Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Коста-Рика: характеристика
Этнография - Народы Америки

Коста-Рика на востоке граничит с Панамой, на севере — с Никарагуа. Северо-восточное побережье омывается Карибским морем, юго-западное — Тихим океаном. Территория республики — 51 тыс. км2.

С 1839 г. Коста-Рика, бывшая испанская колония, стала независимой. Основой хозяйства в тот период было производство кофе. Власть находилась в руках группы крупнейших плантаторов, интересы которых отражала консервативная партия. Боровшиеся с консерваторами либералы были связаны с формировавшейся в этот период буржуазией. Борьбу осложняло проникновение в экономику республики иностранного капитала — английского и североамериканского. В конце XIX в. «Юнайтед фрут компани» создает в Коста-Рике банановые плантации. Вскоре они становятся главной отраслью хозяйства страны. После первой мировой войны влияние США стало преобладающим.

Первые крупные классовые бои костариканских плантационных рабочих происходят в период экономического кризиса (1929—1933). В 1930 г. возникает Коммунистическая партия, преобразованная в 1943 г. в партию Народный авангард («Вангардиа популар»). Вспыхивает < ряд забастовок (1933—1934).

На выборах 1944 г. демократическим силам удалось одержать победу. В мае 1944 г, были установлены дипломатические отношения с СССР. В 1948 г. произошел реакционный военный переворот, после которого «Вангардиа популар» была объявлена вне закона. На выборах 1953 г. к власти пришли представители национальной буржуазии (так называемая партия Национального освобождения). Забастовка 10 тыс. рабочих плантаций летом того же года ознаменовала собой новый подъем народного движения.

Современное экономическое положение

Экономика страны носит аграрный характер. Основная культура — кофе (главным образом в централь- ной части страны), дающее более половины дохода от экспорта, затем идут бананы (с 30-х годов основные плантации — на тихоокеанском побережье), какао, абака (манильская пенька). Кофе производится в основном мелкими крестьянскими хозяйствами, 75% из которых имеет менее 1,5 га земли каждое. Чтобы свести концы с концами, эти крестьяне вынуждены батрачить на плантаторов. Растет число крестьян, лишившихся земли и превратившихся в сельскохозяйственных рабочих. Банановые плантации находятся в руках североамериканской «Юнайтед фрут», жестоко эксплуатирующей местное население. Этой же компании принадлежат плантации какао, абаки, а всего — треть обрабатываемой земли Коста-Рики. Суда «Юнайтед фрут» производят все внешнеторговые перевозки. Богатства недр страны (золото, серебро, нефть) также находятся под контролем капиталистов США и используются довольно слабо. Промышленность, преимущественно пищевая, табачная, обувная, представлена лишь мелкими предприятиями. Имеется семь текстильных фабрик (самая крупная — в Сан-Хосе на 125 станков), но потребностей населения их продукция не обеспечивает.

Самая многочисленная и наиболее эксплуатируемая категория трудящихся — плантационные рабочие. Обычный рабочий день на плантации длится 10—10,5 часа. Служащие «Юнайтед фрут» обсчитывают рабочих, придираясь к каждой мелочи, относятся к ним грубо, презрительно; как к людям «низшей расы». Нередки на плантациях случаи кулачной расправы с рабочими, убийства наиболее «строптивых» из них1.

Крестьяне Коста-Рики находятся в полной зависимости от скупщиков, диктующих цены на кофе и держащих в кабале мелких производителей.

Политический строй

Коста-Рика — республика во главе с президентом, избираемым на четырехлетний срок. Парламент (конгресс) состоит из одной палаты (45 депутатов, срок полномочии четыре года) и каждые два года обновляется наполовину. Избирательное право имеют лица обоего пола, начиная с 21 года (женщины получили это право лишь в 1949 г.).

У власти находится буржуазная партия Национальный союз, выступающая против национализаций отраслей экономики, в которых господствуют американцы. На президентских выборах 1958 г. победил ее кандидат Марио Эчанди Хименес. Крупнейшая буржуазная оппозиционная партия — партия Национального освобождения. Партия Народный авангард (коммунистическая) продолжает оставаться нелегальной. Крупнейшая профсоюзная организация — Всеобщая конфедерация трудящихся Коста-Рики. Наряду с ней существует объединение католических профсоюзов «Рерум Новарум» (носит название одного из посланий римского папы, посвященного «рабочему вопросу»).

