Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Панама: краткий исторический очерк. Политический строй
Этнография - Народы Америки

Наиболее узкая юго-восточная часть Центральной Америки занята республикой Панама, которая на западе граничит с Коста-Рикой, а на востоке с Колумбией; северное побережье ее омывается Карибским морем, южное — Тихим океаном. Площадь Панамы — 74 тыс. км2.

Территория ее разделена надвое 16-километровой полосой Панамского канала (площадь 1432 км2), находящейся в аренде у США, фактически же ими оккупированной.

Краткий исторический очерк

Проникновение в Панаму (входившую до 1903 г. в состав Колумбии) североамериканского капитала началось уже в первой половине XIX в. К 1846 г. США удалось добиться заключения договора о беспошлинном транзите через перешеек, а в 1855 г. с участием североамериканского капитала здесь была построена железная дорога. Северо-американцы не раз вмешивались во внутренние дела Панамы, инспирируя заговоры сепаратистов (например, в 1853 г.), не останавливаясь и перед вооруженной интервенцией (1856, 1860 гг. и т. д.).

В конце XIX в. начались попытки проведения Панамского канала. Созданная в 1879 г. французская компания не добилась успеха. G ее деятельностью было связано грандиозное мошенничество, сделавшее «Панаму» нарицательным словом. Затем строительство перешло в руки североамериканцев. Когда заключенный ими с правительством Колумбии договор (1903) не был ратифицирован парламентом последней, они организовали переворот, не допустили в зону канала колумбийские войска и, опираясь на свои вооруженные силы и на несколько сотен нанятых панамских пожарников, провозгласили «независимую Панамскую республику» (3 ноября 1903 г.). 18 ноября того же года эта республика заключила с США договор Бюно Варилья — Хэй, который удовлетворил все требования североамериканцев. Часть территории страны, названная «Зоной канала», перешла в аренду к Соединенным Штатам, немедленно начавшим здесь работы. 15 августа 1914 г. канал -был открыт.

В последующий период проникновение североамериканцев в экономику страны продолжалось. Капитал США поставил под свой контроль транспорт, связь и т. п. «Юнайтед фрут» стала полновластным хозяином банановых плантаций. В то же время начинает развиваться рабочее и народно-освободительное движение. В 1921 г. создается Всеобщий союз рабочих, происходят выступления трудящихся (наиболее крупное — забастовка транспортников в 1925 г., подавленная войсками США). В том же 1925 г. организовалась Коммунистическая партия (в 1942 г. преобразована в Народную партию).

Народ Панамы в течение всего периода существования республики ведет борьбу за создание справедливых условий пользования каналом. По договору 1936 г. наиболее унизительные статьи договора 1903 г. были отменены, но господство США в стране осталось незыблемым,

В 1942 г. Панама предоставила США ряд военных баз на своей территории. После окончания войны они, вопреки условию, не были ликвидированы. В 1946—1947 гг. по стране прокатилась волна массовых выступлений с требованием возвращения этих баз Панамской республике. Под влиянием народных выступлений Национальное собрание в декабре 1947 г. отклонило договор о продлении срока аренды.

Внутренняя политика Панамы в этот период была реакционной. В конце апреля 1950 г. были запрещены все прогрессивные организации, в том числе Народная партия.

В 1955 г. между США и Панамой был заключен новый договор, по которому канал остался во владении США. Если в 1936 г. североамериканцы платили по 430 тыс. долл. в год за пользование каналом, то теперь эта сумма увеличилась до 1930 тыс. долл. Следует, однако, учесть, что и эта плата составляет крайне незначительную часть доходов, получаемых США от Панамского канала (100 млн. долл.). При этом североамериканцы получили территорию для военных баз, а также добились отказа Панамы от ряда транспортных льгот, предусмотренных еще договором 1903 г.

Национализация египетским правительством Суэцкого канала вызвала новый подъем национально-освободительного движения в Панаме. Панамский народ все решительнее требует передачи зоны канала Панаме, изгнания североамериканских империалистов со своей земли.

