Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современное экономическое положение Гаити. Этнический состав населения
Этнография - Народы Америки

Гаити — отсталая аграрная страна. Основная куль- тура кофе (на северном побережье и на южном полуострове), затем сизаль. В последние годы значительно увеличились площади под сахарным тростником в районе Порт-о-Пренс, в центральной части долины р.Атрибонит, на южном полуострове, на северном полуострове и в районе Кап-Аитьен. Возделываются бананы, какао, хлопок. На засушливых склонах гор развито скотоводство.

Типичная для гаитянского сельского хозяйства фигура — крестьянин, собственник небольшого клочка земли. От 70 до 85% крестьян владеют участками менее 1 га. Нередки и такие «землевладельцы», которые располагают не более чем 0,1 га. Крестьяне Гаити с горькой иронией называют себя «хозяевами росы»; не имея возможности свести концы с концами, многие попадают в сети ростовщиков. Агротехника применяется крайне отсталая; земля сильно истощена, нуждается в искусственном орошении; полезные площади сокращаются вследствие широкого распространения эрозии почвы. Поэтому в деревне все больше растет группа испольщиков и арендаторов, а также батраков; одновременно растет кулацкая верхушка, в руки которой, как и в руки некоторых городских буржуа, переходят крестьянские земли, отнятые за долги.

Обычно крестьянин возделывает то, что потребляется в его хозяйстве,— бататы, бананы, кукурузу, горох, овощи. Излишек продается, и на вырученные деньги приобретаются недостающие съестные припасы, одежда, строительные материалы и т. д. Однако продажа урожая не дает достаточного дохода. Отсюда — обращение к рыночным культурам (кофе, хлопку, какао) и к подсобным промыслам, например выжиганию древесного угля. Деревенские ремесленники — столяры, кузнецы, плотники, ткачи, корзинщики, гончары — обычно удовлетворяют нужды своих односельчан в инструменте, одежде, посуде, мебели1.

Тяжелое положение гаитянского крестьянина еще более усугубляется тем, что в экономике страны распоряжается иностранный, преимущественно североамериканский, капитал. Ему принадлежит 10% обрабатываемой земли (при этом надо учесть, что лишь г/3 площади республики пригодна для земледелия). Так, «Гаитиен-Америкен шугар компани» (HASGO) владеет сахарными плантациями в 3—4 тыс. га, другая компания, формально смешанного типа,— SHADA — сизалевыми плантациями (площадь одной из них — 10 тыс. га). HASGO принадлежит и крупный сахарный завод в Порт-о-Пренсе, где перерабатывается и урожай мелких крестьянских хозяйств. Эта компания имеет в республике огромное влияние. Два новых сахарных завода в Жереми и Ле Кэ — тоже принадлежат американцам. Североамериканская «Стандард фрут энд Стимшип компани» через своих скупщиков полностью контролирует производство бананов в крестьянских хозяйствах, а недавно получила еще и концессию на 8 тыс. га.

Промышленность в Гаити развита крайне слабо. Помимо упомянутого сахарного завода и еще нескольких мелких, выпускающих сахар-сырец, рафинад, меляссу, ром и принадлежащих в большинстве той же HASCO, есть небольшое число других мелких предприятий: фабрики растительных масел, вин, соков, цементный завод, две текстильных фабрики, мыловаренный завод, фабрики дубителей и другие, а также ряд мастерских по производству обуви, веревок, соломенных шляп из пальмовых вслокон. Добывается кампешевое дерево, идущее на экспорт. Залежи драгоценных и редких металлов, меди, угля, серы, фосфоритов не разрабатываются*

Результатом такого положения является прогрессирующее обнищание трудящихся Гаити, положение которых считается наиболее тяжелым во всей Вест-Индии. Только 25% самодеятельного населения имеет работу2.

