Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Сальвадор: характеристика
Этнография - Народы Америки

Сальвадор расположен на побережье Тихого океана; это единствен* ное центральноамериканское государство, берега которого не омываются Карибским морем. На западе и северо-западе Сальвадор граничит с Гватемалой, на севере и востоке — Гондурасом. Его площадь — 34, 1 тыс. км2.

Краткий исторический очерк

В независимой республике Сальвадор (существует с 1839 г.) власть находится в руках так называемых сорока семейств — владельцев крупнейших латифундий. Многочисленные революции, перевороты, восстания, характерные для истории республики второй половины XIX — начала XX в., отражали противоречия между помещичьей партией консерваторов и партией либералов, связанной с теми группами внутри господствующего класса, которым было выгодно развитие капиталистических отношений. Значительную роль во всех этих событиях играла англо-американская борьба за преобладание в республике. Англо-американские противоречия сказались и в ходе попыток Сальвадора восстановить Центральноамериканскую федерацию и занять в ней господствующее положение (войны с Гватемалой— 1850—1853, 1863, 1876, 1885 гг. и др.)1.

К началу XX в. североамериканскому капиталу удалось подчинить себе экономику республики, основой которой были (и остаются) плантации кофе. Результаты однобокого, монокультурного развития хозяйства ощущались на протяжении всей истории Сальвадора, но особенно тяжелым положение страны стало в годы мирового экономического кризиса (1929—1933). Падение цен на кофе разорило многих крестьян^ тысячи арендаторов были согнаны с земли, значительная часть плантационных рабочих уволена. Классовые противоречия обострились. В этой обстановке буржуазия и помещики Сальвадора при поддержке североамериканского империализма пошли на установление военной диктатуры.

2 декабря 1931 г. произошел вооруженный переворот и президентом стал генерал Максимилиано Эрнандес Мартинес. Начался террор против трудящихся и их организаций. Коммунистическая партия (основанная в 1930 г.) была объявлена вне закона. Народ Сальвадора оказал ожесточенное сопротивление реакции. В январе 1932 г. началось вооруженное восстание против диктатуры Эрнандеса Мартинеса, проходившее под руководством Коммунистической партии. В нем приняло участие не меньше 40 тыс. человек. Повстанцам удалось овладеть несколькими городами, их отряды подошли к самой столице. Однако с помощью США, Англии и Канады, военные суда которых появились у берегов Сальвадора,восстание было жестоко подавлено, тысячи его участников — расстреляны, десятки тысяч, спасаясь от фашистского террора, покинули родную страну.

Диктатура Мартинеса, одна из самых реакционных в Латинской Америке, носила откровенно фашистский характер. Она не только не скрывала своих связей с гитлеровской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией, но всячески афишировала их. Сальвадор оказался единственной республикой Латинской Америки, запятнавшей себя присоединением к «антикоминтерновскому пакту». Германия и Италия создавали в стране свои военные базы.

Несмотря на террор, на военное положение, не отменявшееся в течение многих лет, сальвадорский народ не прекратил освободительной борьбы. Разгромленная, казалось бы, Коммунистическая партия уже к 1935 г. возобновила свою деятельность.

В мае 1944 г. движение против диктатуры Эрнандеса Мартинеса вылилось во всеобщую забастовку, а затем и вооруженное восстание;Мартинес вынужден был отказаться от президентского поста. Однако его преемник Кастаньеда Кастро стал вскоре проводить такую же реакционную политику.

В 1950 г. президент Оскар Осорио вынужден был разрешить легализацию профсоюзов и некоторых других организаций. Но реакция не прекратила попыток взять профсоюзы в свои руки и «обезвредить» активных руководителей рабочего класса. В сентябре 1952 г. на профсоюзы и другие демократические объединения обрушилась волна террора. 1200 демократических деятелей были арестованы «за организацию коммунистического заговора». В ноябре того же года был принят «антикоммунистический закон», карающий тюрьмой за пропаганду передовых идей.

Сотни демократов Сальвадора продолжают оставаться в тюрьмах и в концентрационном лагере на о-ве Сакартильо, который по справедливости носит наименование лагеря смерти.