Современное экономическое положение

Панамскии канал играет большую роль в экономике республики. Около 15% самодеятельного населения (в том числе треть населения столицы и половина населения второго в республике г. Колона) работает непосредственно на канале или в учреждениях его зоны. Но, в Панамской республике нет почти никакой промышленности, и рабочим трудно найти постоянное занятие. В сельском хозяйстве, где занято более половины населения, командные позиции принадлежат североамериканским компаниям, прежде всего «Юнайтед фрут». Она владеет банановыми плантациями, сосредоточенными на западе тихоокеанского побережья, плантациями какао и абакй на побережье Карибского моря. Главная продовольственная культура — рис, затем идут кукуруза, бобовые и т. д. Скотоводство развито на западе Панамы; подавляющая часть поголовья скота принадлежит крупным помещичьим хозяйствам.

Большая часть населения, занятого в сельском хозяйстве,— плантационные рабочие, а также крестьяне, обрабатывающие небольшие участки, расчищенные от лесных зарослей. Мелкое крестьянское хозяйство сохраняет полунатуральную форму. Для крестьян характерен нищенский уровень жизни. Так, 98% хозяйств не имеет тягловых животных.

Минеральные ресурсы страны — драгоценные металлы, марганец, медь, уголь, железо — не используются, за исключением золота, добываемого одной английской компанией. Право на разведки нефти предоставлено североамериканской фирме «Синклер». Обрабатывающая промышленность по преимуществу представлена мелкими пищевыми предприятиями. Имеется около 60 рисоочистительных заводов, шесть сахарных, три лесопильных завода, фабрика по переработке абакй, фанерный завод и т. п.

В зоне канала, наиболее развитом районе страны, есть довольно значительная группа городских рабочих — портовиков, транспортников и т. п. Однако панамцы, как правило, выполняют лишь неквалифицированную или полуквалифицированную работу. Даже второстепенные руководящие должности обычно для них недоступны и предоставляются североамериканцам.

Политический строй

Панама — помещичье-буржуазная республика во главе с президентом, избираемым на четыре года. Законодательная власть по конституции принадлежит Национальному собранию (из 5о членов, избираемых на тот же срок).

Крупнейшая буржуазная партия национальной патриотической коалиции создана в 1953 г. из нескольких партий, тесно связанных с США. Лидер ее — президент Панамы (с 1956 г.) де ла Гардиа. Народная партия продолжает оставаться вне закона так же, как и Федерация трудящихся Панамы, входящая в Конфедерацию трудящихся Латинской Америки.

Этнический состав населения

По данным 1958 г., население Панамы составляло 995 тыс. человек. Средняя плотность населения — 13,3 чел. на 1 км2. Распределено оно неравномерно: около 25% сосредоточено в городах Панама и Колон; сравнительно густо заселен район юго-западнее канала и район Чирики (на костариканской границе). В остальных частях страны имеются лишь незначительные группы населения.

Основную часть населения составляют лица смешанного испано-индейского п испано-негритянского происхождения (не меньше 65%). Негров— около 14%, белых — 11%, индейцев — примерно 10%, выходцев из стран Азии — несколько десятых процента.

Негритянское население сосредоточено в основном в зоне канала и в районе банановых плантаций. Негры выполняют на канале все тяжелые, не требующие специальной подготовки работы. Квалифицированных рабочих среди них мало.

Официально в Панаме нет расовой дискриминации. На самом же деле она существует, и не только в зоне канала.

В республике нет и не было негров-президентов, министров, крупных чиновников. Негры не принимаются на службу в Министерство иностранных дел. У негра вообще гораздо меньше шансов получить хорошую работу — недаром в Панаме существует поговорка: «Е1 color le ofende» («Ему мешает его цвет»). Существуют гостиницы, клубы, рестораны, в которые не допускаются негры. Есть даже целые районы, например, в провинции Чирики, где негру фактически невозможно поселиться, так как ему объявляется бойкот, никто не сдает ему жилья и т. д.

