Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Гондурас: характеристика
Этнография - Народы Америки

Гондурас занимает самую большую среди центральноамериканских республик территорию (112 088 км2). На востоке и юго-востоке он граничит с Никарагуа, на юге — с Сальвадором, на западе — с Гватемалой. Северные районы омываются Карибским морем, часть южной границы проходит по берегу Тихого океана.

Краткий исторический очерк

В 1 ондурасскои республике (существует с 1839 г.) почти до конца XIX в. власть находилась в руках крупных помещиков и духовенства, политической организацией которых была консервативная партия. Уже в первой трети прошлого века началась ожесточенная англо-американская борьба за Гондурас. В 1842 г. Англия захватила даже часть карибского побережья республики, но через три года была вынуждена уйти отсюда. Затем Гондурас участвовал в борьбе против североамериканского авантюриста Уокера (см. раздел о Никарагуа). Перевороты и восстания, столь частые в истории страны, были отражением этой борьбы великих держав, а также борьбы за власть между консерваторами и либералами (партия развивавшейся в тот период буржуазии). В конце XIX—начале XX в. победа была на стороне либералов, а затем к власти снова пришла консервативная партия.

К началу XX в. в экономике страны стало безраздельным влияние североамериканского капитала. Монополии США полностью завладели банановыми плантациями, составлявшими основу хозяйства Гондураса. В 1905, 1907, 1911, 1917,1924—1925 гг. имела место и вооруженная североамериканская интервенция, а в 1928 г. из-за соперничества двух фруктовых компаний США произошел даже гватемальско-гондурасский конфликт.

С 1933 по 1949 г. власть находилась в руках реакционного диктатора Кариаса Андино, тесно связанного с монополиями США. Политика Кариаса Андино, поставившего демократические организации вне закона, вызывала все более решительный протест народных масс (восстания 1944, 1947 и др.). В результате ему пришлось уйти с президентского поста, но правящим кругам и их покровителям (прежде всего «Юнайтед фрут») удалось привести к власти других своих ставленников, проводивших ту же политику.

Движение народных масс, однако, не прекратилось. Начало организованного движения трудящихся относится к 1920-м годам. В 1927 г. была создана первая профсоюзная организация, а в 1929 г.— федерация профсоюзов, вошедшая в Конфедерацию трудящихся Латинской Америки. В это же время возникла и Коммунистическая партия. Весной 1931 г., в конце того же года и в 1932 г. на банановых плантациях происходили восстания, подавленные силой оружия. В послевоенный период наиболее* значительным выступлением масс была забастовка 1954 г., охватившая несколько десятков тысяч рабочих всех отраслей экономики. Забастовка, продолжавшаяся 69 дней, вынудила «Юнайтед фрут», впервые за все время ее существования, пойти на уступки рабочим1. В апреле 1957 г. на севере страны снова произошла забастовка рабочих банановых плантаций. В ней участвовало не менее 10 тыс. человек2.

Краткий экономический очерк

Отсталая аграрная страна, Гондурас выделяется низким уровнем своего хозяйственного развития среди остальных стран Центральной Америки.

Банановые плантации (на карибском побережье) по площади занимают первое место в Центральной Америке и целиком находятся в руках двух североамериканских монополий —«Юнайтед фрут компани» и «Стандард. фрут энд стимшип компани», владеющих также почти всеми железными дорогами республики и портами. На карибском побережье распространена также культура кокосовой пальмы; возделываются сахарный тростник, бобы, рис, пшеница, хлопок. Имеются плантации абакй (манильская пенька). Мелкие крестьяне (пенкос), занимающиеся примитивным земледелием в горной части страны, выращивают кукурузу, бобы, маниоку, кофе. На востоке Гондураса развито скотоводство, также контролируемое «Юнайтед фрут». На северо-востоке (Москитиа) — много ценных древесных пород, но вывозится, и то в небольшом количестве, лишь красное дерево. В незначительных размерах собирается каучуковый сок.

Недра страны богаты золотом, серебром, сурьмой, углем, железной рудой, бокситами, цветными металлами и т. п. Добыча золота, серебра и цинка ведется североамериканскими фирмами. Среди предприятий наиболее крупные — две мельницы (в Пуэрто-Кортес и Сан-Педро-Сула), спичечная, табачная и текстильная фабрики в Тегусигальпе, кожевенный завод в Данли. Остальные — мелкие пищевые, обувные и т. п. Почти все значительные предприятия находятся в руках «Юнайтед фрут».

Крупнейший отряд рабочего класса — рабочие банановых плантаций— подвергается жестокой эксплуатации. «Юнайтед фрут» распоряжается их жизнью и смертью. Профсоюзных активистов бросают без суда в тюрьмы, пытают, убивают. Рабочих грабят при выдаче мизерной заработной платы, при сборе налогов, в «комиссариатах» (лавках компании), где рабочие обязаны делать все покупки. Но, несмотря на это, в условиях, когда даже членство в профсоюзе считается преступлением, борьба рабочих ширится и растет.

