Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Культура Гаити. Города, жилище, быт
Этнография - Народы Америки

В городах живет около 15% населения, причем городом считается пункт, где проживает более 1 тыс. человек. Городов с населением более 5 тыс.— десять, с населением более 10 тыс.— пять. Самый крупный из них — столица республики Порт-о- Пренс (200 тыс. жителей). Это крупнейший промышленный и культурный центр Гаити, самый большой ее порт, через который проходит 70% внешней торговли республики. Центр Порт-о-Пренса, богатый зеленью, застроенный красивыми белыми зданиями, очень привлекателен. Особенно красивы две площади — Шан-де-Марс (Марсовы поля), своеобразное сочетание парка и площади для военных парадов, и Плас д’Эндепанданс '(Площадь Независимости), знаменитая своими газонами, где представлены многочисленные виды тропических цветов. На этой площади похоронены выдающиеся деятели периода борьбы за независимость— Петиони Дессалин.

Рабочие кварталы города представляют собой трущобы. Почти никакой заботы об их благоустройстве не проявляется.

Второй по величине город — Кап-Аитьен с населением около 25 тыс. жителей — известен историческими памятниками периода открытия Америки и периода войн за независимость. Затем идет Гонаив (около 14 тыс. жителей), где в 1804 г. была провозглашена независимость Гаити, JIe-Кэ (около 12 тыс.), Жереми (примерно 10 тыс.) —родина Александра Дюма-отца (гаитянского мулата, точнее, квартерона по происхождению)1. Все это торговые и административные центры, промышленности в них почти нет.

Жилище

В центральной части гаитянской деревни обычно находится небольшая площадь, а на ней — полицейский участок, церковь, лавки и т. д. Дома в деревне — одноэтажные, состоящие из одной комнаты, с одним окном и дверью. Стены делаются обычно из смеси глины и соломы, затем покрываются тон&им слоем штукатурки из пеока, смешанного с известью. По наружной стене идет небольшая галерея с балюстрадой. Пол — земдяной, утрамбованный, выложенный щебнем. В домах несколько большего размера бывает до трех комнат, по два окна и по две двери, но встречается это не часто. Окрашивается дом в розовую, голубую или белую краску; стены часто покрываются росписью. Во дворе высаживают фруктовые или лавровые деревья. Там же, в некотором отдалении от дома, находится навес, крытый пальмовыми листьями, с примитивным каменным очагом и котлом и& металла. Этот навес заменяет кухню. Двор окружается бамбуковой изгородью. Недалеко от дома находится огород.

Дома аристократов, элиты, в сельской местности сохранили некоторые черты французской архитектуры колониального периода; новые здания в городах построены по североамериканским или французским современным образцам.

Быт

Разница между элитой и массами очень резко ощущается в одежде. «Элита носит ботинки»,— так, полушутя, полусерьезно определил эту разницу один наблюдатель. Действительно, костюм общеевропейского типа (обычно черного цвета) и обувь — один из признаков принадлежности к привилегированному классу. Костюм этот носят невзирая ни на какую жару. Рядовой же гаитянин, одетый в пеструю или белую рубашку, синюю вязаную фуфайку и брюки, чаще всего светлые, не носит обуви в первую очередь из-за отсутствия денег. Часто в городах запрещается появляться босиком, и за нарушение этого запрета полагается штраф или месяц тюремного заключения.

Женский костюм у аристократов соответствует европейской, чаще всего французской или североамериканской моде. Крестьянки и работницы обычно носят цветное платье и пестрый, иногда белый платок (Мадрас), завязанный наподобие тюрбана, поверх которого иногда надевается широкополая шляпа.

Наиболее характерные национальные блюда — жареная свинина* приправленная перцем; молотая кукуруза с треской; рис с горохом и солониной; бананы, бататы, ямс. Напитки — кофе и клерен (сахарная водка, настоенная на корице, лимоне или анисе). Чаще всего, однако, крестьяне питаются манго, ямсом, бобами, бататами, кукурузой. Мясо, молоко, яйца употребляются лишь по праздникам.

Для общественного быта Гаити характерна так называемая кумбита — помощь всех жителей деревни одному из крестьян для выполнения особенно трудных сельскохозяйственных работ. Кумбита обычно занимает один день, обязательно будничный, и устраивается для расчистки будущего поля или для ирригационных работ. Участвуют в ней преимущественно мужчины; женщины только помогают жене устроившего кумбиту приготовить угощение для всех ее участников. В определенной степени кумбиту можно связать с африканскими традициями.

Различно и положение женщины в двух упомянутых социальных слоях. Аристократка на Гаити, как правило, ведет праздную жизнь, женщина из народа — неутомимая труженица, и роль ее в экономике страны чрезвычайно велика. Основную работу в^зешгеделшгвыполняет именно она, ибо мужчины обычно только расчищают будущее поле и участвуют в уборке урожая. Важная роль женщины в хозяйстве является отражением африканских традиций. Традиции эти были подкреплены еще и тем, что на протяжении многих лет конца XVIII — начала XIX в., в период формирования гаитянского государства, подавляющее большинство мужчин было призвано в армию и надолго оторвано от хозяйства. Женщинам тогда так или иначе приходилось самим выполнять все земледельческие работы. Всецело на плечах женщины лежит и продажа того, что производится в крестьянском хозяйстве, за исключением кофе, которое всегда продают мужчины.