Большую роль в этой дискриминации играет экономический момент. Как и в других странах Латинской Америки, для богатого негра или мулата не существует многих ограничений. Панамская пословица гласит: «Деньги любого делают белым».

Даже термин негро (негр) часто имеет социальное значение, и вместо него употребляется другой — морено (смуглый, брюнет). Очень многие мулаты называют себя метисами, так как эта категория охватывает и потомков испано-индейских браков, у которых нет примеси негритянской крови. Тем или иным негроидным чертам в наружности панамца придается настолько важное значение, что существует, например, не меньше шести терминов для обозначения разной степени курчавости волос и т. п. Расистская кличка «чомбо», оскорбительная для человеческого достоинства негра, широко распространена в Панаме.

По происхождению негритянское население республики неодинаково. Есть так называемые панамские негры — потомки рабов, ввезенных еще при испанцах (они живут в значительной части и за пределами зоны канала). Есть и антилъянос (антильцы) — выходцы и потомки выходцев из Вест-Индии, проживающие главным образом в зоне канала и в районе банановых плантаций. По отношению ко второй категории дискриминация проявляется сильнее. Их не раз (например, в 1941 г.) лишали панамского гражданства, им приходится при получении этого гражданства проходить всякого рода унизительные проверки, им чинят препятствия в получении образования и т. п. Панамские расисты натравливают местных испаноязычных негров-католиков на вест-индцев, многие из которых говорят по-английски и исповедуют протестантство.

Исследователи справедливо отмечают, что расовая дискриминация в очень большой степени связана с появлением совероамериканцев в зоне канала и является прямым следствием влияния человеконенавистнической империалистической идеологии реакционной буржуазии США.

Сами же совероамериканцы в зоне канала не делают особых различий между метисом, белым панамцем и негром. Всех их считают рабочими и служащими низшей категории и назначают им так называемую «серебряную» (с 1947 г. «местную») заработную плату, которая в четыре раза меньше «золотой» (или «заработной платы Соединенных Штатов»), получаемой североамериканцами. Расовая дискриминация и расовая сегрегация в зоне достигают почти такого же уровня, как на юге США.

Белое население Панамы составляют потомки испанских завоевателей и более поздних переселенцев — из Испании, Италии и других европейских стран, а также из США. Правящая верхушка республики — «белого» происхождения или, по крайней мере, претендует на таковое. Еще с колониальных времен население Панамы делится на две категории: аденшро (те, кто живет внутри) и афуэра (живущие вне — подразумевается: вне крепостных стен). Когда г. Панама, разрушенный пиратами в 1673 г., был отстроен на новом месте, под защитой его стен поселились лишь привилегированные колонисты. И до настоящего времени адентро называют тех, кто входит в правящую прослойку. Это — тесно связанные с североамериканцами промышленники, торговцы, помещики, буржуазная интеллигенция. Больше всего белых живет в городах. Но адентро составляют среди них меньшинство. Остальные — в большинстве трудящиеся — работают на различных предприятиях в зоне канала и вне ее. Лишь несколько десятков из них получают «североамериканскую заработную плату», и то это достижение последних лет. По договору 1955 г. Соединенным Штатам пришлось признать принцип равной оплаты за равный труд, но заработная плата была повышена лишь через год и в среднем всего на 13%. Таким образом, различия в оплате труда почти не изменились.

Граждане США (несколько тысяч человек) живут главным образом в зоне канала. Они занимают все сколько-нибудь ответственные посты; из них же комплектуется квалифицированный персонал всех учреждений и организаций зоны. Все рабочие высокой квалификации — также североамериканцы.

Индейское население сохранилось только в горных районах или джунглях, а также на некоторых островах. Данные о его численности неточны. Так, по переписи 1940 г. их насчитывалось 59,4 тыс. человек, из которых племенную организацию сохранили — 56,0 тыс. А по переписи 1950 г. индейцев было всего около 48,7 тыс. Только что приведенные цифры говорят, что индейцев в республике во всяком случае не более 10%. Однако в докладе министра внутренних дел (1943) говорится, что «20% населения перешейка является индейским по происхождению и по культуре»г.