Мелкие крестьяне, особенно в районах, близких к плантациям, разоряются и оказываются вынужденными продавать свои участки, становясь наемными рабочими «Юнайтед фрут». Часть их сгоняют с земли, передавая последнюю компании под плантации. Это, однако, в последние годы встречает все растущее сопротивление.

Несколько лет назад, например, крестьяне двух деревень в районе Чолома, невзирая на то, что дома их были разрушены, а специально вызванные войска убили десять человек и многих ранили, отстояли свою землю, которую предполагалось отвести для плантаций.

Политический строй

Президент Гондурасской республики и конгресс (парламент) из одной палаты (58 членов) избираются сроком на шесть лет. Избирательные права имеют мужчины и жен- . щины с 21 года, женатые и грамотные мужчины — с 18 лет. Основные буржуазные партии: Националистская (бывшая консервативная, так называемые «синие») отличается крайней реакционностью, тесно связана с США (лидер Кариас Андино); Национальное реформистское движение (примерно того же типа); либеральная («красные», победила на последних выборах осенью 1957 г.). Коммунистическая партия (основана в 1954 г.) находится в подполье. Либеральное правительство президента Вильеда Моралеса приняло некоторые меры по развитию национальной экономики; летом 1958 г. оно взяло в свои руки одну из железных дорог, которой раньше владела «Юнайтед фрут».

Этнический состав населения

По данным 1958 г., в Гондурасе проживает 1822 тыс. человек. Средняя плотность—16,2 человек 1 км2. Распределено население неравномерно — большая часть живет в плантационном районе у Карибского моря, а также на западе и в центре республики (в горных долинах). Остальные районы населены слабо, а Москитиа почти безлюдна.

Самодеятельное население составляет около 650 тыс. (данные 1950 г.). Более 81% занято в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве, около 6 % — в обрабатывающей промышленности, около 4,5 % — в обслуживании, немногим более 1 % — в торговле, примерно столько же — в транспорте и связи, 1% — в строительстве, 0,4% в горной промышленности и т. д.

Основная этническая группа населения республики — лица смешанного испано-индейского происхождения (так называемые ладино). Их в Гондурасе около 90%. Примерно 6,7% составляют индейцы, 2,1 % — негры, около 1,2% — белые, несколько десятых процента — выходцы, из стран Азии (Индия, Китай и т. д.). Ладино преобладают во всех департаментах, кроме Интибука (где большинство населения — индейцы) и Ислас-де-ла-Баиа (на островах карибского побережья, где преобладают негры).

Индейское население сохранилось в основном на юго-западе страны, близ сальвадорской границы. Здесь, в департаменте Интибука, индейцев — 60%, а в департаменте Ла-Пас— 18% населения. В общей сложности здесь живет почти 50% всех индейцев Гондураса. Принадлежат они к лингвистической группе пайя (в основном племя ленка). Восточнее живут пайя и хикаке (той же группы), а по карибскому побережью — мйс- кито и, несколько дальше от моря, сумо. На гватемальской границе имеются группы индейцев майя. В 7 из 17 департаментов страны индейского населения нет совсем1.

Основное занятие индейцев ленка — земледелие. Возделываются кукуруза, пшеница, бананы, какао, тыква, сахарный тростник, земляная груша, бобы, табак, кое-где выращиваются апельсиновые, персиковые деревья и т. п. Подсобное значение имеют охота, рыбная ловля (рыбу травят растительными ядами), скотоводство. Живут ленка деревенскими общинами, во главе которых стоят касик (вождь, старшина) и касикасго> (общинный совет), состоящий из касика, знахаря, священника (или жреца) и старейших членов общины. Теперь в некоторых общинах касик избирается; в других звание его наследуется. Кроме того, в деревне имеются алькальде (староста) и хефе политике (представитель административного- аппарата с очень широкими полномочиями). Фактически они и являются хозяевами всей жизни деревни ленка. Земля принадлежит общине и по большей части делится между ее членами. Раздел производится старостой или старейшими жителями деревни вместе со старостой; касик делит землю очень редко. Количество земли, приходящееся на человека, составляет от четыпех по восьми тавеа (тапеа — неодинаковое в паяных местах количество земли, которое можно вручную обработать за день). В некоторых местах, где индейские обычаи еще сохранились в большей степени (например в Гуахикиро), земля обрабатывается сообща, а урожай распределяется касиком.

