Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современное население Гватемалы. Основные занятия, быт и культура
Этнография - Народы Америки

По данным переписи 1950 г., численность населения Гватемалы составляет 3787 тыс. Так как у нас нет развернутых данных последней переписи, национальный состав приходится давать по переписи 1940 г. Тогда все население Гватемалы насчитывало 3283 тыс. Из них 1820 тыс. (55,4%) — индейцы и 1457 тыс. (44,4%) — «белые и ладино», как их определила перепись. Что же собой представляет категория ладино?

Известный американский ученый Сол Такс, специально изучавший этнические взаимоотношения в современной Гватемале, указывает, что термин ладино имеет различное значение в разных частях страны1.

Само понятие ладино первоначально имело расовое содержание, означая человека смешанного испано-индейского происхождения. Теперь оно употребляется скорее в значении определенной социальной и бытовой группировки. Ладино — человек, который живет главным образом в городе, говорит по-испански, одевается по-европейски и свысока смотрит на индейцев, говорящих на своих наречиях. Конечно, и среди ладино есть люди зажиточные и есть беднота, работающая батраками у первых. Среди индейцев тоже есть более зажиточные. Если такой зажиточный индеец переселяется в город, начинает одеваться по-европейски, переходит на испанский язык, то его постепенно начинают рассматривать как ладино.

Размещение населения в целом по стране повторяет картину доколумбовых времен. Те же сгустки населения на юго-востоке в горной части страны, где самая высокая плотность населения, и тот же контраст—почти безлюдные тропические леса на севере. Но теперь изменился национальный состав этих сгустков населения. На юго-востоке в экономически наиболее развитых районах сосредоточена основная масса испаноязычного населения — ладино и белых; почти во всех остальных районах страны преобладает индейское население. В целом по стране процент индейского населения варьирует от 14% в Аматитлане (юго-восток) до 96 % в департаменте Тотоникапан (на западе)2. Из 1820 тыс. индейцев Гватемалы 1498 тыс. человек говорит на одном из 19 (иногда их насчитывают до 22) сохранившихся в стране индейских языков. Часть индейцев говорит, следовательно, только по-испански.

Языки этих индейских народов относятся к большой лингвистической семье соке-майя. К этой же языковой семье относятся языки гватемальских индейцев цутухиль, покончи, чорти, ишиль, лакандонов и др. Только небольшая группа индейцев пипилей говорит на языке очень близком ацтекскому языку Мексики.

Среди индейского населения, говорящего на родных языках, некоторая часть понимает испанский язык и может немного изъясняться на нем. Испанским языком индейцы пользуются для объяснения с городским населением, в официальных учреждениях.

Киче и какчикели живут в западной части нагорья, цутухили — к югу от них. Маме живут на крайнем западе по границе с Мексикой, довольно большое число индейцев маме живет и в самой Мексике. Западная Гватемала — область наибольшей концентрации индейского населения, здесь живет свыше миллиона индейцев. Другой район, где сконцентрирована большая масса индейского населения,— центр страны, здесь живет большой индейский народ кекчи. Покомам и чорти живут на юго-востоке. На севере вдоль пограничной р. Усумасинта в непроходимых лесах ведут бродячую жизнь небольшие группы лакандонов, одного из самых отсталых народов Центральной Америки.

Классовый состав населения Гватемалы характерен для небольшой аграрной страны, где сохраняются полуфеодальные отношения, в которой нет развитой промышленности и которая к тому же оказалась в полной зависимости от иностранного капитала. Небольшой кучке землевладель- цев-латифундистов противостоит огромная масса безземельного и малоземельного крестьянства. Часть крестьян превратилась в сельскохозяйственных рабочих на крупных плантациях. Промышленный пролетариат составляет очень незначительную прослойку населения, главным образок в городах Гватемала и Кесальтенанго, где существует несколько десятков мелких предприятий местного значения: текстильных, табачных, мыловаренных и т. п.

Основные занятия, быт и культура

Основное занятие подавляющего большинства населения Гватемалы — земледелие. Вне крупных плантационных хозяйств земледелие полунатуральное, потребительское. Здесь Ь0% посевной площади занято маисом — «основной продовольственной культурой; выращиваются бобы, перец, томаты, хлопок и др. Техника обработки земли самая примитивная.

Большинство крестьянства, как индейского, так и метисного, не имеет собственной земли или владеет ею в очень недостаточном количестве. Гватемальский крестьянин вынужден арендовать землю у латифундиста на кабальных условиях и постепенно попадает в полную зависимость от него. До сих пор сохранились полуфеодальные поземельные отношения: так называемый колонато — испольщина, при которой собственнику земли отдается 73г/2 урожая; своеобразная форма отработки — пегухаль (pegujal) и т. п. Прогрессивное законодательство 1944—1954 гг., запрещавшее подобного рода закабаление крестьянства, не было проведено в жизнь в силу упорного сопротивления владельцев латифундий и последовавшего вскоре установления реакционного режима Армаса.

В Гватемале сохранилось некоторое число индейских общин. Конечно, в настоящее время внутри этих общин уже есть сильное имущественное расслоение, но они продолжают сохранять известную обособленность по отношению к внешнему миру и являются как бы самостоятельными производственными и потребительскими единицами.