Этнический состав населения

По данным 1958 г., неселение республики более 1072 тыс. человек. Средняя плотность — 21 человек на 1 км2. В центральной части страны сосредоточено 75% населения, так как почвенные и климатические условия здесь наиболее благоприятны. Мужчины составляют 47 %, женщины — 53 % населения. Самодеятельное население 272 тыс. (1950 г.), из них около 54,8% занято в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве, около 15% — в обслуживании, около 11% — в горной промышленности, около 8% — в торговле, более 4% — в строительстве, 3,5%—на транспорте и т. п.

Свыше 80 % населения — потомки испанских переселенцев (в основном с севера — из Галисии, Арагона, Бискайи). Разумеется, фактически среди них немало метисов. Статистика, однако, официально признает метисами немногим более 10 % населения. Негров и мулатов — примерно 7%; индейцев — менее одного процента. Имеется небольшое число китайцев. В городах и на плантациях живет некоторое число уроженцев США (большинство из них —служащие «Юнайтед фрут»), а также немцев и итальянцев.

Белое население сосредоточено главнымобразом в столице республики — Сан-Хосе, в крупнейших городах и вообще в центральной части страны. Метисы в большинстве живут в сельской местности; на побережье Тихого океана они составляют до половины населения. Основной район, где живут негры,— карибское побережье, куда они были в свое время ввезены из Британской Вест-Индии для работы на плантациях (их здесь более 55%). До середины 1940-х годов существовал закон, запрещавший неграм переселяться на тихоокеанское побережье и в центральные районы Коста- Рики. Особенно трудным становилось положение негров во время кризисов, а когда (в 30-х годах) карибские плантации были заброшены, судьба негритянских рабочих стала еще более тяжелой. Над неграми — в большинстве британскими подданными — постоянно висит угроза высылки в Вест-Индию, где положение еще хуже, чем в Коста-Рике.

Сохранившееся на территории Коста-Рики коренное население составляет не более 5 тыс. Крупнейшая группа — брибри (около 3 тыс.)

В состав ее входят племена чиррипо и кабёкар, подчиненные брибри после ожесточенных войн еще в XIX в. Вторая группа — бо- рука (900 человек) живет на юго-западе Коста-Рики. В этот же район испанцами были переселены индейцы тёрраба, попавшие в подчинение к борука. На п-ве Ни- койа сохранились еще остатки племени чоротега-ман- ге, а на северной и западной границе с Никарагуа— гуа- тусо. Для всех этих групп характерен родоплеменной стройна различных ступенях разложения.

Основное занятие индейцев брибри — земледелие (возделываются бананы, кукуруза, кофе, какао, овощи). Скотоводство и рыбная ловля для брибри имеют подсобный характер, а для многих других групп индейцев являются главным занятием. Из ремесел среди брибри распространено плетение и изготовление материи из древесной коры с применением естественных красителей. Борука возделывают хлопок с цветным волокном; им знакомо особого типа ткачество (получается ткань с узором только по лицевой стороне). Индейцы п-ова Никойа занимаются гончарством, покрывая сосуды из крашеной глины черным узором из растительного сока — накасколо.

Индейцы — наиболее бесправная и угнетенная часть населения Коста- Рики. Положение их особенно ухудшилось после проникновения в районы их обитания североамериканских монополий, прежде всего «Юнайтед фрут». Вымирание остатков коренного населения значительно ускорилось. Когда истощенные хищнической эксплуатацией земли были забр©^ шены монополией, она, тем не менее, продолжала взимать с местных жителей по доллару с гектара за право застройки и посева. Эта непосильная для, индейца плата увеличивалась, если участок находился на более* плодородных землях в долине. «Мало-помалу индейцы потеряли все... У 80% из них ничего не осталось»,— пишет Карлос Луис Фальясг прогрессивный писатель Коста-Рики. Приведенные факты относятся к индейцам Таламанки, но положение остальных групп коренного населения не лучше. Везде полновластным хозяином района является полицейский агент; он распоряжается жизнью и смертью индейцев, опи^ раясь на племенную верхушку.