Современное экономическое положение

Экономика Сальвадора — аграрной страны со слаборазвитой промышленностью — носит монокультурный характер. Почти 84% экспорта республики приходится на кофе (по производству его

Сальвадор занимает четвертое место в Америке и пятое — в мире). Основные районы кофейных плантаций — запад и центр. Большая часть плантаций находится в руках крупных владельцев. Мелкое крестьянское хозяйство ведется крайне отсталым способом, без применения удобрений, с использованием деревянных сох и т. п. Обезземеливание крестьян приводит к значительному развитию различных видов аренды — денежной, издольной, испольной, отработочной. Часть крестьян (прежде всего, индейцы) уже совершенно не имеет земли и батрачит на плантациях. Рабочий день там продолжается не меньше 12 часов, заработная плата очень низка. Довольно значительна категория батраков, не получающих денег, а только скудное питание. Урожай кофе скупается крупными скупщиками, за которыми, в свою очередь, стоят североамериканские монополии, господствующие таким образом в экономике Сальвадора. Почти 70% собираемого в стране кофе вывозится в США.

Вторая по значению культура — хлопок (на востоке), затем — си- заль, какао, табак; в небольшом количестве производится индиго. Основные продовольственные культуры — кукуруза, просо, рис. На севере развито скотоводство.

В лесах на берегу Тихого океана (Бальзамовый берег между Jla- Либертад и Акахутлой) из бальзамовых деревьев добывается перуанский бальзам (сырье для медицинской и парфюмерной промышленности). Единственное место добычи бальзама — Сальвадор; название «перуанский» связано с тем, что в колониальные времена он вывозился в Европу через Перу. Используются также растущие в сальвадорских лесах каучуконосы, вывозится небольшое количество красного дерева, кедра.

Минеральные богатства республики разрабатываются мало (в основном золото и серебро, в незначительной степени — цветные металлы, строительные материалы и т. п.). Промышленных предприятий немного, хотя и больше, чем в других республиках Центральной Америки; это предприятия по обработке местного сырья — около 170 фабрик по очистке кофе, несколько десятков сахарных и винокуренных заводов, около 10 текстильных фабрик, 2 мельницы (на импортном сырье), большая фабрика по производству мешков из сизаля, кожевенные заводы, табачные, пищевые, обувные и т. п. В 1951 г. насчитывалось всего 1135 промышленных предприятий с 10 900 рабочими. Хотя в республике принято немало законов о 8-часовом рабочем дне и о правах трудящихся, на самом деле эти законы остаются на бумаге, и произвол предпринимателей ими не ограничен. Однако рабочие Сальвадора все решительнее выступают в защиту своих прав, и им часто удается добиться успеха: например, в железнодорожной забастовке 1949 г.

Политический строй. Партии. Профессиональные организации

Во главе республики Сальвадор стоит президент, избираемый на шесть лет. Парламент (Законодательное собрание) состоит из одной палаты (64 депутата, срок полномочий — два года). Избирательное право имеют мужчины и женщины с 18 лет (последние получили его лишь в 1950 г.). У власти стоит буржуазная Революционная партия демократического объединения, тесно связанная с монополиями США. Крупнейшая оппозиционная буржуазная партия — Партия обновительного действия. Коммунистическая партия объявлена вне закона (последний раз — в 1952 г.), но продолжает работу в подполье. Профсоюзное движение развивается в трудных условиях. Создание профсоюзов сельскохозяйственных рабочих, а также сезонников, занятых на обработке кофе и сахарного тростника, запрещено. Остальные союзы работают под постоянной угрозой репрессий. Рабочие Сальвадора поддерживают дружественные связи с демократическими профсоюзами Центральной, Южной Америки и других районов.

Этнический состав населения

По данным 1958 г., в Сальвадоре насчитывалось 2434 тыс. жителей. По плотности населения (более 70 человек на 1 км2) республика занимает первое место в Центральной Америке. Распределено оно относительно равномерно, но гуще всего—в западной и центральной части Сальвадора. Самодеятельное население, по данным 1950 г., составляло 653,4 тыс. Из них: 63,15% было занято в сельском хозяйстве, 11,87% — в обслуживании, 11,39% — в промышленности, 5,48% — в торговле, 1,52% — в транспорте, 0,26% — в горной промышленности и т. п.1

Большинство населения — лица смешанного испано-индейского происхождения (более 80%). Белое население составляет около 8—10%, индейцы — около 10%. В республике проживает также небольшое число негров и китайцев 2.