Очень тяжела жизнь сельскохозяйственных рабочих на крупных кофейных и в особенности банановых плантациях (последние часто располагаются в очень нездоровой болотистой местности). Условия труда, например на банановых плантациях «Юнайтед фрут», ужасающие.

«Под палящим солнцем или проливным дождем, стоя по колено в зловонном болоте, окруженные мириадами комаров, трудятся крестьяне моей родины, обогащая американских монополистов,— пишет прогрессивный деятель Оскар Эдмундо Пальма.— Малярия и желтая лихорадка свирепствуют на плантациях. Но это еще не все. Бананы нуждаются в химической обработке, иначе они погибнут от насекомых-паразитов. Обработка же растений химическими растворами вызывает различные тяжелые заболевания у рабочих (например частичную слепоту), так как компания не принимает никаких мер для охраны труда. Мне доводилось бывать на плантациях «Юнайтед фрут компани», и я видел, в каких условиях живут там люди. Убогие жилища не защищают их ни от солнца, ни от дождя, ни от ветров, ни от насекомых. Спать приходится прямо на полу, постелью часто служат кучи тряпья. Чтобы рабочие не теряли попусту ни одной минуты (работа длится с 6 часов утра до 6 часов вечера), еду им привозят прямо на плантации. Еды мало, она невкусна, и к тому же постоянно пропитана отвратительными запахами болота»1.

Рабочему платят бонами, по которым в лавках компании продаются товары по повышенным ценам.

На кофейных плантациях зачастую используется детский труд.

Монополия «Юнайтед фрут» в Гватемале, как в других странах Латинской Америки, запрещает своим сельскохозяйственным рабочим вступать в профсоюзы и даже устраивать собрания. Компания располагает и собственным аппаратом принуждения — полицией, тюрьмами1. Но и в этих тягчайших условиях сельскохозяйственные рабочие Гватемалы борются против «Юнайтед фрут» и других монополий и добиваются в этой борьбе известных успехов.

В отдельных районах страны сильно развито кустарное производство: хлопчатобумажное и шерстяное ткачество, гончарство, производство плетеных изделий и т. п. Местные нужды в значительной степени покрываются ими. Наиболее интересно индейское узорное ткачество, в котором очень сильны древние национальные традиции индейских народов. В период демократического правления президентов Аревало и Арбенса были приняты специальные законы, ограждавшие интересы индейских масте- ров-ткачей, предусматривались специальные меры в отношении «недобросовестных коммерсантов и промышленников», которые имитировали произведения народных мастеров, пользовавшиеся большим спросом внутри страны и за ее пределами. Индейским общинам предоставлялось право- брать в специальных органах патент на рисунки и орнаменты ткани, и таким образом они приобретали исключительное право на их производство. Однако все эти мероприятия были сведены на нет после реакционного переворота 1954 г.

Жизнь гватемальского крестьянина и мелкого ремесленника заполнена тяжким трудом, а результаты этого труда едва покрывают самые насущные потребности. Особенно тяжело положение индейцев. По исследованиям Национального индейского института, 39% индейских семей имеют земли менее половины того количества, которое необходимо для обеспечения прожиточного минимума2. Условия жизни беднейших слоев испаноязычных крестьян — ладино и индейцев — мало чем отличаются: и для тех и для других жилищем служит небольшая хижина из сырцового кирпича или жердей, с земляным полом, без окон, крытая сухой травой, реже — черепицей. Питается гватемальский крестьянин главным образом маисовым хлебом тамалъ, своеобразным рагу — пипиан, пьет вино чича, приготовляемое из сливообразных плодов дерева хокоте, а также мексиканскую пульке. В одежде, особенно праздничной, сохранились довольно резкие различия. Ладино носят одежду европейского покроя. Индейские крестьяне в праздничные дни носят традиционную индейскую одежду, подчас очень красочную, из тканей собственного производства. Основу женского костюма составляет длинная юбка узорчатой ткани (орнамент располагается обычно полосами) и свободная ярко вышитая кофта. Характер и цвета орнамента, расположение полос различаются не только у разных индейских народов, но чуть ли не у каждой деревни. Мужские костюмы еще более своеобразны. Очень живописно одеваются мужчины в Чичикастенанго: черная куртка и черные до колен штаны своеобразного покроя обшиваются широкой красной бахромой. На спине и груди — красная вышивка, поясом служит широкая полоса красной ткани. Будничная одежда не так украшена, но состоит из тех же элементов. По данным переписи 1950 г., более 3Д населения Гватемалы ходят босикомг.

Жизнь населения в мелких городках Гватемалы немногим отличается от повседневного быта крестьян и мелких ремесленников деревни. Другое дело крупные города и поселки, в которых сосредоточены административные кадры иностранных предприятий. Для городской архитектуры характерно сильное испанское влияние. Дома аристократов-латифундистов чаще всего построены в традиционном «колониальном стиле», с небольшим внутренним двориком — патио. Иностранные компании строят для своих служащих небольшие комфортабельные современные коттеджи.

