Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Колониальные владения США в Вест-Индии и Пуэрто-Рико
Этнография - Народы Америки

Площадь о-ва Пуэрто-Рико, колонии Соединенных Штатов Америки,— 8,9 тыс. км2.

Экономическое развитие острова в течение нескольких веков тормозилось испанским колониальным игом и продолжавшимися до XVIII в. нападениями английских, а также французских и голландских пиратов. В XIX в. на Пуэрто-Рико начались антиколониальные движения (восстания 1835, 1838, 1867, 1868 гг.).

В 1898 г. Соединенные Штаты (проникновение которых в Пуэрто- Рико происходило еще в первой половине XIX в.), пользуясь испано-американской войной, захватили остров и превратили его в свою колонию. После первой мировой войны движениел пуэрториканцев за независимость усилилось (забастовки 1926—1927 гг., а также голодные походы и другие выступления рабочих, происходившие под руководством созданной в 1934 г. Коммунистической партии). В 1950 г. на Пуэрто-Рико вспыхнуло восстание против североамериканского империализма, охватившее весь остров. Оно было подавлено войсками с применением танков и артиллерии. В 1952 г. Соединенные Штаты даровали Пуэрто-Рико статус «свободно присоединившегося государства». Фактически же остров остается колонией США.

Современное экономическое положение

Экономика Пуэрто-Рико развита крайне односторонне. Основная ее отрасль — сельское хозяйство, прежде всего — разведение сахарного тростника. Почти 80% земли принадлежит североамериканским компаниям, которые дают примерно 50% производства сахара. Большая часть крестьян, не имеющих земли, батрачит на плантаторов. Как и в других странах, производящих сахар, после окончания уборочного сезона сотни тысяч рабочих увольняют с плантаций. Постоянных безработных — 15% самодеятельного населения. Тяжелое экономическое положение вызывает рост эмиграции, прежде всего в США (для въезда туда пуэрториканцам не требуется визы).

Среди других сельскохозяйственных культур имеют значение кофе, табак, цитрусовые, ананасы и т. п. Производство продовольственных культур вследствие одностороннего развития хозяйства недостаточно. Весьма слабо развита и промышленность. Основное место в ней занимают 44 сахарозавода, затем предприятия текстильной, легкой, пищевой индустрии. Господствующее влияние североамериканского капитала на Пуэрто-Рико приводит к тому, что собственной тяжелой, металлообрабатывающей промышленности остров не имеет, а из его полезных ископаемых разрабатываются только марганцевая руда, золото, соль, да и то в небольшом количестве. В последнее время наблюдается тенденция к переводу некоторых текстильных и других фабрик из США на Пуэрто-Рико, так как рабочим здесь платят меньше, чем в Соединенных Штатах. В 1955 г. североамериканской фирмой введен в действие первый на острове нефтеочистительный завод.

Политический строй

На острове имеется двухпалатный конгресс (сенат — 32 человека и палата представителей — 64 человека, срок полномочий четыре года). Во главе «свободно присоединившегося государства» стоит губернатор, который также избирается на четырехлетний срок. Законы, принимаемые на острове, не должны противоречить законодательству США. В конгрессе

Соединенных Штатов Пуэрто-Рико представлен не депутатом и не сенатором, а лишь резидентом-комиссаром, имеющим только право совеща* тельного голоса. Не обладая всеми правами граждан США, пуэрториканцы, однако, несут их обязанности (подлежат призыву в армию и т. п.) Право голоса имеют лица в возрасте от 21 года, проживающие в данном районе не менее 12 месяцев. Женщины (грамотные) получили избирательные права с 1932 г. С 1936 г. избирательные права получили и неграмотные женщины. На выборах 1952 г. победила связанная с США Народно- демократическая партия. Ее руководитель Луис Муньос Марин с 1949 г. является губернатором Пуэрто-Рико. Крупнейшая оппозиционная буржуазная партия — Партия независимости. Коммунистическая партия подвергается преследованиям в соответствии с реакционным законодательством США.

Население

По данным 1У57 г., на Пуэрто-Рико проживало 2282 тыс. человек. Самодеятельное население в 1950 г. составляло 597,5 тыс. человек, из них 36,5% было занято в сельском хозяйстве, около 20% — в обслуживании, более 17% — в обрабатывающей промышленности, около 11% — в торговле, 5,5% — в строительстве, 4,5% — на транспорте и в связи и т. д.