Горожанки, не принадлежащие к элите,— это прислуга, портнихи, модистки, парикмахерши, продавщицы, лавочницы. В учреждениях женщины обычно работают только секретарями, машинистками, стенографистками. Довольно много учительниц и медицинских сестер. Но женщина- врач, аптекарь, адвокат — явление еще очень редкое. К остальным профессиям доступ для гаитянок закрыт. Хотя конституция и дает им право занимать любые посты, фактически более или менее ответственные должности для них недоступны.

Просвещение

Около 90 % жите л ей Гаити не умеют ни читать, ни писать. По числу грамотных республика стоит на одном из последних мест в мире. Школу посещают не более 18% детей школьного возраста. В городах насчитывается около 96,6 тыс. и в деревнях около 99,4 тыс. учеников начальной школы. Средних школ разного типа, включая среднетехнические,— 50 с 9,8 тыс. учащихся. В Порт-о- Пренсе имеется университет, готовящий врачей, юристов, стоматологов и инженеров, и при нем — сельскохозяйственный, фармацевтический, гинекологический и этнографический институты (982 студента), а в четырех провинциальных городах — юридические институты. Однако крайняя бедность лишает трудящихся и их детей возможности получить образование, хотя обучение на Гаити и бесплатное.

Культура

Со времени образования республики'на Гаити существовали Фактически две культупьт. очень мало связанные между собой. Одна — культура большинства населения, трудящихся масс.; другая — культура элиты. Богатый фольклор гаитянских крестьян, их своеобразная музыка, танцы почти не имеют никакого отношения к тому, что характеризует культуру господствующего класса. Литераторы, музыканты, актеры — все, или почти все — выходцы из среды элиты. Их творчество гораздо ближе к французской культуре, чем к гаитянской. Ведь даже язык, на котором пишут гаитянские прозаики и поэты, непонятен большинству жителей Гаити, литература же на креоль находится еще в стадии зарождения.

До 20-х годов XX в. это положение оставалось неизменным. Но национальный подъем в связи с усилением народной борьбы против оккупантов оказал на литературу огромное влияние. Первым писателем, обратившимся к национальной теме народа, был Жак Румэн (1907—1944). Начав в 1927 г. с произведений, разоблачающих аристократов, элиту, выходцем из которой он был, Румэн в 1931 г. выпустил роман «Заколдованная гора», в котором правдиво показал миру нищего, забитого, угнетенного крестьянина. В романе «Хозяева росы» (1944)1 писатель вывел нового для гаитянской литературы героя — плантационного рабочего, вернувшегося в родную деревню и выступившего организатором крестьян в их борьбе за лучшую жизнь. Крупнейший прозаик Гаити, Румэн был и выдающимся поэтом своей родины. Последний сборник его стихов «Черное дерево» был издан в 1945 г.

Жак Румэн, порвав со своим классом, связал свою судьбу с трудящимися Гаити. Он был основателем и руководителем Коммунистической партии Гаити. Несколько лет Румэн провел в тюрьме, около 10 лет — в изгнании и умер вдали от родины2.

Крупнейший поэт Гаити — Рене Депестр (род. 1926) также является активным участником борьбы прогрессивных сил своей страны. Он вынужден был несколько лет назад эмигрировать, и последние его книги — сборник стихов «Рождение света» и роман о гаитянской деревне и гнете североамериканских монополий, «Солнце на колесах» — вышли во Франции 3.

После выхода «Заколдованной горы» Румэна в литературе Гаити крестьянская тема стала главной. Появляются такие книги, как «Драма земли» Ж. Б. Синэа (1933); «Дом Дамбалла» П. Савэна (1939); «Зеленый диван» Филиппа Тоби и Пьера Марселена, получивший в 1943 г. премию на латиноамериканском конкурсе; «Святое наследство» Синэа (1945); «Урожай» Ф. Мориссо Леруа (1946); новый роман Ж. С. Алексиса, перекликающийся по теме с последним романом Румэна (1955). В числе наиболее видных поэтов Гаити — Ф. Мориссо Леруа, Эмиль Румэр (р. 1903) и Руссан Камилль (род. 1915). Среди поэтической молодежи в последние 15—20 лет также росло стремление стать ближе к народу, к трудящимся, помочь им своим искусством. Эта молодежь с горячим сочувствием следила за борьбой народов против фашизма в период второй мировой войны. Поэт Жан Брьерр (р. 1908) воспел в своих стихах героизм защитников Сталинграда. В поэзии начинает отчетливо звучать национальная тема, поэты все чаще обращаются к народному творчеству1.

Народная музыка Гаити, пронизанная африканскими мелодиями, полная экспрессии и динамики, играет большую роль в быту крестьян. На кумбите обычно работа идет под песню, исполняемую в сопровождении барабанов и волынки. Характерная черта гаитянской музыки — употребление барабанов разного размера и разной силы звука. Интерес представляют и гимны, связанные с культом воду; африканская основа ощущается в них чрезвычайно сильно. К народному музыкальному творчеству начинают обращаться и музыканты-профессионалы. Так, композитор Людовик Ламот построил на народных мелодиях ряд известных своих произведений.

Для развития живописи и скульптуры очень важным событием было открытие в 1943 г. «Центра искусства», где организуются художественные выставки. Гаитяне, талантливые резчики по дереву, вышивальщицы, оказались очень способными и к живописи. Среди тех, кто приносит в «Центр» свои картины, много крестьян, городских и плантационных рабочих. Произведения самоучек имели успех не только на Гаити, но и за ее пределами, например на Межамериканской выставке в Сан-Паулу (Бразилия).