Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Этнический состав населения Доминиканской республики. Жилище, одежда, пища
Этнография - Народы Америки

По данным 1958 г., в Доминиканской республике прощивает 2791 тыс. человек (68% — мулаты, 18—1*9% — негры и 14% — белые). Средняя плотность — 57,3 человека на 1 км2. Группируется население в основном в долине р. Юны и на южном побережье.

Негры (крупнейшее национальное меньшинство) сконцентрированы главным образом на юге и юго-востоке. Они составляют основную рабочую силу на сахарных плантациях. Значительная часть доминиканских негров — выходцы из республики Гаити, есть также уроженцы английских и голландских колоний. Многие гаитяне приезжают в страну лишь на заработки (об иммиграции см. раздел о Гаити). Доминиканские власти проводят политику дискриминации в отношении гаитян, натравливают на них местное мулатское население. Как уже упоминалось, в результате спровоцированной правительством Трухильо резни (октябрь 1937 г.) на границе обеих республик погибло не менее 10 тыс. негров из Гаити, в числе которых были женщины, дети, старики. Многие гаитяне, живущие в Доминиканской республике, сохранили свой родной язык (креоль), хотя все они в той или идой степени владеют испанским языком1.

Так называемое белое население неоднородно по своему происхождению. Местные белые (креолы) почти все имеют примесь негритянской крови, хотя это обычно ими отрицается. Они составляют господствующий слой в республике. Имеется небольшое число североамериканцев (бизнесменов или специалистов), живущих преимущественно в городах, а также французов, итальянцев, испанцев и т. п. В конце - 30-х — начале 40-х годов на севере республики образовалось несколько сельскохозяйственных поселений эмигрантов из Германии, бежавших от гитлеровского террора. Земли, занятые ими, освобождены от налогов, и они получили все права граждан республики. Им, однако, запрещено конкурировать с доминиканцами в разведении сахарного тростника, какао, кофе, бананов и табака. Основное занятие жителей этих поселений — молочное скотоводство. Сравнительно многочисленная сирийская торговая колония постепенно теряет свою обособленность, сливаясь с местным населением.

Язык

Язык основной части населения — испанский. От языка жителей Испании он отличается фонетически (например, опускается буквам», если она находится на конце слова; часто «г» произносится как «1», особенно если является в слове последней); кроме того, доминиканцы употребляют ряд слов, не известных испанцам и южноамериканцам и взятых из языка коренных обитателей острова, истребленных колонизаторами (боио — крестьянский дом и т. д.).

Города

В городах живет примерно IЬ% населения; городов с населением более 5 тыс. человек каждый — 16, с населением не менее 10 тыс.— 10. Центром республики является Сьюдад-Трухильо. В нем проживает около 40% городского населения страны — примерно 295 тыс. человек. Этот крупнейший промышленный и культурный центр республики расположен на южном побережье острова, у впадения в море р. Осама.

Сьюдад-Трухильо основан Бартоломео Колумбом, братом знаменитого мореплавателя, 4 августа 1496 г. и назван был Санто-Доминго; переименован в 1930 г. Это был один из первых городов, построенных испанцами в Америке. В центре его сохранилось немало исторических зданий, в том числе первый католический собор Америки (построен в первой половине XVI в.), где похоронен Христофор Колумб; так называемый Алькасар (местопребывание первого вице-короля испанских колоний); первая каменная больница в Америке (Сан-Николас). Сьюдад-Трухильо часто называют лучшим образцом испанского колониального города XVI в.; архитектурные памятники, прежде всего старинные церковные здания, придают ему весьма своеобразный облик. Правда, ураган 1930 г. уничтожил значительную часть старого города. Однако кое-где еще сохранились узкие улочки колониального времени и дома трех-четырехвековой давности.

Новый Сьюдад-Трухильо начинается на центральной площади, гдё, среди цветов, перед первым в Америке собором стоит памятник Колумбу, а напротив — выстроенное в современном стиле здание конгресса. Центральные улицы — Авенида Джордж Вашингтон, Авенида Индепенденсиа, Авенида Боливар — застроены красивыми белыми зданиями, вдоль которых тянутся ряды пальм. В центре много парков, асфальтированные улицы. Окраины же являют собой печальную картину, обычную, впрочем, для вест-индских городов. Именно здесь, в трущобах, ютятся рабочие, мелкие торговцы, безработные.