Индейцы Сальвадора принадлежат в основном к трем группам: пи* пиль (юта-ацтекской языковой семьи), ленка и майя; пипиль живут в га- падной и центральной части республики, ленка — на востоке ее, майя— на гватемальской границе. Древняя культура индейцев пипиль (основной части коренного населения Сальвадора), отмеченная влиянием ацтеков, достигла высокого уровня развития и представляет значительный интерес. Об этом говорят развалины городов — Кускатлана, Кохутепеке, Апасте- пеке7 Гуакотеки, Теуакана,— в которых найдены замечательные по мастерству и выразительности каменные скульптуры, искусно выполненные предметы быта и религиозного культа. Здесь находился один из очагов высокоразвитого земледелия с применением искусственного орошения. Этот район имел широкие торговые связи, в нем было значительное ремесленное население.

По общему уровню развития население этой части Центральной Америки, вероятно, мало уступало государствам древних ацтеков и майя1.

В настоящее время большинство индейцев пипиль испанизировано. Национальные обычаи сохранила лишь незначительная по численности группа в районе вулкана Исалько (провинция Сонсонате), так называемые панчо (район вулкана Панчималько близ столицы) и население городка Науисалько — в общей сложности не более 3% коренного населения страны. Основное занятие индейцев — земледелие на мелких участках; многие, лишившись земли, составляют ныне наиболее бесправную категорию батраков. Есть среди индейцев пипиль и группы городских рабочих (правда, незначительные).

Смешение коренного населения с выходцами из Испании происходило в Сальвадоре на протяжении всего колониального и послеколониального периода истории. Не прекратился этот процесс и сейчас. Для страны характерно наличие множества терминов, указывающих на тот или иной процент индейской, негритянской, «белой» крови. Исследователь начала

Потомок мориско и испанки носит наименование альбино и т. д. (всего 14 категорий)2.

В настоящее время многие эти термины уже утратили свое значение, вышли из употребления или расшифровываются иначе. Так, ладино означает теперь не только потомка испанца и индианки, но и человека смешанного происхождения, метиса вообще; мулато — потомка негра и белой, а также негра и индианки и т. п.3

В отношении белого населения можно сказать то же, что и об остальных странах Центральной Америки. Потомки колонизаторов или колонистов более раннего времени, несмотря га гордость своим «чисто белым» происхождением, на самом деле связаны по происхождению и с коренными обитателями страны. Другую часть сальвадорских белых составляют потомки более поздних иммигрантов (в основном из

Испании) или переселенцы последних десятилетий. Проживающие в Сальвадоре иностранцы — выходцы из различных стран Европы или из США — составляют часть городского населения и принадлежат главным образом к буржуазии. Почти все представители господствующего класса являются или считаются белыми.

Язык

Государственный и родной язык подавляющего большинства населения — испанский, вернее местный его диалект. Лишь небольшие группы индейцев пипиль (в районах Исаль- ко, Науисалько и Панчималько) и ленка (район Сан-Мигель) сохранили свои родные языки, но даже и в этих группах испанским языком владеют все. Однако ряд индейских слов вошел в язык обитателей Сальвадора, например тунамилъ (кукурузное поле), апанте (поливное поле) и т. п.

Города. Поселения. Жилища

Городское население составляет 38%, но часть его (около */з)— земледельцы, обрабатывающие поля, расположенные в окрестностях городов. Крупнейший экономический, политический и культурный центр, важнейший транспортный узел — столица республики г. Сан-Сальвадор (203 тыс. человек). Это один из самых старых городов страны (основан в 1525 г.). Над Сан-Сальвадором возвышается одноименный вулкан; окружающая столицу равнина покрыта лесами и прорезана значительным числом рек. Высота равнины 700 м над уровнем моря.