В 1945 г. для облегчения положения индейцев был создан особый совет (Хунта защиты аборигенов), приняты планы помощи коренному населению, некоторые законы, ограждающие его права. Однако в существующих условиях все эти меры не выходят за рамки благотворительности.

Язык

Язык подавляющего большинства населения — испанский. Он отличается от языка современной Испании, но содержит меньше индейской лексики, чем в других латино-американских странах. Особенность речи костариканцев — множество уменьшительных слов, образуемых при помощи суффиксов «ico» («ико») и «tico» («тико»). Так возникло прозвище уроженцев Коста-Рики: во всей Латинской Америке их называют «тикос>>. Негритянское население говорит в основном на вест-индском диалекте английского языка. Индейцы говорят на языках своих племен и очень плохо знают испанский, особенно женщины (исключение — чоротега-манге, утратившие свой племенной язык).

Города, поселения, жилище

В городах живет около 1/3 жителеи страны. Крупнейший город — Сан-Хосе, столица Коста-Рики, ее главный политический, административный и культурный центр (около 128 тыс. населения). Он расположен на Центральном нагорье, у подножья высоких, покрытых зеленью гор. На широких прямых улицах Сан-Хосе, в отличие от большинства других латиноамериканских столиц, мало значительных памятников архитектуры. Исключение составляют здания Национального театра, банка, аэропорта, «Гранд отеля». Зато очень украшает город обилие зелени. В крупнейшем Национальном парке установлена скульптурная группа «Сестер — Республик Латинской Америки». В парке Морасан устраиваются концерты, в парке Боливар находится зоологический сад. Так называемый Сад орхидей известен своей обширной коллекцией центральноамериканских цветов. На окраине города расположен довольно обширный стадион.

Дома в Сан-Хосе и во всей Коста-Рике невысокие (из-за землетрясений). Во всей стране имеется лишь одно пятиэтажное здание (уже упомянутый «Гранд отель»); даже здания в два этажа являются редкостью. Большинство современных домов строится из бетона и кроется рифленым железом; архитектура их очень напоминает североамериканскую. Кое-где сохранились старинные постройки с толстыми стенами из сырцового кирпича и черепичной крышей, с деревянными полами и потолками. Еще лет 50 назад в заднем дворе такого дома помещался хлев и рядом с ним — кухня с огромным очагом. В патио обычно разводили сад. В какой-то мере этот тип дома сохранился в жилищах зажиточных крестьян, которые можно видеть хотя бы вблизи столицы. В таких домах редко бывает больше трех комнат, одна из которых служит гостиной; чаще всего, стекла в окнах имеются только у крестьян побогаче, остальные на ночь просто закрывают ставни. К дому примыкает навес, под ним находится огромная колода для стирки белья.

У дома разбивается небольшой цветник, огород или высаживается рощица кофейных деревьев.

Постройки двух указанных типов характерны и для других значительных городов Коста-Рики, в меньшей степени — для Лимона (около 20 тыс. жителей; центр карибского побережья, этот город имеет сходство с“ вест-индскими портами, зданий испанского типа здесь мало) ив большей степени для Картаго (22,2 тыс. населения) и Пунтаренас (19 тыс.). Остальные города — еще меньше. Все это — административные, торговые, но не промышленные центры.

Дома городских предместий (так называемые пьесас), где ютятся рабочие, представляют собой лачуги, известные не только своей неблагоустроен- ностью, но и очень высокой квартирной платой.

Наиболее разительные контрасты можно наблюдать на плантациях, где чистенькие домики или вагоны североамериканцев сразу бросаются в глаза среди грязных бараков костариканских рабочих и хижин негров. Последние живут отдельно в лачугах, сооруженных из жести, горбылей и старых ящиков.

Жилища индейцев в Таламанке, где сосредоточено большинство коренного населения, представляют собой либо хижины с остроконечной крышей из пальмовых листьев и стенами из кольев, обвитых лианами, лйбо — навесы, открытые со всех сторон, либо, наконец, помосты с подобием комнатки в центре (и очагом на земле)1.