Большинство ленка постепенно утрачивает свою национальную культуру и обычаи. Уже довольно давно происходит слияние их с метисами (ладино). Лишь в таких местах, как Гуахикиро и Интибука, индейское население остается компактным и этнически однородным. Многие ленка выходят из общины, становятся батраками. Немалое число индейцев служит в армии и полиции (разумеется, не на офицерских должностях).

Пайя и хикаке занимаются подсечно-огневым земледелием. Главнейшие культуры — кукуруза, бобы, маниока, ананасы и т. п. Из подсобных занятий развиты охота и рыболовство. Среди этих групп индейцев сохранились еще значительные пережитки первобытно-общинного строя.

На карибском побережье, севернее р. Рио-Тинто, вдоль морского берега и в районе лагун живут группы «черных карибов» («black caribs»), иначе называемых также «гариф». Это — люди смешанного индейско-негритянского происхождения, потомки индейцев — карибов и негров, переселенных колонизаторами с Вест-Индских островов. «Черные карибы» говорят на индейских языках и по-английски; а по занятиям и условиям жизни они мало отличаются от индейцев, хотя в то же время не утратили и некоторых негритянских черт1.

Негритянское население сосредоточено на карибском побережье и особенно на расположенных неподалеку островах (там негров — более 50%). В основном это плантационные рабочие — выходцы из Вест-Индии или их потомки. Значительная часть негров сохраняет британское подданство. В целях разобщения рабочего класса «Юнайтед фрут» и другие компании проводят на плантациях политику разжигания национальной розни между неграми (говорящими по-английски и исповедующими про- тестанство) и гондурасскими метисами, родной язык которых испанский, а религия — католическая. При этом администрация компаний применяет следующие методы. Она демонстративно оказывает неграм предпочтение при приеме на работу, выделяет для них лучше оборудованные бараки, часто назначает их на должности с несколько более высокой оплатой. Самых сильных и умелых негритянских рабочих ставят при погрузке бананов на такие места, что они диктуют остальным грузчикам ритм работы.

Империалистам подчас удается добиться своей цели: внушить гондурасцам, что иностранцам-неграм якобы живется лучше, а это помогает иногда срывать забастовки, препятствует объединению всех плантационных рабочих2. Для давления же на негров используется постоянно существующая угроза высылки их на Ямайку или другие острова, тем более, что реакционное законодательство Гондураса теперь вообще запрещает въезд негритянских трудящихся в пределы республики. Уволенный с плантации негр оказывается в почти безвыходном положении, даже если его и не высылают из страны. Найти работу ему гораздо труднее, чем белому: по закону 1948 г., например, негров и китайцев запрещено принимать на предприятия горной промышленности. Однако рабочие под руководством своих прогрессивных профсоюзов активно борются против политики разжигания расовой и национальной розни. В этой борьбе они добились значительных успехов.

Белое население живет преимущественно в районах развитой горной промышленности (столичный департамент Франсиско Морасан) и на северном побережье, где расположены плантации и компании США. В этих районах сосредоточено более 57 % белых, главным образом уроженцы США — бизнесмены, инженеры и т. д. 22 % белых живет на островах. Основное занятие этой англоязычной группы — рыболовство. Гондурасские белые (потомки испанцев), составляющие господствующую прослойку в стране, почти все живут в городах. Их очень немного (не более 1 тыс. человек)1.

В различных районах Гондураса живет также небольшое число выходцев из азиатских стран — индийцев, китайцев, арабов. Основное их занятие — торговля.

Язык

Государственный и родной язык подавляющего большинства населения — испанский (точнее, местный его диалект). Часть негров говорит по-англииски. В департаменте Ислас-де-ла-Баиа (на островах) этот язык преобладает. Из индейцев — большинство ленка утратило свой язык; пайя, хикаке и другие — в меньшей степени.

Города. Поселения. Тип жилища

Лишь 25 % населения республики живет в городах, 75%—жители сельских местностей. Самый крупный город и важнейший торговый центр — Тегусигальпа (основан в XVI в., с 1880 г. — столица республики). Название его (в переводе с одного из индейских языков Гора серебра) объясняется тем, что вблизи были найдены месторождения драгоценных металлов. Река Чолутека отделяет собственно Тегусигальпу от г. Камайагуэла, с которым столица составляет теперь единое целое (в общей сложности 100 тыс. населения). Из сохранившихся старинных зданий наибольший интерес представляют кафедральный собор и несколь* ко других церквей. Довольно много имеется и жилых домов в староиспанском стиле. Из более новых построек можно указать Президентский дворец, Дворец правосудия, Университет, Национальный театр, Монетный двор, Гондурасский банк. В центре города находится большая площадь. Здесь, перед кафедральным собором, разбит парк «Морасан» и стоит памятник Франсиско Морасану, выдающемуся деятелю периода борьбы Центральной Америки за независимость. Сейчас производится перестройка центра столицы, асфальтируются улицы; однако большая часть города состоит из узких улочек с одноэтажными домами, кое-где мощенных булыжником, а кое-где и вовсе не мощеных. Второй по величине город и крупнейший промышленный центр — Сан-Педро-Сула (около 55 тыс. жителей). В отличие от столицы он расположен на железной дороге. Облик его значительно более современный.