По официальным данным, белые пуэрториканцы составляют 75—80 % населения, цветные (негры и мулаты) — 20—24%. Как и в других районах Вест-Индии, эта статистика не отличается точностью. Белые в этническом отношении представляют собой весьма разнородную группу. Прежде всего, это потомки испанских колонизаторов, смешавшихся с индейцами; затем потомки испанцев и негров; потомки переселенцев XIX    в. (из Испании, Франции и других стран Европы); переселенцы последних десятилетий (в том числе из США). По более осторожным подсчетам, белых, не имеющих примеси негритянской крови, на острове не более 25—33% (в основном потомки испанцев, в незначительной степени также французов, корсиканцев и других, переселившихся в сравнительно недавнее время). Североамериканцев на Пуэрто-Рико бывает от 5 до 10 тыс. человек (в разгар туристского сезона), однако постоянно живущих на острове — не более 2 тыс. (бизнесмены; инженеры и другие специалисты).

Негров (и мулатов со значительной долей негритянской крови) по более точным подсчетам — от 30 до 50%. Остальная часть населения — лица смешанного происхождения, внешне более похожие на белых, и незначительная группа выходцев из стран Азии.

Колониальная экономика Пуэрто-Рико была основана на рабском труде, хотя рабы ввозились в сравнительно меньшем количестве, чем на другие вест-индские острова. Официально рабство было отменено в 1873 г., фактически в измененной форме оно встречалось до конца XIX в. Негры и темные мулаты составляют наиболее бедную и угнетенную часть населения Пуэрто-Рико. Характерно, что больше всего их среди рабочих сахарных плантаций, где заработная плата ниже. Все пуэрториканцы (в первую очередь цветные) получают на североамериканских предприятиях значительно меньшую заработную плату, чем рабочие из США. Дискриминация по отношению к неграм имеет место и при приеме на работу, и в быту. Существует, например, ряд гостиниц, кафе и ресторанов, куда не допускается ни один цветной. В 1943 г. был принят закон, провозглашающий равенство всех граждан независимо от цвета кожи, однако реальное значение его в условиях колониальной зависимости острова невелико.

Как и на других островах Карибского моря, причисление человека к той или иной этнической категории во многом зависит от его имущественного положения. Так, светлоокрашенный богатый мулат считается «белым». Развитие расовой дискриминации приводит к тому, что многие мулаты называют себя «индейцами», т. е. потомками коренных жителей острова1.

В начале XX в. группы людей, во внешности которых явно были заметны индейские черты, сохранялись только в изолированных горных районах острова (местность вокруг горы Эль-Юнке в восточной его части; так называемая «Индьера», т. е. «Индейская земля» на западе, горы близ городов Утуадо и Комерио несколько восточнее Индьеры), Сохранились в этих местах и индейские легенды, и многие обычаи, отражающие быт и культуру коренных обитателей Вест-Индии. Следует, однако, отметить, что в XVI в. на остров ввозились не только негры, но и индейцы — из Мексики, с Кубы, Гаити, Ямайки, Багамских островов и т. д. Таким образом, группы, о которых идет речь, связаны по происхождению не только с боринкенами (коренными обитателями острова). Кроме того, начиная с XVI в. происходило смешение испанского населения с индейцами и неграми, а также негров с индейцами. Таким образом, эти потомки коренного населения Вест-Индии, несомненно, метисного происхождения2.

Тяжелое положение населения острова вызывает массовую эмиграцию в Соединенные Штаты. По данным 1958 г., в одном только Нью-Йорке насчитывалось не менее 600 тыс. пуэрториканцев. Большинство живет в той части города, которая несет название Спэниш Гарлем (район в одну милю длиной и в один квартал шириной) и примыкает непосредственно к Гарлему (негритянское гетто), в Ист-Бронксе и Моррисэнни. Уроженцы Пуэрто-Рйко подвергаются в США дискриминации — почти такой же, как негритянское население, а многие и вообще считаются неграми. Так, если пуэрториканец живет в Спэниш Гарлеме, то он рассматривается как «чернокожий»3.

Родной язык пуэрториканцев — местный диалект испанского. В школах всюду преподается английский язык. Владеет им не более 30% населения, но так же, как и испанский, он является официальным языком.

Города, поселения, жилища

В городах живет 42% населения, в сельских местностях— 58%. Столица острова, крупнейший его промышленный, культурный, торговый центр и главный порт — Сан-Хуан (примерно 370 тыс. жителей). Здесь сохранились здания первой половины XVI в. (город основан в 1510 г.), в том числе «Ла форталеса» — старая испанская крепость, ныне резиденция губернатора; ряд церквей; так называемая «Каса бланка» — нынешнее местопребывание начальника гарнизона армии США. В центре расположены Капитолий (здание конгресса), Сити Холл (ратуша); украшает город старинный парк «Муньос Ривера». Многие старые здания выстроены в соответствии с канонами испанской архитектуры прошлого — их отличают толстые стены, железные балконы и решетки, патио, черепичные крыши. Раньше большинство домов строилось из дерева. В настоящее время большая часть городских зданий — бетонные, в один этаж. В центре Сан- Хуана немало модернистских сооружений.

