и червяка». Однако большая часть пословиц и поговорок характерна только для Ямайки и является результатом самобытного развития культуры острова. «No ebery ting wha got sugar a sweet,— говорят ямайцы. Буквальный перевод: «Не каждая вещь, в которой есть,сахар,— сладкая». В этой пословице, соответствующей нашей «Не все то золото, что блестит», нашел отражение «сахарный» тип экономики острова. Нередко в ямайских пословицах и поговорках звучат социальные мотивы, говорится о тяжелом, неравноправном положении трудящихся негров.

Юмор, умение двумя-тремя словами охарактеризовать предмет или явление, своеобразие природных условий и условий исторического развития острова — нашли отражение и в народных загадках ямайцев. Некоторые из них возникли под влиянием английского фольклора; преобладают, однако, загадки, характерные только для Ямайки, например: «Me fader hab a whole Guinea ship full a neyger an’ dem all hab dem arm akimbo» («У моего отца был целый корабль негров с Гвинеи и все они ходили подбоченясь»; разгадка — горшок с ручками по бокам). Интересно упоминание о кораблях, привозивших на остров рабов с Гвинейского берега Африки.

Очень распространены на острове народные песни. Основные их особенности — колоритный, сатирически окрашенный юмор и в то же время некоторая драматическая приподнятость. Исполнение отличается краткостью фразировки. Так называемые «Песни землекопов» («Diggings songs») поются в темпе, приспособленном к ударам лопаты или кирки. Один из певцов запевает («raises»), другие хором подхватывают припев, состоящий из нескольких слов («bobbin’»). Наиболее популярны на острове и за его пределами «тропические песни» («tropical tunes»). Среди них выделяется «Colon man» («Человек из Колона»), созданная во время работ на Панамском канале, в которых участвовало много ямайцев1.

Много песен сложено на танцевальные мотивы. Самый известный из них — менго, похожий на хабанеру или танго, но мелодически родственный английской народной музыке. Песни и танцы исполняются под народный оркестр. В деревне он состоит из бамбуковой скрипки, бамбуковой флейты или дудки, гитары или банджо, барабана. В городе музыкальное сопровождение более простое, но появляются новые инструменты — труба, кларнет, пианино.

Литература и искусство

Первым писателем Ямайки, обратившимся к национальной тематике, был поэт и драматург Том Редкам (Т. Г. Дермот, 1870—1933). Г. Дж. де Лиссер (род. в 1878, ум. несколько лет назад) создал первые два романа, посвященные жизни острова,—«Карьера Джейн»и«Сюзен Праудли».Крупнейший ' современный романист и новеллист —ВикторС. Рид (род. 1913). В романе, «Новый день» он рассказал о восстании негров в 1865 г., действие его нового романа «Леопард» (Нью-Йорк, 1958) происходит в Африке. Язык Рида национально своеобразен и в то же время понятен и читателю, знакомому только с литературным английским языком. Роджер Мейс в своем романе «Горам было весело вместе» вывел обитателей трущоб Кингстона; Джон Хирн, автор романов «Голоса под окном» и «Незнакомец у калитки», недавно выпустил новую книгу «Глаз бури» (Нью-Йорк, 1958). Из поэтов старшего поколения можно упомянуть Дж. И. Клэра и Вивьена Виртью; из более молодых — Филипа Шерлока (род. 1902), Элтона Эндерсона,

Бэзиля Мак Фарлана (род. 1922). Своеобразно творчество Луизы Беннетт, собирательницы и исполнительницы народных песен, поэтессы, пишущей на ямайском диалекте. В 1950 г. создано было первое постоянно действующее издательство «Пайонир пресс», выпускающее литературу об острове и произведения местных авторов. Книжный рынок острова узок. Многие писатели, особенно получившие известность, обычно переселяются в Англию и США.

Крупнейшим художником считается Элберт Хюи, среди более молодых мастеров выделяются Ролф Кемпбелл, Нора Хамилтон, Ленард Моррис1.

Скульптура на Ямайке обычно выполняется в красном дереве. Известное по репродукции произведение самого крупного скульптора — Эдны Мэнли — «Пробужденный негр» («Negro aroused») отличается экспрессией и умением хорошо использовать особенности материала.

Просвещение

Состояние школьного дела оставляет желать много лучшего. Школы переполнены, нередко можно встретить класс, в котором насчитывается до 1UU учеников, учителеи не хватает.

Преподавание ведется по английским программам и учебникам, рассчитанным на английских детей.

Из-за недостатка средств лишь незначительное число учеников получает среднее образование. В 1955 г. было 706 начальных школ и всего 28 средних, к которым можно еще прибавить 10 специальных средних учебных заведений. До самого недавнего времени на Ямайке не было ни одного высшего учебного заведения. Только в 1948 г. под Кингстоном, в Моне, был открыт Университетский колледж Вест- Индии. На четырех его факультетах — медицинском, естественном, гуманитарном и педагогическом — учится около 600 студентов со всех принадлежащих Англии островов Карибского моря. Однако это еще не полноправный университет: ученую степень здесь получить нельзя. Некоторые ямайцы учатся в английских университетах. Многие из них вынуждены работать кондукторами, официантами и т. п., так как стипендий почти никто не получает.