Невозможность найти работу на родине толкает трудящихся на эмиграцию. До начала 30-х годов XX в. десятки тысяч гаитян работали на сахарных плантациях Кубы (80 тыс. в 1931 г.). Они подвергались дискриминации, составляя самую бесправную группу плантационных рабочих. До сих пор в плантаторских кругах Кубы существует поговорка: «Убить гаитянина — все равно что убить собаку». В связи с кризисом в 1934 г. въезд гаитянским рабочим на Кубу был запрещен, а через три года тысячи живших там гаитян были высланы. Тогда увеличилась эмиграция в Доминиканскую республику (60 тыс. в 1934 г.). Правящие круги последней, стремясь ослабить недовольство масс реакционной диктатурой Трухильо, пошли на разжигание национальной вражды между мулатами- доминиканцами и неграми-гаитянами, тем более что иммигранты соглашались работать за более низкую плату. В октябре 1937 г. это привело к резне на границе обеих республик, в которой погибло не менее 10 тыс. гаитян. Въезд уроженцев Гаити в Доминиканскую республику до сих пор связан с рядом ограничений 3.

Политический строй

Во главе Гаитянской республики стоит президент, избираемый Национальной ассамблеей (парламентом) на шестилетний срок. Фактически в дела гаитян постоянно вмешиваются североамериканские монополии.

В Национальной ассамблее две палаты: сенат — из 21 члена, не моложе 30 лет, со сроком полномочий шесть лет, —и палата представителей из 37 членов не моложе 25 лет (избираются на четыре года). Члены обеих палат избираются советами департаментов. Для президента, сенаторов и депутатов конституция предусматривает высокий имущественный ценз; причем все они должны быть уроженцами Гаити и, кроме того, детьми уроженцев Гаити. Активное избирательное право предоставляется с 21        года.

В стране существует несколько буржуазных партий. Народно-социалистическая (коммунистическая) партия с 1948 г. находится в подполье. Демократическое профсоюзное движение также находится под запретом. Разрешенные правительством профсоюзы в количестве 56 насчитывают всего 7 тыс. членов. Большинство этих союзов — кооперативные организации, организации взаимопомощи и т. п.

Этнический состав населения

Население 1 аити составляет около 6,о млн. человек (1958). Средняя плотность — 121 человек на 1 км2. Гуще всего населены юго-запад и северо-восток. Из 2 млн. самодеятельного населения около 85% занято в сельском хозяйстве, около 6% — в промышленности и транспорте, около 4% — в обслуживании и т. д. Более 90% гаитян — негры, остальные — мулаты. Белых всего несколько тысяч. Это главным образом североамериканцы (приезжие бизнесмены или специалисты), которые живут в городах. Имеется группа сирийцев (основное их занятие — торговля).

Слой смешанного, мулатского населения образовался еще в колониальные времена. Тогда же возникла целая система терминов, определявших долю негритянской крови у мулатов разных категорий (марабу — негр на, квартерон — на у4, мюстиф — на одну восьмую и т. д.). Термины эти сохранились до сих пор, хотя употребляются чаще всего как оскорбительные клички. В среде правящего класса не только они, но даже наименования белый, черный находятся под запретом. Вместо этого говорят: jaune (желтый) и brim (коричневый). Это связано с тем, что правящая верхушка Гаити стыдится своего негритянского происхождения.

Если мулат — это в большинстве случаев горожанин из той или иной группы буржуазии, то негр — чаще всего крестьянин или рабочий. Две резко противостоящие друг другу группы — аристократы (элита) и простой народ, на которые делится население Гаити, в определенной степени различаются и по цвету кожи. Но основное различие проходит в социальной плоскости. Не случайно в одной из гаитянских пословиц говорится: «Если негр богат, он считается мулатом; если мулат беден — он считается негром». Таким образом, и в составе элиты имеется небольшое число негров, и среди рабочих и крестьян можно встретить мулатов.

Элита живет преимущественно в городах, прежде всего в наиболее крупных. Главным признаком принадлежности к ней является высокий жизненный уровень, т. е., иначе говоря, наличие больших средств, высокого дохода.

Уделом подавляющего большинства населения остается изнурительный труд и нищенское существование.

ПомиШ) элиты, численность которой не превышает 3% населения, существует и промежуточная группа (5—6%). Это незначительная прослойка средней и мелкой буржуазии.