Сан-Хуан окружен поясом трущоб, где ютятся городская беднота, безработные, нищие (район Эль-Фангито и т. д.), Здесь, на болотистой почве, выросли целые городки с домами, сколоченными из обломков дерева, консервных банок, керосиновых бидонов, листов картона и т. п. Трущобы Пуэрто-Рико пользуются печальной известностью далеко за пределами острова. В остальных крупных городах — Понсе (100 тыс. населения), Маягуэс (около 60 тыс.) и других — промышленность развита слабо. Это прежде всего порты и торговые центры.

Сельские поселения на острове в определенной степени сохранили •облик, присущий деревням боринкенов. Больше всего это чувствуется в типе жилищ, во многом напоминающих индейские хижины. Современный деревенский дом строится на невысоких сваях, в плане он прямоугольный «(очень редко круглый), крыт соломой; стены делаются также из связок соломы. Встречаются и дома со стенами из связок пальмовых листьев (ягуас); крыши в этом случае делаются из того же материала, либо из соломы. Наконец, встречаются и дома из деревянных (чаще всего пальмовых) горбылей, часто в комбинации с соломенной крышей или со связками листьев пальмы, используемыми и при сооружении крыши,, и при постройке стен. Пол обычно бывает деревянный, земляной встречается -сравнительно редко. Мебели в доме, как правило, очень немного. Двор ничем не огорожен. Домик с садом — явление, характерное лишь для зажиточных пуэрториканцев.

Одежда

Современная одежда пуэрториканцев похожа на одежду обитателей Юга США (единственное заметное различие — сомореро;. «ьедные пуэрториканцы,— признает «Американская энциклопедия»,— конечно, никогда не имеют ее (одежду) в достаточном количестве».

Пища

Выше уже упоминалось о том, что односторонний характер развития хозяйства острова приводит к необходимости ввозить почти все продовольствие. Импортируются все потребляемые на Пуэрто-Рико жиры, вся мука, почти весь рис и картофель, 60% других овощей и свинины. Трудящиеся питаются в основном кукурузой, бобами, бананами. «Продукты питания дороги, и большинство пуэрториканцев никогда не имеет их в достаточном количестве»,— отмечает «Американская энциклопедия».

Ремесла

Художественные ремесла весьма развиты на острове. Прежде всего это резьба по дереву, затем керамическое производство, плетение (изготовление ковриков, корзин, столовых дорожек, шляп), кружевное производство и особенно вышивание, которая славится далеко за пределами Пуэрто-Рико. Сейчас характерный пуэрториканский орнамент воспроизводится машинным способом, что не может не повлиять отрицательно на развитие ремесла.

Просвещение. Религия. Культура

Хотя школьное обучение считается обязательным, школу не посещает около 19% детей. Неграмотных — 16,8%. Учащихся в начальных и средних школах —около 610 тыс., в высших (университет, политехнический институт, медицинский — все расположены в Сан-Хуане) — более 15 тыс. Большинство детей трудящихся из-за материальных трудностей оканчивает в лучшем случае лишь начальную школу.

Большинство населения исповедует католическую религию, влияние ее на острове довольно велико. Существуют также группы баптистов, конгрегационалистов и других протестантов.

Для художественной литературы Пуэрто-Рико наиболее характерно значительное развитие поэзии. Еще в прошлом веке стихи Хосе Готье Бенитеса (1850—1880) и Хосе X. Падильи (1829—1896) были известны во всех странах испанского языка. J3 современной поэзии наиболее крупными мастерами считаются JI. Лъоренс Торренс (1878—1944), Луис Палее Матье (род. 1898), Э. Ривера Чевремонт (род. 1893), Кармен Колон Пельот. Пуэрто-Рико — родина учёного и деятеля культуры Э. Мариа де Остос (1839—1903), пользовавшегося известностью во всей Латинской Америке.

Основой национальной музыки являются старинные народные мелодии (например, данса). Творчество лучшего композитора острова — Хуана Морреля Кампоса (1858—1896) — построено на этих мелодиях. В сельских местностях можно еще встретить старые негритянские танцы, связанные по происхождению с танцами коренных обитателей острова (например, бомба, исполняемая под барабан). Из музыкальных инструментов наиболее распространена гитара.