Столица республики г. Гватемала — самый большой город страны и вместе с тем центр экономической и культурной жизни. Здесь находятся Национальный университет, Политехническая школа, Национальный музей, Национальная библиотека. В целом же Гватемала в культурном отношении очень отсталая страна. Согласно переписи 1950 г., 72% населения неграмотно2. Обучение грамоте очень усложняется тем, что население говорит на различных языках. В годы демократических преобразований многое было сделано для просвещения индейского населения, говорящего на родных языках. Для четырех языков — киче, кекчи, какчикель и маме,— на которых говорит свыше 85% индейцев, были составлены алфавиты. Началось обучение в школах на этих языках, переводились конституция и основные положения аграрной реформы. Но и в те годы лишь 37% детей школьного возраста могли посещать начальную школу, а в сельских районах лишь один ребенок из десяти ходил в школу3. В деревнях не хватало учителей, а 75% квалифицированных школьных учителей находились в столице4. С приходом к власти Армаса положение с образованием ухудшилось, так как были отменены все прогрессивные постановления предыдущего периода. Неблагополучно в стране со здравоохранением. Большинство крестьян страдает от постоянного недоедания. Широко распространены малярия (ею болеет до х/з сельского населения), дизентерия, вызывающая высокую детскую смертность, и др. В стране очень мало врачей: в столице один врач приходится на 695 человек, тогда как в целом по стране один врач — на 32 тыс. населения, а в индейском департаменте Киче — один врач на 86 тыс. человек1.

Культурное развитие гватемальского народа тормозится влиянием церкви. Формально почти все население исповедует католичество. Среди гватемальского крестьянства, особенно индейского, очень сильно влияние древних, по происхождению чисто индейских, религиозных представлений. Индейцы были крещены еще в первое столетие испанского господства. Но христианизация была насильственной, и глубоко в сознание населения новая религия не проникла. Католические патеры не пользуются авторитетом. Население видит в них паразитов, которые интересуются только получением доходов со своих прихожан. И в самом деле, духовенство не только собирает с них положенную десятину, но взимает за всевозможные требы по самым различным случаям жизни. Нет ни одного сколько-нибудь заметного события в жизни крестьянина, которое не приносило бы дохода священникам. Особенно много дает им свадьба. •Священник не разрешит венчания в церкви, пока жених и невеста не обнаружат достаточных познаний в католическом богословии; а чтобы обучить их этой мудрости, он заставляет обоих долгое время — обычно месяцы — работать бесплатно на принадлежащей ему земле.

Индейское население придерживается до сих пор своих старинных верований. Некоторых из прежних богов они теперь называют «Иисусом», «Марией» и т. п. Древний бог урожая теперь известен как Сан Сильвестре, бог землетрясений — Сан Роке, бог воды — Сан Исидоро, другие же боги сохранили свои языческие имена. Индейцы по-прежнему почитают солнце и луну. Ставят втайне от священника изображения своих божков позади алтаря церкви.

Среди индейцев Гватемалы до сих пор сохраняется своеобразная форма религиозных верований, не раз привлекавшая к себе внимание этнографов как своего рода модификация тотемизма: каждый человек считается от рождения таинственным образом связанным с тем или иным животным, имя которого ему дают сразу после рождения. Это животное — его на- гуалъ; оно является как бы священным покровителем человека. Есть поверье, что судьба человека нерасторжимо связана с судьбой его нагуаля: если это животное умирает, должен погибнуть и человек. Сходные представления, кстати, существуют до сих пор у сапотеков Мексики. Эту форму верований иногда так и называют «нагуализмом».

Языческие религиозные представления индейцев повлияли на религиозные представления метисного крестьянства — ладино, воспринявшего многие индейские суеверия. Влияние религии сказывается и в народном искусстве.

Индейцы Гватемалы и в наши дни исполняют интереснейшие танцевальные драмы, сохранившиеся с доиспанских времен. Например, «Человек из Рабиналя» («Е1 varon de Rabinal»), описанная еще в середине XIX    в. Брассер де Бурбуром, «Корзины» («Los canastas») и др. Теперь эти ритуальные драмы исполняются в день католического святого — покровителя той или иной местности.

После революции 1944 г. наступил расцвет национальной культуры Гватемалы. Обращение к национальной тематике, фольклору, к народным традициям обогатили национальную литературу, изобразительное искусство, музыку. Прогрессивный писатель Михель Астуриас написал роман «Кукурузный голод» о бедственной жизни гватемальского крестьянина. В романе «Сильный ветер» того же автора описан тяжелый труд на банановых плантациях. Своеобразные произведения художника- индейца Куручиче показывают безрадостное существование индейцев. Особенно следует отметить деятельность созданной в 1945 г. прогрессивной организации молодых писателей и деятелей искусства «Сакер-Ти», цель и задачи которой — всемерное развитие национальной культуры. Но все эти прогрессивные начинания были уничтожены с приходом к власти диктатора Армаса. Были закрыты журналы по вопросам культуры и воспитания, закрыта Школа изобразительных искусств, Опытный университетский театр и др. Проводилась массовая кампания сожжения книг. Прекратилась и работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.