Пища

Обычная пища рабочего и крестьянина Коста-Рики состоит из тортильяс, бобов, риса, бананов. По воскресеньям готовится мясной суп (олъя де карпе) с бананами и чайоше (вид тыквы). Сравнительно часто используются плоды разного рода пальм, например пехибайе, а также сердцевина пальм (вареная она употребляется как салат и называется палъмито). Из напитков больше всего распространены — кофе, агуа дулъсе (сладкая вода, кипяченная с неочищенным сахаром), ром, гуарб (сахарная водка). В пище негритянского населения больше юкки, ямса, некоторых местных клубнеплодов; большинство приготовляемых ими блюд — вест-индского происхождения. Индейцы питаются в основном кукурузой и бананами. Живут они впроголодь, почти никогда не видя ни мяса, ни рыбы. Несколько разнообразят им пищу лишь продукты тропического леса — молодые побеги папоротника, соцветия пальм и т. п.

Одежда

Горожане носят одежду североамериканского образца, только из более легкой материи. Старинный женский костюм (белая низко вырезанная блузка с короткими рукавами, украшенными кружевными манжетками, длинная широкая юбка из кретона или сатина и шарф на шее) сохранился лишь в деревне. Та же судьба постигла и традиционный мужской костюм (яркая рубашка, подобие галифе, высокие сапоги, шейный платок, широкополая шляпа). Обычно крестьянин носит соломенную шляпу; обувь, как правило, отсутствует. Крестьянка одета в дешевое ситцевое платье. Ни у нее, ни у детей также обычно не бывает обуви. Негры одеты несколько ярче остальных костариканцев. Индейцы носят брюки, закатанные до колен, и поверх брюк — рубашки навыпуск.

Просвещение

Процент грамотных довольно высок — 85 %* Имеется около 1400 начальных школ со 150 тыс. учащихся. Средних школ всех видов около 100. Обучение в этих школах бесплатное. По сравнению с другими странами Латинской Америки, в Коста-Рике положение педагогического персонала значительно лучше. Предметом гордости костариканцев является то обстоятельство, что у них «больше учителей, чем солдат». Однако для трудящихся и их детей среднее, а тем более высшее образование малодоступно. В университете г. Сан-Хосе (основан в 1844 г., имеет ныне 10 факультетов), как правило, учатся лишь выходцы из состоятельных семей.

Национальные меньшинства фактически не охвачены школой. На родном почти для всех негров английском языке и на языках индейских племен обучение не ведется. Школы для индейцев насчитываются единицами, а первые несколько учителей из среды самих индейцев появились лишь в самые последние годы.

Религия

Подавляющее большинство населения исповедует католическую религию. Протестантов немного, это — главным образом негры. Католическая церковь имеет в республике большое влияние и использует его для проведения реакционной политики. Костариканские церковники тесно связаны с франкистской Испанией, а довоенные связи с гитлеровцами и итальянскими фашистами достаточно ясно характеризуют их политические устремления.

Культура

Индейское и негритянское население составляет в стране незначительное меньшинство и, по сути дела, почти не участвовало в формировании костариканской культуры. Испанская основа в последней была преобладающей. Однакокультура Коста-Рики отличается от культуры Испании и стран Латинской Америки. Прежде всего это ощущается в своеобразном фольклоре, лучше всего сохранившемся в провинции Гуанакасте.

Наиболее часто встречающиеся здесь сказочные персонажи — Сегуа — девушка-оборотень, принимающая облик лошади; Льорона — плачущая женщина, встреча с которой грозит бедой запоздалому путнику. Фигурирует в сказках и повозка без быков, мчащаяся ночью по полям.

В Гуанакасте сохранились и народные песенки (бомбас)— четверостишия, исполняемые во время танцев. Пословицы и поговорки, созданные здесь, отличаются меткостью и своеобразием. Так, о человеке, который много обещает и ничего не делает, говорят: «Он весь в перьях, ноне летает»!