Группа куна живет на крайнем востоке перешейка, в прибрежном и лесном районе округа Сан-Блас (от колумбийской границы до залива Сан-Блас), и на одноименном архипелаге в этом заливе. Небольшие группы их есть и в районе Дарьена, в верховьях рек Чукунаке, Капети, Пукро и Пайа. В 1940 г. их насчитывалось около 21 тыс. человек. Индейцы гуай* ми живут изолированными группами в горах и саваннах провинции Чирики на западе Панамы (около 19 тыс.), провинции Бокас-дель-Торо (6 тыс.) и Верагуас (около 1,5 тыс.) — всего около 29 тыс. человек. Чоко (около 2 тыс.) живут в лесах Дарьена (долины рек Яке, Пирре, Мареа, Чукунаке, Могэ и Тукеса). В провинциях Кокле, Верагуас и других живут чоло — потомки браков между индейцами и метисами.

Основные занятия куна — выращивание фруктов (кокосовых орехов, апельсинов), а также рыбная ловля и охота.

Обычно в лесу расчищается участок, и тот, кто его расчистил, отмечает свое право на него, проложив вокруг тропинку. На некоторых островах иногда участки принадлежат всему племени. Часто выручка от продажи урожая зЭДет в племенной фонд. Расчистка участка производится при помощи мачете и железной мотыги. Затем деревья сжигаются.

Женщины куна — искусные рукодельницы. Они делают известные во всей Панаме блузки — мола, с разноцветной аппликацией. Узор изображает животных, птиц, цветы, различные условные фигуры. Индианки изготовляют также гамаки из хлопчатника или из покупных материалов. Развито ткачество. Мужчины плетут корзины с красивым геометрическим орнаментом, делают лодки и весла, плетут сети, изготовляют посуду из тыквы. Знакомо индейцам куна и гончарство.

Куна ведут оживленную торговлю, обменивая продукты своего хозяйства на рыболовные крючки, ружья, боеприпасы, иголки, мыло, керосин, табак и пр.

Селениями индейцев, живущих на островах, управляют вожди. На многих островах белые не имеют права селиться; на некоторых не имеют права даже ночевать.

Куна уже к началу колонизации были народом высокой и своеобразной культуры. У них, в частности, было развито пиктографическое письмо, пережитки которого сохранились и до сегодняшнего дня. В основном — это — ритуальные записи для памяти. Единой системы письма нет; знаки имеют множество вариантов.

Среди куна есть люди, получившие среднее и высшее образование. Большинство из них вернулось на острова, чтобы служить своему народу.

Развитие капитализма в стране приводит к постепенному разложению племенного строя куна. Все больше юношей и девушек уходит из деревень — на заработки в зону канала. Сейчас в зоне, а также в городах Панама и Колон — более 4 тыс. индейцев куна. Они заняты на подсобных работах в североамериканских воинских частях, а также в качестве домашней прислуги, в ресторанах, барах и пр. Их труд оплачивается низко, живут они в тяжелых условиях. Туберкулез, венерические и другие заболевания — таковы дары капиталистической «цивилизации» индейцам куна.

Индейцы гуайми занимаются в основном охотой и рыболовством. Летом на небольших участках в джунглях женщины сажают кукурузу, табак, рис, фруктовые деревья, бананы, а мужчины нанимаются до осени в батраки или пастухи к белым и метисам.

Главные занятия чоко — охота и рыболовство. Женщины возделывают небольшие огороды, занимаются также ткачеством. Из хлопка они изготовляют на продажу разноцветные гамаки1.

Среди выходцев из стран Востока в Панаме преобладают китайцы (2638 в 1940 г.). Основное их занятие — торговля, главным образом бакалейными товарами.

Иммиграционное законодательство Панамы носит расистский отпечаток. Конституция запрещает иммиграцию негров (говорящих по-английски), выходцев из Индии, «лиц желтой расы», а также уроженцев Ближнего Востока и Северной Африки.