Архитектура Сан-Сальвадора отражает преимущественно влияния современных европейских и североамериканских стилей, что особенно заметно в центре с его асфальтированными улицами и правильной планировкой кварталов. Здания столицы построены таким образом, чтобы частые землетрясения не повредили их. Центр города богат зеленью. Именно здесь и находятся самые красивые и известные здания — Паласьо насьональ (местопребывание правительственных учреждений), кафедральный собор, ряд памятников, в том числе гениальному испанскому писателю Мигелю Сервантесу, одному из президентов республики генералу

Херардо Баррьосу и т. п. Кварталы богачей, так называемые коло- ниас, расположены на окраинах, среди садов. Второй по размерам город—центр кофейного района Санта- Ана (около 65 тыс. человек), где развита пищевая и легкая промышленность. Наиболее интересные архитектурные памятники — здание муниципалитета и собор. На том месте, где сейчас стоит Санта- Ана, существовало когда-то большое индейское поселение (Сиуатео- кан), возникшее задолго до испанского завоевания.

Старинные испанские дома с толстыми стенами и окнами в решетках не характерны для больших городов и редко встречаются даже в населенных пунктах меньшего размера. Современные дома, обычно белые с красными крышами из рифленого железа, сооружаются теперь либо из дерева, либо из цемента. Два-три городка с сохранившимся индейским населением резко делятся на две части — ту, где живут «испанцы», и ту, которую населяют индейцы. В деревнях кое-где можно видеть еще и старые хижины индейского типа, с соломенными крышами, края которых иногда доходят до земли.

Одежда

Одежда большинства сальвадорцев мало отличается от той, которая преобладает в Южной Европе или в южных штатах США. Национальный костюм сохранился только в четырех уже упомянутых районах —Исалько, Науисалько, Панчималько и Сан-Мигель (главным образом женский). Он состоит из белой или цветной кофточки уипилъ с короткими рукавами и оборками и широкой цветной юбки с оборкой и одной или двумя полосами другого цвета на подоле. Индейские женщины носят большое количество бус — из ракушек, кораллов или старинных испанских монет. У женщин района Исалько сохранилась юбка старого покроя — типа саронга, обернутая вокруг тела. Преобладающие головные уборы — широкополые сомбреро у мужчин и цветные шали с бахромой, свисающие сзади до полу,— у женщин.

Основные части старинного городского мужского костюма — яркая рубашка (рефако), длинные брюки, очень широкое сомбреро. Старый женский городской костюм состоит из очень длинной юбки с оборками на подолу (энагуа) и блузки (блуса), отделанной шелком и вышивкой по вороту и рукавам. Иногда еще носят шаль (ребосо)1. Но в городах и этот и тем более индейский костюм встречаются лишь во время карнавалов.

Пища

Основная пища—лепешки (тортилъяс), пирожки с сыром (пупуса) и другие блюда из кукурузной муки, черные бобы, некоторые овощи. Местные блюда обильно сдабриваются перцем. Некоторые районы страны имеют определенную специализацию. Так, Санта-Ана славится вареньем, Сонсонате — особого сорта сыром, маслом и молоком и т. п. Почти вся обрабатываемая площадь страны занята под кофе, но сами сальвадорцы довольствуются дешевыми его сортами, а то даже и суррогатами. В основном кофе идет на вывоз. Более 10 % вывоза страны составляют мука, сало, мясные консервы, жиры, овощи а также фрукты.В то же время сельское хозяйство страны не обеспечивает производства необходимого количества продовольствия, и его приходится импортировать. Цены на съестные припасы непрерывно растут (за послевоенный период они увеличились более чем в 3 раза).

Просвещение

57,7% населения неграмотно. Невзирая на закон об обязательном посещении школы, учится только 25% детей школьного возраста. Имеется более 2119 начальных и около 296 средних школ с 219 тыс. и 22,6 тыс. учащимися,- два педагогических училища и университет в Сан-Сальвадоре (пять факультетов и более 1,5 тыс. студентов). Образование в Сальвадоре остается привилегией более или менее зажиточных слоев населения.

Религия

Подавляющее большинство населения исповедует католическую религию. Протестантов немного. Появление их — результат деятельности североамериканских миссионеров.

Особенности быта. Развлечения

Старинные праздники, которые можно видеть в деревенских районах, сохраняют очень своеобразные черты старой испанской культуры. Так, крестьяне до сих пор организуют представления типа мистерии со старинным текстом (пьеса «Ла историа», например, повествует о борьбе испанцев с маврами). Эти представления часто даются во исполнение религиозных обетов. Характерно, что в исполнении пьес женщины не участвуют.