Язык

Существенны различия между элитой и массами и в области языка. Официальный язык республики —французский. И, хотя на литературном французском языке говорит только элита, именно на этом языке издаются книги, газеты, журналы, на нем ведется преподавание в школах и высших учебных заведениях. Однако все жители Гаити, от президента до последнего нищего, владеют диалектом креоль, а подавляющее большинство населения только на нем и говорит. Даже аристократы, и те прекрасно знают креоль,и часто пользуются им в быту. Хотя в армии официально принят литературный французский язык, офицеры обращаются к солдатам на диалекте, иначе команда не будет понята. Священники часто читают проповеди на креоль, и бывают случаи, когда и президент обращается к народу именно на этом, понятном каждому гаитянину наречии.

Три четверти слов этого диалекта взяты из нормандского наречия французского языка. Имеется незначительная примесь английских и испанских слов. Индейские (аравакские) слова, вошедшие в креоль, относятся обычно лишь к своеобразной флоре и фауне острова или некоторым характерным для Вест-Индии явлениям (ураган, гамак, кайман — вид крокодила, кампече — кампешевое дерево и т. п.). Слов африканского происхождения немного, хотя некоторые исследователи насчитывают их до 200.

Наиболее характерные отличия креоль от французского языка еле- дующие: в фонетике — исчезновение звука «р», в грамматическом строе — чрезвычайная простота, неизменность глагольной основы и передача значений лиц, времен и т. п. при помощи служебных слов, отсутствие артикля. Морфологически и синтаксически диалект носит следы влияния языков западного берега Африки, прежде всего языка эве (например, часто встречается удвоение слов как способ усиления их значения).

Орфография креоль была создана лишь недавно, литература на нем находится в стадии возникновения.

Религия

По религиозной принадлежности все жители Гаити кроме небольшого числа протестантов, официальна считаются католиками.

Связь католической церкви с колонизаторами и участие ее в борьбе против восставших гаитян в конце XVIII—начале XIX в. лишили колониальное духовенство (состоявшее только из белых) авторитета среди народа, тем более что после установления независимости все служители культа покинули остров. Вплоть до 1860 г. правительство республики находилось в конфликте с Ватиканом, так что священники, заменившие тех* кто бежал после поражения колонизаторов, назначены были самочинно, а церковной иерархии и вообще не существовало.

Сейчас на Гаити насчитывается не менее 700 священников и монахов, из которых подавляющее большинство — французы (главным образом из Бретани) и франко-канадцы. Католическая религия еще сотни лет назад вошла в сознание негров как религия белых, поэтому до сих пор кюре-гаитянин воспринимается как «ненастоящий» священник, который не может быть достаточно авторитетным посредником между населением и «белым» богом. Большинство же священников-гаитян по окончании семинарии становится миссионерами в различных районах Африки.

Население республики, формально принадлежащее к католической церкви, в то же время почти поголовно связано со знаменитым культом воду, или вуду (водун), представляющим собой пережиток африканских верований и обрядов. Боги этого культа — дагомейские, что, очевидно, говорит о большом числе рабов из Дагомеи, ввезенных в свое время на остров. Самое слово воду, или водун, по-дагомейски означает божество. Культ сводится к почитанию многочисленных богов и духов (воду и лоа)~ Моления обычно совершаются в простых хижинах, причем устраивается алтарь с крестами, статуями святых, свечами, цветами (явное влияние католической церкви). Главная часть моления — принесение в жертву животного или птицы (козы, петуха); оно сопровождается плясками, нередко экстатического характера. Жрецы воду — у таны — бывают обоего пола. Обычно это простые крестьяне1.

Приверженность к этому культу не мешает гаитянам считать себя добрыми католиками. Только простые люди не скрывают своих связей с воду, а элита, также почти поголовно связанная с ним, окружает это обстоятельство тайной. Одно из существенных различий между элитой и массами заключается в том, что для аристократа считается обязательным посещение церкви и подчеркивание своей преданности католической религии2.