Маленькая Коста-Рика сыграла заметную роль в развитии латиноамериканской литературы. Она выдвинула таких писателей как Мануэль Гонсалес Селедбн — романист, новеллист и поэт, писавший под псевдонимом «Магон». Один из его рассказов —«Солнечное затмение» — был опубликован в русском переводе еще в конце 20-х годов (см. сборник «Латинская Америка». Л., 1927, стр. 45—48). Известны также имена Хоакина Гарсиа Монхе (1881—1958), издателя старейшего литературного журнала Латинской Америки —«Реперторио Американо» (выходит с 1919 г. и пользуется популярностью во всех латиноамериканских странах)* Рикардо, Фернандеса Гарсиа, автора «Костариканских рассказов» («Сиеп- tos Ticos»). Среди писателей среднего поколения наиболее крупные — Карлос Луис Фальяс, автор романа «Мамита Юнай» (1940, перевод на .русский сделан в 1952) — о судьбе рабочих «Юнайтед фрут» (советскому читателю известен также его рассказ «Секундино» из книги «Большие и маленькие люди», помещенный в журнале «В защиту мира», 1954 г., №32, январь, стр. 80—87 и книга «Маркос Рамирес»); Хосе Марин Каньяс (род. 1904); Фабиан Доблес Родригес (род. 1918), рассказавший в своей книге «Те, которых называют народом» (1941) о нищете и горе простых костариканцев; Хоакин Гутьеррес и др.

Книжный рынок республики очень невелик. В Коста-Рике нет ни одного книжного издательства. Произведения художественной литературы обычно публикуются автором за свой счет очень незначительными тиражами.

Художественные ремесла не получили большого развития. Выделяется только художественная обработка дерева (в стране имеются многие виды ценных древесных пород), в частности, изготовление высоких двухколесных повозок (типа арбы). Повозки эти украшаются резьбой и ярко раскрашиваются. Преобладает красный цвет, затем следуют желтый, черный, светло-голубой, синий и т. п. Особенно тщательно раскрашиваются большие колеса этих повозок, которые обычно резьбой не покрываются. Узор представляет собой все расширяющиеся зубчатые круги разных цветов, идущие от втулки до самого колесного обруча. По традиции колеса делаются из легкого дерева, и при движении повозки «поют», причем звуки бывают разной высоты и тона. Искусство изготовления таких повозок доведено в Коста-Рике до совершенства. Оно поддерживается ежегодными конкурсами, вызывающими большой интерес самых широких слоев населения.

Среди художников-профессионалов наиболее известны скульпторы Чакон, Суньига, живописцы Пачеко, Амигетти, талантливый каррика- турист Омар Денго.

Народная музыка и танцы больше всего сохранились также в Гуанакасте. Там до сих пор исполняется национальный танец пунто гуанакас- теко под аккомпанемент гитары и маримбы (род ксилофона). Из профессиональных композиторов самым известным был Мануэль Мариа Гутьеррес, создавший (1852) мелодию национального гимна. В стране большой популярностью пользуется не только легкая аргентинская, кубинская и мексиканская музыка, но и европейская классика. Коста-Рика никогда не имела постоянной театральной труппы, но, наряду с профессиональными спектаклями, в зале Национального театра ставились и ставятся оперы Верди и Доницетти, исполняющиеся любителями. Рабочие и крестьяне — участники этих спектаклей — обнаружили большие способности и горячую любовь к музыке. При Национальном театре существует хороший симфонический оркестр. В зале театра перед жителями Сан-Хосе выступали многие известные музыканты, в том числе — советские исполнители, восторженно встреченные костариканцами.

Быт, развлечения

Быт городского населения за последние десятилетия испытал значительное североамериканское влияние. Но сохранились, тем не менее, такие характерные черты быта костариканцев, как еженедельные гуляния под музыку на центральных площадях городов (ретретас), а также так называемые мелъкочас — загородные пикники с танцами, распространенные очень широко. Большой популярностью пользуются различные виды спорта, прежде всего футбол, гольф, теннис, бейсбол. Традиционными являются ежегодные состязания в беге на 68 миль (112,4 км) вдоль железной дороги, идущей из Сан-Хосе на запад.* Большое число зрителей собирают скачки, петушиные бои, а также бои быков особого типа: в Коста-Рике фактически нет арены, нет матадоров, участие в представлении может принять любой из зрителей. Быка не убивают и не ранят, его надо только коснуться рукой; да он и сам сравнительно безопасен для окружающих, так как рога у него сцилены.

Существуют в Коста-Рике и рождественские карнавалы, характерные для всех латиноамериканских стран.