Гондурасская деревня, даже населенная метисами, во многом до сих пор напоминает индейский поселок. У деревенских домов с двускатными соломенными крышами обычно плетеные, обмазанные глиной стены. Встречаются и дома из необожженного кирпича, крытые черепицей. К дому обычно пристраивается навес на трех столбах. Жилище ленка не отличается, в общем, от дома описанного типа.

Жилищные условия 70% населения неудовлетворительны.

Одежда

У большинства гондурасцев, особенно из горожан, одежда теперь мало отличается от североамериканской (южных штатов)или южноевропейской. Как и в других латиноамериканских странах, распространены широкополые шляпы (сомбреро). Почти не сохранился и старинный костюм ленка (например, праздничный женский наряд, обычно покупавшийся в Гватемале: белая кофточка; синяя юбка с белыми или красными полосками, образующими квадратный узор; красный или разноцветный пояс). Наиболее распространенная сейчас у индейцев одежда — видоизмененного староиспанского типа, часто очень пестрая (с преобладанием желтого и красного цветов), украшенная полосами цветной материи. Мужчины носят короткие штаны и рубашки. У пайя и хикаке одежда старинного типа из тапы уже не употребляется. Мужчины надевают нечто вроде коротких трусов и пончо, скрепленное подмышками и подпоясанное. Изготовляется одежда из покупной хлопчатобумажной ткани. Женская одежда состоит из юбки до колен; верхняя половина туловища остается обнаженной. Обуви не имеет почти 7/io населения.

Пища

В рацион трудящихся входят в основном такие продукты, как кукуруза, красные и черные бобы, кухада (особого рода сыр), рис, некоторые тропические фрукты. Главные национальные блюда делаются из кукурузного теста (маса), например, пирог накатамалъ. Мясо, молоко, масло употребляются редко. В праздники приготовляется так называемое топадо (мясо, тушеное с кокосовым молоком и овощами). Ленка питаются кукурузой, перцем, бобами. Много потребляют соли. Кукурузные лепешки (тортильяс) делаются такие же, как и у остальных обитателей Гондураса. В пище пайя и хикаке преобладают кукуруза, маниока, мясо или рыба, приготовленные на кокосовом масле или с кокосовым молоком.

Просвещение

Хотя посещение школы детьми 7—15 лет считается обязательным, учится не более 25% изних. Начальных школ — 2297, средних—39; всего учащихся 139 тыс. Имеется один университет (в Тегусигальпе), где готовят юристов, врачей разных специальностей, фармацевтов, экономистов и инженеров (около 900 студентов). Трудящиеся и их дети часто бывают лишены возможности получить даже низшее образование. До настоящего времени почти 70% жителей Гондураса — неграмотны.

Религия

Подавляющее большинство населения исповедует католическую религию; почти все вест-индские негры —протестанты разных толков. Индейцы (ленка—в меньшей степени, пайя и хикаке — в большей) сохранили религиозные представления доиспанского времени, хотя большинство их формально считается католиками.

Культура

Национально-самобытная литература, музыка, живопись Гондураса, возникшие в конце XIX в.,были результатом взаимного влияния и обогащения испанской и индеи- ской культур. Вместе с тем на литературу и искусство страны, несомненно, оказали влияние и те направления, которые были наиболее характерны для западноевропейского, а затем и североамериканского искусства и литературы конца XIX—XX вв.

Самыми значительными писателями Гондураса считают прозаика Флориано Турсьоса (1877—1943), поэта Хесуса Кастро (род. 1906), составившего «Антологию поэтов Гондураса» (1939), Артуро Мехиа Ньето (род. 1900). В числе прогрессивных деятелей страны, вынужденных покинуть родину, немало выдающихся деятелей литературы и искусства. Среди них — один из крупнейших писателей Центральной Америки, активный борец за мир и освобождение своего народа — Рауль Амайа Амадор. Бывший рабочий банановых плантаций, он выпустил в Мексике роман «Зеленая тюрьма», в котором нарисовал страшную картину засилья североамериканских монополий в его родной стране и рассказал о борьбе плантационных рабочих1.

Из музыкантов в Гондурасе более всего известен композитор и дирижер Франсиско Диас Селайа (род. 1898), из художников — Карлос Суньига Фигероа (род. 1883).

В Тегусигальпе имеется Национальный театр (единственный в стране).