Вместе с тем многие крестьянские танцы и представления даже в деревнях, где нет коренного населения, несомненно, носят следы индейского влияния.

Традиционными в республике являются рождественские карнавалы, а также карнавалы, устраиваемые 12 декабря и в конце июля — начале августа. Именно в это время улицы Сан-Сальвадора и других городов заполняются празднично одетыми в индейские костюмы людьми. 12 декабря празднуется одновременно день Гваделупской ббжьей матери (покровительницы индейцев) и так называемый День индейца. Процессия, сопровождающая статую богоматери, переносимую из центра столицы в часовню района Ла-Сеиба (на одной из окраин), состоит из молодых женщин и детей в индейских костюмах. Они несут на головах корзины с фруктами, овощами, цветами. В различных городах устраиваются скачки на приз, конкурсы на самый красивый или оригинальный костюм и т. п. Помимо карнавалов, проводимых по всей стране, существуют и местные, приуроченные к тем или иным событиям в истории города или департамента. Ежегодно в так называемом Касино-хувениль (в столице) происходит «кофейный бал», на котором присутствующие выбирают «королеву кофе». «Королева», бывшие «королевы» и кандидаты на «престол» располагаются на особой эстраде, а вместо стульев им служат тюки сизаля, из которого изготовляются мешки для кофе. Все девушки надевают индейские костюмы, украшенные листьями, цветами и зернами кофе.

Индейское население обычно отмечает католические праздники. Но некоторые из них явно связаны с доиспанскими обычаями. Так, праздник креста у индейцев Исалько отмечается в мае, когда начинается самый важный момент возделывания кукурузы. На рождество торжественно носят в процессии особые палки (гарручас), украшенные отборными кукурузными початками, зерна с которых впоследствии используются для посева1. Встречаются и еще более старые празднества, на которых не отразилось влияния церкви. Таков праздник Хей-хей. Участники его, в костюмах племени хикаке, совершают магические действия, связанные с вызыванием дождя.

Культура

В различных районах страны сохраняется еще старинное народное искусство. Прежде всего это относится к художественным ремеслам. Так, жители района Илобаско славятся как искусные гончары и скульпторы. Миниатюрные глиняные фигурки из Илобаско представляют собой и изображения святых, и скульптуры крестьян и крестьянок, иногда целые группы: крестьянка, делающая тортильяс, пара влюбленных и т. п. Бытовые сюжеты преобладают. Район Ла-Уньон славится изделиями из черепашьих панцирей. Особняком стоят индейские ремесла—ткачество и особенно плетение. Женщины пипиль изготовляют из стеблей камыша так называемые петате — циновки для спанья, часто служащие и половиками.

В широких массах сальвадорского народа развито искусство песни и танца. Народные танцы, распространенные в деревне, называются бай- лес, или серейтас. В средних школах существую! даже особые детские театры, где ученики ставят целые представления (например «Деревенская свадьба»), состоящие преимущественно из народных песен и танцев. Таким образом, практически большинство школьников в той или иной степени знакомо с музыкальным и танцевальным творчеством своего народа. Из музыкальных инструментов наиболее распространены гитары и маримба (род ксилофона). Индейские инструменты включают уэуэтлъ, тестонааустле и другие ударные, разные виды флейт, барабаны из дерева и черепашьих панцырей, карамбу или гуарамбамбу — пустую тыкву с приспособлением в виде лука и стрелы и т. п.

В художественной литературе Сальвадора получили известность такие писатели, как Саларруэ (Сальвадор Саласар Арруэ, род. 1899), Хуан Ульоа (род. 1898), поэтесса Клаудиа Ларе (Кармен Брэннон), прозаик Уго Линдо. Многие деятели литературы и искусства активно участвуют в прогрессивном движении. Среди них —известный писатель и борец за мир Луис Гальегос Вальдес.

Значительного развития достигло в Сальвадоре изобразительное искусство. Еще Bf XIX в. один из выдающихся художников Латинской Америки— сальвадорец Франсиско Сиснерос (1823—1878) сыграл важную роль в развитии искусства на Кубе. Крупнейшие современные художники —живописец и скульптор по дереву Хосе Мехиа Видес (род. 1903), а также скульптор Валентин Эстрада (род. 1902) и каррикатурист Тоньо Саласар.