Второй по величине город — Сантяго-де-лос-Кабальерос на р. Яке {около 67 тыс. жителей) — центр табачной промышленности, затем идет Сан-Франсиско-де-Макорис (около 22,5 тыс. жителей) — центр крупнейшего сахарного района1.

Жилище, одежда, пища

Дом доминиканского крестьянина (боио) обычно делается из древесины королевской пальмы, крышу кроют пальмовыми листьями. В нем редко бывает больше одной-двух комнат. Окон и дверей в доме нет. Их заменяют отверстия. Пол земляной. Мебель состоит из стола и нескольких стульев. Спят обычно на полу, иногда подложив соломенный матрац; пользуются также гамаками. К дому примыкает небольшой участок сахарного тростника. Здесь же растут бананы и юкка. В городах, как уже говорилось, есть много старинных зданий, представляющих большую архитектурную ценность.

Одежда доминиканцев — общеевропейского типа, обычно светлая или пестрая. Характерная деталь (в отличие от Гаити) — широкое распространение сомбреро (широкополой шляпы). Крестьянин чаще всего ходит полуобнаженным, с мачете за поясом. Рубашку, новую пару брюк и обувь он надевает только по праздникам.

Основной рацион рабочего и крестьянина состоит из риса и бобов, а также, как дополнения к ним, юкки, кукурузы, бананов, батата и т. д. Обычное блюдо бедняков — санкочо приготовляется из всех этих продуктов, мелко нарезанных и сваренных вместе с кусочками мяса и чесноком; в большинстве семей мясо покупается не чаще одного раза в неделю.

Из напитков чаще всего употребляется кофе, кокосовое молоко, ром, гасеосас (род лимонада).

Просвещение

Неграмотных в республике насчитывается в среднем около 57%; в городах этот процент падает до 29,5%.

В 1956 г. в стране было 4,2 тыс. школ (начальных, средних, специальных и т. п.). Старейший в Америке университет в Сьюдад-Трухильо (основан в 1538 г.) имеет девять факультетов, на которых учится более 3 тыс. студентов. Трудящиеся и их дети лишены возможности получить не только высшее, но и среднее образование. Даже в начальной школе учится не более 40% детей школьного возраста.

Религия

Подавляющее большинство населения исповедует католическую религию; протестантов — немногим более 20 тыс. человек (примерно, 0,4%).

Культура

Народная культура, в которой, кроме испанской, отчетливо прослеживается негритянская струя, нашла особенно яркое выражение в музыке и танцах. Национальный танец меренге, происхождение которого не установлено, распространился в республике с XIX в. (из района Сибао). Исполняется он под оркестр из аккордеона, большого барабана и гуиро (инструмент из плода пальмы гуахей), в сопровождении бубна. Употребление барабана указывает на негритянское влияние, гуиро — инструмент индейского происхождения.

Как и в других странах Латинской Америки, рождественские карнавалы сопровождаются музыкой и танцами, песнями. Известны два вида песен: агиналъдо, веселые и живые, исполняемые под бубен, маракас (погремушки), гитару, треугольник и гуиро, и более сдержанные, подчас даже грустные вилъянсико. Вильянсико исполняются в основном под аккомпанемент тамбуринов1.

При существующем политическом режиме развитие национальной культуры затруднено. Лучшие ученые, писатели, актеры вынуждены покидать страну из-за преследований диктатора Трухильо. Так, например, сложилась жизнь одного из наиболее выдающихся доминиканских деятелей культуры — Педро Энрикес Уренья (1884—1946), литературоведа, историка, лингвиста, поэта. Почти вся его жизнь прошла в эмиграции — в Мексике и Аргентине2. Крупнейшим современным писателем республики считается Вирхилио Диас Ордоньес (р. 1895) — автор семи стихотворных сборников, переводов из Омара Хайяма и романа «Архипелаг».